Скачать:TXTPDF
Таинства Церкви

епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М., 2007. С. 23.

554

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М., 2007. С. 24-34.

555

Второй Ватиканский Собор: Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 373-381.

556

Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 117.

557

Проблема несоответствия научно-богословской и традиционно-бытовой религиозной идентичности является актуальным и малоизученным в богословской литературе вопросом. Социологические исследования данной проблематики очень поверхностны, часто не учитывают ее собственно богословской природы и, уж тем более, не затрагивают важного вопроса о влиянии религиозных взглядов православного современного человека на его самореализацию, в частности, в семье. На сегодняшний день крайне необходимы церковно-научные исследования этой области. Среди современных социологических исследований в области религии следует особо отметить работу В. Ф. Чесноковой «Тесным путем» (М., 2005).

558

Катехизис Римо-католической Церкви прямо называет таинства Священства и Брака — «таинствами служения общине» (1534). Каковы бы ни были богословские предпосылки этого утверждения, мысль о церковном браке, как форме церковного служения выражена в нем очень ясно.

559

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви доступны в сети Интернет по адресу: http://www.mospat.ru.

560

В Основах социальной концепции не ставится задача практического приложения, в то время как существует обширная литература, показывающая, что в этой области накопилось множество конкретных практических вопросов, требующих своего решения. См. например: Брэк И., протопр. Священный дар жизни. М., 2004.

561

См. например: Антонио Сикари «Краткий катехизис о браке» или Альфонсо Лопес Кинтас «Человеческая любовь». Следует отметить, что подобные пособия, составленные представителями иных христианских деноминаций, имеют чрезвычайное разнообразие. Они могут принципиально различаться как по богословской трактовке таинства Брака, так и нравственным оценкам таких явлений как добрачные отношения, измена, аборт, контрацепция и т. д.

562

В последнее время в русской богословской науке начало развиваться наряду с пастырским богословием и другое близкое ему по содержанию направление — так называемое «практическое богословие». Несколько работ практического характера (в основном посвященных специфическим формам церковной миссии) были выполнены в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях. На кафедре Пастырского и нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ практическое богословие развивается как самостоятельное научное и учебное направление: читается лекционный курс «Практическое богословие», выполняются дипломные работы, ведется церковно-практический научный проект на тему «Современная молодежь: проблемы миссии, воцерковления и церковного молодежного служения». Такие исследования предполагают совместную работу нескольких научных центров в разных регионах России. В западной богословской науке это направление давно существует, хотя по своему содержанию может сильно различаться в зависимости от конфессиональной принадлежности и научной школы. См., например: Practical Theology: International Perspectives / Eds. F. Schweitzer, J. A. van der Ven. Bern e. a., 1999.

563

Послание Патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере. Член 10. // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о Православной вере. ТСЛ, 1995. С. 158-159.

564

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ответ на вопрос 109 // Там же. С. 73-74.

565

блж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Сочинения. М., 1994р. С. 222-223. 224

566

Малиновский Н., прот. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 229, 293, 294, 295, 296.

567

Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 128.

568

сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. С. 551-552.

569

свт. Иоанн Златоуст. О священстве. Слово третье (4) // свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 424-425.

570

блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 229.

571

Вопрос 18 // блж. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М., 2003. С. 150.

572

свт. Григорий Нисский. Слово в день Светов, в который крестился наш Господь // Творения. М., 1866. Ч. 8. С. 6-7.

573

прп. Ефрем Сирин. Слово 57: О священстве. // Творения. Сергиев Посад, 1895. Ч. 2. С. 398.

574

См: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословиюю. М., 2001. С. 44.

575

Там же. С. 45.

576

Материалы взяты из «Еврейской энциклопедии», доступной в сети Интернет по адресу: http://www.eleven.co.il.

577

См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Указ. соч. С. 49.

578

Писания мужей апостольских. Киев, 2001р. С. 100-101.

579

Там же. С. 271.

580

Там же. С. 305.

581

Там же. С. 299.

582

сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. IV. 33. 8.

583

сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. С. 234.

584

свт. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1900. Ч. 3. С. 395.

585

Там же. 1901. Ч. 5. С. 135.

586

свт. Григорий Богослов. Творения. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 29.

587

Там же. С. 28.

588

Там же. С. 50.

589

Там же. С. 51.

590

Там же. С. 37.

591

Там же. С. 57.

592

Там же. Т. 2. С. 154.

593

свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 427.

594

Там же. 1905. Т. 11. С. 768.

595

Там же. Т. 1. С. 439-440.

596

Там же. Т. 11. С. 658.

597

Там же. Т. 1. С. 919.

598

Флоровский Г, протопр. О Церкви. Работа доступна в сети Интернет по адресу: http://www.kursmda.ru/books/theology_church_ilorovsky.htm

599

Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 81

600

PL. 8. Col. 705-715.

601

Иоанн (Зизиулас), митр. Указ. соч. С. 82

7 Там же.

602

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. ТСЛ, 1996р. Т. 1. С. 46.

603

О «мужском характере «таинственного» священства» см. раздел IV Результатов Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин» (Родос, Греция, 30 октября-7 ноября 1988 года).// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902­1998. М., 1999. С. 410-496.

604

Владимирский 1274 г., Московский 1503 г., Стоглавый 1551 г. и др.

605

Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Тутаев, 2001. Ч. 2. С. 549-555, 886.

606

PG. 43. Col. 379-392.

607

Правила Святых Поместных Соборов. С. 874.

608

Цит. по: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в Священных и Божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная Синтагма М. Властаря. М., 1996р. С. 308, 479. См. также: толкование на 17 канон Константинопольского Собора 861 г.

609

Письма митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву. К., 1869. С. 114.

610

См.: Правила Святых Поместных Соборов., толкование на 9-е правило Неокесарийского Собора.

611

От греч. έπι — «на» и τράχηλος — «шея» («выя»). Встречается написание περι-τραχήλιον (περί — «около», «вокруг»), указывающее на то, что епитрахиль оборачивается вокруг шеи. См.: Germani archiepiscopi Constantinopolitani Rerum ecclesiasticarum contemplatio // PG. 98. Col. 393; Goar J. Εύχολογιον sive Rituale Graecorum. Venetiis, 17302; Graz, 1960r. P. 98 (n 13, «notae»).

612

«Стола (лат. stola) — облачение, общее для всех рукоположенных служителей. Представляет собой перевязь, длина которой варьируется. Епископы и священники одевают столу на шею, так что концы ее свисают спереди (на Востоке — епитрахиль; начиная со Средних веков, концы епитрахили сшиваются); диаконы носят столу (на Востоке — орарь) на левом плече … Митрополиты, а также некоторые епископы, пожалованные Папой (на Востоке — все епископы), на богослужении носят паллий (омофор) — шарф из овечьей шерсти (на Западе), специальным образом уложенный вокруг шеи» (Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 1. С. 239, прим. ред.) Свидетельства о епитрахили как обязательном элементе облачения восходят к началу VI в. Так, Собор 509 г. в Браге (северо-западная Испания) предписывал священникам, «чтобы они не иначе приступали к алтарю [для литургисания. — Ю. Р.], как возложивши орарь на оба плеча» ([Долоцкий В. И.] О священнических одеждах // ХЧ. 1848. Ч. 1. С. 335). Ясно, что Собор апеллирует к установившейся практике, и епитрахиль уже вошла в литургическую традицию. Точная датировка невозможна из-за отсутствия источников.

613

Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб., 18972. С. 127.

614

В древнейшем русском Чиновнике в чине «на поставление прозвутера» сказано, что архиерей, после прочтения над поставляемым молитвы «Боже великий силою…», «егда рекуть Аминь, приносить задний конець уларя его напред, и одежеть и [его] в фелонь, и целовав его, повелить ему стати с прочими попы» (РНБ. Соф 1056, XIV в. Л. 10). — Цит. по: Желтов М., диак. Чины рукоположений по древнейшему славянском списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 155. Благодарю автора публикации за это указание.

615

Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 97.

616

Goar. Op. cit. P. 243.

617

«Епитрахиль знаменует совершительную и нисходящую свыше благодать Духа. Посему-то архиерей и священник, возлагая ее на выю, говорят: Благословен Бог, изливаяй благодать на священники Своя. Потому каждый архиерей и священник и употребляет ее при всяком богослужении» (Труды Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1916. С. 232-233).

618

Служебник. М., 1977. Ч. 1. С. 76.

619

«…Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс 132. 2).

620

Εύχολόγιον то μέγα. Άθηναι, 1986. Σ. 36-37. О соотношении греческого Евхология и славянского Служебника в их историческом развитии см.: Рубан Ю. Древнерусский Служебник: Проблемы типологии и постатейного описания // VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (2002). Минск, 2003. Ч. 1, кн. 1. С. 149-158.

621

Так, для наших консервативных старообрядцев (да и не толь ко для них) безбородого священника просто не существует, ибо человек без бороды эту «сугубую благодать священства» восприять не может, следовательно, — он «безблагодатен». Полная зависимость благодати от окладистой бороды, едва ли не их отождествление, доведены здесь до поучительного логического абсурда!

622

‘Η στολή του ίερέως ύπάρχει κατά τον ποδήρη Άαρων, τουτέστιν ίμάτιον, ο έστιν ‘ιερατικόν ένδυμα, το μεχρ’ι των ποδών, τό τιμιώτατον (Germani archiepiscopi Constantinopolitani Rerum ecclesiasticarum contemplatio // PG. 98 Col. 393). Было бы соблазнительно уподобить епитрахиль первосвященническому ефоду, явно важнейшей (τό τιμιώτατον) священнической ризе, но последний — «короткая одежда», закрывающая лишь спину и грудь (Толковая Библия. Т. 1. С. 368). Впрочем, см.: Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994р. С. 351-352.

623

Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894. С. 46.

624

«Епитрахиль означает Божественную благодать, как бы с головы до ног облекающую священников и архиереев в совершении Святых Таинств и вообще богослужения» (О священных облачениях [без подписи]. СПб., 1861. С. 6). Такое же по смыслу толкование (с незначительными текстуальными вариациями) читается в следующих просмотренных нами работах: Долоцкий. Указ. соч. С. 334-335; Дмитревский. 1897. С. 127; Дебольский. Указ. соч. С. 351-352; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С. 143; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Л., 1991. С. 15; Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992 (репринт 16-го изд.: СПб., 1899). Т. 1. С. 135-136; Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М., 1995 (репринт 7-го изд.: СПб., 1907). С. 54; Всенощное бдение. Литургия. М., 1982. С. 58; Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1993. Т. 1. С. 533. Нам известны два исключения. Константин Китович ссылается на патриарха Германа и византийского

Скачать:TXTPDF

Таинства Церкви Христианство читать, Таинства Церкви Христианство читать бесплатно, Таинства Церкви Христианство читать онлайн