епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М., 2007. С. 23.
554
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. М., 2007. С. 24-34.
555
Второй Ватиканский Собор: Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 373-381.
556
Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 117.
557
Проблема несоответствия научно-богословской и традиционно-бытовой религиозной идентичности является актуальным и малоизученным в богословской литературе вопросом. Социологические исследования данной проблематики очень поверхностны, часто не учитывают ее собственно богословской природы и, уж тем более, не затрагивают важного вопроса о влиянии религиозных взглядов православного современного человека на его самореализацию, в частности, в семье. На сегодняшний день крайне необходимы церковно-научные исследования этой области. Среди современных социологических исследований в области религии следует особо отметить работу В. Ф. Чесноковой «Тесным путем» (М., 2005).
558
Катехизис Римо-католической Церкви прямо называет таинства Священства и Брака — «таинствами служения общине» (1534). Каковы бы ни были богословские предпосылки этого утверждения, мысль о церковном браке, как форме церковного служения выражена в нем очень ясно.
559
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви доступны в сети Интернет по адресу: http://www.mospat.ru.
560
В Основах социальной концепции не ставится задача практического приложения, в то время как существует обширная литература, показывающая, что в этой области накопилось множество конкретных практических вопросов, требующих своего решения. См. например: Брэк И., протопр. Священный дар жизни. М., 2004.
561
См. например: Антонио Сикари «Краткий катехизис о браке» или Альфонсо Лопес Кинтас «Человеческая любовь». Следует отметить, что подобные пособия, составленные представителями иных христианских деноминаций, имеют чрезвычайное разнообразие. Они могут принципиально различаться как по богословской трактовке таинства Брака, так и нравственным оценкам таких явлений как добрачные отношения, измена, аборт, контрацепция и т. д.
562
В последнее время в русской богословской науке начало развиваться наряду с пастырским богословием и другое близкое ему по содержанию направление — так называемое «практическое богословие». Несколько работ практического характера (в основном посвященных специфическим формам церковной миссии) были выполнены в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях. На кафедре Пастырского и нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ практическое богословие развивается как самостоятельное научное и учебное направление: читается лекционный курс «Практическое богословие», выполняются дипломные работы, ведется церковно-практический научный проект на тему «Современная молодежь: проблемы миссии, воцерковления и церковного молодежного служения». Такие исследования предполагают совместную работу нескольких научных центров в разных регионах России. В западной богословской науке это направление давно существует, хотя по своему содержанию может сильно различаться в зависимости от конфессиональной принадлежности и научной школы. См., например: Practical Theology: International Perspectives / Eds. F. Schweitzer, J. A. van der Ven. Bern e. a., 1999.
563
Послание Патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере. Член 10. // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о Православной вере. ТСЛ, 1995. С. 158-159.
564
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ответ на вопрос 109 // Там же. С. 73-74.
565
блж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Сочинения. М., 1994р. С. 222-223. 224
566
Малиновский Н., прот. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 229, 293, 294, 295, 296.
567
Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 128.
568
сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. С. 551-552.
569
свт. Иоанн Златоуст. О священстве. Слово третье (4) // свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 424-425.
570
блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 229.
571
Вопрос 18 // блж. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М., 2003. С. 150.
572
свт. Григорий Нисский. Слово в день Светов, в который крестился наш Господь // Творения. М., 1866. Ч. 8. С. 6-7.
573
прп. Ефрем Сирин. Слово 57: О священстве. // Творения. Сергиев Посад, 1895. Ч. 2. С. 398.
574
См: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословиюю. М., 2001. С. 44.
575
Там же. С. 45.
576
Материалы взяты из «Еврейской энциклопедии», доступной в сети Интернет по адресу: http://www.eleven.co.il.
577
См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Указ. соч. С. 49.
578
Писания мужей апостольских. Киев, 2001р. С. 100-101.
579
Там же. С. 271.
580
Там же. С. 305.
581
Там же. С. 299.
582
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. IV. 33. 8.
583
сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. С. 234.
584
свт. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1900. Ч. 3. С. 395.
585
Там же. 1901. Ч. 5. С. 135.
586
свт. Григорий Богослов. Творения. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 29.
587
Там же. С. 28.
588
Там же. С. 50.
589
Там же. С. 51.
590
Там же. С. 37.
591
Там же. С. 57.
592
Там же. Т. 2. С. 154.
593
свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 427.
594
Там же. 1905. Т. 11. С. 768.
595
Там же. Т. 1. С. 439-440.
596
Там же. Т. 11. С. 658.
597
Там же. Т. 1. С. 919.
598
Флоровский Г, протопр. О Церкви. Работа доступна в сети Интернет по адресу: http://www.kursmda.ru/books/theology_church_ilorovsky.htm
599
Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 81
600
PL. 8. Col. 705-715.
601
Иоанн (Зизиулас), митр. Указ. соч. С. 82
7 Там же.
602
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. ТСЛ, 1996р. Т. 1. С. 46.
603
О «мужском характере «таинственного» священства» см. раздел IV Результатов Межправославной богословской консультации «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин» (Родос, Греция, 30 октября-7 ноября 1988 года).// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 19021998. М., 1999. С. 410-496.
604
Владимирский 1274 г., Московский 1503 г., Стоглавый 1551 г. и др.
605
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Тутаев, 2001. Ч. 2. С. 549-555, 886.
606
PG. 43. Col. 379-392.
607
Правила Святых Поместных Соборов. С. 874.
608
Цит. по: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в Священных и Божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная Синтагма М. Властаря. М., 1996р. С. 308, 479. См. также: толкование на 17 канон Константинопольского Собора 861 г.
609
Письма митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву. К., 1869. С. 114.
610
См.: Правила Святых Поместных Соборов., толкование на 9-е правило Неокесарийского Собора.
611
От греч. έπι — «на» и τράχηλος — «шея» («выя»). Встречается написание περι-τραχήλιον (περί — «около», «вокруг»), указывающее на то, что епитрахиль оборачивается вокруг шеи. См.: Germani archiepiscopi Constantinopolitani Rerum ecclesiasticarum contemplatio // PG. 98. Col. 393; Goar J. Εύχολογιον sive Rituale Graecorum. Venetiis, 17302; Graz, 1960r. P. 98 (n 13, «notae»).
612
«Стола (лат. stola) — облачение, общее для всех рукоположенных служителей. Представляет собой перевязь, длина которой варьируется. Епископы и священники одевают столу на шею, так что концы ее свисают спереди (на Востоке — епитрахиль; начиная со Средних веков, концы епитрахили сшиваются); диаконы носят столу (на Востоке — орарь) на левом плече … Митрополиты, а также некоторые епископы, пожалованные Папой (на Востоке — все епископы), на богослужении носят паллий (омофор) — шарф из овечьей шерсти (на Западе), специальным образом уложенный вокруг шеи» (Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 1. С. 239, прим. ред.) Свидетельства о епитрахили как обязательном элементе облачения восходят к началу VI в. Так, Собор 509 г. в Браге (северо-западная Испания) предписывал священникам, «чтобы они не иначе приступали к алтарю [для литургисания. — Ю. Р.], как возложивши орарь на оба плеча» ([Долоцкий В. И.] О священнических одеждах // ХЧ. 1848. Ч. 1. С. 335). Ясно, что Собор апеллирует к установившейся практике, и епитрахиль уже вошла в литургическую традицию. Точная датировка невозможна из-за отсутствия источников.
613
Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб., 18972. С. 127.
614
В древнейшем русском Чиновнике в чине «на поставление прозвутера» сказано, что архиерей, после прочтения над поставляемым молитвы «Боже великий силою…», «егда рекуть Аминь, приносить задний конець уларя его напред, и одежеть и [его] в фелонь, и целовав его, повелить ему стати с прочими попы» (РНБ. Соф 1056, XIV в. Л. 10). — Цит. по: Желтов М., диак. Чины рукоположений по древнейшему славянском списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 155. Благодарю автора публикации за это указание.
615
Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 97.
616
Goar. Op. cit. P. 243.
617
«Епитрахиль знаменует совершительную и нисходящую свыше благодать Духа. Посему-то архиерей и священник, возлагая ее на выю, говорят: Благословен Бог, изливаяй благодать на священники Своя. Потому каждый архиерей и священник и употребляет ее при всяком богослужении» (Труды Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1916. С. 232-233).
618
Служебник. М., 1977. Ч. 1. С. 76.
619
«…Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс 132. 2).
620
Εύχολόγιον то μέγα. Άθηναι, 1986. Σ. 36-37. О соотношении греческого Евхология и славянского Служебника в их историческом развитии см.: Рубан Ю. Древнерусский Служебник: Проблемы типологии и постатейного описания // VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (2002). Минск, 2003. Ч. 1, кн. 1. С. 149-158.
621
Так, для наших консервативных старообрядцев (да и не толь ко для них) безбородого священника просто не существует, ибо человек без бороды эту «сугубую благодать священства» восприять не может, следовательно, — он «безблагодатен». Полная зависимость благодати от окладистой бороды, едва ли не их отождествление, доведены здесь до поучительного логического абсурда!
622
‘Η στολή του ίερέως ύπάρχει κατά τον ποδήρη Άαρων, τουτέστιν ίμάτιον, ο έστιν ‘ιερατικόν ένδυμα, το μεχρ’ι των ποδών, τό τιμιώτατον (Germani archiepiscopi Constantinopolitani Rerum ecclesiasticarum contemplatio // PG. 98 Col. 393). Было бы соблазнительно уподобить епитрахиль первосвященническому ефоду, явно важнейшей (τό τιμιώτατον) священнической ризе, но последний — «короткая одежда», закрывающая лишь спину и грудь (Толковая Библия. Т. 1. С. 368). Впрочем, см.: Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994р. С. 351-352.
623
Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894. С. 46.
624
«Епитрахиль означает Божественную благодать, как бы с головы до ног облекающую священников и архиереев в совершении Святых Таинств и вообще богослужения» (О священных облачениях [без подписи]. СПб., 1861. С. 6). Такое же по смыслу толкование (с незначительными текстуальными вариациями) читается в следующих просмотренных нами работах: Долоцкий. Указ. соч. С. 334-335; Дмитревский. 1897. С. 127; Дебольский. Указ. соч. С. 351-352; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С. 143; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Л., 1991. С. 15; Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992 (репринт 16-го изд.: СПб., 1899). Т. 1. С. 135-136; Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М., 1995 (репринт 7-го изд.: СПб., 1907). С. 54; Всенощное бдение. Литургия. М., 1982. С. 58; Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1993. Т. 1. С. 533. Нам известны два исключения. Константин Китович ссылается на патриарха Германа и византийского