Скачать:TXTPDF
Таинства Церкви

канониста Феодора Вальсамона ([Китович К.] Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений, читанное 1803 года сентября 29 дня в публичном собрании Санкт-Петербургской Александроневской Академии кандидатом богословия Константином Китовичем. СПб., 1804. С. 20-21), а потому знает и второе толкование епитрахили («узы игемона»). Сербский литургист протопресвитер Лазарь Миркович знает уже все три рассматриваемые нами ниже толкования (Миркович Л., протопр. Православна Литургика, или Наука о богослуженьу Православне Источне Цркве. Београд, 1965. С. 127-128). При этом знаменательно, что ни один из них не цитирует «русскую» молитву епитрахили, основанную как раз на толковании патриарха Германа. Это значит, что с древнерусскими Служебниками они не работали.

625

Симеон Солунский. Сочинения. С. 233-235.

626

Там же. С. 236.

627

Germani archiepiscopi Constantinopolitani Rerum ecclesiasticarum contemplatio // PG. 98. Col. 393 (=Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 367).

628

«Епитрахиль есть знаменование сказанного: «Связавши Иисуса, привели Его к Понтию Пилату» [Мф 27. 2]» (Pitra J. B. Spicilegium Solesmense complectens Sanctorum Patrum. P., 1858. T. 4. P. 441).

629

«Епитрахиль же есть вервие, при помощи которого Христос, будучи привязан за шею и влеком, веден был на распятие» (Красносельцев. Указ. соч. С. 70). Комментарий появился, по мнению Н. Красносельцева, не ранее XII в., но опирается на более ранние источники.

630

Предположение высказано диак. М. Желтовым во время обсуждения этого доклада в МинДА 03.09.07.

631

Эта статья здесь носит название «Святаго Василия того ж [толк] священническаго чина. Что есть иерей и почему глаголется священник, и что острежение главы его» (л. 228 об. — 232 об.). Аналогичная статья опубликована Н. Ф. Красносельцевым по двум другим русским рукописям (Красносельцев. Указ. соч. С. 44-45).

632

Служебник ГИМ. Син. 601/344, кон. XIV — нач. XV в. Л. 3 об. Данный кодекс, лежащий в основе новой редакции русских Служебников и известный в археографической практике как «Служебник митр. Киприана», — не автограф, но близкая (возможно, прижизненная) копия. В греческом же списке Устава Филофея читается молитва «Благословен Бог» (см. греческий текст: Красносельцев. 1889. С. 38, прим. 1).

633

Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. (1334-1598 гг.). № 40. С. 79.

634

См. прим. 11.

635

Молитва «Благословен Бог», помещенная в основном тексте, перечеркнута красными чернилами, а в подстрочник вписана молитва «Емше Иисуса и связавше и предавше Его Понтескому Пилату игимону».

636

Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Подгот. текста и публ. А. Г. Кравецкого. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 60-61.

637

Типография Мамоничей с самого начала была связана с Москвой, потому что основал ее известный мастер книгопечатного дела, белорус по происхождению, Петр Тимофеев Мстиславец (ум. после мая 1577 г.), соратник русского первопечатника Ивана Федорова (см.: Буланин Д. М. Петр Тимофеев Мстиславец // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (2-я пол. XIV — XVI в.). Часть 2 (Л-Я). Л., 1989. С. 182).

638

Благодарю за это указание свящ. Ростислава Соловьева (МинДА).

639

Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884. С. 78.

640

Послание Святейшего Патриарха Тихона 15.07.1923 // Акты Святейшего Тихона. С. 288-292.

641

Там же. С. 291.

642

Акты Патриарха Тихона. С. 315-316.

643

Там же. С. 418.

644

Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 565.

645

гр

Там же.

646

«Русская Православная Церковь стала на правильный путь»: Докладные записки председателя Совета по делам Русской Православной Церкви 1943-1946 гг. / Публ. М.И. Одинцова // Исторический архив. 1994. №3. С. 143-145.

647

Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. С. 657.

648

Акты Патриарха Тихона. С. 618.

Скачать:TXTPDF

Таинства Церкви Христианство читать, Таинства Церкви Христианство читать бесплатно, Таинства Церкви Христианство читать онлайн