id=790
28
Августин (Никитин), архим. Мы не должны чуждаться. Славянофилы и Западная Церковь. [Электронный ресурс] http://istina.religare.ru/article257.html
29
Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
30
Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. ФРГ: Библейская миссия, 1990.
31
Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. Житомир: НИ-КА, 2002. – С. 10.
32
Там же. – С. 11.
33
Акентьев В. Операция на сердце или из баптизма в православие. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/religii/konfessii/akentev_iz_baptizma_01g-all.shtml
34
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 75,4. Творения. – М.: 1993, Т 2. – С. 759.
35
Савченко П.Д. Сравнительное богословие. М.: СЕХБ, 1991. – С. 73.
36
Там же. – С. 114.
37
Санников С.В. Начатки учения. Одесса: ОБС, 1991. – С. 174. Писал это Санников, будучи ректором ОБС. В 2004г. главы этой книги в виде отдельных книжек были переизданы Одесской Богословской Семинарией под названием «Жизнь в православном окружении», где это высказывание повторено на с. 26.
38
Там же. – С. 182. В издании 2004г. «Жизнь в православном окружении» прибавлено: «Прихожане должны безоговорочно выполнять все требования духовенства. Сами они не имеют права рассуждать и принимать какие-либо решения в духовных вопросах». – С. 51.
39
Там же. – С. 195.
40
Там же. – С. 184.
41
Михеев А. Небиблейские практики Православия. – С. 21.
42
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Электронный ресурс] http://rus-baptist.narod.ru/dop/vetx.htm
43
Петренко В.И. Богословие икон. Протестантская точка зрения. – С. 13.
44
Там же. – С. 53.
45
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
46
Пушков Е.Н. Не смущайся. – С 91.
47
Горохов М.Г. Книга насущных вопросов о православной вере. – С. 29.
48
Там же. – С. 51.
49
Там же. – С. 68.
50
Рогозин П.И. Откуда все это появилось. – С. 4. Этот же труд свящ. Сергий Кобзарь охарактеризовал как «лживая и абсолютно невежественная книга». Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – С. 63.
51
Рогозин П.И. Откуда все это появилось. – С. 43.
52
Там же. – С. 47.
53
Там же. – С. 79.
54
Оганезова М.А. О книге Павла Рогозина «Откуда все это появилось?». [Электронный ресурс] http://antibaptism-ru.tut.su/rogosin
55
Там же.
56
Марцинковский В.Ф.. Крещение взрослых и православие. Мукачево: Церковь Живого Бога, 1993. – Сс. 5, 26.
57
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
58
Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – С. 259.
59
Михеев А. Небиблейские практики Православия. – 41.
60
Добровольский Г., свящ. Во свете Писания. – С. 99.
61
Там же. – С. 100.
62
Там же. – С. 132.
63
Там же. – С. 5.
64
Ноев ковчег, №2, Ровно: 1999. – С. 32.
65
Видеолекции. [Электронный ресурс] http://christianinfo.net.ua/apologetics/pravoslavie-i-katolicizm/149-verovaniya-sovremennoy-pravoslavnoy-cerkvi-pavel-togobickiy.html
66
Также моя критика протестантского учения об искуплении в одной из глав книги «Православие-протестантизм. Штрихи полемики» Тогобицким оценивается как бьющая мимо богословия евангельских христиан, что как тенденция является свидетельством отмежевания отечественных баптистов об образцов западных богословских штампов.
67
Уляхин В.Н. «Фундаментализм в православии: теория и практика». // Российское востоковедение в память о М.С. Капице: Очерки, исследования, разработки. М.: 2001. – Сс. 101-132.
68
McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution—A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – Р. 410. Перевод наш.
69
Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – С. 45.
70
Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М.: 2004. – С. 179.
71
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, § 2.11. – С. 806.
72
Городенцев, прот. Об иконопочитании. [Электронный ресурс] http://www.rusk.ru/st.php?idar=113909
73
Максимов Ю.В. Когда же всё это кончится? Некоторые размышления о протестантской антиправославной полемике на примере одной книги. [Электронный ресурс] http://mission-center.com
74
Оганезова М.А. О книге Павла Рогозина «Откуда все это появилось?». [Указ. Электронный ресурс]
75
Оуен Джон. Отступление от Евангелия. – СПб.: Миссия «Приди и помоги», 2005. – С. 38.
76
Ракман Питер С., доктор. Почему я не католик? Гл. 5. [Электронный ресурс] http://baptist.org.ua/ ruckman/ why_not_cath05.htm
77
Там же.
78
Подберёзский И.В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. – С. 119.
79
Илларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. М.: Сретенский монастырь, 1999. – С. 44.
80
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – М.: 1995. – С. 35.
81
Носов с. Папство и его борьба с православием. – М.: Стрижев-центр, 1993. – С. 17.
82
Фёдоров Владимир, прот. Православная миссиология на пороге третьего тысячелетия. [Указ. Электронный ресурс]
83
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 27.
84
Там же. – С. 30. Для сравнения, А.С. Хомяков считал недолжным задаваться вопросом, лишаются ли протестанты или латиняне вечного спасения? Это «Вопрос недостойный и узкий, обличающий сомнение в милосердии Всевышнего (вопрос, о котором, однако, часто долго и горячо спорили)». Хомяков А.С. Сочинения. М.: 1886, Т. 2. – С. 347.
85
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 39.
86
Там же. – С. 71.
87
Там же. – С. 72.
88
А те, кто «примкнули к этому явно душепогибельному еретическому скопищу», конечно же, идут в геенну (Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений. – С. 222).
89
Чернышев В.М. Меч обоюдоострый. – Киев: 1998. – С. 19.
90
Питанов В.Ю. Введение в сектоведение. [Указ. Электронный ресурс], § 7.
91
Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Апокалипсис мелкого греха. М.: Лепта-Пресс, 2006. – С. 292.
92
Самарин Ю.Ф. Православие и Народность. – С. 64.
93
Соловьёв В.С. Сочинения в двух томах. – М.: 1989. Т. 1. С. 413.
94
Эпиктет. В чём наше благо? Избранные мысли римского мудреца. Перевод В.Г.Черткова. – М.: 1904. С. 81. «Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова». Там же. – С. 82.
95
Мейендорф И., протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. Киев: храм прп. Агапита Печерского, 2002. – С. 5.
96
Подберёзский И.В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. – СПб.: Библия для всех, 2004. – С. 115.
97
Сквозников А. Планы полемики с сектантами. – Кишинёв: 1922. – С. 4.
98
Там же. – С. 5.
99
Оганезова М.А. О книге Павла Рогозина «Откуда все это появилось?». [Указ. Электронный ресурс]
100
Ефимов И., прот. В вере ли вы? Современное харизматическое движение сектантства. – С. 240.
101
Сквозников А. Планы полемики с сектантами. – С. 195.
102
Там же. – С. 217.
103
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С.27.
104
Там же. – С. 71.
105
Ефимов И., прот. В вере ли вы? Современное харизматическое движение сектантства. – С. 240.
106
Сквозников А. Планы полемики с сектантами. – С. 193.
107
Оганезова М.А. О книге Павла Рогозина «Откуда все это появилось?». [Указ. Электронный ресурс]
108
Подберёзский И.В. Протестанты и другие. – С. 9.
109
Мейендорф И., протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. – С. 5.
110
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 11.
111
Там же. – С. 37.
112
Одно из типичных названий второго раздела указанной книги.
113
«В существе своём и католичество, и протестантство учат и говорят одно и то же: и то, и другое больны одной и той же неисцелимой болезнью, разница только в тех прикрытиях, которыми каждое из них старается себя успокоить». Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. – С. 222.
114
Например, ироничное: «И вот, себялюбец [в контексте – католик или протестант, – прот. В.Р.] начинает, как он говорит, спасаться…». – С. 224.
115
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 70.
116
Ефимов И., прот. В вере ли вы? Современное харизматическое движение сектантства. – С. 254.
117
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. – М.: РГГУ, 1997. – С. 386. Для сравнения: с тою же ясностью от Писания, но противоположным тезисом выступают православные богословы: «Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия». Козлов М., прот. Западное христианство: взгляд с Востока. – М.: Сретенский монастырь, 2009. – С. 463.
118
Вестминстерское исповедание веры [Электронный ресурс] http://www.protestant.ru/bogoslovie/ispovedanie/ vetministerskoe
119
Г. Добровольский настаивает на том, что ясного смысла Писания «не могут увидеть только духовные слепцы». Добровольский Г. Во свете Писания. – С. 83.
120
Бахмутский Е. Апостольская преемственность. [Электронный ресурс] http://rusbaptist.stunda.org/dop/ ap.htm
121
Иванов М.В. Основы систематического богословия. Харьков: Біблос-Альфа, 2007. – С. 104.
122
Рягузов В.С. Почему принцип Sola Scriptura важен для русского евангельского движения? // Альманах «Кафедра», №2. Самара 2010, с. 12. «Наше единственное преимущество – в ревностном исповедании Sola Scriptura. Уберите этот принцип – и мы исчезнем, как туман в ясное утро». (Там же. – С. 13). «В нашем диалоге с православием мы также должны придерживаться принципа Sola Scriptura», — советует Виктор Семёнович. Далее, описывая дискуссию 2009г. с православными, замечает: «Мы предложили вниманию собравшихся тексты Писания… однако на наших оппонентов многочисленные библейские цитаты впечатления не произвели». (Там же. – С. 15). Таков типичный результат старой методы полемики.
123
McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution — A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – P. 203. Далее Макграт говорит о монофизистской, по своему существу, теории богодухновенности Бенжамина Ворфилда (Benjamin B. Warfield), который учит, что при сохранении индивидуальных черт библейских авторов, Бог полностью подавляет их человеческую погрешимость (с. 205).
124
Пакер Дж. «Библия в современном мире». // Богословие и чтение Библии. М.: Триада, 2002. – С. 106.
125
Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию, § 1,1. [Указ. Электронный ресурс]
126
Михеев А. Небиблейские практики Православия. – С. 66.
127
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
128
Плешко П.Т. Об иконах, ответ протоиерею Чернавину. [Электронный ресурс] http://rusbaptist.boom. ru/dop/icons.htm
129
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
130
Пушков Е.Н. Не смущайся. – С. 112.
131
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
132
Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. – Титул, 2009. – С. 219.
133
Михеев А. Небиблейские практики Православия. – С. 147.
134
Вязовский Г. Ветхая днями или крепкая ложью, или почему я так и не стал православным. [Указ. Электронный ресурс]
135
Денисенко Евгений. Православие Против Евангелия. [Электронный ресурс] http://baptist.org.ua/bbv/ 012jul99/orthod_against_gspl.htm
136
Цит. по: Подберёзский И.В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. – С. 153.
137
Вестник Всецерковного Православнаго Молодёжного Движения. Современные секты в России. – М. — СПб.: С нами Бог, 1995. – С. 28.
138
Кураев А., диак. Методика диспута с протестантами, § 11. [Электронный ресурс] http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4951. В 60-х годах прошлого века профессор Московской Духовной Академии Д.П. Огицкий писал: «Я уверен, что в баптизм люди бегут от нас не потому, что предпочитают сектантское вероучение церковному, а, прежде всего, и главным образом потому, что их не назидает наше богослужение. Какой ужас, и какой стыд для нас! Сокровище церковное, равного которому нет ни в одной религии, из-за нашего неряшливого и бестолкового к нему отношения, становится не средством привлечения