час страданий, тогда он и совершится…
А до того Сын должен творить волю Отца и исполнить положенное Ему дело служения.
Вот почему и в других случаях Господь уклоняется от грозившей Ему опасности преждевременного прекращения Его служения (см. Лк. 4, 29–30).
Так и верующая душа не ищет сама на каждом шагу броситься в огненный Иерусалим страданий, а прежде всего и больше всего стремится исполнить Божью волю о жизни и выполнении Господнего закона, поднимается по очистительной каменистой дороге, ведущей от долины греха к Иерусалиму.
А когда пробьет ее час, когда надлежит совершиться Божественному определению, тогда душа и вступит в Иерусалим последнего подвига, страданий, венца.
Путь в Иерусалим как исполнение воли Бога уже сам по себе есть отдача своей жизни Всемогущему, и когда он завершается, когда предощущается зов в Иерусалим, тогда душа переживает радость конца, радость завершения всех желаний, хотя бы через слезы и муки, радость с Господом навеки.
Потому вход в Иерусалим есть торжество. Это — величайший праздник души. И Господь вступает в Иерусалим как никогда торжественно. Он делает вход в Иерусалим торжеством… Господь вступает как Победитель, исполнивший волю Отца и грядущий к ее завершению… как Царь, имеющий быть увенчанным.
По Его дороге постилают одежды, и Он принимает это как должное… Его путь украшают зеленью, бросая ее под ноги, и Он принимает это как достойное…
Итак, вход в Иерусалим последнего подвига, страданий, венца есть праздник души… И она, исполненная накопленной внутренней силы, пусть торжествует… Она уже победительница!.. Так пусть же ее подвигу подчинится и служит все человеческое (постилание одежд), и пусть служит ее подвигу вещное, природное, земное (бросание ветвей по дороге).
Каковы же свойства души, готовящейся вступить в Иерусалим?
Отвечает Господь Своим Божественным входом.
В Своем Божественном входе в Иерусалим Господь, прежде всего, указывает, что Он только послушный Исполнитель
воли Отца. Иерусалим страданий предначертан… Всё совершается по Высшей воле… Совершается с неизбежностью… И все причастные к этому делу — это безмолвные исполнители Божественной воли… Всё земное подчинится ей.
Смотри, как исполняется предначертанное. Господь посылает в селение двух учеников. При входе в селение они находят привязанного осла, как и указал им Господь. Отвязывают… А когда хозяева осла спрашивают учеников: «Что же вы делаете? Ведь вы берете чужое», — ученики отвечают согласно указанию Христа: «Он надобен Господу…» и уводят… И инцидент исчерпан… Никакого смущения в учениках, что они берут чужое… Никакого возражения от владельцев осла, хотя на их же глазах незнакомые люди уводят их скотину…
Тут предначертанное… И те и другие — исполнители Высшей воли… И еще. Когда фарисеи сказали Господу, чтобы Он запретил Своим ученикам приветствовать Его возгласами: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!», Христос отвечал фарисеям: «Если они (ученики) умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40).
Этим ответом Господь еще раз указывает, что с Его входом в Иерусалим наступил момент, когда исполняется Высшая водя о Нем, и если не люди, то даже неразумная природа может, по указанию Небесного Отца, стать выразительницей этой воли.
Так и для души, идущей в Иерусалим, прежде всего, нужна полная отдача себя Богу… нужно такое безотчетное, исчерпывающее предание себя в Божественную волю, чтобы в каждом шаге пути душа видела Божественный Промысел и в каждом моменте жизни осязала невидимую руководствующую Божественную Силу.
Из этого первого свойства подвижнической души — полного предания себя в Божью волю — неизбежно вытекает второе, это свойство — смирение.
Господь и Бог, Царь славы, Спаситель всей вселенной, Судья всего мира, идет к открытию Своего славного Царства. И идет Он не в пышной церемонии царедворцев, не в блеске золота и камней, не на драгоценной колеснице редких коней, не под неумолкающие звуки литавр и переливчатый гул радостных, волнующихся тысячных толп народа, а идет Он на бедном ослике, в обычном скромном наряде и сопровождаемый горсткой учеников — таких же бедняков, как Сам.
Так же смиренна должна быть душа, идущая к своему Иерусалиму. Она познала себя… Она познала всё бесконечное убожество естественного человека… всё свое внутреннее ничтожество и всю никчемность своих усилий подняться над своей ограниченностью. Она познала жизнь вокруг себя, сотканную или из борьбы человеческих самостей, или из ничтожных сплетений человеческой ограниченности и мелкого эгоизма, направленных только на внешнее…
Она познала естественного человека, в лучшем случае как раскрашенный гроб, а вещи как мусор. И что же осталось единственным просветом для нее, как не Бог? И что осталось путем жизни, как не отказ от всего естественно-человеческого и от вещей, повержение себя пред Богом в прах, в ничто и безоговорочная, смиренная отдача себя Богу, Который бы Своей великой рукой — чрез очистительный подвиг, чрез очистительную дорогу к Иерусалиму страданий — привел бы человека к единственно достойной жизни по «новому человеку», по «второму Адаму» — Христу.
Итак, один путь для человека — смиряющий отказ от всей земли и от себя, смиряющее изничтожение себя и мира греха и смиренная отдача всего себя целиком, без остатка в волю Бога.
Пусть будет благословенна Его всемогущая воля… И пусть совершится в Его воле оправдание моей жизни, хотя бы и чрез очистительный и скорбный путь Иерусалима.
Господь указывает и третье свойство души подвижника на Иерусалимском пути — подчинение животной природы духу, Господь при входе в Иерусалим садится на животное — осла и заставляет его подчиниться Себе. Животное всегда является образом человеческой плотяности, животности, греховного неразумия.
Вот эта-то человеческая плотяность, животность, греховное неразумие и должны быть у путника в Иерусалим подчинены духу. Дух должен господствовать, повелевать, властвовать, а животное тело и с ним всё внешнее, земное должно быть под ним, оседланное, связанное и всецело подчиненное.
Таковы три свойства души подвижника, вступающего в Иерусалим.
Далее, событие входа Господня дает образное указание значения входа в Иерусалим. Мысль об этом значении сначала раскрывается с обратной стороны, т. е. Господь раскрывает мрачную судьбу отвергнувших вход в Иерусалим.
Жители тогдашнего Иерусалима не приняли Господа. Их души после всего слышанного и виденного от Христа оставались закрытыми… Они коснели в духовной беспечности, и где же им было подняться до понимания и принятия подвига?
И Господь заплакал о них, смотря на бесчувствие города. «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих».
И в слезах Господь открывает завесу будущего и показывает картину гибели духовно мертвых: «Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, к не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 43–44).
Такова же судьба души, отвернувшейся от пути к Иерусалиму и в духовном бесчувствии не принявшей Божьего зова на подвиг.
Так как подвиг в жизни христианина неизбежен (Мк. 8, 34), так как очистительные страдания есть обязательный для христианина Христов путь (срав. Мк. 10, 39), то, следовательно, зов жизни на подвиг и страдания за Христа будет самим Божьим посещением человека, которым Господь зовет за Собой и на Свой путь. Зов жизни на подвиг и страдания во имя Христа будет показателем Божьей любви к человеку… показателем не оставленности человека Богом, а особенной близости Господа к душе и особой заботливости Христа о любимой и избранной, чтобы осолить ее огнем подвига и сделать ее золотом, очищенным в горне страданий (срав. Мк. 9, 49).
Итак, подвиг и страдания есть Божье посещение… Л потому разве не горе душе, если она не поймет и не примет своего подвига? Горе… Горе! Ведь она отвернулась от Самого Христа, пришедшего за ней и протянувшего ей руки. Вот почему и прослезился Господь над душами, не понявшими дня Его посещения.
Горе, горе душе, не понявшей в страданиях Божьего посещения и зова на подвиг! Она сама отвернулась от Христа… Не поняла она, что служит к ее жизни и к ее миру… Потому что она спит в духовной беспечности, и закрыты глаза ее сердца (Лк. 19,42), и Господь уйдет от нее и, быть может, навсегда… «Се, оставляется вам дом ваш пуст… Сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 38–39).
Дом души, отвернувшейся от Христа, оставляется пустым. Снимается его охрана, разбирается его ограждение… И тогда наступают дни, когда «враги обложат тебя (душу) окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду». Тогда грех, освобожденный от связи, развернется во всю ширь и высь и окружит душу своими сетями, как окопами… И обложит душу липкою паутиною, и станет она, как в плену врага, изолированная от чистоты и свободы… И наступит в душе такая теснота от зла («стеснят тебя»), что дышать нечем, жить нечем…
Так будет пленена злом душа, оставленная Богом. А после того придется гибнуть. Как всякий организм живет чистым воздухом и светом, так и душа живет светом правды и воздухом чистоты. Лишенная притока того и другого, она гибнет.
И следовательно, когда в душу, облепленную злом и изолированную от правды, прекратится ток живительной силы, она умирает. «Враги разорят тебя…» Они опустошат в тебе последние остатки жизни… «И побьют детей твоих». Они уничтожат все, даже самые хилые ростки света и добра…
«И не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего…» Они потрясут в тебе все основы жизни, и под обломками падающих опор жизни ты погибнешь сама, потому что ты уже сама стала мертвой гнилушкой, и твоя единственная участь — рассыпаться в пыль и смешаться с пылью.
И это неизбежно случится, потому что ты стала глухой до бесчувственности… не приняла зовов к подвигу, уклонилась или обессмыслила очистительное страдание и всем этим выключилась из питательной среды общения с миром жизни, сама отвернулась от Христа, не поняв и не приняв дня Его посещения.
И остается в запустении дом души и стал вертепом разбойников, подгнили его опоры и погребли тебя под своею смрадною гнилью.
Сказавши о гибельности непринятия подвига и страданий, Божественное Слово открывает положительную сторону следствия подвижнического пути… Это следствие — воспринятие душой внутренней силы веры и дерзновения по вере.
Христос как царственный и вместе смиренный Исполнитель Отеческой воли, в сознании непреложности совершающегося, входит в Иерусалим. В Иерусалиме Он вступает во храм и здесь проявляет всю силу дерзновения. Охваченный ревностью о святости храма и видя его поругание, Господь, как имеющий власть, выгоняет из него продающих, покупающих, опрокидывает столы меновщиков и скамьи продающих голубей * (* По святому