делу твоей жизни…
Или «с восходом солнца», когда бодра душа, крепки силы тела, когда рассеялся мрак иллюзий и заблуждений и попрятались ночные тени греха…
Пойди ко Христу прежде всякого другого дела твоей жизни, пойди, когда душа в солнечном свете, и ты обретешь Воскресшего Господа и сам станешь причастником Воскресения.
«Магдалина Мария притече ко гробу и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше» (припев 9-й песни пасхального канона).
138
И говорят между собою (жены мироносицы, пришедшие ко гробу): кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик (Мк. 16, 3–4).
Свет Воскресения засиял в пещере… Иудеи отгородились от него земным камнем… Так и в душе камень земного мешает проникновению Божественного Света… И большой, большой камень земли привален к душе, камень забав, увлечений и всякой неправды… Камень, как глухая стена, отгородившая душу и закрывшая от нее всё возвышенное и Святое. Но бессильно земное пред Небесной Рукой. И Божественная сила отвалит камень земли от твоей души, и падет нагромождение мира, а в душу проникнет Божественный Свет Воскресения.
Лишь будь достоин… Сам иди… ищи Света… рвись к нему… Накопи «ароматы» души… понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания… И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу… выйдешь из пещеры гроба и обновишься для бессмертия и вечности.
«Величит душа моя волею страдавша и погребенна и Воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона).
139
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес (Мк. 16, 5–6).
Явление Воскресшего Господа предваряет явление Ангела… Так благодатная Божественная Сила предваряет восстание души…
Эта Сила дает первый свет душе, и она, запертая в пещере греха и смерти, как бы разбужденная облистанием манящего Божественного Света, ужаснется необычайности зрения и ужаснется своей темноты…
А зовущий Ангел Божий скажет душе: «Этот свет еще не Бог… Бога нет в пещере смерти… Он воскрес… Восстань и ты… выйди из пещеры и встретишь Воскресшего».
«Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от еле? яко Христос воскресе» (припев 9-й песни пасхального канона).
140
Идите, скажите ученикам Его (Христа) а Петру, что Он предваряет вас в Галилее: там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7).
Петр отвергся Христа, но и он не забыт… Он выделен из учеников и поставлен как бы вне апостольского лика: «Идите, скажите ученикам и Петру».!
Величайшее снисхождение! Беспредельная любовь! Пусть даже отвергшийся, но проливший слезы самоосуждения приобщается первой радости Воскресения.
Воскресением все зовутся — души чистые и падшие, здоровые и больные, трудившиеся и ленивые… Всю нечистоту тления выжжет Свет Воскресения и вечности…
Выйди из пещеры смерти, осияйся Божественным Светом и вкусишь блаженного бессмертия… И к тебе обращен Евангельский зов: «Душа! Христос предваряет тебя в Галилее». Христос будет ждать тебя… Он будет ждать и непременно встретит… Не медли… Ты была с Петром, но Он «предварит» и тебя!..
Господь будет ждать тебя не в Иудее подзаконного рабства, не как наемника, подъявшего невольное иго, а Он встретит тебя в Галилее «на горе» (Мф. 28, 16), где соберутся все свободно «бегущие» дети Божьего Царства, свободные сыны благодати (Ин. 20, 4).
«Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися» (припев 9-й песни пасхального канона).
141
И, выйдя, побежали (мироносицы) от гроба; их объял трепет и ужас (Мк. 16, 8).
Это «трепет и ужас» необычности. Так же трепещет душа, прикоснувшаяся Божественному Свету. Он настолько ярко осветит человеческую природу и изничтожит человеческое, что душу охватит трепет… Не в таком ли трепете говэрил Апостол Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8)?
Но есть в этом трепете возвышающее чувство плененности, при котором душа уже не оторвется от Христа.
Значит, в этом трепете две стороны: на одной — ужас за себя, за старое, от которого нужно только содрогнуться, скрыться, бежать, и на другой — радость зова, прощения, возрождения во свете и всей ласки любви и всыновления.
Святой евангелист Матфей и отмечает обе стороны душевного состояния мироносиц. «Выйдя поспешно из гроба, — рассказывает он, — они со страхом и радостью великою побежали» (Мф. 28, 8).
И ты встрепенись от зовущего Божественного Света, ужаснись своей отчужденности от него и темноты, и кинься без рассуждения, с великой радостью кинься на другой путь, на котором Он ждет тебя и найдет тебя.
«Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взем-ляй грехи мира» (припев 9-й песни пасхального канона).
142
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк. 16, 9).
Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость… Мироносцы при жизни Христа и во время Его страданий и после самой смерти Христа обнаружили так много самоотверженной любви к Господу, любви, превосходящей самую любовь избранных апостолов, что Господь по Своем Воскресении является им первым, предпочтительно пред всеми учениками.
Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души!
Счастлива Мария! Блаженны последущие ей!
«Радуйся, Дево, радуйся, Благословенная! Радуйся, Препрославленная! Твой бо Сын воскресе, тридневен от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона).
143
Она (Мария Магдалина) пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили. После сего явился в ином образе двум из ник на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16, 10–14).
Этот упрек Господа обращен и к тебе, неразумная душа! И тебе разве не был явлен Воскресший Господь? Одинокая и бессильная в жизненной пустыне, ты плакала и рыдала в своей безысходности, и когда тебе говорили о Нем, живом и Воскресшем, видевшие Его, почему ты не поверила? И когда тебе свидетельствовали о Нем те, кому Он являлся на пути жизни, почему же ты не поверила?
И наконец, не являлся ли Господь тебе самой? В разных обстоятельствах жизни, когда ты искала Его, и даже когда, малодушествуя, ты унывала, разве не осязала Его промыслительной и любящей Руки? Почему же ты не поверила, неверная и жестокосердная?
А если поверила, почему не идешь за Воскресшим к своему воскресению, которое Он принес тебе?
«Ангел вопияще Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мерт-выя воздвигнувый, людие, веселитеся» (припев 9-й песни пасхального канона).
144
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17–18).
Вера есть сила, и верою-силою человек вдвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога.
В верующем сеется «семя Божие», и он становится «рожденным от Бога», и «Бог в нем пребывает» (1 Ин. 3, 9; 4, 12).
А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем, из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4, 13).
Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4). Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» (1 Ин. 5, 4).
При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны «знамения», сопровождающие жизнь истинно верующего. И чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее «знамения», сопровождающие его жизнь.
Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих «знамений».
«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона).
145
И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16, 19–20).
Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет!
Напротив, оно есть выдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, возносящиеся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т. е. в Царство бессмертия и вечности.
Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и седению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду… и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).
Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга.
И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба — земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке — обожению человека. Это — сила Животворящего Божьего Духа.
Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности.
Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: «Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Он) пребудет с вами вовек» (Ин. 16, 7, 13; 14, 16).
Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это — сила святой Благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души.
Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой Евангелист.
Это она, совершительная сила Святого Духа, в «Господнем содействии», и она во всех бесконечных «последующих знамениях», сопутствующих на земле Божьему делу.
Следовательно, и то и другое — и «Господне содействие»,