Скачать:TXTPDF
Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Василий Ильич Экземплярский

всех, «как свет и воз­дух, которым мы дышим». — «Все это предназначено только для пользо­вания его плодами, но по господству никому не принадлежит». Страсть к стяжанию, по мнению Симеона, является причиной появления частной собственности. Эта страсть порабощает человека, и он из господина над материальными благами становится их рабом и хранителем. Милостыня к бедным отнюдь не исправляет этого греховного порядка вещей и не оправдывает человека пред Богом, ибо она имеет частичный характер и лишена бескорыстия.

Еще более резкое осуждение социальной несправедливости нахо­дится в другом месте того же. Девятого «Слова»: «Дьявол внушает нам сделать частной собственностью (i5ionoi^cac0ai) и превратить в наше сбережение (anoBnoaupicai) то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений — немилосердие, другое — надежда на от­ложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога. Это ясно из того, что сказал Христос и Бог наш: «Где, — говорит Он, — сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен по­лучать за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать»[1015]. Таким образом, пр. Симеон Новый Богослов учит здесь о возникновении частной собствен­ности как следствии внушения дьявола. Греховность, порождаемая ей, состоит в немилосердии к бедным и в уповании на богатство, а не на Бога. Милостыня не в состоянии оправдать богатых. Они не перестают быть «убийцами» бедных, умирающих от голода.

В качестве общего вывода из вышеприведенных отрывков из «Огласи­тельных Слов» пр. Симеона Нового Богослова можно сказать, что в них он живо откликается на социально-политические явления своего време­ни — императорский строй с его стремлениями к единодержавию и внеш­ней экспансии, с отчужденностью его носителей и всего правящего слоя от народных масс, на социальное неравенство византийского общества, основанного на частной собственности и на накоплении материальных средств имущими слоями, на бедность и голод среди народа. Подход его, однако, ко всем этим явлениям не политический или социальный, а чисто религиозный, духовный, христианский.

Никаких политических или социальных программ он не предлагает. Более того, можно даже сказать, что материальная бедность как таковая не рассматривалась пр. Симеоном как зло, она может даже быть путем подражания Христу. «Бог стал для тебя, — пишет он, — бедным чело­веком, должен и ты, верующий в Него, стать подобным Ему бедным. Он стал бедным по человечеству, а ты беден по Божеству… Обеднел Он, чтобы тебя обогатить, чтобы передать тебе богатство Своей благодати. Он потому воспринял плоть, чтобы ты приобщился Его Божеству»[1016]. Иначе говоря, подлинная нищета состояла для Симеона в отчуждении от Бога, а подлинное богатство в соединении с Ним. Но он усматривал в социальном неравенстве византийского общества грех немилосердия и небратолюбия, в частной собственности — проявление страсти к стя­жанию, в личном накоплении богатств — признак маловерия, в полити­ке царей — выявление гордости, презрения к людям и восстания на Бога, в их земном царстве — противоположность Царствию Божию. Было бы поэтому исторически неправильным видеть в этих духовных оценках пр. Симеона Нового Богослова отражение или проявление каких-ни­будь политических или классовых интересов или тенденций его эпохи, хотя социально-политические черты ее и отражаются у него, как мы мо­гли видеть, очень ярко[1017]. Высказывания пр. Симеона Нового Богослова принадлежат не столько к истории политической и социальной мысли Византии, сколько к истории духовной жизни и учения Православной Церкви. Это прежде всего яркое выражение христианской совести, бес­компромиссно непримиримой ко всякому греху и отступлению от Бога.

Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1961. № 38-39. С. 121-126)

Редакция просит молитв о жертвователях, оказавших изданию посильную помощь:

Марине Блиновой, Гаяне Гукасян, Александре Дурневе, Михаиле Корнилове, Игоре Кривцове, Николае Мгебришвили, Станиславе Минкове, Михаиле Миховиче, прот. Сергии Овчинникове, Александре Терентьеве, иером. Спиридоне (Федотове), Михаиле Хитарове, Елене Хлистовской, иером. Григории (Хоркине), Александре Цветкове, Вячеславе Толмачеве, а также о тех, кто оказал помощь анонимно.

Редакция выражает искреннюю благодарность

Антону Сергеевичу Беэру за труд в разыскании и оцифровке текста книги.

Василий Ильич Экземплярский

Учение древней Церкви о собственности и милостыне

Главный редактор: К. Г. Шахбазян

Научный редактор: М. А. Шахбазян, кандидат филологических наук

Редактор: Т. В. Афанасенкова

Подписано в печать 06.05.13. Формат 60х90 1 /16. Гарнитуры «Quant Antiqua» и «Lazurski». Печать офсетная. Печ. л. 17. Тираж 1000 экз. Заказ №

Издательство «Текст» 350056, г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Ивовая 1/3 e-mail: kiprian@inbox.ru, тел.: 8 918 434-11-89

1

В качестве предисловия использована в сокращении редакции статья кандидата физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Института Проблем Информатики РАН, ст. преподавателя Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета Н. В. Сомина.

2

Экземплярский В. И. Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Приложение к книге «За что меня осудили?» Киев, 1912.

3

Проценко П. Г. Предисловие к работе В. И.Экземплярского «Старчество» // Дар ученичества. М.: изд. «Руссико», 1993. — с. 136.

4

Экземплярский В. И. К предстоящему Всероссийскому Поместному собору // Христианская мысль. 1917, № 7. — с. 139.

5

«Из системы христианского нравоучения». Киев. Тип. Г. Т. Корчак-Новицко- го, 1896, стр. 412.

6

Например: М. А. Олесницкий, указ. соч., стр. 409-410.

7

1 Кор. I, 25.

8

Иак. I, 25.

9

Мф. V, 48.

10

Ин. XVII, 21

11

Ин. XIV, 6.

12

Евр. X, 1.

13

Деян. XVII, 28.

14

Быт. I, 28-29.

15

Быт. IX, 1-4.

16

Быт. XII, 7.

17

Быт. XXXV, 12.

18

Лев. XXV, 27; Втор. XV, 7 и др.

19

1 Цар. II, 7; Притч. XXX, 8; Еккл. V, 18; Сир. XI, 21 и др.

20

Лев. XXV, 23.

21

Втор. X, 14.

22

Пс. XXIII, 1; 1 Цар. XXIX, 11-12 и др.

23

Пс. XLIX, 10.

24

Аг. II, 8.

25

Исх. XXX, 15.

26

Пс. XLVIII, 18.

27

Иов I, 21; сравни: Еккл. V, 14.

28

Быт. XXIII, 20; сравни: XLIX, 30.

29

Исх. XX, 15; Втор. V, 19; Лев. XIX, 11; Зах. V, 3; Исх. XXII, 2; Втор. XXIV, 7 и мн. др.

30

Исх. XX, 17; Втор. V, 21.

31

Числ. XVIII, 21, 24, 26 и др.

32

Лев. XIX, 18.

33

Деян. XX, 35.

34

Евр. VII, 19.

35

Гал. III, 24.

36

Мф. V, 43.

37

Числ. XXVI, 54; сравни: XXXIII, 51.

38

Лев. XXV, 23.

39

Втор. XV, 1-4.

40

Втор. XXIII, 24-25; сравни: Мф. XII, 1; Мк. II, 23; Лк. VI, 1.

41

Лев. XIX, 9-10; XXIII, 22.

42

Втор. XXIV, 19-21.

43

Втор. XXIV, 12-13; Исх. XXII, 26-27.

44

Втор. XXIV, 6.

45

Втор. XV, 7-11.

46

Например, Пс. XXXVI, 26; XL, 2; CXI, 9; Притч. XI, 24-25, 28; XIV, 21, 31; XXII, 7-9 и мн. др.

47

Втор. XV, 7-11; Пс. IX, 23-39; Притч. XI, 17; XIV, 21, 31; XXII, 22-23; 1 Сир. XXXIV, 20-22 и мн. др.

48

Исх. XXII, 25; Лев. XXV, 35-37; Втор. XXIII, 19-20; Пс. XIV, 5; Притч. XXVIII, 8; Иез. XVIII, 8 и др.

49

Втор. XIV, 22-29; XXVI, 12; сравни: Лк. XVIII, 12.

50

1 Тим. VI, 7.

51

Деян. XVII, 25.

52

Рим. VIII, 18.

53

Мф. V, 36; VI, 27.

54

Рим. V, 2; Еф. II, 8-9; 2 Тим. I, 9; Тит. III, 4-5 и мн. др.

55

1 Кор. VI, 20.

56

1 Кор. VI, 19.

57

Иак. I, 25.

58

Деян. V, 4.

59

Ин. XIII, 35.

60

Ин. XIII, 34; XV, 12.

61

Мф. V, 39-40.

62

Лк. XIV, 33.

63

Ин. XV, 13.

64

Лк. VI, 30; сравни: Мф. V, 42.

65

Мф. IV, 20, 22; Мк. I, 18, 20; Лк. V, 11; Мф. XIX, 27; Лк. XIX, 28.

66

Лк. XII, 33.

67

Мф. XIX, 21.

68

Мф. VI, 19-24.

69

Лк. VI, 38; XI, 41; XII, 15, 33 и др.

70

Лк. VIII, 3.

71

Мф. IV, 42, 44; Лк. VI, 30, 35, 38 и др.

72

Мф. VI, 24-34.

73

Лк. XIV, 33.

74

Лк. VI, 30.

75

Мф. XXIII, 8-10.

76

Лк. VIII, 3.

77

Ин. XII, 6; XIII, 29.

78

1 Петр. II, 21.

79

Мф. VIII, 20; Лк. IX, 58.

80

Мф. XII, 1; Мк. II, 23; Лк. VI, 1.

81

Мф. XXI, 19; Мк. XI, 20-21.

82

Лк. VIII, 3.

83

Ин. XII, 6.

84

Ин. XIII, 29.

85

Деян. III, 6.

86

2 Кор. VI, 10.

87

1 Тим. VI, 8.

88

2 Фес. III, 8.

89

Деян. XX, 34-35.

90

2 Кор. XI, 27.

91

Например, Иак. II, 14-17; 1 Петр. IV, 8-10; 1 Ин. III, 17; Рим. XII, 20; 1 Кор. XVI, 1-3; 2 Кор. VIII, 11-15; IX, 6-10; Гал. II, 10; 1 Тим. VI, 18 и др.

92

Деян. II, 44-46; IV, 32-35.

93

Деян. V, 3.

94

1 Кор. VI, 10; Еф. IV, 28; Тит. II, 10.

95

М. А. Олесницкий, «Из системы христианского нравоучения», стр. 409.

96

2 Кор. VIII, 14.

97

Деян. V, 3.

98

Гл. 19, русский перевод протоиерея П. Преображенского.

99

Вид. 3, гл. 9.

100

Заповедь 2.

101

Подобие 1, рус. перевод протоиерея Преображенского.

102

Подобие 10, гл. 4.

103

Гл. 1, рус. перевод проф. Попова.

104

Гл. 4.

105

Гл. 14, рус. перевод протоиерея Преображенского.

106

Гл. 47.

107

«Против ересей», кн. IV, гл. 18, рус. перевод протоиерея Преображенского.

108

Гл. 7, рус. перевод Карнеева.

109

Гл. 39, рус. перевод Карнеева.

110

Гл. 12, рус. перевод Карнеева.

111

Гл. 31, рус. перевод Климент Александрийский. Кто из богатых спасется и Увещевание к эллинам. С греч. пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль. Тип. Губерн. Земской Управы. 1888г.

112

Там же.

113

Гл. 37.

114

II, 12, перевод Корсунского.

115

«Кто из богатых спасется», гл. 16, рус. перевод Корсунского.

116

«Увещание к эллинам», гл. 12, рус. перевод Корсунского.

117

«Книга об одежде девственниц», ч. 2 рус. перевода, стр. 129. Киев. 1879 г.

118

«Книга о падших», ч. 2, стр. 168.

119

«Книга о молитве Господней», ч. 2, стр. 205-206.

120

Мф. XIX, 21.

121

Ч. 2, стр. 276-277 рус. перевода.

122

Например, «Письмо к Евкратию о комедианте», ч. 1, стр. 21-22.

123

Письмо к галатийскому жрецу Арзакию, «Церковная история» Э. Созомена, рус. перевод: Эрминий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851, стр. 350.

124

Кн. V, гл. 6, стр. 352 рус. перевода Карнеева.

125

Кн. V, гл. 15-16, стр. 376.

126

Кн. VI, гл. 11-12, стр. 37.

127

Беседа XXI «О том, что не должно прилепляться к житейскому», т. IV, стр. 327-329 рус. перевода.

128

Беседа VI «На Лк. XII, 18», т. IV, стр. 87.

129

Беседа VII «К обогащающимся», т. IV, стр. 106.

130

Беседа VI, т. IV, стр. 96-97.

131

Беседа VII, т. IV, стр. 101.

132

Деян. II, 41.

133

Беседа VIII, т. IV, стр. 138.

134

«Подвижнические уставы», гл. 18, т. V, стр. 427.

135

«Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах», вопрос 85, т. V, стр. 257.

136

«Подвижнические уставы», гл. 18, т. V, стр. 429.

137

Там же, гл. 34, стр. 465-466; сравни: «Письмо к Григорию Богослову», т. VI, стр. 8; «Письмо о совершенстве монашеской жизни», т. VI, стр. 62 и др.

138

«Письмо о совершенстве монашеской жизни», т. VI, стр. 62.

139

«Слово, говоренное в похвалу отцу и в утешение матери», рус. перевод, т. II, стр. 97.

140

«Мысли, писанные четверостишиями», т. V, стр. 173.

141

«Слово о любви к бедным», т. II, стр. 30.

142

Там же, стр. 22-23, 25, 24

Скачать:TXTPDF

Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Василий Ильич Экземплярский Христианство читать, Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Василий Ильич Экземплярский Христианство читать бесплатно, Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Василий Ильич Экземплярский Христианство читать онлайн