jejunio», cap. XX, p. 541, ed. Parisus, a. M. DCXIII.
965
«Об обязанностях», кн. 1, гл. 30, стр. 132-133.
966
Там же, кн. 1, гл. 30, стр. 128-129.
967
Слово «О единстве любви», стр. 5.
968
«Об обязанностях», кн. 1. гл. 21, стр. 269-270.
969
«Об обязанностях», кн. 2, гл. 21. стр. 270.
970
Там же, кн. 1, гл. 30, стр. 137-138.
971
Гл. 34, стр. 149.
972
Кн. 2, гл. 16, стр. 249-250.
973
Там же, стр. 250-251; сравни: кн. 2, гл. 21, стр. 270 и др.
974
«О священстве», слово III, стр. 432.
975
«Об обязанностях», кн. 1, гл. 30, стр. 134-135.
976
Кн. 2, гл. 28, стр. 285.
977
Так, например, блаженный Августин говорит: «жертва христиан — милостыня, подаваемая бедным. Вследствие этого Бог делается милостивым к грешникам. Если Бог не будет милостив к грешникам, то кто не окажется виновным? Милостыней люди очищаются от грехов и искушений, без которых жизнь не может быть проведена на земле». См. Ульгорн, стр. 262.
978
Мф. IV, 12.
979
Мф. VI, 14.
980
Мф. III, 8.
981
1 Кор. XIII, 4.
982
Мф. XXII, 39.
983
Сир. XXX, 24.
984
Сир. XIV, 5.
985
Сир. XXI, 1.
986
Мф. XXV, 45.
987
Ин. III, 5.
988
Мф. V, 20.
989
Мф. V, 22.
990
Мф. V, 23.
991
«О граде Божием», кн. 21, гл. 27, стр. 331-338.
992
Письмо к Фурии, т. II, стр. 97.
993
Т. III, стр. 339.
994
Письмо к Гавденцию, т. III, стр. 308.
995
Письмо к Гебидие, т. III, стр. 136.
996
Письмо к Паммахию, т. II, стр. 221.
997
Письмо к Паммахию, т. II, стр. 221.
998
Т. III, стр. 106-107.
999
Т. II, стр. 87-88.
1000
Письмо к Океану о смерти Фабиолы, т. II, стр. 289-290.
1001
Блаженный Иероним жалуется, что в его время был обычай трубить в трубы при подаче милостыни, посылать глашатая звать на вечерю любви, и рассказывает о таком поразительном отношении к нищим, когда одна из знатнейших римских женщин, раздавая собственноручно бедным по монете, одной старухе, хотевшей получить два раза, дала вместо динария кулака, так что у бедной старухи полилась кровь. Письмо XXI к Евстохии, т. I стр. 134.
1002
Письмо к Павлину, т. II, стр. 136.
1003
Письмо к Паммахию, т. II, стр. 223-224.
1004
Письмо к Гебидие, т. III, стр. 133-134.
1005
Письмо к Непоциану, т. II, стр. 72-73.
1006
«Огласительными Словами» («Aoyoi Кат^хп™®!» или «Кат^хП081?») называются в рукописях духовные поучения пр. Симеона Нового Богослова (949-1022) монахам монастыря св. Маманта в Константинополе, где пр. Симеон был игуменом. Они были произнесены в последние два десятилетия десятого века. Их греческий текст, в подлиннике до сих пор не изданный, печатается в настоящее время в серии святоотеческих творений Sources Chretiennes. См. мои статьи: «The writings of St. Symeon the New Theologian», Orient. Christ. Period. 20 (1954), 298-328; «Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат — История текста «Огласительных Слов»», «Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата», № 37 (1961). С. 41-47.
1007
«Огласительные Слова». 2.
1008
«Огласительные Слова». 2.
1009
«Огласительные Слова». 5.
1010
«Огласительные Слова». 5.
1011
См. об этом: G. Ostrogorsky. «Geschichte des Byzantinischen Staates». Munchen, 1952, S. 217-228 (Der Kampf der Zentralgewalt gegen die Feudalmachte), S. 228-238 (Die Epoche der Eroberungen), S. 238-252, Hohepunktder byzantinischen Machtentfaltung: Basileios II.
1012
За исключением ветхозаветного царя Давида. Интересно, что среди праведных патриархов Симеон упоминает Игнатия (наряду с Тарасием и Мефодием). «Огласительные Слова». 5.
1013
TDpavvo^. В византийскую эпоху это слово имело значение «узурпатор», «захватчик власти», в противоположность законному правителю.
1014
«Огласительные Слова». 9.
1015
«Огласительные Слова». 9.
1016
«Огласительные Слова». 9.
1017
Попытка изобразить пр. Симеона Нового Богослова представителем или идеологом определенного социального класса неизбежно натолкнулась бы на ряд трудностей и противоречий. Например, поверхностный наблюдатель мог бы усмотреть в осуждении Симеоном стремлений царей к единодержавию выражение взглядов византийской земельной знати, боровшейся против такой политики императорской власти, тем более что Симеон и по рождению принадлежал как раз к малоазийской аристократии, наиболее активной и влиятельной части класса крупных землевладельцев (как об этом свидетельствует его биограф Никита Стифат — см. «Vie de Symeon…» Orient. Christ. Analec. 12 (1928), 2, 4-5). Но как тогда объяснить его не менее резкое осуждение желания тех же царей стать «ми- родержцами», их стремления к расширению пределов империи? Ведь как раз эта экспансионистская политика македонских императоров поддерживалась и даже в известной степени вдохновлялась малоазийской земельной знатью, как это правильно отмечает Г. А. Острогорский (цит. соч. С. 232). Да и взгляды пр. Симеона Нового Богослова на дьявольский характер собственности и на богатых как на «убийц» бедных вряд ли могли выражать убеждения состоятельных кругов. Но и выразителем интересов бедных классов он тоже не был, в его творениях не видно желания социальных перемен, нет программы общественных реформ. Было бы совершенно неправильно «наклеивать» на такого сложного и глубокого духовного писателя, каким был пр. Симеон Новый Богослов, тот или другой классовый «ярлык».