истории зарубежного православия находятся вопросы, посвященные рассмотрению отдельных аспектов жизни поместных Церквей. По сравнению с советским периодом количество и качество этих работ, несомненно, увеличивается. При этом лидерство принадлежит исследованиям церковно–государственной и церковно–политической проблематики, далее идут работы культурологического порядка (монастыри, архитектурное, рукописное и художественное наследие православия в том или ином регионе[15 — В частности, заслуживают внимания статьи Е. Бондаревой по Сербской Православной Церкви. Например: Бондарева Е. Балканский кризис: культурно–цивилизационный аспект //Журнал Московской Патриархии. 2002. № 2; Она же. Православие как нравственная основа преодоления идейного и жизненного кризиса. Духовный опыт русской диаспоры в Югославии (1920 — 1941) // Там же. 2001. № 2.]).
В то же время проанализированный материал позволяет сделать вывод, что все?таки современная историография истории поместных Православных Церквей базируется по большому счету на научных статьях. Ряд исследований по–прежнему носит популярный характер. В свою очередь, начало появления фундаментальных монографических трудов в последние годы вселяет надежду на продолжение и углубление научного поиска в контексте истории автокефальных Православных Церквей.
Примечания
1
Гросул В. Я. Митрополит Арсений Стадницкий – историк Румынской и Молдавской Православных Церквей // Новая и новейшая история. 2002. № 1. С. 209.
2
См. наиболее значимые работы для нашего курса: История Православной Церкви в XIX в. Православный Восток. Репринт издания 1901 г. М., 1998 (это — первая часть сборника «История Православной Церкви в XIX в.», посвященная истории греческих церквей, она целиком написана И. И. Соколовым); Лебедев А. П. История Греко–Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896. Т. 1; Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Т. 2; Он же. Очерки внутренней истории Византийско–Восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб., 1998; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. СПб., 1892; Он же. Книга бытия моего. СПб., 1901; Он же. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 г. Киев, 1877; Соколов И. И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904; Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 3 т. М., 1997 и многие др.
3
Например: Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.
4
В этом русле, к примеру, написана монография: Бабий А. И. Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988.
5
Скурат К. Е. История поместных Православных Церквей. В 2 т. М., 1994.
6
См.: Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV – XX вв.: Сб. / Сост. инок Андрей (Шестаков), А. Никифорова. М., 2005; Васильева О. Ю. Осень патриархов. К вопросу о взаимоотношениях Московской и Вселенской Патриархии в ХХ столетии // Православный Палестинский сборник. М., 2003. Вып. 100.; Воробьева И. А. Русская миссия в Святой Земле в 1847 – 1917 гг. М., 2001; Герд Л. А. Россия и греко–болгарский вопрос в 80 – 90–е гг. XIX в. // Религии мира: история и современность. М., 2004; История египетских монахов. М., 2001; Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго–Восточной Европы в XVII в. Ч. 1 – 2. М., 2001; Панченко К. А. Род Иоанна Дамаскина и становление христианской элиты в халифате // Вестник МГУ: Серия 13. Востоковедение. 2002. № 4; Он же. Османская империя и судьбы православия на арабском Востоке (XVI – начало XIX в.). М., 1998; Россия и Православный Восток. Константинопольский Патриархат в конце XIX в. Письма Г. П. Беглери к проф. И. Е. Троицкому 1878 – 1898 гг. СПб., 2003; Скурат К. Е. Чешских Земель и Словакии Православная Церковь // Богословский вестник. 2003. № 3 и др.
7
Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2003.
8
Дворкин А. Л. Указ. соч. С. 7.
9
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно–церковные отношения в 1939 – 1964 годах). Материалы по истории Церкви. Кн. 24. М., 1999.
10
Он же. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). Материалы по истории Церкви. Кн. 32. М., 2002.
11
Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). – М., 1991; Он же. Из истории раннего христианства в Египте: На материале коптской библиотеки из Наг–Хаммади. М., 1997.
12
Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь // Богословские труды. М., 1997. Сб. 33; Говорун С. Н. Движение колливадов // Церковь и время. 2001. № 3; Говорун С. Н. Из истории «Добротолюбия» // Там же. 2001. № 1; Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон // Богословский труды. М., 1997. Сб. 33; Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании имени Божия // Там же. М., 1997. Сб. 33; Просвирнин А. Афон и Русская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 3 – 4.
13
Боровой В., прот. Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 10 – 11; Цыпин В., прот Автокеафлия церковная // Православная энциклопедия. Т.1: А – Алексий Студит. М., 2000. С. 199 — 202; Он же. Автономная церковь // Там же. С. 203 — 204; Он же. Административное устройство Вселенской Православной Церкви // Там же. С. 303 – 307; Цыпин В., прот. Проблемы канонического устроения Церкви // Богословские труды. М., 1997. Сб. 33.
14
Поместные Православные Церкви. Сб. М., 2004.
15
В частности, заслуживают внимания статьи Е. Бондаревой по Сербской Православной Церкви. Например: Бондарева Е. Балканский кризис: культурно–цивилизационный аспект //Журнал Московской Патриархии. 2002. № 2; Она же. Православие как нравственная основа преодоления идейного и жизненного кризиса. Духовный опыт русской диаспоры в Югославии (1920 — 1941) // Там же. 2001. № 2.