и общественного положения, а также вне зависимости от того, в»пустыне»ли кто спасается или»посреди городской сумятицы». Все равно приглашаются»не противодействовать воле Христовой». Содержанием первой ступени духовной жизни бывает принятие этого приглашения. На дальнейших же стадиях человек призывается уже»сообщаться с Богом волею», разделять Его волю.
Есть разные меры и разные степени духовной жизни, как и многообразные ее формы, но общим их содержанием, в ракурсе нашей настоящей темы, всегда остается участие человеческой воли в волении Христа.
Воле отдано центральное место в духовной жизни, и Бог ищет именно этой силы души прежде всякой иной. Сотворив небо и землю и всю красоту видимого и невидимого миров, Он обнаруживает Свои премудрость и благость человеку — подобно тому, как влюбленные украшаются пышным убранством — «чтобы вложить в нас любовь к Себе». Когда же вместо этого человек отпал от Него, Он»перешел в другую природу, чтобы… и ею уловить возлюбленного», и пострадал без числа»чтобы обратить к Себе Самому и убедить желать и любить одного Себя». Но не ограничился и этим, а вознес Себя в искупительную жертву на Кресте, чтобы полностью»купить»у человека его желание (ср. 1 Кор. 6, 20), поскольку только через внутреннейшее его собственной воли возможна для человека совершенная радость.«Ибо всего прочего Он был владыка и владел всею природою нашею», лишь одно не подлежит в нас никакой власти — свободная воля. И чтобы привлечь ее,«Он сделал все. Ибо потому, что искал воли, не сделал Он ничего насильственного, не похитил, но купил»[106]. И теперь принять Христа как Спасителя равносильно для человека полнейшему предложению Ему своей воли. Желание искупленных принадлежит уже не им, а Искупившему. Это и значат для Кавасилы апостольские слова:«…вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою»(1 Кор. 6, 19–20). В основе спасения лежит глубокий переворот воли от себя — ко Христу.
Совершенство причастности воли Христу, обожение ее во Христе — суть высочайшей меры духовной жизни; действие ее -любовь, и имя ей — святость. Святой»радуется о божественных благах, не потому что сам наслаждается ими, но потому что присутствует в них Бог,… и желает не себя самого, но Его…. И оставляет он себя самого, а к Богу идет всем желанием, и забывает о своем убожестве, желает же оного богатства… и признает себя блаженным по причине другого. Ибо сила любви усвояет любящим то, что свойственно любимым, и сила хотения и желания святых вся устремлена к Богу, и Его одного они почитают собственным благом, и ни тело не может утешать их, ни душа, ни блага души, ни иное что‑либо сродное и свойственное природе, потому что ничто из них само по себе не составляет предмета их любви, но как однажды уже отрешившиеся от самих себя, и в иное место перенесшие жизнь и все желание, они уже не знают самих себя»[107]. Святые радуются радостью Христовою и скорбят о том же, что и Он. Они выражают и исполняют в земной истории волю Христа. Когда говорят — то как уста Его, являя истину. Когда действуют — как руки Его, творя чудеса.
Достигнуть любви — значит усвоиться Богу.«Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»(1 Ин. 4, 16). Кавасила поясняет, что»благодать в души приемлющих таинства влагает истинную любовь… А наше дело сохранить»ее, чему служит исполнение»заповедей и законов Возлюбленного». Собственно же духовная жизнь есть любовь.«Если же жизнь есть сила, движущая живущее, то что движет истинно живых людей, которых Бог есть Бог не мертвых, но Бог живых, как не самая любовь?… Посему что справедливее любви может быть названо жизнию?»[108]<…>
Конечное преображение вселенной:«И будет Христос всяческая во всех»
Экклесиология св. Николая Кавасилы, как и его антропология и все вообще учение о духовной жизни, внутренне освещается ожидаемым Явлением Господним.
Мы видели, что Слово, восприняв, обожило человеческую природу, и что блаженная плоть Господня, зачатая Духом Святым во чреве Девы Марии, стала источником и страной обитания духовной жизни. Мы также видели, что Хлеб евхаристии есть действительное и истинное Тело Господне, и что мир через таинства прививается к этому Телу и преображается в Церковь. Все эти ярко изложенные Кавасилой истины выливаются в целостную картину: это единое Тело, то есть историческое тело Иисуса, которое есть подлинно Хлеб евхаристии и тело Церкви, воссияет во Втором Пришествии как вселенское Тело Христа Спасителя.
«Сей самый хлеб, сие самое тело, которое, отходя туда, понесут от сей трапезы, явится тогда на облаках пред очами всех (ср. Мф. 24, 30), и подобно молнии, в одно мгновение времени на востоке и западе, явит свое блистание»[109]. Сияние божества, в котором живут святые еще в этой жизни, не изменит им. Напротив, когда явится Христос,«и самый прах сей (мертвые тела святых) покажет свою красоту, потому что, будучи членами той самой молнии (ср. Лк. 17, 24), откроются и уподобятся Солнцу, и будут излучать общее с Ним сияние»[110]. Тела святых просветятся светом Его Тела.
Всеобщее при Втором Пришествии воскресение византийский мистик, вслед за апостолом Павлом, называет»άρπαγ’′»,«восхищением». У Апостола:«…восхищены будем (άρπαγησόμεθα) на облаках в сретение Господу на воздухе»(1 Феc. 4, 17). Именно поэтому Господь назвал святых орлами:«где будет труп, там соберутся орлы»(Мф. 24, 28). Когда подсекают веревки, на которых подвешен груз, поясняет Кавасила, тяжесть стремительно падает на землю.«Так и тела святых теперь привязаны к земле, преданы тлению и находятся под игом…, а когда явится свобода, неудержимым парением устремятся ко Христу, дабы занять собственное место»[111]. Воскресшее тело воплотившегося Творца воссияет как действительный центр всемирного притяжения, привлекающий все творение к Себе.
Каждый вновь обретет свое тело.«Кости, и части, и члены, соединяясь с головою, составят целость тела». Но подобное же»будет и со Спасителем Христом, общею главою всех». Едва лишь»сия Глава»воссияет как молния в облаках,«отовсюду соберет собственные члены», чтобы составилось великое это Тело.
Однако члены этого Тела будут личностями. Поэтому и само Тело будет одновременно и Семьей, и Евхаристией, и Ликом поющих.«Ибо когда явится Владыка, окружит его лик благих рабов, и когда воссияет Он, воссияют также и они. Какое зрелище — видеть бесчисленное множество светильников на облаках, людей возносимых для того, чтобы принести хваление выше всякого образца, множество богов вокруг Бога, красивых вокруг Прекрасного!»[112]. Святые в грядущем веке будут»боги через Бога и наследники одного и того же с Ним, царствующие в одном с Ним царстве»[113]. Богочеловек воссияет как»Бог посреди богов», как прекрасный (ώραίοζ) начальник, предначинающий совершенный (ώραίο) танец святых,«прекрасный вождь прекрасного (ώραίο) лика»[114].
Образ восходит к Откровению, этому новому во Христе Спасителе видению мира:«Он молниеобразно сходит с неба на землю, а земля иные солнца воссылает к Солнцу правды, и все исполняется света[115].
Примечания
1
«Семь слов…». 3, 596В (с. 85).
2
Там же. 3. 572А (с. 64).
3
Там же. 536А-537В.
4
Там же. С. 413.
5
Theomitor, 64.
6
Там же. 70.
7
»Семь слов…«537D.
8
Там же. 2, 563В, (с. 35); ср. 513А (с. 17):«…грех жил, и невозможно было уже, чтобы воссияла в нас истинная жизнь…»
9
Кроме тления и смерти, падение имело и другие последствия. Это — болезни в человеке,«анархия»в творении,«рабство»диаволу,«неистовство»и враждебность по отношению к Богу. Все это, а также и то, каким именно образом Христос разрушил все эти последствия, подробно рассматривается в моей книге»Iper dikaioseos ton anthropon didaskalia Nikolaou tou Kavasiia». Поэтому здесь я лишь вкратце коснусь этой темы.
10
«Семь слов…». 3, 572CD (с. 65–66).
11
Там же. 3, 572С (с. 65).
12
Там же. 572В (с. 65).
13
Там же (с. 65), и также 681 А.
14
Там же. 537С.
15
Там же. 680В.
16
Там же. 493В.
17
Там же. 540С.
18
Там же. 645D.
19
Там же. 645С.
20
Там же. 680С.
21
Там же. 580С.
22
Там же. 680АВ.
23
Theomitor. 150–152.
24
«Семь слов…». 541А.
25
Там же. 680С.
26
Там же. 1, 496ВС (с. 2). Указанное русское издание приводит славянские цитаты. По–русски этот стих звучит:«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос».
27
Там же, 541 А. Ср.:«Итак, что для нас таинства? Они готовят нас к будущей жизни. Ибо они суть, по Апостолу, силы будущего века (Еар. 6, 5)«(688D).
28
Там же. 4, 600CD (с. 89–90).
29
Там же. 4, 600D-601A (с. 89).
30
Там же. 4, 601В (с. 90).
31
Там же. 4, 601А (с. 90).
32
Там же: 1, 500CD (с. 7–8, 6).
33
Там же. 1, 496А (с. 1–2).
34
ам же. 1, 500А (с. 4–6).
35
Эти несколько»аморфные»для современного читателя понятия для византийцев были весьма конкретны. Речь у Кавасилы идет о том, что созданное по образу Божию человеческое естество, потерявшее свой собственный, отличный от всякой твари»вид», свою особую»форму», наложенную печатью Духа, воссоздается в таинстве крещения. Ставшее»бесформенной массой»(опять же традиционный для греков образ переплавляемой испорченной статуи)«образуется и запечатлевается; и жизнь наша, не имеющая образа и определенного вида, получает и вид и предел,…так как тогда мы истинно бываем познаны (γνωσθήναι);…ибо незнаемы и неявлены те. кои поставили себя вдали от оного света…»(«Семь слов…», 2. С. 27). Может оказаться небесполезным иметь в виду, что то, что мы, следуя переводчику»Семи слов…», перевели как»неявленность»(άφάνεια), иногда фигурирует в русских переводах греческих текстов как»забвение»(очевидно. как»стирание отличительных свойств»). — Перев.)
36
Там же. 2, 525В (с. 27). Ссылка идет на 2 Тим. 2, 19:«Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих».
37
Там же. 2, 525В (с. 27).
38
Там же. 4, 600В (с. 88).
39
Там же. 2, 525В (с. 27).
40
Там же. 532А.
41
Cosmas Indicopleustes // Christian Topography 5, PG 88, 320A.
42
Св. Мефодий Олимпийский. GCS 27. P. 351.
43
»Семь слов…». 3, 572А (с. 64).
44
Там же. 3, 572В (с. 65).
45
Там же. 3, 572А (с. 64–65).
46
»О Божественной Литургии»12, 392D.
47
Там же. 38, 452CD.
48
»Семь слов…». 1, 504CD (с. 9).
49
Там же. 1, 504ВС (с. 9).
50
Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова»И сие знайте…«6. PG 56, 277.
51
»Изъяснения Божественной Литургии»20, 41 ЗА.
52
Там же. 18,409В.
53
Theomitor, 144.
54
»Семь слов…». 7, 725D (c.196).
55
Там же. 2,5610 (с. 57).
56
Там же. 2, 5648 (с. 58).
57
Там же. 2, 564С (с. 58 — однако рус. пер. здесь не вполне точен); из Златоуста цитируется Беседа 7 на 2 Кор. 3. PG 61, 449.
58
»Семь слов…». 4, 613А(с. 100).
59
Там же. 4,6160.
60
Там же. 4. 613D (с. 101).
61
Там же. 4, 613D (с. 101).
62
Там же. 4, 616А (с. 101).
63
Там же. 504АВ (с. 8–9).
64
Там же. 6, 657D (с.136).
65
Там же. 6, 657D-660A (c. 136).
66
Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, 2, 537 Д (с. 37; ср. с 50–51). Цитируется здесь и далее по Патрологии Миня — PG150, 493–726; в скобках указаны страницы русского перевода 1874 г. по репринтному переизданию 1991 года. — Ред.
67
Там же, 2, 525 A. C. 25–26.
68
Там же, 2, 537 D. C. 37.
69
Там же, 2, 537 D. C. 37.
70
Там же, 1, 517 D. C. 21.
71
Там же, 1, 520 A. C. 21.
72
Там же, 4, 593 C. C. 83–84.
73
Там же,