пищей не снабжать их — манною или мясом, но ради их же собственной пользы Он ограничился манной. Он имел в виду дать им более подходящую пищу, чем та, которою они питались в Египте.
Испорченный вкус исправится бы, и они снова могли бы довольствоваться предназначенной человеку пищей — плодами земли, которой питались Адам и Ева в раю.
Если бы они согласились укротить свою страсть к еде по указанию Божию, то в таком случае болезни и грехи были бы совершенно неизвестны им. Потомство их было бы телесно и душевно здорово и вполне разумело бы свою обязанность и истину, в рассудительности и благоразумии не было бы недостатка у него. Но они не желали исполнять требования Господни. Вследствие этого, они не достигли той высокой цели, которая была предназначена им Богом, и потеряли благословение Его. Не довольствуясь ограничениями, они желали возвращения в Египет. Бог дал им и мясо, но оно привело их к проклятию.
Ожидающие Господа постепенно отвыкнут от мяса и со временем совершенно не будут есть его. Мы должны иметь эту цель в виду и стараться достигнуть ее.
До тех пор, пока мы не перестанем есть мясо, взгляды наши не совсем еще будут согласовываться со светом Божиим, безграничной милостью Его дарованным нам. В особенности больным следовало бы привыкать к плодам, овощам и хлебу. Поступая таким образом, укрощая и воспитывая наш вкус, как подобает истинным христианам, мы сами можем благоприятно повлиять на лиц, не следующих законам правильной жизни.
Многие разочаровываются в стараниях своих вести правильную жизнь, так как они не научились и не умеют готовить себе здоровую и простую пищу. Плохая пища вызывает у них чувство отвращения, и мы слышим от них, что они пытались вести правильный образ жизни, но что пища не нравится им. Большинство из них мало сведущи в приготовлении таковой и по причине этого, приготовленная ими пища имеет недостатки и вредна.
Желающему вести здоровый образ жизни следовало бы прежде всего позаботиться о хорошо сваренной пище. Изучающий поваренное искусство, введенное по всем правилам гигиены, приносит пользу не только себе, но и другим.
Не навязывайте ваших своеобразных понятий руководством для всех, осуждая других, поступки которых не согласуются с вашими, может быть, неверными взглядами, а поближе вникайте в дело и основательно изучайте его.
Старайтесь мыслить и поступать в полном согласии с основами истинного христианского воздержания.
Большинство из нас пытается исправлять других, считая привычки последних неправильными и осуждая их самих. Они обращают внимание тех, которых считают по мнению своему ошибающимися, на недостатки их, совершенно не трудясь объяснить истинные основы жизни.
Большею частью такой труд остается безуспешным. Указывая на недостатки, они очень часто вызывают спор, чем приносят более вреда, чем пользы. В этом также кроется опасность и для исправителя.
Привыкая обращать свое внимание на чужие недостатки, он привыкает к осуждению ближних, и постепенно исключительно предается только делу раскрытия недостатков и погрешностей других.
Не следите исключительно за другими, замечая ошибки и заблуждения их, а послужите лучше им хорошим примером, ведя правильную жизнь.
Следует не забывать, что правильный образ жизни заключается в усовершенствовании разума, характера и тела. Законы природы, основанием которых служат законы Господни, имеют в виду наше благополучие.
Если мы исполнительны по отношению к ним, то они, принося нам пользу в нынешней жизни, приготовляют нас к будущей.
Кроме осуждения недостатков ближних, найдется много других тем для разговоров. Говорите о Боге и Его чудесах, о Его любви и мудрости, обнаруживающихся во всем в природе. Изучайте удивительный механизм тела человеческого и законы, которым оно повинуется.
Получивший доказательства любви Божией, разумеющий мудрость и полезность законов Его и испытавший благословения от исполнения этих законов взглянет совершенно иначе на обязанность и ответственность свою. Он не станет считать исполнение правил здоровья самоотречением и жертвою, и неоценимым благословением.
Много хорошего можно было бы совершить, объясняя всем, с кем имеешь сношение, способы наилучшего ухода за больными, и, прежде всего предохранения самих себя от болезней и страданий.
Врач, объясняющий пациенту причину и натуру болезни, а также способ лечения ее, может легко натолкнуться на неприятности. Если же он захочет быть добросовестным, он будет откровенно говорить с больным, и объяснит ему, что причина болезни кроется в еде, питье, одежде и переутомлении. Он не станет увеличивать зла, прописывая лекарства, а напротив, докажет больному пользу правильной жизни.
В лечебницах следовало бы вменить врачам в обязанность давать больным наставления о здоровье, кратко и понятно объясняя основы его как больным, так и сиделкам.
Истинный христианин, образ жизни которого согласуется с волей Божией, не только учится сам, но также наставляет и других и старается сознательно отвлечь себя и их от мирских заблуждений к истине.
Если бы на вопрос о здоровье было бы обращено более внимания, то не было бы и никаких предрассудков относительно божественной истины, и сердца людей охотнее бы приняли ее. Интересуясь этим вопросом и поучаясь ценить его значение, мы свободно проложили бы путь и к другим истинам. Если люди заметят, что мы, как христиане, знакомы с правилами здоровья, то они скорее поверят тому, что наши взгляды согласуются и с другими истинами, изложенными в Библии.
На эту сторону Божьего дела не обращается должного внимания. Много потеряно от этого нерадения. Если бы народ Божий держался правильного образа жизни, который должен подготовить его ко второму пришествию Господа, то тогда влияние его на других имело бы гораздо большую силу.
Бог осветил народ Свой, и требует, чтобы он жил согласно этому свету и повиновался бы Ему. Вопрос о здоровье весьма близок к слову и делу Божьему.
Всякому проповеднику Слова Божьего следовало бы проповедовать и о правильном образе жизни. Каждый должен основательно изучить этот вопрос, чтобы быть готовым к предстоящим важным событиям, так как это вопрос крайне серьезный. Дьявол и ангелы его принимают все меры, препятствующие образованию правильного взгляда на этот счет и всеми силами строят козни всем, искренно стремящимся к правде.
Но не стоит терять мужества, но продолжать свое дело. Пророк Исаия изображает настойчивость и твердость Иисуса в следующих словах: «Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис. 42:4). Поэтому ч последователям Его не следовало бы изнемогать и ослабевать, а вспомнить жертву, принесенную ради рода человеческого, дабы последний не погиб, а получил жизнь вечную.
УМСТВЕННО НЕТРЕЗВЫЕ
Чрезвычайная важность вопроса о детском чтении требует соответствующего ответа.
К сожалению, даже и в христианских домах занимаются чтением газет и журналов, содержащих рассказы, могущие неблагоприятно отозваться на характере и душе человека.
Мне случилось наблюдать таких людей, в развитии характера которых громадную роль играли романы и повести. Хотя этим людям были известны и истина Священного Писания, и правила христианской веры, но тем не менее они не воспитывались в страхе Божием.
Именно дорогое молодое поколение наше нуждается в любви, страхе Божием и познании Иисуса Христа — наилучших средствах к развитию характера их. Однако, мало кто разумеет истину так, как она есть во Христе. Разум их восхищается занимательными рассказами плодами фантазии, и они живут жизнью несуществующего мира и неспособны отвечать требованиям практической жизни.
Я видела детей, получивших такое воспитание: и дома и в гостях они обнаруживают беспокойство, мечтательность и неумение занимать себя и других беседой о самых простых вещах. Все дарования их, которые назначены для стремления к достижению возвышенных целей, уходят на помыслы о бесполезных и даже более чем бесполезных предметах, так что такие лица, занимаясь исключительно подобными размышлениями, едва ли в состоянии думать о чем-либо возвышенном.
Мысли и разговоры о предметах божественных им противны. Духовная пища, вызывавшая прежде в них чувство восторга, вызывает теперь чувство противоположное ему, и мысли их заняты размышлениями скверными и безнравственными. И если подумать только, что такие люди вовсе не пользуются ценным случаем узнать Христа, в Котором вся наша надежда на вечную жизнь, то нельзя не выразить по этому поводу глубочайшего сожаления.
Они тратят много дорогого времени, которым могли бы воспользоваться для размышления о предметах истинной святости.
Я знаю многих, совершенно потерявших здравый рассудок от такого чтения. Вся жизнь их полна болезненных воображений, увеличивающих каждую тягость ее. То, что приходит почти незаметно для здравого разума, кажется непосильным и неодолимым. Жизнь для них и темна и печальна.
Страстные чтецы захватывающих рассказов расстраивают рассудок и делаются неспособными к серьезному размышлению или исследованию.
Даже люди пожилые не всегда могут отвыкнуть от страсти к такому чтению, к которому привыкли в юности. Эта страсть увеличивается с годами, и все усилия побороть ее имеют мало успеха. Прежняя сила разума для них окончательно потеряна, а желание быть истинными христианами остается только желанием.
Занимаясь чтением подобных сочинений, они уже не в состоянии в истине уподобиться Христу.
Страсть к чтению, напрасно возбуждая нервы, губительно влияет также на тело. И молодые, и старые одинаково теряют здоровье от подобного усиленного чтения, так как непрерывное душевное возбуждение расстраивает мозг, уменьшает деятельность его и причиняет общее расслабление.
Увеличивая страсть к чтению занимательных романов и рассказов, люди портят свой нравственный вкус и чувствуют себя недовольными в случае отсутствия этой вредной душевной пищи. Я знаю многих девушек, которые именовали себя несчастнейшими существами, если не могли получить новых повестей и рассказов для чтения.
Душа жадно требует возбудительных средств такого рода, подобно пьянице, жаждущему вина. Такие молодые люди не отличаются благочестием, от них не исходит небесный свет, при посредстве которого они могли бы привести своих знакомых к источнику мудрости. Вера их не отличается глубиною.
Если бы они не занимались чтением таких сочинений с такой жадностью и так постоянно, то можно было бы еще надеяться на изменение направления их мыслей, но страсть к подобному чтению не умаляется. Мне больно видеть молодых людей и девиц, бесполезно ведущих таким образом свою жизнь и не собирающих познаний, которые подготовили бы их к. будущей жизни. Их можно смело назвать «умственно нетрезвыми». Чрезмерное чтение также вредно действует на мозг, как невоздержание в еде к питье.
Наилучшее средство воспрепятствовать этому злу — это приняться за просвещение разума драгоценными истинами Библии. Самую тщательную заботливость и внимание следовало бы обратить на душевное развитие.
Милосердие Господне дало нам наставления о правильной жизни. Оно велит нам побороть грех, знакомит нас с планом спасения и указывает на путь к небу.
Святые мужи в духе Божием, указав нам опасности, встречаемые на этом пути, указали и способ избежания их. Повинующийся этим мужам и изучающий Священное Писание будет хорошо осведомлен в этом.
Каждому христианину следовало бы изучить в это тяжелое время опасностей, грозящих всюду, нетрудные основы веры и надежды. В твердом стремлении расти в