католиков, в стране имелось более 600 соборов и 1000 католических часовен. В 1997 г. официальная китайская католическая церковь насчитывала более 4 млн. верующих, 4 тыс. священников и более 4600 церквей и молитвенных домов[727], а по данным западных специалистов, общая численность католиков в КНР превышала 10 млн. человек. Протестантская община — даже по данным Госсовета КНР — в 1997 г. насчитывала более 10 млн. верующих, более 18 тыс. священников, более 12 тыс. церквей и около 25 тыс. молитвенных домов[728]. Таким образом, к концу ХХ века после долгих лет репрессий и ограничений в КНР была восстановлена нормальная религиозно–церковная жизнь христианских конфессий и общин, соблюдающих государственные законы и признающих существующий политический режим.
Глава 7. Христианство в КНР на современном этапе
На современном этапе развития КНР религиозные проблемы, в том числе и вопросы, связанные с христианскими конфессиями и сектами, остаются актуальными как для внутреннеполитической ситуации, так и на международном уровне. Законодательство КНР в части защиты свободы совести и всех гражданских прав в целом соответствует международным принципам и нормам. Руководство современного Китая решает сложные проблемы, оставшиеся в наследство от прежних эпох, сохраняя политическую стабильность в стране. Несмотря на это, ряд проблем во взаимоотношениях между христианскими конфессиями, с одной стороны, и государством и обществом — с другой, сохраняют свою остроту. Китайская политическая оппозиция и противники КНР во всем мире используют религиозно–конфессиональные проблемы для борьбы против существующего режима.
Основные направления религиозной политики в КНР по–прежнему определяются руководством КПК. Выдвинутое китайской компартией в конце ХХ века идеологическое положение «взаимного соответствия религий и общества» было рассмотрено на Всекитайском совещании по религиозной работе в декабре 2001 года, созванном по инициативе ЦК КПК и Госсовета КНР. На совещании присутствовали высшие партийные и государственные руководители КНР — Ли Пэн, Чжу Жунцзи, Ли Жуйхуань, Ху Цзиньтао, Вэй Цзяньсин и Ли Ланьцин. Выступивший на нем 12 декабря генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что работа в сфере религий остается важной составной частью деятельности партии и государства, а активное внедрение соответствия религии с социалистическим обществом включено в круг приоритетных задач деятельности в религиозной сфере.
Пришедшее к власти на ХVI съезде КПК в ноябре 2002 г. новое поколение партийного и государственного руководства во главе с Ху Цзиньтао продолжило старую политику в области религии. Наиболее заметной фигурой в этой сфере является начальник Управления по делам религий — Е Сяовэнь. В последние годы религия в Китае стала трактоваться в контексте новой идеологемы «гармоничного социалистического общества». Впервые она была выдвинута генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао на 4–м пленуме 16 созыва ЦК КПК в сентябре 2004 г. и была конкретизирована как «гармоничное общество и религия» («хэсе шэхуэй юй цзунцзяо»).
7.1. Развитие правовой базы и церковных структур
В современной Конституции КНР говорится: «Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу совести»; «Никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую‑либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедование или не исповедование какой‑либо религии»; «Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности». Одновременно Конституцией КНР закрепляются такие положения: «Никому не разрешается использовать религию в целях нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и причинения ущерба государственной системе образования»; «Религиозные организации и религиозные дела неподконтрольны зарубежным силам». Равные права верующих закреплены всем китайским законодательством. «Закон КНР о национальной районной автономии», «Общие положения Гражданского кодекса», «Закон об образовании», «Трудовой кодекс», «Закон об обязательном 9–летнем обучении», «Закон о выборах в собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей», «Закон о рекламе» и другие предусматривают, что все граждане, независимо от их вероисповедания, имеют право избирать и право быть избранным, что имущество религиозных организаций находится под охраной законов и т. д. Эти юридические документы закрепляют отделение религии от народного образования, при этом граждане, независимо от вероисповедания, пользуются равным правом на образование; каждая национальность должна уважать язык, письменность, обычаи и религиозные убеждения других национальностей; в трудоустройстве недопустима дискриминация по религиозному признаку; запрещаются реклама и товарные знаки, содержащие элементы, травмирующие национальные и религиозные чувства людей. Китайское правительство обнародовало также «Положения о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР», согласно которым уважается свобода совести иностранных граждан в Китае, а дружественные контакты и культурно–научные обмены между китайскими и зарубежными религиозными кругами охраняются должным образом.
На современном этапе государственного строительства КНР законодательная база по религиозно–конфессиональным отношениям постоянно совершенствуется. Например, в начале 2003 г. власти КНР в виде эксперимента приняли три документа: «Методы управления католическими епархиями Китая», «Правила работы Патриотической ассоциации китайских католиков» и «Методы работы Объединенной ассамблеи Патриотической ассоциации китайских католиков и китайской Католической Епископской конференции», действия которых распространялось на Пекин и провинцию Хэбэй. Глава Управления по делам религий Е Сяовэнь заявил, что эти три документа «заполнили пустоту», существовавшую до их появления и мешавшую «демократическому управлению» церковью. Он высказал убеждение, что данные директивы направлены на развитие «независимости, автономии и самоуправления» китайских католиков. Однако оппоненты КНР полагают, что применение «демократических» принципов к католической Церкви «грозит привести к разрушению апостольского и сакраментального устройства Церкви, превратить ее в секту».
С 1 марта 2005 г. вступил в силу документ «Положения о религиозных делах» («Цзунцзяо шиу тяоли»). Он состоит из семи глав: «Общие положения», «Религиозные организации», «Места религиозной деятельности», «Служители культа», «Имущество Церкви», «Правовые обязанности» и «Дополнения». Документ можно рассматривать как качественно новый этап политики в сфере религий, проводящейся в КНР, призванный привести религиозную сферу в соответствие с большим количеством новых законов, законодательных и нормативных актов, регулирующих жизнь китайского общества в период открытости и реформ. По мнению большинства религиозных деятелей, документ улучшил ситуацию вокруг взаимоотношения религиозных общин с государством[729].
КНР в последние годы взяла на себя новые международные обязательства в сфере религии. В 1998 г. Китай подписал Международный пакт по гражданским и политическим правам (ICCPR), который защищает право на свободу мысли, совести и религии. Этим самым руководство КНР обязалось не предпринимать регрессивных мер, направленных против духа этого соглашения.
В годы реформ в Китае оформились и легально действуют множество христианских общественных организаций, в том числе Агентство «Союз католических азиатских новостей» (UCA News), Ассоциация Св. Анны в провинции Хэбэй, Ассоциация католической интеллигенции (CIA) в шанхайском диоцезе и др. В КНР многие христианские организации имеют свои периодические издания[730]. В школах Шанхая в 2004 г. впервые в истории Библия была включена в список рекомендуемого чтения для общеобразовательных школ наряду с текстами Конфуция и Лао–цзы.
В XXI веке продолжился количественный рост католической церкви, ежегодно около 70 тыс. человек в КНР принимают крещение. Согласно обнародованным в КНР статистическим данным, в стране насчитывается около 12 млн. католиков. В стране имеется 74 официальных и 46 «катакомбных» епископов, а также 2710 священников. В КНР функционируют 12 семинарий, в которых обучаются в общей сложности 2 тыс. человек. Ассоциацию Китайских католиков–патриотов возглавляет епископ Фу Тешань, во главе Коллегии католических епископов Китая стоит Лю Юаньжэнь.
Одним из центров католичества в КНР остается Пекин. В городе в 2002 г. имелось 17 католических церквей, 100 католических священников, и насчитывалось около 50 тыс. католиков («католиков–патриотов»). В качестве резиденции Пекинского епископа и председателя Патриотической ассоциации католиков Китая Михаила Фу Тешаня выделены епархиальные здания Сишику[731]. Настоятель кафедрального собора «Наньтан» Чжан Тяньлу (о. Павел)[732] является заместителем секретаря пекинского отделения АККП. При Пекинской епархии открылось новое учебное заведение — Пекинский институт христианских и культурных исследований, в котором, в частности, будет изучаться взаимосвязь христианства и китайской культуры. В конце июля 2002 г. китайская пресса подробно осветила первое за более чем 60 лет торжественное принесение вечных обетов шестью монахинями конгрегации Св. Иосифа. Возглавил церемонию глава Пекинской епархии епископ Михаил Фу Тешань, а собралось на нее более 1 тыс. католиков из 18 епархий[733].
Другим центром католичества в КНР является Шанхай, где насчитывает около 160 тыс. прихожан, 120 храмов, 70 священников и 90 монахинь. Шанхайскую епархию возглавляет епископ Алоизий Цзинь Лусянь[734], которому в 2006 г. исполнилось 89 лет. Став епископом Шанхайским по линии Китайской патриотической католической ассоциаци, Алоизий Цзинь занялся восстановлением диоцеза. При нем заново открыто более 100 храмов, две семинарии, три церковные типографии. Тем не менее, многие католики Шанхая не желают признавать власти этого епископа и считают своим лидером «катакомбного» епископа Иосифа Фан Жунляна. Несколько лет этот прелат находился под домашним арестом. Самым большим католическим храмом Шанхая является собор Святого Игнатия. Шанхайская епархия совместно с шанхайским отделением АККП учредили различные благотворительные организации, оказывающие помощь местным жителям — верующим и неверующим. Так, группа медицинских консультаций проводит регулярные лекции и медосмотры для пожилых; католики, работающие в сфере образования, оказали содействие в учреждении школы иностранных языков «Гуанци» и курсов английского языка «Анджела».
Наиболее активно в настоящее время в Китае работают протестанты. Согласно сделанному в августе 2004 г. заявлению главы Китайской христианской ассоциации Цао Шэнцзе, последние годы стали самым благоприятным периодом распространения христианства в Китае. На текущий момент во внутренних районах Китая насчитывается свыше 16 млн. христиан (протестантов), свыше 50 тыс. постоянно действующих христианских храмов. Ежегодный тираж Библии в Китае превышает 35 млн. экземпляров. Администрация Пекина, где на 40 тыс. официально зарегистрированных верующих протестантов имелось восемь храмов вместимостью до 200–500 человек, в 2004 г. утвердила строительство в столице двух новых протестантских храмов вместимостью по 1 тыс. человек. Для строительства новых храмов выделили места в городских районах Чаоян и Фэнтай, в которых проживало 2000 и 3500 верующих соответственно.
До 2006 г. Китайский христианский совет (КХС), внеденоминационное объединение протестантов Китая, возглавлял Хань Вэньцзяо[735]. Генеральный секретарь Всемирного совета церквей (ВСЦ) пастор Сэмюэль Кобия отметил, что Хань «активно пропагандировал миссию церкви в китайском обществе, призывая ее членов в строительстве нации, не жертвуя своей верой, он помогал им адаптировать религиозные ценности к социалистическому обществу». Китайский комитет патриотического движения христиан за «тройную независимость» в настоящее время возглавляют Дин Гуансюнь и Ло Гуанцзун. Протестантизм в Китае сегодня претендует на «христианский универсализм», на роль лидера христианизации китайцев, используя при этом опыт и католиков и православных[736].
7.2. Современные проблемы, связанные с христианством в КНР
Несмотря на развитие христианских конфессий, на совершенствование законодательства и демократизацию общества, религиозно–конфессиональные проблемы остаются в числе наиболее актуальных и политизированных.
Интерес к религиозной ситуации в Китае проявляет светская наука и богословие. В Китае актуализировалась проблема дальнейшего развития китайского христианства. На базе созданного еще в 1930 г. норвежским китаеведом Карлом Рейхельтом миссионерского центра Даофэншань в Гонконге в