Китай: страницы прошлого. М., 1987.
101. Симон Ж. Срединное царство. СПб., 1886.
102. Скачков П. Е. Пекин в дни Тайпинского восстания. М., 1958.
103. Скачков П. Е. Библиография Китая. М., 1960.
104. Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977.
105. Сладковский М. И. Китай и Англия. М., 1980.
106. Соколов В. Н. Образ «христианского царства» на крайнем Востоке в европейской картографии XIV‑XVIII вв. // Китайский Благовестник. 2000. № 2.
107. Стабурова Е. Ю. Политические партии и союзы в Китае в период Синьхайской революции. М., 1992.
108. Стандерт Н. Корпоративная культура иезуитов: формирование под китайским влиянием // Китай в диалоге цивилизаций: к 70–летию академика М. Л. Титаренко. М., 2004.
109. Стонтон Г. Путешествие во внутренность Китая и в Тартарию, учиненное в 1792, 1793 и 1794 годах Лордом Макартнеем. М., 1801.
110. Тарасов А. П. Забайкалье и Китай: опыт анализа международных связей. Чита, 2003.
111. Тертицкий К. Религиозная ситуация в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 6.
112. Тертицкий К. М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Ч. 1, 2. М., 1994.
113. Тертицкий К. М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000.
114. Тихвинский С. Л. Китай и всемирная история. М., 1987.
115. Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. Брисбен (Австралия), 2002.
116. Усов В. Н. Коммунист–интенационалист (к 100–летию со дня рождения) // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1.
117. Усов В. Н. Последний император Китая: Пу И (1906—1967). М., 2003.
118. Фишман О. П. Китай в Европе миф и реальность (XIII‑XVIII вв.). СПб., 2003.
119. Харбинский синодик (священнослужители и церковные деятели). Челябинск, 2005.
120. Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Азиатско–Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Библиографический словарь. Владивосток, 2000.
121. Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Ч. I‑II. Владивосток. 2000.
122. Хэ Гуанху. Влияние изучения христианства на китайское гуманитарное знание // Китай в диалоге цивилизаций: к 70–летию академика М. Л. Титаренко. М., 2004.
123. Церерин А. Хуланьчэнское фудутунство // Известия Восточного Института. Т. III. Вып. 3. Владивосток, 1902.
124. Цыганкова С. П. Американские миссионеры и развитие образования в Китае // Вестник Тюменского государственного университета. Тюмень, 1996. Вып. 1.
125. Цыганкова С. П. Американские миссионеры в Китае в первой половине Х! Х века // Американский и сибирский фронтир. Томск, 1997.
126. Шубина С. А. Русский китаевед З. Ф. Леонтьевский и его научное наследие // XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1999.
127. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. Сургут, 1993.
128. Энеева Н. Т. Святитель русского зарубежья епископ Иона Ханькоуский (Покровский) // Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. Вып. 1. М., 2005.
129. Янчевецкий Д. У стен недвижного Китая. СПб. — Порт–Артур, 1903.
На китайском языке
130. Бэньсе цзы тань. 20 шицзи чжунго цзидуцзяо вэньхуа сюэшу луньцзи [Раскрывая истинный облик. Сборник научных исследований культуры китайского христианства в 20 веке]. Пекин, 1998.
131. Ван Мэйсю и др. Цзидуцзяо ши [История христианства]. Нанкин, 2006.
132. Ван Чжичэн. Шанхай эчао ши [История российских эмигрантов в Шанхае]. Шанхай, 1993.
133. Дандай цзиду синьцзяо [Современное христианское протестантство]. Пекин, 1993.
134. Ихэтуань юньдун цзай Дунбэй [Движение ихэтуаней в Маньчжурии]. Чанчунь, 1981.
135. Ихэтуань юньдун ши [История движения ихэтуаней]. Пекин, 1981.
136. Лецян цзай Чжунго дэ цзуцзе [Великие державы в концессиях Китая]. Пекин, 1992.
137. Ло Вэйхун. Чжунго цзидуцзяо [Китайское христианство]. Пекин, 2004.
138. Ма Госянь (Matteo Ripa). Цин тин шисань нянь [Тринадцать лет при цинском дворе] / Пер. с англ. Шанхай, 2004.
139. Моэр (Moore George Foot). Цзидуцзяо цзяньши [Краткая история христианства]. Пекин, 2003.
140. Тан Сяолин. Каньбуцзяньдэ чаньмин: Сяньдай ханью шисюэ ю цзидуцзяо [Невидимые подписи: Современная китайская поэзия и христианство]. Пекин, 2005.
141. Тяньцзинь цзуцзе [Тяньцзиньские концессии]. Тяньцзинь, 1986.
142. Фэй Чэнкан. Чжунго цзуцзе ши [История китайских концессий]. Шанхай, 1991.
143. Хуан Синьчуань. Ша Э лиюн цзунцзяо циньхуа цзяньши [Краткая история использования царской Россией религии для агрессии против Китая]. Шэньян, 1980.
144. Цай Хуншэн. Элосы гуань цзиши [Записки о Русской Духовной Миссии в Пекине]. Гуанчжоу, 1994.
145. Цзидуцзяо ю Чжунго вэньхуа цункань [Христианство и печать по культуре Китая] / Под редакцией Чжан Кэюаня и Ма Мина. Ухань, 2003.
146. Цзунцзяо ю миньцзу [Религия и нация] / Под редакцией Ми Чжунцзя и Лю Баомина. Пекин, 2006.
147. Чжан Суй. Дунчжэнцзяо юй дунчжэнцзяо цзай Чжунго [Православие и православие в Китае]. Сюэлинь чубаньшэ, 1986.
148. Чжун–су гуаньси цыдянь [Энциклопедия китайско–советских отношений]. Далянь, 1990.
149. Чжунъэ гуансиши имин цидянь [Словарь перевода терминов по истории русско–китайских отношений] / Под редакцией Хао Цзянхэна. Харбин, 2000.
150. Юэ Фэн. Дунчжэнцзяо ши [История Православия]. Пекин, 1999.
151. Янь Бинчжэн. Синь гуй хэ чу: Жуцзя ю цзидуцзяо цзай цзиньдай Чжунго [Куда направить сердце: Конфуцианство и христианство в Китае в новое время]. Цзинань, 2005.
На западноевропейских языках
152. Beeching J. The Chinese Opium Wars. San Diego — New York — London, 1977.
153. Charbonnier J. Histoire des Chretiens de Chine. Paris, 1992.
154. Covell R. Confucius, the Buddha and Christ: A History of the Gospel in Chinese. New York, 1986.
155. Esherick J. W. The Origins of the Boxer Uprising. Berkeley, 1987.
156. Latourette K. S. A History of Christian Missions in China. New York, 1929.
157. Littell J. B. Missionaries and Politics in China — The Taiping Rebellion // Political Science Quarterly. December 1928. Vol. XLIII. No 4.
158. Madsen R. China’s Catholics: Tragedy and Hope in an Emerging Civil society. Berkeley, 1998.
159. Michael F. The Taiping Rebellion. History and Documents. Vol. I‑III. Seattle — London, 1971.
160. Spence J. D. God, s Chinese Son. The Taiping heavenly kingdom of Hong Xiuquan. New York — London, 1996.
161. Tan C. C. The Boxer Catastrophe. New York, 1967.
162. Teltscher K. The High Road to China. London, 2006.
163. Teng S. Y. The Taiping Rebellion and The Western Powers. A Comprehensive Survey. Oxford, 1971.
164. Ular A. A Russo — Chinese Empire. London, 1904[783].
165. Vinacke Harold M. A History of the Far East in Modern times. New York, 1959.
166. Wehrle E. S. Britain, China, and the Anti‑Missionary Riots. 1891 — 1900. Minneapolis, 1966.
167. Whyte R. Unfinished Encounter: China and Christianyty. London, 1988.
Примечания
1
В настоящее время термин цзидуцзяо в Китае обычно используют для обозначения всего христианства, отожествляемого с протестантством. Для выделения собственно протестантизма, используется термин цзиду синьцзяо.
2
Мясников В. С. Заметки о христианстве в Китае // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 4. СПб., 2004. С. 9.
3
Доминиканец–миссионер Джованни де Монтекорвино в Пекине в 1315 г. писал, что в эти края не приходил ни один из апостолов. Но португальский миссионер, доминиканец Гашпар да Круш, прибывший в Китай в 1556 году, упоминал в своем «Tractado de China» (издан в 1569 г.), что армяне располагают свидетельствами того, как до мученичества в Индии в 53 г. апостол Фома добрался до Китая, но пробыл там крайне недолго. Об апостоле Фоме в самом Китае впервые заговорил миссионер–иезуит о. Николя Триго в 1615 году при изучении индийского малабарского требника (несторианского). Аббат Хук в 1884 г. писал, что предание об апостоле Фоме было необходимо миссионерам, исходившим из тезиса об изначальной готовности человечества к приятию фундаментальных истин христианства.
4
Еще в XIX веке в одной из кумирен южного Китая хранился в качестве культового предмета Андреевский крест.
5
Традиционно считается, что основатель этой династии Ли Юань имел «западное», тюркское происхождение.
6
Цит. по изданию Пресс–канцелярии Госсовета КНР: Религия и свобода совести в Китае. Пекин, 1997. С. 2.
7
В 1206 г. Темучжин был избран Чингисханом.
8
Известный синолог Л. А. Березный считает: среди тайваньских ученых распространено мнение, что появление в стране христианских миссионеров в XVI‑XVII веках явилось определяющим внешним фактором перехода Китая к новому времени. См.: Березный Л. Когда начиналась новая история Китая? Историографические заметки // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 1. С. 71.
9
В опубликованной в 1989 г. в журнале «Азия и Африка сегодня» заметке «Христианство в Китае» отмечалось: «Христианство обретает в Китае все большую популярность. В этой стране, где одним из самых интересных способов времяпрепровождения по воскресеньям считается прогулка по парку, для молодых людей посещение церкви становится столь же престижным (и почти столь же модным) «космополитическим» развлечением, как кафе и дискотека». См.: Христианство в Китае // Азия и Африка сегодня. 1989. № 9. С. 22.
10
Довольно распространенной на сегодняшний день является оценка в 80 млн. христиан в Китае, тогда как Государственный департамент США дает даже цифру в 100 млн. человек. Однако убедительных данных, подтверждающих, что численность верующих христиан в КНР превышает 30 млн. человек, не имеется.
11
Примером интереса в Китае к христианству является продемонстрированный в 2006 г. в Пекине шелковый свиток длиною более пяти километров с каллиграфическим текстом Библии, состоящим из более чем 900 тыс. иероглифов.
12
В последние годы в мире появилось множество разного рода «версий», «прогнозов» и даже спекуляций по поводу не только возможной резкой христианизации Китая, но и имеющихся по этому поводу планов у руководства КНР.
13
В данной работе не ставится цель подробно рассмотреть мировую историографию христианства в Китае.
14
См., например: Latourette K. S. A History of Christian Missions in China. New York, 1929.
15
Cove//R. Confucius, the Buddha and Christ. A History of the Gospel in Chinese. New York, 1986; Whyte R. Unfinished Encounter: China and Christianity. London, 1988; Charbonnier J. Histoire des Chretiens de Chine. Paris, 1992; Madsen R. China’s Catholics: Tragedy and Hope in an Emerging Civil society. Berkeley, 1998.
16
Beeching J. The Chinese Opium Wars. San Diego — New York — London, 1977.
17
Teng S. K The Taiping Rebellion and The Western Powers. A Comprehensive Survey. Oxford, 1971; Michael F. The Taiping Rebellion. History and Documents. V. I‑III. Seattle — London, 1971; Spence J. D. God’s Chinese Son. The Taiping heavenly kingdom of Hong Xiuquan. New York — London, 1996.
18
Дандай цзиду синьцзяо [Современный христианский протестантизм]. Пекин, 1993; Бэньсе цзы Тань: 20 шицзи чжунго цзидуцзяо вэньхуа сюэшу луньцзи [Раскрывая истинный облик. Сборник научных исследований культуры китайского христианства в 20 веке]. Пекин, 1998.
19
Первой обобщающей работой по истории православия стала книга Ло Цзиньшэна «История восточной церкви» [Дунфан цзяохуй ши] (1941, изд–во Гуансюэхуй чубань–шэ), которая была создана на основе курса лекций, прочитанных в протестантской теологической академии Цзиньлинь. Работа была очень широкой по охвату и включала исторический очерк (от иконоборчества и падения Константинополя до наших дней), рассказы о различных православных церквях, таинствах, обычаях и догмах.
20
Юэ Фэн. Дунчжэнцзяо ши [История Православия]. Пекин, 1999. Непосредственно православию в Китае посвящены 12, 13 и 17 главы, а также приложение № 6. Изложение событий, приведших к появлению в Китае Российской