Скачать:TXTPDF
Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен

миссионерами, отстаивая свою трактовку христианства, внося исправления и дополнения в Библию. Например, в ответ на предупреждения миссионера Джозефа Эдиксона об опасности впадения в арианскую ересь, Хун Сюцюань в 1861 г. прямо отвечал, что Собор, осудивший Ария, был не прав.

332

Хун Сюцюань крестил Хун Жэньганя в 1843 г. Хун Жэньгань некоторое время работал катехизатором у знаменитого миссионера Джеймса Легга в Гонконге. К восстанию тайпинов он присоединился в 1859 году.

333

Хун Сюцюань увидел в христианстве общность с учением секты «Тайпиндао», основанной во II веке н. э. даосским проповедником Чжан Цзяо. Название секты в переводе означает «Путь великого спокойствия», священным каноном секты стало сочинение «Тайпин цинлиншу».

334

«Песнь основного закона, спасающего мир» («Юаньдао цзюши гэ»), «Наставления основного закона, пробуждающего современников» («Юаньдао синши сюнь»), «Юаньдао цзюэши сюнь» («Наставления основного закона, пробуждающего мир»).

335

Тайпинское «Священное Писание» не совпадало с христианским. Тайпины заявили об уникальности полученных в 1837 и 1843 годах Хун Сюцюанем «откровений», введя понятия о трех «заветах» Старом (Ветхом), «Предыдущем» (Новом) и «Настоящем» («откровения» Тайпин–вана). В 1853 г. тайпины опубликовали собственный катехизис, составленный по образцу конфуцианского «Троесловия» («Сань цзы цзин»), составленного в эпоху Сун (960—1279). Он начинается с изложения библейских событий (книги Бытия), но после краткого упоминания о Творении сразу же обращается к Моисею и исходу из Египта. История Воплощения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа занимает непропорционально малое место по сравнению с историей ветхозаветного Исхода, равно как и описания единобожия в древнем Китае, отпадения от него и направления Богом своего «младшего сына» Хун Сюцю–аня. В текст включены истории о небесных битвах «младшего брата», «небесной матери» и даже о «небесной жене» Христа. Главным тайпинским теологическим сочинением был трактат «Тянь ли яо лунь» («Основные рассуждения о Небесных Принципах»). Это был перевод первых восьми из двадцати глав работы английского миссионера У. Мидхерста «О небесных принципах». Большой интерес вызывают комментарии Хун Сюцюаня к Новому и Ветхому заветам, ибо они выражают сложный поиск гармонизации христианства с доктриной тайпинов, а равно и богословской контекстуализации статуса Хун Сюцюаня как «младшего сына» Небесного Отца. С точки зрения христианского вероучения эти комментарии носят настолько вызывающий характер, что их зачастую характеризуют не только как непонимание христианства, но и как прямое указание на психическое расстройство Тайпин–вана.

336

В 1853 г. Хун Сюцюань заявил, что, согласно указаниям Небесного Отца, Ян Сю–цин должен считаться «Святым ветром–духом» (Шэншэньфэн). Вторым апостолом стал крестьянин Сяо Чжаогуй, женившийся на сестре Хун Сюцюаня. Ученый–шэнь–ши Вэй Чанхуй своими средствами и авторитетом некоторое время прикрывал секту и за это вошел в число высших тайпинских иерархов. Одним из лидеров новой секты стал выходец из богатой семьи «сельских деспотов» Ши Дакай, человек образованный, но не имевший ученой степени.

337

Вопросы связей тайпинов с американскими миссионерами подробно рассмотрены в разделе «Taiping Rebellion with American Missionaries». См.: Teng S. К The Taiping Rebellion and The Western Powers // A Comprehensive Survey. Oxford, 1971.

338

Хун Сюцюань сделал удачный ход, первой он разрушил кумирню злого духа Гань–вана, по преданию убившего свою мать, которому крестьяне молились лишь из боязни.

339

Это событие было приурочено ко дню рождения Хун Сюцюаня.

340

Высшее руководство государства состояло из шести ванов (князей) во главе с тянь–ваном (небесным правителем): дун–ван (восточный) — Ян Сюцин, си–ван (западный) — Чяо Чжаогуй, бэй–ван (северный) — Вэй Чанхуй, нань–ван (южный) — Фэн Юньшань, и–ван (отдельный) — Ши Дакай.

341

В 1853 г. тайпинские армии под командованием Линь Фэнсяна и Ли Кайфана совершили поход на север, но не смогли взять Пекин. Военные действия в Шаньдуне и Чжили продолжались почти два года и закончились полным уничтожением тайпин–ских армий. Предпринимались попытки расширить границы Тайпин Тяньго и в Центральном Китае. В течение 1853—1856 годов шла борьба между тайпинами и Хунаньской армией Цзэн Гофаня за Ухань и соседние города. В 1855—1856 годах тайпины провели «Восточный поход» и разгромили своих противников в низовьях Янцзы.

342

«Тяньчао тяньму чжиду», более точный перевод «Система возделывания полей, установленная Небесной династией».

343

В законе говорилось: «Все мальчики ежедневно посещают церковь, где лянсыма наставляет их, читая Ветхий завет, Новый завет и священные писания. По воскресеньям командиры пятков ведут жителей в церковь».

344

Для того, чтобы женщина могла выполнять общественные и государственные обязанности, запрещалось бинтование ног, делавшее ее «не боеспособной» и не способной к тяжелому физическому труду.

345

Уже в конце 1853 г. был введен запрет на отправку чиновниками и солдатами одежды для стирки и починки одежды гражданским женщинам из‑за опасности перерастания этих «хозяйственных отношений» в любовные. Наряду с запретом на курение опиума был введен и запрет на песни любовного содержания. Согласно закону о борьбе с проституцией все внебрачные половые отношения запрещались, правила воинской дисциплины устанавливали: «Если изнасилованная женщина подаст жалобу, виновному немедленно рубить голову и выставлять ее напоказ. В случае если оба виновны в разврате, казнить и мужчину и женщину».

346

Исключение было сделано лишь для тех, кто успел вступить в брак до образования Тайпин Тяньго.

347

Например, к 1864 г. сын и наследник Хун Сюцюаня в 9–ти летнем возрасте уже имел четыре жены.

348

После создания государства Тайпин Тяньго и разгрома вражеского окружения встал вопрос о социально–экономических преобразованиях. Каждая из социально–классовых групп начала претворять в жизнь свою программу. «Старая гвардия» гуансийцев, во главе с углежогом Ян Сюцином, занималась обобществлением собственности и труда, «новая гвардия» примкнувших позднее крестьян во главе с шэньши Вэй Чанхуем пыталась остановить преобразования на этапе равного перераспределения земель. Основной же массе населения вообще были чужды социально–экономические эксперименты тайпинов. Кроме социально–классовых противоречий, у тайпинов, как это было в Китае традиционно, большую роль играли кланово–региональные противоречия. В Тайпин Тяньго были представлены четыре региональных общности — гуансийцы, гуандунцы, хунаньцы и хубэйцы. В 1856—1857 годах самая активная и влиятельная гуансийская группировка была ликвидирована. Друг друга взаимоистребили «старая гвардия» Ян Сюцина и «новая гвардия» Вэй Чанхуя. После того, как Ши Дакай со своими сторонниками покинул Нанкин и вообще район тайпинского восстания, Тайпин Тяньго фактически осталось без тайпинов, точнее, без кадровой ее части, без тех, кто создал государство.

349

В числе нововведений были развитие предпринимательства и заимствование западных технологий, обеспечение единения императора с народом путем беспрепятственной подачи жалоб трону, очищение государственного аппарата от коррупции. Была восстановлена экзаменационная система, в 1861 г. опубликован «Высочайше утвержденный табель о рангах».

350

В последние годы существования Тайпин Тяньго тайпины разрешили крупным землевладельцам сбор арендной платы с крестьян, который проводился под их контролем на основании документов, выданных местными руководителями.

351

Даже преобразованная идеология тайпинского государства, в отличие от традиционного Китая, не допускала какого‑либо плюрализма и неформальных общественно–политических организаций. В «Сочинении о новом управлении» Хун Жэньга–ня требовалось «запретить зло сообществ и личных партий».

352

В середине XIX века антихристианская пропаганда стала обращаться не только к образованным кругам; помимо памфлетов типа знаменитого «Би се цзи ши» («Запись фактов, отвращающих от ересей», 1861), появились прокламации, листовки и лубки.

353

Отряды сельского ополчения, или, точнее, сельских иррегулярных войск (сянъ–юн, сянбин) имели в Китае старые традиции. Цинская династия возродила и использовала этот институт уже в XVIII веке. Отряды сянъюн сыграли решающую роль в подавлении восстаний народа мяо и общества «Байляньцзяо».

354

Будущий всемогущий канцлер, воюя с тайпинами, не проникся антихристианскими настроениями, и в дальнейшем опирался на советников из китайцев–христиан, таких как бывший иезуитский священник Ма Сянбо. Два десятилетия Ма служил советником и помощником Ли Хунчжана, побывал с миссиями в Корее, Японии, Европе и Америке, но в 1899 г. он вернулся назад к иезуитам.

355

Англичане заявили, что не верят в миссию Хун Сюцюаня как брата Иисуса Христа, равно как и в миссию Ян Сюцана как Святого Духа.

356

Например, в августе 1860 г. ставку Ли Сючэна в Сучжоу посетили миссионеры Эдкинс и Джон, выразившие ему поддержку.

357

У. Мартин убеждал правительство, что тайпины, усвоив иностранную религию, поймут ценность других товаров.

358

Робертсу удалось добраться до столицы Тайпин Тяньго лишь в 1861 году.

359

Получив донесение адмирала Хоупа о поездке к тайпинам, премьер Пальмерстон писал: «Эти повстанцы восстают не только против императора, но и против всех человеческих и божеских законов, и, кажется, вполне справедливым держать их подальше от договорных портов». Необходимо отметить, что в 1848 г. в США был принят законодательный акт, предписывающий наказание смертной казнью для американских подданных, участвовавших в мятежах против цинского правитеьства.

360

В мае 1862 г. корабельной артиллерией был обстрелян занятый тайпинами город Нинбо. С этого времени поддержка иностранцами Цинов стала регулярной и более существенной.

361

После гибели Уорда его место занял американец Барджевайн, вступивший в конфликт с китайцами. В 1863 г. пост командующего «Всегда побеждающей армии» занял английский офицер Гордон. Одним из самых известных лидеров этой армии был французский подполковник д’Эгебель. Барджевайн же, по причине невыплаты ему жалования цинскими чиновниками, в начале 1863 г. перешел на сторону тайпи–нов и участвовал в обороне Сучжоу.

362

Губернатор Шаньдуна Ли Бинхэн в 1896 г. писал в своем докладе: «Когда иностранная религия проникла в Китай, ее приверженцами стали люди без определенных занятий. Бездельники, воспользовавшиеся иностранной религией как прикрытием и защитой. Они затевали тяжбы, притесняли местное население. Преступники, которые скрывались от наказания, находили у миссионеров убежище от ареста. Миссионеры опирались на них как на друзей и использовали их в своих целях».

363

Всеобщее раздражение вызвали такие факты, как строительство костела в Тяньцзине, прямо в Императорском павильоне, единственном месте для гуляний. В Гуанчжоу христианский храм возвели на месте предполагаемого строительства дома генерал–губернатора. Главное заведение католиков–лазаристов в Пекине было построено в Императорском городе, при этом оно оказалось выше расположенного рядом императорского дворца.

364

Нередко встречались такие обвинения: «Священники заманивают молоденьких девушек и заставляют их стоять на коленях перед Библией и кланяться до поздней ночи. Из 5—6 девушек, уведенных священником, возвращается только одна. Священники насилуют девушек; некоторые беременеют от них, некоторых они заставляют повеситься, а некоторых запирают и год–два не позволяют выходить; они не могут найти себе пару и только через 2—3 года выходят замуж». В ходу были и такие «свидетельства»: «После того, как храм был построен, наняли людей копать отхожее место. В то время я слышал, что выкапывали младенцев. Ведьма, забеременев, убивала младенца и кидала его в отхожее место. Вот такие истории были распространены в то время»; «Христиане в каждый колодец кидают отраву, на двери домов мажут красное одурманивающее зелье, чтобы уводить детей… делают бумажные фигурки людей и лошадей, вредя простому народу». Очевидцы уверяли: «сила христиан была огромной, простой человек как увидит человека с крестом на груди, так и убегает подальше прятаться; не осмеливается спорить с христианами… нехристиане в разговоре с христианами должны были быть очень осторожны, на

Скачать:TXTPDF

в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать бесплатно, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать онлайн