Скачать:TXTPDF
Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен

трех послушников.

477

В 1906 г. епископ Пекинский и Китайский Иннокентий отстранил о. благочинного Журавского, переместил на другие места других священников, находящихся на службе в структурах КВЖД. Администрация КВЖД в 1906 г. выступила с ходатайством передачи Маньчжурии в ведение епископа во Владивостоке.

478

В ведении Пекинской миссии остались территории, отошедшие под контроль Японии. В марте 1906 г. Иннокентий отправил в Дальний и Порт–Артур послушника Успенского монастыря Ф. М. Власова и китайца Андроника Ма с целью наведения справок об оставленном во время войны церковном имуществе. Они обратились через японского адвоката в Дальнинское градоначальство с ходатайством о возвращении Духовной миссии православных храмов, что вскоре и произошло. Церковным имуществом Миссии в Дальнем заведовал монах Меллисен.

479

В «Отписке даурского воеводы А. Ф. Пашкова в Сибирский приказ» за 1658 г. говорилось: «А в прошлом, государи, во 163 году послан был из Якутцково острогу за вашею государевою даурскою соболиною казною к вам, государем, к Москве Даурские земли толмач новокрещен Тимошка Иванов, и я, холоп ваш, по вашему государеву указу для вашей государевы даурской службы оставил ево, Тимошку, в Енисейском остроге для толмачества китайсково и даурсково и тунгусково языка. Да он же, государи, Тимошка, учен китайской грамоте… И я, государи, холоп ваш, по вашему государеву указу поверстал ево, Тимошку, в Енисейском остроге в казачью службу на выбыльное место». См.: Русско–китайские отношения в XVII в. / Материалы и документы. Т. I. 1608—1683. М., 1969. С. 236. Этот переводчик по пути следования на службу в Даурию бежал в Енисейский острог, затем в Москву.

480

Подал челобитную о принятии крещения и получил на это разрешение посланник Ургинского хутухты Манжиталама, прибывший в Москву в декабре 1675 года. Монгол крестился и остался жить в Тобольске, а русские власти отказались выдать его на родину.

481

См.: Русско–китайские отношения в XVIII в. / Материалы и документы. Т. I. 1700—1725. М., 1978. С. 340.

482

Федор Джога стал первым в России учителем китайского языка, работавшим в Петербурге, а затем в Москве. Позднее прапорщик Чжу Гэ был направлен в Архангельский гарнизон, где и умер.

483

После захвата власти дунгане в 1864 г. вырезали несколько десятков тысяч человек в Кульдже и в Чугучаке. Немусульманское население Синьцзяна вынуждено было бежать под защиту Российской империи. Позднее к оседлому русскому населению этих округов прикочевали и более зажиточные кочевники–монголы со своим скотом. В первую волну в Россию вышло около 5 тыс. человек, с осени 1865 г. начинается вторая, более многочисленная волна беженцев из Китая. В 1865 и 1866 годах в пределы России, только в Алатавский и Копальский округа, перешло, соответственно, более 10 тыс. и более 5 тыс. беженцев, значительную часть которых составляли «калмыки–улюты». В 1866 г. в Верненском и Пржевальском округах нашли спасение от таранчей (илийских уйгуров) олеты рода Цзурган–суммы с Текеса.

484

Царскими указами 25 марта и 29 мая 1869 г. калмыки из Синьцзяна принимались в российское подданство. В 1871 г. на Или перекочевали все сумоны Карашарских торгоутов и хошутов, бывших беглецов с Волги вновь приняли в российское подданство. Значительную часть калмыков приписали к русским селениям. В частности, 800 человек из числа 4 тыс. семей калмыков, чахар, дауров, солонов, сибо, маньчжуров и китайцев, прибывших в 1867 г. в Копал, приписали к станице Саркан–ской и расселили в 4 верстах от поселка.

485

В 1868 г. к новокрещенным направлен миссионерский священник Диомид Чернявский, открывший для беженцев школу. В 1869—1876 годах в качестве миссионера при новокрещенных из числа беженцев служил в Сарканском выселке Василий Гаврилович Покровский. Возможно, среди новокрещенных были и китайцы–католики. См.: Остроумов Н. П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства. Казань, 1879. С. 51.

486

Закржевский Р. Краткий очерк северного склона Джунгарского Алатау // Записки Западно–Сибирского отдела ИРГО. Кн. XV. Вып. I. Омск, 1893. С. 25.

487

Оставшиеся в России беженцы постепенно ассимилировались среди местного населения.

488

Вдоль Амура к 1881 г. находилось 22 китайских селения с 681 двором, 23 маньчжурских в составе 449 дворов и 9 даурских со 107 дворами, с общим населением около 15 тыс. человек. Кроме того, китайские подданные, в основном охотники–ме–негры, продолжали жить по всей области.

489

Например, китаец в поселке Кедровом Уссурийского казачьего войска 20 лет прожил с казачкой, принял ее фамилию, с 1891 г. сам стал считать себя казаком. По данным Н. Е. Нестеровой, в XIX в. из 35 просителей русского подданства 21 китаец был женат на православных, 3 — на китаянках, 8 — холостые. В 1913—1916 годах 12 китайцев — просителей подданства были женаты на русских, 4 на китаянках, 27 холостые.

490

Интересный факт восприятия и отношения китайцев к православному духовенству отмечен в воспоминаниях епископа Камчатского и Петропавловского Нестора. Он писал, что во время приезда в Петропавловск–Камчатский в конце 1916 г. его приветствовала и китайская делегация: «Среди многих ласковых приветствий и оказанных всяческих внимательных и добрых подношений я также с любовью, как и по отношении всех, обращаю ласковое внимание на представителей Китайской колонии города Петропавловска, тепло приветствовавшей меня вместе с группой китайцев. Буддист–китаец Сун–Ин–Тун, подносивший мне архиерейский жезл (посох) из мамонтова клыка, выточенный в корякской юрте, сказал мне по–русски, но с китайским оборотом речи, вполне логично и понятно: Твоя первосвященства, с приехалом Тебя! Наша Китайска колония Тебе шибко любит и снает. Наши китайски люди шибко радуются, что Тебе теперь «Таада лама» (Большой ламасвященник). Наша хоче подари Тебе эта хороша палка. Ваша называй его зизла (жезл), а наша зови («багата палка»). Твоя игаян (все равно) пастуха Твоя много есть людипаства и его нада слушай Тебе, чего твоя учи их хороша жизня. Пастух, который имеет овечка, оленя, собачка, его если не слушай, то пастуха бери палка и бей животная. Твоя не могу зизлам бей Твоя паства. Твоя только покажи им зизла, его тогда боись. Наша не говори, не нада спасибо, наш любит Тебе». См.: Нестор (Анисимов). Мои воспоминания. М., 1995. С. 163—164.

491

Например, весной 1880 г. в Иркутске из 31 проживавшего китайца ни одного не было крещеного.

492

Например, Лиу–Кит–хе поселился в Красноярске в доме протодьякона, обратился к губернатору с просьбой принятия в русское подданство и изъявил желание принять православие.

493

В январе 1910 г. принял крещение военный врач Николай Спиридонович Ван–ча–олин, женившийся затем на вдове священника. Из Архангельска приехал в Сибирь уроженец Шанхая Цай–ю–хо, по крещению Андрей.

494

Например, 25 мая 1919 г. в Крестовоздвиженской церкви Иркутска оформлено девять браков с китайцами. Типичный случай отражен в сообщении Усинского пограничного начальника (бывшего мукденского полицмейстера) А. Х. Чакирова: «15 мая у меня на р. Бегреде был окрещен китаец, одиннадцатый год состоящий у меня в услужении». См.: Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 25. Оп. 11. Д. 26. Л. 32.

495

В 1914 г. в Иркутске православные китайцы были не редкостью, в архиве сохранились документы некоторых из них: чернорабочий Лю–чунь–лай, по св. Крещению Иннокентий, 24 г.; Хан Ды Лин по св. Крещению Сергей, торговец; Лю–тен–хо Василий, 25 лет, повар; Ян Цо По Николай, рабочий, 26 лет; Ван Хун Тинь Владимир Николаевич, 28 лет, переводчик; Ван Цзини, 25 лет, рабочий.

496

БолотовА. А. Амур и его бассейн. Харбин, 1925. С.12.

497

ГАИО. Ф. 25. Оп. 11. Д. 16. Л. 104–об.

498

Немаловажным фактором стала оккупация войсками восьми держав ряда районов на севере Китая и новые уступки китайских властей странам Запада.

499

Формально реформа не была направлена против традиционных китайских установок и принципов. Указ Цыси от 1906 г. обязывал в каждой школе сделать упор на такие заповеди, как верность династии, почитание Конфуция, патриотизм и др. Указ 1907 г. содержал утверждение о превосходстве китайских наук.

500

Осенью 1907 г. было издано четыре указа о «подготовке конституции», объявлен и срок перехода к конституционной форме устройства государства — 1916 год.

501

В начале ХХ века антихристианские выступления не отличались такой массовостью, как в предыдущий период. В первые годы нового столетия выступления были связаны с предыдущим восстанием ихэтуаней, когда «беспорядки» провоцировались бывшими движениями или являлись протестом против компенсаций в пользу пострадавших от ихэтуаней миссионеров и китайцев–христиан. В 1901 — 1902 годах в Сычуани произошли выступления под лозунгом «Долой иностранную религию, уничтожим иностранцев», были убиты английский миссионер и китайцы–христиане.

502

В 1905 г. их доля составляла 68%, но в том же году во Франции был принят закон об отделении церкви от государства. С 1907 по 1919 год число французских миссионеров уменьшилось: в Маньчжурии с 53 до 46, в Сычуани со 130 до 109, в Гуандуне с 70 до 62 человек. См.: Волохова А. А Иностранные миссионеры в Китае (1901–1920 гг.). М., 1969. С. 33.

503

Во время Первой мировой войны из ряда провинций Китая изгнали германских миссионеров.

504

Первая партия выпускников открытой в 1911 г. в Мэринолле школы Католического иностранного миссионерского общества отправилась в Китай в 1918 году.

505

В 1905 г. в Китае находилось 1803 английских, 1304 американских и 207 прочих протестантских миссионеров. В 1913 г. там работало 2166 американских, 2146 британских, 212 германских и 775 прочих протестантских миссионеров. См.: Волохо–ва А. А. Указ. соч. С. 34.

506

Иванов П. М. Православные миссионерские станы в Китае в начале ХХ века // История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997. С. 262.

507

Китайский Благовестник. Вып. 2. Пекин, 1913. С. 5.

508

Позднее президент Юань Шикай принял в своей резиденции делегатов Шестой генеральной конференции Ассоциации молодых христиан. Вице–президент Ли Юаньхун регулярно поддерживал и финансировал эту Ассоциацию.

509

В 1917 г. в протестантских школах работало 1276 учителей–иностранцев и 10 993 учителей–китайцев. См.: Волохова А. А. Указ. соч. С. 40.

510

Этим занимались в основном протестанты–американцы, но подобные примеры отмечены и со стороны католиков. В 1912 г. император Вильгельм пожертвовал около 2 млн. марок на организацию в Китае немецкого католического университета.

511

В 1911 г. патер Винсент Леббе открыл в Тяньцзине первый католический публичный лекционный зал. В 1915 г. он учредил первую в Китае ежедневную католическую газету «Ишибао».

512

Например, Дж. Д. Рокфеллер, финансировавший работу Североамериканского баптистского общества в Китае, учредил на свои деньги в 1914 г. Китайское медицинское управление для финансирования лечебной деятельности миссионеров.

513

Епископ Нестор (Анисимов) в начале 1930–х годов так описывал миссию, устроенную скандинавами в Ашихэ, расположенном рядом с Харбином: «При пресвитерианской миссии находятся аптека, больница и школа, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек, и воскресная школа для изучения Библии. Одна из миссионерок, женщинаврач сказала нам, что в этот день, незадолго до нашего прихода она сделала четыре серьезных операции китайцам. Я со своими спутниками посетил амбулаторию и больницу, прекрасно содержимые миссией, и видел всех пациентов: китайцев

Скачать:TXTPDF

в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать бесплатно, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать онлайн