Скачать:TXTPDF
Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен

в сотрудничестве с оккупантами. Китайцы полагают, что с целью снискать покровительство японского империализма, российская православная церковь примкнула к агрессорам, а прояпонская марионеточная власть посредством православной общины стала организовывать эмигрировавшие в Китай белогвардейские элементы, прежде всего, создав Антикоммунистический комитет российских эмигрантов.

623

Вознесенский Николай Федорович (1871 — 1947) — выпускник Московской духовной семинарии, настоятель собора в Благовещенске (1909—1920). С 1923 г. настоятель Иверской церкви в Харбине. В 1934 г. был рукоположен во епископа Хайларского.

624

Нестор, в миру — Анисимов Николай Александрович (1884—1962). В 1907 г. пострижен в монашество, рукоположен в сан иеромонаха и отправлен миссионером на Камчатку. В 1914—1915 годах руководил санитарным отрядом на фронте. В 1916 г. был избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского, в 1921 г. основал Камчатское подворье в Харбине. В 1933 г. епископ Нестор возведен в сан архиепископа. В 1945 г. назначен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием управляющим Харбинской епархией.

625

В июле решение об обращении с этой просьбой было принято на Епископском совещании в Харбине, в августе с подобной просьбой обратился архиепископ Виктор. Определением Синода от 27 декабря 1945 г. решено считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26 октября 1945 г. всех архипастырей в Китае — архиепископов, епископов и архимандритов, начальника Корейской миссии, а также клир и мирян Харбинской епархии.

626

Архиепископ Нестор был возведен в сан митрополита и возглавил Харбинскую епархию в начале 1946 г. после смерти митрополита Мелетия.

627

Округ объединял несколько епархий и пользовался определенной самостоятельностью.

628

Тем не менее, Нестор создал миссионерский комитет, в помещении Благовещенского храма Пекинского подворья планировалось открыть миссионерские курсы китайского языка и начальную миссионерскую школу. Во Внешней миссии при экзархате была учреждена Китайская духовная миссия в Фуцзядяне (китайском районе Харбина) во главе со священником Даниилом Хэ. На Богословском отделении лицея Св. Александра Невского было открыто Ориентальное отделение, на котором преподавался китайский язык.

629

13 июня 1948 г. в кафедральном соборе Харбина духовенство епархии служило молебен о собирающемся в путешествие — в Москву на Собор — экзархе, митрополите Несторе. Рано утром в понедельник 14 июня экзарх был задержан китайскими властями. Одновременно с ним задержаны секретарь Епархиального совета Е. Н. Сумароков, секретарь владыки Нестора священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Брид–ди). Генеральное Консульство СССР в Харбине было информировано о том, что митрополиту Нестору инкриминируются деяния политического характера, что заключенные не подлежат освобождению и депортируются в СССР. В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинен в антисоветской деятельности: она заключалась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и совершении панихид по убиенным в Ала–паевске родственникам семьи императора Николая II. Владыка Нестор восемь лет провел в заключении в мордовском поселке Явас. С 1956 г. — митрополит Новосибирский и Барнаульский, с 1958 г. — митрополит Кировоградский и Николаевский.

630

В миру — Викторов Леонид Николаевич (1891 — 1961) — главный военный священник Земской Приамурской рати (1922). После эмиграции служил в Ханькоу и Харбине. Хиротония во епископа состоялась 22 сентября 1946 года.

631

Освобождение Синьцзяна Народно–освободительной армией Китая открыло возможности для восстановления прерванных связей Синьцзяна с Пекином. Из Пекина, не зная о назначении Млодзяновского, направили на должность настоятеля храма в Урумчи протоиерея Геннадия Карасова. Несогласованность в действиях Пекина и Москвы привела к некоторым недоразумениям. Г. Карасов в январе 1951 г. погиб, а в 1952 г. был отозван в Советский Союз Д. Млодзяновский, его место занял протоиерей П. Кочуновский. Старые распри возобновились, православная община раскололась на сторонников Москвы и Пекина.

632

Зарубежный Синод в 1946 г. возвел епископа Иоанна в архиепископы и сделал его независимым от Пекина. Большая часть священников и все эмигранты, не принявшие советского гражданства, признали полномочия архиепископа Иоанна.

633

Владыка Виктор писал в Москву: «мне в первые же дни управления пришлось встретиться с крайней агрессией православного китайского духовенства. теперь православные китайцы и маньчжуры снова восстали против меня». В рапорте патриарху Алексию протоиерея Валентина Синайского из Пекина говорилось: китайцы идут стадно за своими священниками. Если Миссия будет захвачена китайцами, то миссионерское дело в Китае быстро придет к концу, так как старые китайские священнослужители дряхлы, а молодые, не в осуждение им будет сказано, недостаточно проникнуты христианским духом и смотрят на свое служение как на заработок». См.: ПоздняевД. Православие в Китае (1900—1997). М., 1998. С. 99.

634

Он был арестован за участие в Антикоминтерновском союзе.

635

В свое время начальник 18–й Духовной миссии митрополит Иннокентий (Фигуров–ский) сохранил Бэйгуань за Миссией лишь потому, что ему удалось оспорить этот документ и доказать китайским властям, что правопреемником церкви на владение имуществом не может являться атеистическое советское государство. Через двадцать лет начальнику 20–й Миссии для сохранения Бэйгуаня пришлось доказывать обратное, фактически безвозмездно отдавая советским властям церковные земли.

636

К началу 1949 г. Народно–освободительная армия Китая заняла Пекин, в апреле 1949 г. форсировала Янцзы и взяла Нанкин и Шанхай. 21—30 сентября 1949 г. в Пекине состоялась сессия Народного политического консультативного совета Китая, на которой были приняты Временные конституционные акты: Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, закон о Центральном народном правительстве КНР, а также сформировано правительство во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

637

Чжоу Эньлай (1898—1976) — один из лидеров Коммунистической партии Китая (КПК), с 1949 г. премьер правительства КНР. Родился в провинции Цзянсу в семье обедневшего шэньши (ученого), воспитывался в семье дяди (полицейского офицера). В Мукдене учился в школе, организованной иностранными миссионерами, в 1913 г. поступил в основанную американскими миссионерами Нанькайскую школу, в 1919 г. зачислен студентом в Нанькайский университет в Тяньцзине. В 1920—1924 годах учился и работал в Европе.

638

В этом Отделе должны были согласовываться все назначения и переводы священнослужителей.

639

У Яоцзун (Y. T. Wu) (1893—1979) — лидер группы китайских протестантов, настроенных сочувственно к левым. Он вышел из традиционной китайской семьи и после долгих поисков в конфуцианстве и буддизме смысла, способного стать основой общественной деятельности, в 1918 г. принял крещение. У Яоцзун изучал богословие в Америке — в Объединенной теологической семинарии в Нью–Йорке. Первоначально воспринял христианство как основу духовной реконструкции Китая, но позднее отошел от этой позиции, как и от имевшейся у него привязанности к конфуцианским ценностям.

640

Сань цзы: самоуправление (цзы чжи), самопрокормление (цзы ян), самораспро–странение (цзы чуань).

641

Чжунго цзидуцзяо саньцзы айго юньдун вэйюаньхуй (Китайский протестантский комитет религиозного движения за тройственную самостоятельность).

642

Несмотря на патриотические позиции Ван Миндао, за свое выступление против «Патриотического движения» в протестантстве (модернизации религии) он был осужден на длительный срок заключения. Протестантов, сторонников У Яоцзуна, стали называть «партией неверующих».

643

Уезд Гуанъюань.

644

Одновременно усилились нападки на католические приюты (там якобы калечили китайских детей), на собственно миссионеров (среди них сразу обнаружили уйму шпионов), на папского представителя в Китае. Были проведены массовые аресты иностранных миссионеров, многие католические организации подверглись разгрому со стороны властей.

645

Эта структура имеет и другие устойчивые названия: Ассоциация китайских като–ликов–патриотов (АККП), Патриотический комитет католической церкви Китая (ПККЦК).

646

В январе 1962 г. созвана конференция, на которой Пи Шуши был снова избран председателем комитета.

647

Например, арестованный в 1955 г. кардинал Игнатий Гун Пинмэй находился в заключении до 1987 года.

648

В первые годы после образования КНР в Китае насчитывалось около 1100 католических священников.

649

Руководство епархии в провинции Хубэй отправило списки кандидатов в Ватикан на одобрение. Однако Конгрегация по вопросам вероучения отклонила все кандидатуры. Свой отказ она мотивировала тем, что независимые выборы являются попыткой назначить епископов, угодных коммунистическому правительству Китая. Незаконное с точки зрения Ватикана рукоположение в епископы в Китае началось 13 апреля 1958 года, когда «патриотический епископ» Ли Даонань из епархии Пуци в кафедральном соборе Ханькоу рукоположил двух священников в епископы. В ответ Папа Пий XII обнародовал документ «О коммунизме и Церкви в Китае», выразив таким образом свой протест по поводу назначения новых епископов. Реакция на протест главы Католической церкви в Пекине не заставила себя ждать: правительство Китая запретило духовенству контактировать с Ватиканом. С этого момента во время церемонии рукоположения новые епископы должны были поклясться, «что будут избегать любых контактов с Римской Курией».

650

В 1950–х годах ряд китайских священников, сохранивших верность Риму, в КНР были арестованы. Ватикан продолжал официально признавать лишь «катакомбную» церковь, назначать ее иерархов.

651

Толкование канонов, миссионерская деятельность, связи с заграницей передавались в ведение Китайской коллегии епископов.

652

По мнению специалистов, сложившаяся ситуация не привела к созданию раскольнической церкви, потому что между двумя церквами — патриотической и катакомбной — не было доктринальных различий. Кроме того, и католики — «патриоты», и католики, признавшие власть Папы, не разорвали полностью связи с Вселенской Церковью. Рим, несмотря на многочисленные декларации, не сделал ни одного заявления по поводу схизмы (раскола) китайской церкви и не отлучил от церкви ни одного из «патриотических» епископов.

653

Подготовка к «культурной революции» началась в 1964 году, а ее началом можно считать отданное Мао Цзэдуном в марте 1966 г. распоряжение о создании отрядов хунвэйбинов (красногвардейцев). Первые хунвэйбины появились в мае 1966 г. в средней школе при университете Цинхуа. С середины ноября 1966 г. на заводах стали создаваться организации цзаофаней («бунтарей»). В зале заседания XI Пленума ЦК КПК 8–го созыва 5 августа 1966 г. Мао Цзэдун лично написал и вывесил лозунг «Огонь по штабам». После этого в течение нескольких лет фактически не действовали официальные государственные и политические институты КНР. С 1971 г. началось восстановление парткомов. В 1973 г. Х съезд КПК подтвердил верность курсу «культурной революции», но после этого началось восстановление законных органов власти.

654

В результате репрессий и ссылок христианские общины появились в глубинных районах Китая, куда раньше почти не добирались миссионеры, но были сосланы священники.

655

Хунвэйбины, выступая с лозунгами «будьте мужчинами», заставляли католических священников вступать в брак. Чтобы окончательно не портить отношения с правительством, некоторые епископы и священники вынужденно нарушали целибат.

656

С начала 1970–х годов христианские церкви проявили интересе к маоизму и КНР. В 1972 г. по предложению французского журналиста Леона Тривьера в брюссельском католическом центре «Про Мунди Вита» было создано китайское отделение. По инициативе этого центра возникла организация «Католики Европы, интересующиеся Китаем» (CECC), а в 1979 г. — ее североамериканское отделение. В 1972 г. при Всемирной федерации лютеран была организована секция по изучению марксизма и Китая. В 1974 г. в Европе, США и Австралии действовало около 25 христианских центров по изучению Китая.

657

Большие проблемы для православной миссии создало обложение ее имущества чрезмерными налогами. Части имущества, особенно земельному фонду, предстояло перейти во владение китайских государственных органов. Аграрная реформа должна была отобрать у миссии все земли, не оговоренные советско–китайским договором 1924 года, и возвратить их потом

Скачать:TXTPDF

в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать бесплатно, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать онлайн