Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Христианство в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен

на правах аренды.

658

Владыка Виктор также писал патриарху Алексию: «Старая Миссия просит благословения и распоряжения Вашего Святейшества прислать в Китай новую, 21–ю Российскую Духовную Миссию».

659

Владыка Виктор предлагал объединить экзархат с центром в Харбине с миссией в Пекине, а также перевести Совет Миссии из Шанхая в Пекин. Владыка предложил проект нового Положения о Миссии. Главной ее задачей определялась миссионерская деятельность, избегающая «излишней ревности к ложному прозелитизму».

660

Переводы XIX века, выполненные на старом литературном языке вэньяне, для многих оказались недоступными.

661

Политическая ситуация в русско–китайских отношениях способствовала появлению планов переговоров с китайскими католиками и протестантами об объединении в союз, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.

662

Резиденции и делопроизводства Восточно–Азиатского экзархата, Российской духовной миссии в Китае и Совета миссии в Шанхае были объединены в Пекине. Совет миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему было присвоено звание Епископского Совета. До вступления в силу положения о Восточно–Азиатском экзархате при нем учреждалось временное управление, включавшее в себя миссионерский, административный, хозяйственный и общий отделы.

663

Тяньцзиньская епархия до назначения правящего архиерея управлялась экзархом, а Синьцзянская епархия до назначения правящего архиерея оставалась в ведении Московской патриархии.

664

Симеон (Ду) родился в 1886 г. в семье албазинца, церковного чтеца. В 1904 г. после окончания богословской семинарии при миссии в Пекине служил чтецом и катехизатором, в 1908 г. посвящен епископом Иннокентием (Фигуровским) в сан диакона и назначен в церковь Благовещения на подворье миссии в Харбине, где кроме служения диакона он исполнял обязанности миссионера, казначея и управляющего. В дальнейшем выполнял миссионерскую работу во многих городах Китая: Шанхае, Ханькоу, Кайфыне, Баодине, Калгане, Шэньяне (Мукдене) и др. С 1932 г. проживал в Тяньцзине, где в 1934 г. был возведен в сан протодиакона. В 1941 г. был положен в священника и назначен служащим священником при церкви Пекинской миссии Святого Иннокентия. Принял монашеский постриг и возведен в сан архимандрита в 1950 году, а 30 июля того же года был рукоположен в епископа Тяньцзиньского. Рукоположение состоялось в Москве в Патриаршем соборе Благовещения. В хиротонии участвовали: Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, Николай, митрополит Крутицкий и Коломенский, Елевферий, митрополит Пражский и Чехословацкий, Виктор, архиепископ Пекинский и Китайский, Флавиан, епископ Островский и Брянский и Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий. В сентябре 1950 г. был назначен епископом Шанхайским.

665

Архимандрит Василий (Шуан) возглавлял катехизаторскую школу в Пекине.

666

В диаконы были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан.

667

В Пекине за период 1951—1953 годов было крещено 310 китайцев.

668

Эта проблема была актуальной и для всего Китая. Председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии (ОВЦС МП) митрополит Николай писал в 1953 г. в Шанхай: «Китайская православная паства малочисленна, богословское образование кандидатов китайской национальности в члены клира не всегда стоит на должной высоте, не являются ли мероприятия по организации Автокефальной Китайской Православной Церкви слишком преждевременными?». См.: Поздняев Д. Указ. соч. С. 134.

669

Между епископом Симеоном и частью русского духовенства Шанхая возник конфликт на почве личной неприязни. Симеон также убедил своего родственника, настоятеля тяньцзиньского Свято–Иннокентьевского миссионерского храма Иоанна Ду в том, что начальник миссии будто бы выхлопотал для этого храма особое патриаршее пособие, но удерживает его у себя.

670

Еще летом в 1951 г. иконы миссии чуть не были переданы в музей как якобы народное достояние Китая.

671

Доходы сократились из‑за оттока русского населения. К началу 1953 г. европейцев в Шанхае оставалось около 2500 человек, к концу года не более 1 тысячи, из них православных — не более 300 человек.

672

Тарасов А. П. Забайкалье и Китай: опыт анализа международных связей. Чита, 2003. С. 268.

673

Одной из первых была закрыта Серафимовская церковь на станции Маньчжурия.

674

Исследователи отмечают, что предписание патриарха об упразднении Пекинской миссии датировалось 11 марта 1955 года.

675

29 октября 1955 г. архиепископа Виктора пригласили в Отдел по делам религии при Центральном народном правительстве КНР, где ему было сообщено, что отныне ведать церковными делами будет не Иностранный отдел, а Отдел по делам религий (Церковный отдел), и что все назначения и переводы священнослужителей должны согласовываться с ним. Как иностранное религиозное учреждение, экзархат обязали ликвидировать свои учебно–воспитательные учреждения и подсобные предприятия.

676

Никандр по распоряжению Патриархии покинул Харбин 27 февраля 1956 г. Десятки храмов, расположенных вдоль железнодорожной линии, были закрыты, прихожане, на чье попечение оставляли имущество, тоже покидали Китай.

677

Делегация Патриархии прибыла в Пекин в августе 1955 г. для выяснения вопросов юридического статуса экзархата. Поскольку «Положение об Экзархате» так и не было утверждено в Москве, продолжала юридически существовать Российская духовная миссия в Китае, на имя которой было записано церковное имущество. Китайские власти продолжали направлять на ее имя деловую переписку. Епархии экзархата фактически жили автономной жизнью, часто даже не извещая центр о важнейших вопросах церковной деятельности.

678

11 октября 1955 г. архиепископ Виктор разослал Никандру и Симеону официальное письмо, в котором говорилось: «1. Все недвижимое церковное имущество Восточно–Азиатского Экзархата…, состоящее в земельных участках с имеющимися на них сооружениям и постройками, подлежит передаче Китайскому Правительству через представителей Церкви…. 5. Церковная деятельность православных храмов и часовен, независимо от проведения указанных мероприятий, не прекращается, а потому Вам надлежит обеспечить непрерывность действующего в Вашей епархии порядка совершения богослужений и отправления церковных треб». См.: ПоздняевДионисий. Китайская Православная Церковь на пути к автономии // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 133.

679

Игнатий Яо Фуань (1888—1962). Рукоположен в сан диакона епископом Иннокентием в 1915 году, а в 1948–м рукоположен в священника и принял монашество.

680

В Отделе по делам религий было высказано мнение о желательности сохранения православного центра в КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных китайцев из Бэйгуаня.

681

Тогда же покинул Китай и настоятель старообрядческого кафедрального Петропавловского собора в Харбине протоиерей Иоанн Кудрин. В конце 1957 г. он выехал сначала в Гонконг, а на следующий год в Сидней.

682

Приход в Гонконге закрылся лишь в 1970 г. со смертью священника Успенского. Погребение священника совершили епископ Подольский Гермоген и протоиерей Аркадий Тыщук. Протоиерей Димитрий похоронен на протестантском кладбище города Гонконга рядом со своей женой и старшей дочерью. Вскоре пришла в упадок деятельность Петропавловского прихода.

683

Разрушение церквей в Китае началось со сноса в 1957 г. в советском посольстве храма Святых Мучеников и колокольни. Большинство церквей на станциях КВЖД были закрыты в 1954—1957 годах. В 1958 г. началось закрытие и переоборудование церквей, снос православных кладбищ в Харбине.

684

В миру — Иогель Игорь Константинович.

685

В конце осени 1957 г. состояние здоровья Софрония ухудшилось, и он просил в рапорте на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) об освобождении от служения в Синьцзяне и разрешении на выезд в СССР. Московская патриархия согласилась принять его при условии, что епископ Василий (Шуан) освободит его от занимаемой должности благочинного Синьцзяна. В ответ на телеграмму о. Софрония Василий заявил, что он по закону не может вмешиваться в церковные дела Синьцзяна, но против отъезда о. Софрония не возражает. В декабре 1957 г. в Кульдже скончался священник Д. Любов. 1 сентября 1960 г. последний священник в Синьцзяне игумен Софроний выехал в СССР.

686

В Шанхае, в кафедральном соборе последняя служба прошла в 1965 году, когда скончался настоятель собора Ду Жэньчэн.

687

Настоятель Благовещенской церкви протоиерей Даниил (Хэ) скончался к началу 1960–х годов.

688

Та же участь постигла и старообрядцев. Приходские церкви старообрядцев бе–локриницкой иерархии в честь Св. апостолов Петра и Павла в Харбине, а также в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Покровске на р. Илгачи на северо–востоке Китая, разделили печальную участь большинства православных храмов на территории Китая и были разрушены во время «культурной революции».

689

Священник Стефан после 1949 г. уехал из Харбина в Гонконг и служил там несколько лет. Но потом вернулся в Харбин, где и служил до этих трагических событий. Утром 1966 г. хунвэйбины, возглавляемые студентами Пекинского политехнического института с барабанным боем ворвались в Свято–Николаевский кафедральный собор и сожгли все иконы. В тот же день были сожжены иконы из других церквей. К 27 августа от Собора остался лишь фундамент.

690

Богословский факультет выделен в качестве отдельного учреждения, поскольку государство не признает диплом теолога. Светское государство даже отдало евангелическую семинарию под надзор не министерству образования, а министерству внутренних дел, ведавшему церквями и кумирнями.

691

В 1970–е годы она примкнула к движению «беспартийных» оппозиционеров, за–вершемуся образованием Демократической прогрессивной партии, радикальное крыло которой выступает за независимость острова и образование Тайваньской Республики.

692

Этой конфессии, оказавшейся под угрозой обвинения в коллаборационизме, пришлось отказаться от какого‑либо участия в политике.

693

Протестантские конфессии на Тайване можно разделить на три направления:

1) классическое, включающее лютеран, различные баптистские церкви, тайваньскую миссию «Божьего собрания» (Assemblies of God), представляющую одну из крупнейших пятидесятнических сект в США, пресвитерианскую церковь. В их деятельности главное внимание уделяется развитию церковной организации посредством проповеди, социального служения и образования;

2) китайско–христианское, включающее созданную в конце 1960–х годах и обслуживающую почти все деноминации, Китайскую евангелическую семинарию в Тайбэе, «Движение Гора молитвы», возникшее в 1970–е годы и не имеющее четкой конфессиональной принадлежности, «Церковь дома собраний». Все эти «церкви» связывает стремление объединить западную и китайскую культурную и религиозную традицию, создать переходные структуры для дальнейшего формирования «китайской модели христианства»;

3) местное, включающее «Истинную Церковь Иисуса», возникшую в 1960–е годы «Церковь Нового Завета» (Синьюэ цзяохуй) и др.

694

Протестанты и методисты привлекали активной проповедью социального служения, неоевангелисты и харизматики — призывами к поискам индивидуального спасения и подготовке к Страшному Суду.

695

Новообращенные получили прозвание «рисовые христиане», а христианство определяли как «религию для пропитания».

696

Данная тенденция отчасти опиралась на принятые на Втором Ватиканском Соборе (1962—1965) декларацию «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» и декрет «О миссионерской деятельности Церкви», закреплявших политику культурной адаптации миссионерской деятельности.

697

Вслед за ударами колокола звучит сакральная индийская мантра «ОМ», при произнесении которой должна наступать внутренняя тишина и успокоение мыслей. Чуть позже католики, участники действа вслух произносят слова христианской молитвы: «Свет Христов просвещает всех». Завершает медитацию звук колокола.

698

В сравнении с КНР и Тайванем самый высокий процент христиан среди китайцев отмечался в Сингапуре, где на 2 млн. китайского населения города в 1980 г. насчитывалось более 161 тыс. христиан.

699

Статья 46 Конституции 1978 года, по сути, повторяла статью 28 Конституции 1975 года, закрепляя «свободу исповедовать религию и свободу не исповедовать религию, а пропагандировать атеизм». Свобода вероисповедания была закреплена и детализирована в последующей Конституции 1982 года. Положения Конституции послужили основой дальнейшей разработки законодательной и нормативноправовой базы КНР в сфере религиозной политики.

700

Предыдущее совещание проводилось с 17 декабря 1962 по 11 января 1963 года.

701

Сяо Сяньфа прежде уже возглавлял Отдел по делам религии при Госсовете КНР

Скачать:TXTPDF

в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать бесплатно, в Китае: история и современность. Владимир Григорьевич Дацышен Христианство читать онлайн