Скачать:TXTPDF
Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка

нам в Бога или не верить. Но только вверяясь Ему, мы имеем Его Самого нашей гарантией.

Как?то я читал одну протестантскую книгу, и был поражён с какой уверенностью там утверждалось, что сейчас Сам Дух Святой говорит через автора, так как то, что он пишет, есть и в Библии. Мне было не по себе от этих самоуверенных слов. И я спросил отца Софрония: «Если протестанты так уверены, что через них говорит Святой Дух, то неужели мы, православные, не можем иметь в том гарантии?» Отец Софроний ответил: «Нет, не можем», и пояснил, почему мне было не по себе: «Мы не уверены, и никогда не можем быть уверены в том, что Дух Святой сейчас говорит в нас, потому что „мы ходим верою, а не видением“,[153] мы веруем и потому говорим,[154] и мы уповаем, что говорим слова, которые Бог даёт нам, но мы никогда не можем быть само — уверены в том, что чрез нас говорит Бог[155]. Мы можем быть уверены лишь в том, что мы — грешники, и тогда единственное, что нам остаётся делать — это всецело предаться на милость Божию. Но не является ли это самым верным, надёжным и гарантированным путём?» Не раз отец Софроний повторял, что человек ничего не может сделать, как только положиться на Божию милость, и в этом — гарантия его спасения. Наша безопасность и защищённость в том, чтобы быть совершенно беззащитными, но верующими в беспредельную милость Божию. Преподобный Силуан говорит, что мы всегда должны иметь твёрдое упование на Бога. Но «должны» не в том смысле, что мы обязаны быть сильными, и никогда не падать в искушениях. Совсем нет, просто нам должно осознать и всегда помнить, что Бог не может меня оставить. То есть, конечно, может, ибо Он совершенно свободен делать все, что Ему угодно, однако Бог настолько верен Своей любви к нам, что мы с уверенностью говорим: «Богу невозможно меня забыть или оставить». Или как говорит старец Силуан: «Любовь не может забыть»[156]. Если хотите, это и есть наша гарантия. Но мы живём и обладаем ею не по привычке, не автоматически, не просто по некоему закону или, как гласит католическое учение, «ex opera operato»[157], а исключительно по милости и воле Божией, причём горячо веруя, что Бог, конечно же, хочет моего спасения, и хочет его больше, чем я сам того желаю.

А иногда бывает, что мы желаем своего спасения не тем образом, каким его хочет Бог. Как?то я находился в тяжёлом положении и вопиял: «Господи, дай мне покаяние!», но в ответ почувствовал некое резкое отвержение. Недоумевая, я сказал: «Господи, неужели ж я не могу просить Тебя о покаянии, не Твоя ли это заповедь? Или Ты хочешь сказать мне, что я прошу не то, что мне надо? Может и так, Господи, но ведь Ты можешь дать мне то, в чем я действительно нуждаюсь». Не раз бывало со мной, что я задавал Богу глупые вопросы, но Он отвечал мне премудро. И теперь мне понятно, что нам надо общаться с Богом на Его частоте и стараться мыслить так, как мыслит Бог. Вот в чем суть нашего послушания — чрез послушание мы учимся быть чуткими к воле Божией, к голосу Божиему, и достигаем мы этого высокого состояния чрез наше ежедневное послушание игумену и всем братьям и сёстрам. Через маленькое отсечение своей воли перед ближним мы учимся быть послушными и постепенно восходим к совершенству — к общению с Богом и уподоблению Ему, Который Сам был послушен Отцу до смерти. Бог всесилен и премудр и, самое главное, Он есть Любовь, поэтому?то мы и вверяемся Ему безбоязненно, зная, что все что Он творит со мной есть благо для меня. И если Он не отвечает мне даже на, казалось бы, святую просьбу о покаянии, то это неспроста. Думаю, в то время Бог не мог даровать мне покаяние потому, что я искал покаяние не так, как следовало бы: я смотрел вглубь колодца, а хотел видеть звезды…, и причём в полдень. А надо ведь было дождаться темноты, поднять голову, и тогда уже смотреть на звезды. Мне кажется, что здесь опять затрагивается вопрос свободы человека. Мы — сами творцы своего спасения, а не только Бог. И если я хочу в полдень видеть звезды в колодце, Бог позволяет мне делать это, ибо я тоже должен участвовать в своём спасении и волен выбирать то, что хочу. Однако не лучше ли поскорее понять, что если я хочу видеть звезды, то должен искать их на небе, причём, когда стемнеет.

Я говорю, что мы сами являемся творцами своего спасения, но чтобы не уклониться в ошибку и ересь, следует добавить, что здесь подразумевается участие нашей воли, наш выбор. Бог с уважением относится к нашей свободе, даже если я хочу предать Его фарисеям. В таком случае Он скажет мне: «Что ж, делай что хочешь…»[158] Но не надо, не будем доходить до такого состояния.

И когда я говорю, что мы — творцы своего спасения, и должны, обратив взор к небу, ждать полуночи, то, вполне возможно, что так поступить — мне просто пока не под силу… А в духовной жизни — это и всегда мне не под силу, так как сила моя — только от Бога, от меня же зависит лишь выбор. Перенося скорби от ближних, или переживая собственную греховность, или видя свою слабость и неспособность избавиться от эгоизма и так далее, мы страдаем ради своего спасения и терпим все это как муки рождения, и иногда нам не остаётся ничего другого, как только терпеть. Что поделать, терпи — завтра будет новый день. Преподобный Исаак Сирин советовал тому, кто переживает подобное отчаяние, закутаться в свою мантию и идти поспать[159]. Или как отец Софроний сказал пустыннику: «Когда невмоготу — отступи назад, и выпей чашку чая»[160]. Все эти слова говорят об одном и том же духовном состоянии, и если мы терпим подобные муки рождения, если терпим самих себя, то становимся матерями и отцами, рождающими самих себя в Вечность. Не нашей силою совершается наше спасение, но нашей свободной волей, нашим выбором, нашим согласием все претерпеть. Сила же — исключительно Божия. И иногда Бог попускает нам как бы биться головой о стену, без всякого результата, чтобы, как я думаю, научить нас, и мы воочию бы убедились, что ничего не можем без Него. Почему? Да потому что мы — всего лишь творение. И когда что?то совершается с нами Его силою, то это всегда происходит так просто, так естественно, словно само собой. При наступлении третьего этапа духовной жизни[161], то есть при возвращении благодати Божией после долгого периода испытания и богооставленности, человек уже не будет искушаться мыслью, что он сам достиг такого состояния. Он никогда не будет укорять ближнего, говоря: «Почему я смог достичь, а ты нет, а?», так как он со всей очевидностью будет знать, что это не он, а сила Божия совершила с ним чудо. Я уверен, наступит день, когда вы увидите себя преображёнными, но как это произошло с вами, возможно, и не поймёте. Да, вы трудитесь, несёте подвиги, стараетесь…, но добиваетесь результата не так, как те, которые ходят в спортзал и через полгода замечают у себя увеличение мускулатуры. Ты можешь провести всю жизнь в спортзале, а стать атлетом только в глубокой старости, причём мгновенно, неожиданно. И это происходит всегда просто, изящно, прекрасно, потому что здесь все совершает Бог. Проведя жизнь в борьбе, мы приобретаем громадный опыт, познаем Бога, начинаем различать Его голос, понимаем, как творить Его волю. Так было с преподобным Силуаном, который провёл пятнадцать лет в, казалось бы, бесплодной и бесполезной борьбе[162]. Я думаю, скажи ему Бог: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» несколько ранее, или, может быть, лишь на день раньше — Силуан бы не понял силу и значение этих слов Христа. Но, наконец, наступил час, когда Силуан находился в должном расположении духа и был способен воспринять откровение от Бога — Господу стало возможно говорить с ним, и Он тут же явился ему.

О грядущих испытаниях

Мы каждый день видим все большее распространение зла, может быть, во исполнение слов Господа о том, что сейчас наступило время и власть тьмы[163]. Но у нас есть и слово, данное Им святому Силуану: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Слово это действует на всех уровнях и во все времена. Тайна беззакония, по слову апостола Павла, совершается у нас на глазах, и зло неудержимо стремится к своей цели — это и есть «держи ум твой во аде», то есть не закрывай глаза на то, что происходит сегодня в мире, будь реалистом. В последние годы постоянно чувствуется неизъяснимое внутреннее давление, которое все время увеличивается в душах у многих людей. Но не надо отчаиваться, Христос уже победил эту тьму. Он не говорит: «Я одержу победу над миром», Он говорит: «Мужайтесь, Я победил мир»[164]. Он знал о Своей победе ещё до креста. И потому не надо отчаиваться.

Мы должны пережить мучительный кризис. Не знаю, когда он начнётся, к сожалению, я не пророк. Но крайнее, чего достигнет мир — это пришествие антихриста, которое является ничем иным как кратковременным миражом. Для нас, немощных людей, его пришествие представляется чем?то ужасным. Помните, как в своё время повеление тирана Навуходоносора навело страх на все подвластные ему народы, тогда как три благочестивых отрока, не зная дословно заповеди: «не отчаивайся», но чувствуя её силу в своей молитве, нисколько не испугались, и адское пламя им не повредило. Божественная роса орошала служителей Бога. Мы знаем и готовимся к грядущему испытанию, не надеясь, что произойдёт некая перемена к лучшему… Но нам известно кто будет победителем. Нас ждут испытания, превосходящие меру человеческую. А раз они превосходят наши силы, то, значит, это — время действовать Господу. Прилепимся к Нему единому и будем молиться Ему, прося сохранить всех нас: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твоё, исполнение церкви Твоея сохрани»[165].

Я часто думаю о следующем. Смотрите, денег тогда не будет, и чтобы жить надо будет принимать печать зверя. Принять печать зверя означает вечную погибель. Но без денег, как ты будешь существовать, ведь не только пищу невозможно будет купить, но и остаться в своём собственном доме не сможешь,

Скачать:TXTPDF

Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать, Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать бесплатно, Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать онлайн