Скачать:TXTPDF
Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка

так как не сможешь уплатить налоги. Куда тогда идти христианам, ставшим изгоями подобно Каину, имевшему на себе особый знак, по которому каждый мог узнать его? Любой, убивший христианина, будет восхваляем за такой поступок. Все люди будут ненавидеть нас, как говорит Христос[166]. И тот, кто будет убивать христиан, будет думать, что совершает нечто великое, что служит тем Богу[167]. Что же нам делать тогда? Ведь мы будем совершенно беспомощны. Уже сейчас все упирается в деньги, без которых ты — ничто. Сейчас важен не человек, а его кошелёк. Ты умрёшь, и никто не пожалеет об этом, лишь бы твои деньги остались целы. Люди живут с постоянной мыслью заработать побольше денег. Но не безумие ли это?

Видя такое, что мы можем сделать? Ничего, как только держать ум во аде… Но в этом и сокрыта наша надежда. Раз мы не можем изменить ничего, то мы уповаем на единого Бога, Который что?то Сам совершит в такие времена. Что? Даже не думай что, мы этого и представить себе не можем. Помните, как Навуходоносор сказал трём отрокам: «Если не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог избавит вас?» Но они ответили: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи… Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем» [168]. Кто из людей может так вести себя пред сильными мира сего и так говорить? Исключительно тот, в ком присутствует благодать Божия. Но найдёт ли Сын Человеческий человека, имеющего такую веру? Будем молиться: «Ей, Господи, дай мне быть таким человеком». Пусть каждый из нас скажет: «Ей, Господи, дай мне веру». Попросите такую веру и для меня, и для всех нас.

Увидим, что нас ждёт, помня, что Христос заранее предупредил нас о трудных временах. Зачем Он предупреждает нас? Как говорит Златоуст, именно для того, чтобы нам избежать их. Тех, кто является членом Церкви, ожидает рай, но мы говорим и об аде, для того, чтобы не оказаться в нем. Христос предупреждает, что в последние времена будет царить неверие. Его слово может помочь нам не следовать общим широким путём. Не раз отец Софроний напоминал нам, что в мире, который сейчас не молится, мы подобны одинокой молекуле воды в ледяном океане. Как нам не замёрзнуть вместе со всеми? Конечно, по — человечески рассуждая, это просто невозможно, даже если ты не хочешь остывать вместе со всеми. Но помня этот образ, всеусиленно старайся идти против течения, чтоб не лишиться спасения. Знай, что усилие, которое ты прилагаешь, чтобы сохранить веру, может быть является более великим деланием, чем подвиги и чудеса древних аскетов. Живя в ледяном современном мире, мы ничего не можем достичь своей нынешней аскезой, разве лишь не замёрзнуть совсем. Даже просто не замёрзнуть есть уже сверхъестественное явление, так как мы, каждый из нас, являемся частью общечеловеческого древа, молекулой в океане, носителями единой природы. Однако отличие человека от растений и животных заключается в том, что в нем есть нечто такое, что позволяет ему преодолевать даже свою собственную природу. Говорю я все это для того, чтобы никто из вас не пришёл в отчаяние, когда увидит, что все его труды и усилия кажутся совершенно бесплодными. Они лишь кажутся бесплодными, потому что брань, которую мы ведём, превосходит нашу природу. Борьба наша за сохранение веры идёт против всего мира, вопреки образу жизни этого мира. И если ты забудешь, что твоя малая вера и то малое, что ты делаешь, уже являются сверхъестественным деланием, то ты легко можешь отчаяться при виде своей кажущейся бесплодности. А отчаявшись, сдаться и из?за этого потерять спасение. Не сдавайся, и ты не погибнешь.

Люди мирские сейчас часто говорят так: «Нет, такое просто невозможно, ведь это вопреки законам природы!» Но мы отвечаем: «Конечно, невозможно. Но что же вы ожидаете от Бога? Только того, что возможно? То, что возможно, вы можете сделать и сами. Я же от моего Бога жду только того, что является невозможным». Действительно, Бог попускает нам и трудиться, и изнемогать, и искать Его, и кричать к Нему… А Он молчит, как будто Его вовсе нет. Каждый из нас знаком с таким явлением. Верующие называют это молчанием Бога. Гордому же кажется, что Бог не желает и взглянуть на него. Они не знают, что Бог нас любит, и что причина Его яко бы отсутствия есть наша гордость. Если Бог молчит, значит, к тому есть повод. Может это гордость, а может что?то ещё, а может и Его премудрый Промысл о нас. Ведь всем нам надо пережить немало испытаний и кризисов; посмотрите на жития святых и через что они прошли.

Итак, нам предстоит пережить великий кризис. И он может начаться в любую минуту. Посмотрите, насколько хрупка мировая система. Она основана на цифрах. Нажал не ту кнопку, и все исчезло. Вытащил вилку из розетки не в тот момент, и все пропало. Это — виртуальный мир. Даже деньги являются виртуальными. Что такое денежная купюра? Маленькая бумажка, которой мы придаём особое значение. За одну — ты можешь купить бутылку вина, за другую — ещё что?то. Однажды на почте я купил марку, чтобы отправить письмо заграницу, и вдруг сам удивился тому, что за два фунта купил какую?то одну крохотную бумажку. Я ведь за эти деньги мог купить целую стопку хорошей бумаги! Мне могут сказать, что это сейчас так, а раньше деньги были золотыми, и все было иначе. Но какая разница? Какую ценность имеет золото? Помните древнегреческий миф о царе Мидасе[169], который обращал в золото все, к чему прикасался. Протянул руку взять хлеб, и хлеб превратился в золото, дотронулся до одеяла, чтобы укрыться, но и оно превратилось в золото, и так далее. Но золото не может тебя ни согреть, ни насытить, ни стать твоим жилищем… Золото — вещь не настоящая. Раньше за фунт золота можно было купить дом, а теперь лишь пару собак охранять этот дом… Но почему цена золота именно такова? Деньги всегда были виртуальными, это — выдуманная реальность. Но, конечно, они очень удобны. С теми, кто починил мне крышу, мне гораздо легче расплачиваться деньгами, чем, скажем, молоком. Может им и не надо моё молоко. Я им даю деньги, и они могут купить себе все, что надо. Деньги — практичная вещь, хотя и искусственно созданная, они не стоят того, чем мы их считаем. Настоящей ценой, если ты что?то отремонтировал у меня, будет дать тебе взамен то, что тебе надо и что имеет действительно такую же цену как твой труд. Если у меня нет ничего стоящего и нужного тебе, я даю тебе деньги, имеющие выдуманную ценность.

Сейчас деньги заменяются электронными цифрами — ещё более не настоящей реальностью, хотя система эта даже более практична, чем деньги. У тебя есть пластиковая карта, и ты можешь расплачиваться ею везде, покупая все, что хочешь. Украсть твои деньги очень сложно. Тебе их не надо считать, все делает компьютер, и так далее. Вам наверно известны все эти удобства лучше, чем мне. Все это настолько удобно, что является просто гениальным изобретением.

Но какой мы сделаем вывод из всего выше сказанного? Держи ум твой во аде. Мы видим, что происходит в мире, и рано или поздно наступит такой момент, когда надо будет сделать выбор: либо все, либо ничего. И я говорю Господу: «Господи, дай нам в тот момент веру, чтобы выбрать ничего, но быть с Тобой». И доверившись Богу, будем ждать, что Он сотворит с нами во время того кризиса. Когда мы живём в мире и покое, то нам иногда кажется, что Бог вовсе не существует, а может Ему тогда и не надо являть нам Себя… Но во время кризиса не так, во время кризиса Он нам являет Себя воочию, даже если ты прежде не верил в Него.

О том, как должно переживать трудные минуты

Вопрос: Вы говорите о жизни в Боге, о видении Бога, о жажде уподобиться Ему. Мы приходим в монастырь, имея это желание, но вот через какое?то время ты начинаешь видеть, каков ты есть на самом деле, и что все в тебе и вокруг тебя противится Богу. А ты словно парализованный бессилен сделать и шаг. И это — действительность. Это — истинно так, но что же мне делать с этим, как мне жить дальше, как обрести Бога?

Ответ: Я думаю, что всякая истина — от Бога, ибо Бог есть Истина, и Бог всегда близок, если присутствует истина. Мы можем не осознавать этого, но в момент истины Он всегда близок к нам… И когда мы видим, что все вокруг нас или даже и в нас самих противится Богу, и мы не можем избавиться от этого, то, во — первых, возможно, что это — время обратиться к духовному отцу. Конечно, не для того, чтобы говорить ему, что ты в гневе чем?то ударил брата, или что?то подобное сему…, подобное мы исповедуем в новоначалии, но впоследствии мы прибегаем к духовному отцу за разъяснением, за наставлением как избавиться от смущения и смятения духа. Это — во — первых, но во — вторых, как вы говорите, это тяжёлое состояние может быть и реальностью, действительностью. Не уверен, что могу вполне объяснить вам это, но все же постараюсь сказать, как я вижу и понимаю такую ситуацию.

Да, в момент истины Бог весьма близок, но, посмотрите, святой Силуан находился в состоянии, о котором вы говорите, годами, и уже не знал, что ему и делать или как терпеть. Прошло пятнадцать лет суровой аскетической борьбы, а он так и не смог приблизиться к Богу, и даже напротив, достиг глубин ада. Однако то был момент, когда Богу стало возможно говорить с ним. И если бы мы знали, что нам должно делать в такие тяжкие минуты, то, думаю, всегда находили самый неожиданный выход из любого подобного духовного кризиса. Но… Тот факт, что вы не видите выхода, есть реальность. Это — реальность, выхода действительно нет, и потому Христос говорит: «Держи ум твой во аде», то есть, «будь реалистом. Ты видишь, что не в силах победить врага… Знай же, что бороться с ним надо иначе. Будь реалистом, и всегда помни кто ты такой. Ты —

Скачать:TXTPDF

Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать, Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать бесплатно, Жизнь по Слову, данному нам от Бога. Иеросхимонах Рафаил Нойка Христианство читать онлайн