грешник, и потому твоя вечная участь быть в аду, нести наказание и быть разлучённым от Бога навеки. Будь реалистом, и прими все это… Но помни! Помни, что минуту назад ты сам сказал, что душа твоя знает Меня, знает, что Я — Милостивый. Не забывай же этого! Ведь это значит, что тебе нет нужды отчаиваться. То, что абсолютно недостижимо для тебя, как ты сам видишь, то для Меня легко».
Так мы опять вернулись к словам отца Софрония. И я уверен, что в сем образе мысли и жизни духовной как раз и сокрыт исход из кризиса, о котором мы сейчас говорим. Многие современные люди часто находятся в состоянии депрессии, не подозревая, что состояние их — духовное, и не является психической болезнью, и что они, переживая кризис, весьма близки в тот момент ко Христу. Но, не зная этого и надеясь найти себе облегчение, они идут на приём к психиатру…, да и что им, бедным, остаётся ещё делать в этом отвергающем Бога мире. Знай душа силу слов святого Силуана, наверняка тут же вышла бы из обдержащего её тягостного мрака, не нуждаясь в таблетках. Потому что, как мне кажется, люди очень часто путают духовное состояние с физиологической болезнью. Ведь что такое «ад»? Посмотрите на Силуана, когда он дошёл до того, что воскликнул: «Ты — неумолим![170]» Можно сказать, что по форме его переживания выглядели, как тяжёлая депрессия, хотя мы и не думаем о нем, как о пережившем депрессию. Мы видим в нем подвижника, героя. Конечно, он — герой, но испытал?то он именно то, что мы именуем отчаянием, депрессией, безвыходностью, тоской и прочее, причём мера его страданий была ужасающей. Другой на его месте покончил бы жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна… Лично мне кажется, что психические расстройства в большинстве своём являются духовными явлениями, о чем современный человек и не догадывается — мы живём в атеистическом мире.
К сожалению, исчерпывающего ответа на Ваш вопрос я дать не могу, и все сказанное выше чувствую скорее интуитивно, и этим делюсь с вами.
О гневе Божием
Вопрос: Когда Бог выражает Своё негодование, мы видим и в этом Его любовь к нам. Но бывает ли так, что Он просто гневается, без мысли, так сказать, о нашем спасении? Может ли Бог позволить Себе негодовать, выражать неудовольствие?
Ответ: Бог не позволяет Себе таких вещей. Все, что Он творит — Он творит по любви.
Нам надо быть весьма осторожными с употребляемой нами терминологией, особенно английской, и ещё более французской. Из всех западноевропейских языков более подходящим для разговора о Боге является немецкий как более богатый и содержательный. И на английском можно выражать глубокие духовные понятия, если то — церковный английский язык, то есть язык Священного Писания.
Вы спрашиваете: «Может ли Бог позволить Себе негодовать?» Даже если мы употребим вместо слова негодовать, слово печалиться, гневаться — всё это реалии нашего человеческого мира, мы живём этими понятиями и вкладываем в них свой смысл. Мы употребляем эти слова в человеческом контексте и потому чувствуем в них соответствующую энергию. Говоря: Бог может позволить Себе негодовать, мы тем самым невольно полагаем, что Бог может сделать что?то и не ради нас… Вот почему я всегда подчёркиваю, что обращаться со словом надо внимательно, вдумчиво. Одни и те же слова, в зависимости от контекста, могут иметь совершенно различное содержание и влияние. Слова из повседневной жизни в мире духовном обретают иное измерение — за ними стоит иная реальность. Так, все, что творит Бог — Он творит по любви, но не потому что у Него много любви, а потому что Он есть Любовь. Если ты имеешь, то можешь и потерять, но если ты есть, то уже не потеряешь, уже не перестанешь быть тем, кто ты есть, кем ты стал. Разве, если умрёшь… Бог не умирает, Он всегда есть, также как не умрёт и тот, кто стал тем, кем Бог заповедал ему стать… Божий гнев — никогда не обращён на меня лично, но на то, что находится во мне, что я произвольно стяжал и за что ответственен: это — грех, неправедное богатство, и т. п. Вот на что обращено Его негодование, и вот почему святые учат нас ненавидеть не грешника, а грех. Бог печалится, видя меня пребывающим во грехе, не понимающим своего бедствия, не желающим исцелиться, полюбившим падение. Но если Он замечает во мне способность покаяться, то проявляет Своё «негодование», то есть предоставляет мне возможность перенести некие скорби. Подобное отношение к гневу Божьему как выражению Его благости, как предоставлению мне случая преодолеть все дурное во мне — это и есть исполнение заповеди Христа, данной святому Силуану: держи ум твой во аде и не отчаивайся. Не отчаивайся потому, что несмотря на все совершающееся зло — есть надежда. Есть надежда, даже если ты её и не видишь. Во всем, что творит Бог сокрыта Любовь — Он все делает ради спасения. Веришь или нет, но именно ты и есть тот, кого Он любит. Сейчас я говорю о каждом из нас.
Мы не всегда понимаем вышесказанное, и тогда надо поразмыслить над этим, убедить себя, и вскоре Бог даст и на опыте пережить эти истины. О, если бы мы сумели не только со смирением, но и с благодарностью принять наказание от руки Господней: тогда, по миновании периода терпения, настанет день, когда у нас не достанет слов выразить своё восхищение Его Любовью, Его заботой о нас. О Себе Бог и не думает… Мы иногда говорим, что служим Богу — но это неверно, это, так сказать, святая ложь. Нет, Бог служит нам! Но желая научить заботиться о возлюбленных, заповедует служить Ему, служить ближним. От нас Он ничего не получает, мы Ему ничего не приносим… Да Ему и не надо от нас ничего. Моё стремление, горячее усердие Он приемлет как самое совершенное служение, причём для того, чтобы Самому послужить мне — отдать Сына в Жертву ради меня, ради моего спасения. В одном из писем Давиду Бальфуру отец Софроний прекрасно объясняет смысл некоторых духовных понятий, ставших для нас неудобоприемлемыми[171]. Так, не мы служим Богу, но Он служит нам: Его единственное желание — послужить, отдать Себя до конца, и чем более мы смиренны, чем более восприимчивы к Любви, тем более Он отдаёт нам Себя[172].
Об отношении к слову
Ежегодно в Великий Четверток отец Софроний приглашал нас к себе и мы вслух читали Евангелие. Первый отрывок из Евангелия от Иоанна он всегда читал сам, прося нас поправлять его ошибки. Так продолжалось вплоть до последних двух лет его жизни, когда он был уже просто не в силах читать. Читал он медленно и ровно, понимая и чувствуя каждое слово, хотя английский язык он знал далеко не так хорошо как другие иностранные языки. Ведь он начал изучать его, когда ему было уже под семьдесят. До приезда в Англию он его совсем не знал. У него не было зубов, и потому можно было заметить, что его произношение не всегда верное, хотя все буквы и слова он выговаривал как следует. Он нам говорил, что над произношением он работал особым образом, так чтобы люди не могли заподозрить, что у него вовсе нет зубов, и чтобы никому не надо было напрягать слух, стараясь понять его речь.
Приведу несколько примеров, показывающих, насколько глубоким было его отношение к слову. Так, когда дело касалось духовных вопросов, он никогда не пользовался современными переводами Священного Писания. Мы и по сей день употребляем в нашем монастыре Библию короля Иакова[173], в которой хотя и есть ошибки, и притом немалые, свойственные протестантскому пониманию Писания, но перевод которой все же был сделан людьми, благоговейно относящимися к слову, и который поэтому получился необычайно добротным. Как?то я прочёл отцу Софронию отрывок из нового современного перевода Библии и спросил, каково его мнение. Он ответил: «Напоминает газетную информацию». Хотя то, что я ему прочёл, было одним из лучших общепринятых научных переводов. Возможно, что такие переводы в чем?то даже более верны, но они не годятся для богослужебного и молитвенного чтения. Почему?
Человек выражает себя в слове, и сейчас языки меняются потому, что меняется человек. Я более — менее знаю шесть языков, и могу сказать о такой тенденции в каждом из них. Современная версия любого из языков отличается своей сухостью и холодностью. Языки становится весьма информативными и, может быть, грамматически правильнее, но какими?то стерильными, бездушными, лишёнными теплоты и глубины. Говорю это про языки, которыми владею[174], но не знаю, как дело обстоит, скажем, с китайским. Хотя не удивлюсь таким же переменам и в нем, потому что развитие человечества в истории — это все большее усугубление нашего падшего состояния. Чем глубже смотришь в века, тем больше убеждаешься, что раньше человек был гораздо более верующим в Бога, вера была естественным состоянием. Во времена Авраама все были верующими, каждый по — своему, но верующими. Посмотрите на времена Христа, и вы увидите, что некий военный офицер, римский сотник, не только оценил Христа, но и принял Его сердцем. Он пригласил Его в свой дом с такой верой, что Христос сказал: «И в Израиле, Моем народе, происшедшим от верного Авраама, не нашёл Я такой веры»[175]. А ведь вера естественна для человека. Или посмотрите, как апостол Павел перед языческими правителями говорит о Свете, осиявшем его, и о голосе с Небес, который он слышал. Кто из вас сейчас стал бы говорить о своих видениях президенту? Во времена пророка Давида только глупец мог сказать в своём сердце: «Бога нет», и его наверно сразу бы изолировали. Но с годами таких глупцов становилось все больше и больше, и теперь уже мы, верующие в Бога, считаемся безумными. То есть эволюция человечества в истории — это эволюция падения, и этот процесс непременно отражается в языке.
Современные языки аналитичны, правильны, безупречны, но безжизненны. Читаешь Писание на древнем языке, иногда даже не все понимая, но всегда чувствуешь его дух. Или возьмите Апокалипсис Иоанна, где вообще ничего нельзя понять. (А может нам и не надо все сразу понимать, так как мы поймём Откровение лишь со временем). Вдохновение, которое касается тебя при чтении Библии, привлекает тебя все к большему чтению и пониманию прочитанного. Смысл открывается постепенно. В мире происходит все больше и больше таких событий, о которых в Библии говорится прикровенно. Удивительно,