Жан Мори́с Эже́н Клема́н Кокто́, фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; французский: [ʒɑ̃ moʁis øʒɛn klemɑ̃ kɔkto], брит.: ˈkɒktoʊ, амер.: kɒkˈtoʊ/; 5 июля 1889, Мезон-Лаффит, Ивелин — 11 октября 1963, Мий-ла-Форе) — французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.
Родился 5 июля 1889 года в Мэзон-Лаффит, Франция.
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Дед Кокто, воспитывавший его, устраивал у себя дома любительские концерты, был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. В семейной коллекции были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи. Своим воспитанием и образованием, как считал Жан Кокто, он был обязан своему деду.
Учился в одном из лучших лицеев Парижа — лицее Кондорсе.
В 1910—1920 годы сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму. Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием эстетики, взглядов и сотрудничества с Эриком Сати, а также русского балета Сергея Дягилева, музыки Игоря Стравинского, художественных работ Пабло Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера.
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном). Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Кокто послужил для Пруста прототипом денди Октава в цикле романов «В поисках утраченного времени». К концу повествования с Октавом произошло неожиданное преображение: он «выступил со скетчами, для которых сам выполнил эскизы декораций и костюмов к скетчам; костюмы и декорации произвели в современном искусстве революцию, во всяком случае не менее грандиозную, чем та, какую произвёл русский балет». Когда Пруст пожаловался Кокто на госпожу де Шевинье, узнавшую себя в романе и отказавшуюся его читать, тот заметил ему, что «Фабр написал книгу о насекомых, но не требовал от них, чтобы они читали её!»
В 1914 году призван на фронт Первой мировой войны, служил санитаром, был демобилизован по состоянию здоровья.
Роль Жана Кокто в годы Второй мировой войны вызывает споры, бойцы Сопротивления обвиняли его в коллаборационизме. С самого начала оккупации публиковался в «Пучке» (La Gerbe) — «политическом и литературном еженедельнике», руководителем которого был Шатобриан. Журнал провозглашал идею арийской, свободной от большевизма Европы. Поддерживал дружеские отношения с ведущими пропагандистами нацистской эпохи Арно Брекером и Лени Рифеншталь. Годы оккупации оказались весьма продуктивными в плане творчества: в парижских театрах были поставлены пять его новых пьес. Дневниковые записи отражают пацифистские настроения Кокто. Тем не менее, ему удалось избежать порицания после освобождения Франции, хотя он никогда не каялся в своих симпатиях к немцам, в частности продолжал дружить с Брекером и Рифеншталь.
В 1949 был награждён орденом Почётного легиона. В 1950-х—1960-х годах последовательно отстаивал право человека на отказ от военной службы по убеждениям совести, в частности выступал в защиту Анри Мартена.
Умер у себя дома 11 октября 1963 года от инфаркта миокарда: его больное сердце не выдержало известий о смерти Эдит Пиаф.
Личная жизнь
В 1932—1934 годах жил с русской актрисой княжной Натальей Павловной Палей; пара рассталась после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто.
Жан Кокто был бисексуалом, чего никогда не отрицал. С 1937 года и до его смерти в 1963 году спутником жизни Кокто был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах.
Приёмным сыном и наследником Жана Кокто был французский актёр и художник Эдуард Дермит (1925—1995).
Кокто всегда считал себя католиком.
Признание
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Кокто и музыканты
Кокто имел обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
«<…> Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь <…> Он был весь в музыке физически <…> Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии <…>»
— (Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»)
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых странных композиторов XX века, имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
«Внешне Сати был похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. <…> Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…»
— ( Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
«История нашей „Шестёрки“ похожа на историю трёх мушкетёров, которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в „Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на „Двадцать лет спустя“ и даже на „Виконта де Бражелона“, потому что всё это было очень давно и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика, сколько этика. А это, по-моему, особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках…»
— ( Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)
Список произведений Жана Кокто
Поэзия
La lampe d’Aladin 1908г
Le prince frivole 1909г
Odes 1914г
Cap de Bonne-Espérance 1918г
Escales 1920г
Vocabulaire 1922г
Plain-Chant 1922г
Prière mutilée 1922г
La Rose de François 1923г
L’Ange Heurtebise 1925г
Cri écrit 1925г
Opéra 1926г
Eloge de l’Imprimerie 1929г
Mythologie 1934г
Enigme 1939г
Allégories 1940г
Léone 1944г
La Crucifixion 1946г
Le Chiffre sept 1952г
La Nappe du Catalan 1952г
Dentelle d’éternité 1953г
Appogiatures 1953г
Clair-Obscur 1954г
Paraprosodies 1958г
Gondole des Morts 1958г
Cérémonial Espagnol du Phénix 1960г
Le Requiem 1961г
Taches 1962г
Faire-Part 1968г, посмертно
Романы
Le Potomak 1919г
Le Grand Ecart 1923г
Thomas l’imposteur 1923г
Le Livre blanc 1928г
Les Enfants terribles 1929г
La Fin du Potomak 1940г
Эссе
Le Coq et l’Arlequin 1918г
Carte blanche 1920г
Le Secret professionnel 1922г
Le Rappel à l’ordre 1926г
Opium 1930г
Essai de critique indirecte 1932г
Portraits-Souvenir 1935г
Mon Premier voyage 1938г
Le Greco 1943г
Le Foyer des artistes 1947г
Maalesh, journal d’une tournée de théâtre 1950г
Jean Marais 1951г
Gide vivant 1952г
Entretiens sur le musée de Dresde 1957г, с Луи Арагоном
Le Cordon ombilical 1962г
Пьесы
Parade 1917г
Les Mariés de la tour Eiffel 1921г
Antigone 1922г
Roméo et Juliette 1924г
Орфей, Orphée, 1926г
Человеческий голос, La Voix humaine, 1930г
La Machine infernale 1934г
L’Ecole des veuves 1936г
Эдип-царь, Oedipe-roi, 1937г
Рыцари круглого стола, Les chevaliers de la Table ronde 1937г
Les Chevaliers de la Table ronde 1937г
Ужасные родители, Les Parents terribles, 1938г
Священные чудовища, Les Monstres sacrés, 1940г
La Machine à écrire 1941г
Renaud et Armide 1943г
L’Epouse injustement soupçonnée 1943г
L’Aigle à Deux Têtes 1946г
L’impromptu du Palais-Royal 1962г
Фильмография Жана Кокто
1932г Кровь Поэта, Le Sang d’un poète
1943г Призрачный барон, Le baron fantôme
1943г Вечное возвращение, L’Eternel retour
1945г Дамы Булонского леса, Les Dames du Bois de Boulogne
1946г Красавица и Чудовище, La Belle et la Bête
1947г Рюи Блас, Ruy Blas
1948г Двуглавый орёл, L’Aigle à Deux Têtes
1948г Ужасные родители, Les Parents terribles
1950г Кориолан Coriolan
1950г Орфей, Orphée
1951г Чёрная корона, La Couronne noire
1952г Вилла Санто-Соспир, La Villa Santo Sospir
1960г Завещание Орфея, Le Testament d’Orphée
1961г Принцесса Клевская, La Princesse de Clèves
1962г Послание Жана Кокто, адресованное в 2000-й год, Jean Cocteau s’adresse… à l’an 2000
1965г Тома Самозванец, Thomas l’imposteur