Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Евреи, дисседенты и еврокоммунизм. С. Г. Кара-Мурза

историку заметить, что эта «лимита» добродушно указала ему на глупость этого детского снобизма части еврейских интеллектуалов. Вот, как говорилось выше, Д.Фурман пишет: «Евреи значительно, на порядок образованнее русских, что объяснимо лишь громадной, преодолевающей все препоны тягой к образованию». Стоит ли так задирать нос? На порядок образованнее, в 14 раз образованнее… Какой упадок мысли. Я бы даже сказал — какая необразованность!

Я уж не говорю о том, что никто из пригласивших меня «интеллигентов» не заметил и даже не подумал смягчить хамства этого удалого историка из Российской Академии наук. Все они посчитали его в порядке вещей. А ведь задумайся они, представив, что кого-то из них пригласили на круглый стол, скажем, в журнал «Наш современник», то каждый бы признал, что никому там и в голову бы не пришло сказать что-нибудь подобное о евреях.

В этой беседе удивляло и то, что люди, приглашенные чтобы трактовать сложную и деликатную тему, не читали и даже не слыхали о тех важных конкретных исследованиях последних лет, которые могли бы задать какую-то более или менее жесткую основу для диалога (например, незаметно было, чтобы они опирались на данные книги Р.Рывкиной).

Я предложил рассмотреть такой вопрос. В настоящий момент в связи с перестройкой и «рыночной реформой» большинство населения России переживает социальное бедствие — разрушение страны, резкое обеднение, глубокий кризис хозяйства, преступность и т.д. Но влиятельная еврейская элита полна радости и непрерывно это демонстрирует. Разве это не говорит о наличии раскола по главному основанию?

Важные данные дали опросы общественного мнения о «наилучшей эпохе в истории России». В 1990-1992 гг. в среднем, среди представителей большого числа национальностей, ответы были таковы: правление Петра I назвали «лучшим временем» 34%; правление Брежнева — 14%; перестройку (1985-1991) 3%. Перестройка уже в 1992 г. воспринималась как бедствие. Из полутора десятка «эпох» у всех народов она занимала одно из последних мест. Лишь респонденты-евреи назвали перестройку «наилучшей эпохой».

Опять же, не все, разумеется, евреи радовались грядущей гибели СССР. Есть и такие стихи еврейского поэта:

Нас крестила перестройка люто,

погружая каждого во тьму,

и осколки страшного салюта

догоняли всех по одному.

И острее запаха помойки,

нищеты, что над землей летел,

был угрюмый воздух перестройки,

сладкий дух непогребенных тел.

Мы будем помнить эти стихи, но для нашего разговора существенен и тот факт, что только в мнении евреев перестройка вышла на первое место по числу благоприятных ответов. Возникает естественный вопрос. Если влиятельная часть населения считает благом то, что для остальных бедствие, — не есть ли именно это причина напряженности? И ведь при этом авторитетные представители этой части высказываются по отношению к русским исключительно агрессивно, намеренно оскорбительно — и никто их не останавливает, не имеет силы остановить..

Реакция была в своем роде замечательная. Никто не остановил внимания на существе изложенного факта как основании для напряженности, все стали друг друга спрашивать, что это за исследования, откуда данные. Я попытался дать справку: мол, это известные данные С.Б.Филатова, одного из авторов книги «Русская идея и евреи», там о нем сказано, что он директор Социологического центра Российского научного фонда и т.д., а в 1990-1992 гг. — «руководитель общероссийских социологических исследований, посвященных мировоззрению населения России». Но нет, бурно пообсуждали проблему источника данных, а о сути вопроса как будто забыли — все до одного. Вот тебе и диалог.

Историки стали говорить, что евреи всегда выступали за укрепление Российского государства, империи, державы — и в начале ХХ века, и во время перестройки. Это для меня было в диковинку. Вроде бы все доступные документы эпохи назревания русской революции говорят о совершенно противоположном. Да, были евреи-черносотенцы, которые боролись за сохранение российского монархического государства, но тут о них и слова не дали вставить, как будто о них неприлично и вспоминать.

Я не стал углубляться в события начала прошлого века, а напомнил вчерашние дела — разрушение СССР, советской державы (пусть бы и империи). Ведь все мы это еще помним, чего же тень на плетень наводить. Да и сами мои собеседники за столом по большей части зафиксировали свои откровенно антисоветские позиции. Где они видели «защиту государства СССР» — у Жванецкого с Хазановым? И я изложил рассуждение главного раввина Москвы в «Независимой газете» о том, что СССР, мол, это для евреев тот же «Египет», так что надо напустить на него Божьи кары, обобрать «египтян» и уйти.

В ответ все очень живо и с огромным интересом стали обсуждать, кто в то время был главным раввином Москвы. Шаевич? Да нет, что вы, какой Шаевич, Шаевич стал потом — и пошло… Какой замечательный детский прием уходить от сути вопроса. И впрямь высшее образование.

На деле политически активные представители еврейской элиты совершенно определенно поддержали курс на развал союзного государства, а затем и на разрушение всех несущих конструкций советской государственности. А затем второй эшелон интеллектуалов зачем-то стал доказывать, будто евреи в целом занимали антисоветскую позицию, только боялись ее высказывать.

Так, Р.Рывкина в своей книги изощряется доказать это — с очень большими натяжками. Она проводила среди евреев опрос с таким пунктом: «Если бы можно было выбирать, в какую эпоху Вы предпочли бы жить?». 36% «предпочли бы никогда не жить в России», а из остальных 50% — вне советского строя. Казалось бы, ну и что можно из этого выудить? Но Р.Рывкина делает глубокомысленный вывод: «Выявилась весьма важная проблема: переосмысление евреями их отношения к СССР. Хотя это может быть и не переосмысление, а то истинное отношение к СССР, которое было и раньше, но не могло выражаться открыто. Массовых опросов среди евреев в те времена не проводили, гласности не было. Так что нельзя исключить, что «на дне души» советских евреев, как и других национальных меньшинств, было спрятано критическое отношение к СССР, которое открыто выражают сегодня». Мол, мы, евреи, всегда держали кукиш в кармане. С точки зрения социологии все эти рассуждения Р.Рывкиной — примитивная демагогия. Важно, что она зачем-то стремится представить евреев в массе своей антисоветски настроенными. Видимо, таков заказ сильных еврейского мира сего.

Конечно, разрозненные книги историков и социологов, редкие «круглые столы» во всяких редакциях — это всего лишь кривое зеркало, в котором отражаются сложные отношения расколотого русского и расколотого еврейского народов. И кривое зеркало надо изучать, и любой круглый стол использовать для разговора.

Но главный разговор шел, идет и будет идти на «молекулярном» уровне, а не через телевидение Гусинского с Березовским или газету «Известия». Все равно главным станет разговор между теми, кто останется восстанавливать Россию, ограбленную и высосанную союзом «новых русских» с «еврейскими магнатами». И в этой восстановительной работе мы договоримся — без всякой мистики и высоких слов. договоримся — несмотря на все напряженности, непонимания и обиды. Потому что останутся в России евреи, которые думают, как поэт:

Мы родились в большой стране, в России,

В запутанной, но правильной стране.

И знали, разобраться не умея

И путаясь во множестве вещей,

Что все пути вперед лишь только с нею,

А без нее их нету вообще.

Примечание. Пояснение некоторых понятий, использованных в тексте

Семиты (т.е. потомки Сима, одного из сыновей библейского Ноя) группа народов, расселившихся на Ближнем Востоке и в Африке. Она включает в себя арабов, евреев, берберов и др.

Антисемитизм — вид национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям как народу. Его следует отличать от анти-иудаизма как вида религиозной нетерпимости, враждебности к иудеям — к тем, кто исповедует иудаизм. Антисемит испытывает вражду и к крещеному еврею. Понятие «антисемитизм» отражает отношение не ко всем семитским народам, а именно к евреям, так что отговорка «я не антисемит, так как люблю арабов» не годится.

Фобия (от греч. phobos — страх) — боязнь, нетерпимость.

Юдофобия (дословно «страх перед евреем») — нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма.

Юдофилия (дословно «любовь к евреям») — повышенная, демонстративная симпатия к евреям со стороны нееврея, выделение евреев из других народов с упором на их положительные качества. Юдофилия нередко возникает как неосознанная форма протеста против антисемитизма.

Холокост (от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение») обозначение массовых убийств евреев в нацистских концлагерях в 1933-1945 гг. Слово взято из древнегреческого перевода Библии и означает такое жертвоприношение, при котором сжигается все жертвенное животное целиком. Понятию Холокоста многие евреи придают мистический смысл, жертвой в нем служил как бы весь еврейский народ. Поэтому упоминания в одном ряду с евреями о тех жертвах, которые понесли от рук нацистов другие народы, вызывают бурную отрицательную реакцию.

Так, по сообщениям западной печати, королева Англии при посещении мемориала концлагеря Бухенвальд в 1995 г. поставила жертвы славян в один ряд с гибелью евреев, как составную часть Холокоста. Это вызвало энергичный протест еврейских лидеров. Премьер-министр Джон Мейджор был вынужден извиниться за королеву, сославшись на оплошность машинистки, которая якобы дала королеве «не тот» текст.

В последние годы на Западе появились книги ряда авторов (например, Роже Гароди), которые ставят под сомнение историю Холокоста (как число жертв, так и само намерение Гитлера уничтожить всех евреев). Думаю, к этим текстам надо относиться с осторожностью.

Мессия (от древнееврейского слова машиах, т.е. «помазанный», «посвященный»), — по-гречески Христос — посланный Богом избавитель, спаситель. В иудаизме — будущий спаситель Израиля. В христианстве мессией был Иисус. Его второе пришествие завершит избавление человечества от зла.

Мессианство — представление о том, что твой народ (страна, партия, движение и т.д.) имеет предназначение сыграть особую роль в спасении рода человеческого (кто при этом входит, а кто не входит в «спасаемую часть» другой вопрос). Мессианство может быть религиозным («богоизбранный Израиль», «святая Русь», США как «Новый Ханаан») или светским. Главное, надо верить, что где-то, хотя бы и в духовном мире, есть «земля обетованная» — Новый Израиль, град Китеж, царство справедливости, а мой народ (или партия) знает, как найти туда дорогу или построить это царство. Все крупные духовные, политические и социальные движения на первом этапе отмечены мессианством. Оно сплачивает людей и придает им огромную силу, так что они не жалеют ни себя, ни врагов. Проклинать мессианизм молодых движений (например, большевизма) глупо, но пытаться искусственно придать мессианский характер зрелому движению — еще глупее.

«Слово о законе и Благодати» — древнейшее из дошедших до нас творений русской письменности, вошедшее в «Повесть временных лет». «Слово» произнес в Киеве 25 марта 1038 г. священник Иларион (будущий митрополит Киева). Хвала Ярославу сопровождается в нем богословским сравнением двух религий: христианства, дающего людям Благодать, и иудаизма, дающего людям закон. Богословский спор отражал долгую и трудную борьбу Руси с Хазарской империей, государственной религией которой был иудаизм.

Тора («книга закона») — древнееврейское название Пятикнижия Моисея, первых пяти книг

Скачать:TXTPDF

Евреи, дисседенты и еврокоммунизм. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать, Евреи, дисседенты и еврокоммунизм. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать бесплатно, Евреи, дисседенты и еврокоммунизм. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать онлайн