Скачать:TXTPDF
Коммунизм и фашизм: братья или враги. С. Г. Кара-Мурза

партию дали столь незначительные результаты, что не могли повлиять на развитие событий. Политическая смерть режима после ухода из жизни Буша была логичной и естественной. Отсутствие четкой программы преобразований, которая могла бы претендовать на поддержку общества, объединив его вокруг национально значимых целей, постоянное, порой неудачное экспериментирование с неизбежными откатами и корректировками курса, непоследовательность в выполнении принятых решений ослабляли режим, и, в конце концов, привели к краху.

* * *

30-е годы нашего столетия были, пожалуй, самым бурным периодом в боливийской истории. Великая депрессия, война в Чако, установление режима «государственного социализма» с его неординарной политической и социальной практикой делают это десятилетие исключительно важным для понимания глубинных процессов и хода событий всего столетия.

Лейтмотивом идейной революции были поиски национальной самобытности, антилиберальная, антирационалистическая критика позитивистского исторического оптимизма, европоцентризма, демократии как таковой. Индеанизм, национализм, различные оттенки и направления антилиберального «социализма» полностью вытеснили из идеологической и политической сферы либерализм. Идейная революция выразила вполне осознанное желание патриотически настроенной интеллектуальной и политической элиты преодолеть «позитивный» рационализм, здравый смысл либерализма, проповедовавший «объективные законы» развития, которые обрекали страну на порочный круг отсталости и зависимости от мировой капиталистической метрополии. Лишь иррационализм, волюнтаристский скачек открывали перед ними иллюзорную (а может быть, и нет) перспективу социально-экономического и политического освобождения страны. Идеологические процессы подготовили почву для новой социальной и политической практики, ориентировавшейся на националистические ценности, волюнтаристское и иррационалистическое мировоззрение. Идейная революция была преддверием «государственного социализма», реформистских режимов 40-х годов и даже Национальной революции 1952 г.

«Революция» военных-социалистов в мае 1936 г. означала стремление изменить систему в целом, ибо либеральная демократия старого, аристократического, кастового типа стала дисфункциональной, не позволяла широким народным массам пользоваться достижениями прогресса, образования, общественной жизни, отстраняла от политического участия в управлении страной большую часть ее населения, в том числе и средние слои. Подготовленные «идейной революцией» основы реформ ориентировались на создание нового типа государства и общества. Идеи социальной справедливости, превосходство интересов нации над свободами и правами личности глубоко проникали в сознание интеллигенции и нового поколения политических деятелей. Успехи коммунизма в СССР, фашизма в Италии и национал-социализма в Германии на фоне находящегося в глубочайшем экономическом кризисе остального демократического мира, делали крайне привлекательными идеи антилиберального, антидемократического государства. Военные и их союзники декларировали построение принципиально нового социально-политического строя — «государственного социализма». Социализм воспринимался ими и в виде советской плановой экономики, и в образе нацистского тоталитарного государства. Корпоративистские проекты Д.Торо, его радикализм в реформировании политической структуры государства впоследствии сменились более умеренной программой преобразований Х.Буша.

Режим «государственного социализма» проводил политику реформ, главные параметры которых соответствовали основным постулатам национал-реформизма, нашедшего затем свое полное воплощение в программе партии Националистическое революционное движение (МНР) и в Национальной революции 1952–1953 гг. Все преобразования проводились военными при активном и все еще очень сильном сопротивлении традиционных политических сил, олигархии.

Примечания

Вступление

1 Впрочем, один испанский историк мне откровенно объяснил: японцы не могли быть фашистами, потому что они азиатычумазый играть на фортепьяно не может»).

2 Замечу, что и на Западе, и в России антимеханицизм был представлен целым рядом течений, которые вовсе не вели к фашизму — вспомним хоть Руссо во Франции и В.И.Вернадского в России.

3 В ходе войны на советской территории войска СС несли большие потери, пополнение не успевало проникнуться духом этой доктрины, и особенности этого специфического типа армии стирались.

4 На это нередко замечают, что в «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин был в том-то и том-то неправ. Конечно, ошибался — но совершенно не в этом дело. Главное, что это было политическое течение, которое считало себя обязанным задуматься о диалектике природы и кризисе ньютоновской картины мира.

5 Бородин С, Глушков В. Убийство из сострадания // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

6 В других концепциях под этничностью понимают не вещь, а отношения ~ как между «своими», так и к «чужим». Отношения эти являются частью культуры и выражаются во множестве символов, знаков, норм и навыков.

7 Поразительно, как долго это сидит в немецких политиках: присоединив ГДР, они приказали разрушить только что застроенный огромными зданиями центр Берлина — новый спектакль, уже демократов. Глядя, с каким вкусом НТВ передавало «сверхдокументальные» снимки руин Грозного, начинаешь думать, что персонал нашего «независимого телевидения» тщательно изучил труды Шпеера.

Часть I

Глава 2

1 Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1925. S.536.

2 La Rochelle D. Socialisme Fasciste. Paris, 1943. P72.

3 Жирарде Р. Заметки о духе французского фашизма 1934-39 // Revue Francaise de Sciences Politiques. Париж, сентябрь 1955. С.543.

4 Zangrandi R. Il lungo viaggio. Милан, 1948.

5 О речи Ганса Наумана см.: Brenner H. Die Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Hamburg, 1963. S.188; Bottai G. И Fascismo e l’ltalia Nuova. Рим, 1923. С. 18; Denis J. Principes Rexistes. Брюссель, 1936. C.17.

6 Bottai G. Il Fascismo e l’ltalia Nuova. Рим, 1923. С. 19.

7 Sima H. Destine du Nationalisme. Париж, без года. С. 19.

8 van Severen J. La Constitution des Pays Bas. St. Nicholas-Waes, 1938. C.23.

9 Valois G. L’Homme qui Vient. Paris, 1906; Капиталистическая буржуазия // Histoire et Philosophic Sociales. Париж, 1924. C.404.

10 Payne S.G. Falange. Stanford, 1961. P.40; Brasillach R. Lon Degrelle. Paris, 1936. P78; Статья Дегреля в «Je suis partout» от 24 октября 1936.

11 Macartney C.A. October Fifteenth. A History of Modern Hungary. T.l. Edinburgh, 1961. P. 55–59.

12 «Rex» от 2 сентября 1933; «De Daad» от 2 сентября 1933.

13 «Je suis partout» от 18 апреля 1938.

Глава 3

1 Rene Remond. La Droite en France de 1815 a nos jours. Paris, 1954; Eugen Weber. Varieties of Fascism. New York, 1964; Jean Plumyene et Raymond Lasierra. Les Fascismes francais. 1923-63. Paris, 1963; Paul Serant. Le Romantisme fasciste. Fasquelle, 1959; Peter Viereck. Conservatism from John Adams to Churchill. New York, 1956; Michele Cotta. La Collaboration. 1940-44. Paris, 1964.

2 Remond. La Droite en France de 1815 a nos jours. В общем, те же оценки, что и книга профессора Ремона, содержит вышедшая недавно книга Жана Плюмьена и Раймона Ласьерры «Французские фашизмы, 1923–1963». Авторы этой книги утверждают, что фашизм во Франции был сначала, т. е. в 20-х и 30-х годах, в основном, мифом, который пропагандисты левых поддерживали в своих партийных целях, чтобы дискредитировать правых в целом и сплотить свой собственный лагерь против стереотипного образа злобного врага — эта техника применялась и во время Освобождения. Наконец, во Франции возникли настоящие фашистские организации, говорят Плюмьен и Ласьерра, но эти организации «сначала» получили свои доктрины из-за границы, из газетных отчетов и журналистских комментариев о фашистских учениях в других странах. «Фашизм по своему происхождению феномен, чуждый Франции» (с. 15). Но раньше те же авторы констатировали, что французский фашизм «действительно возник из чего-то, лежавшего вне его самого, из политических формаций как французских правых, так и французских левых» (с. 10).

3 Eugen Weber. Varieties of Fascism. С. 12, 19.

4 Приведем в качестве примера эпизод, происшедший в последние недели войны. Дорио и Деа бежали в Германию, где сначала Риббентроп, а потом Гитлер признали Дорио самым квалифицированным представителем французских интересов в Германии. После этого Деа и Дарнан создали собственную контрорганизацию, чтобы говорить от имени Франции. Лишь в самый последний момент Дорио и Деа согласились на личную встречу в деревне между местами, где они жили, чтобы уладить разногласия. По пути на эту встречу автомобиль Дорио был атакован самолетом союзников, и сам Дорио был убит. Деа в последние дни войны бежал в Италию и бесследно исчез.

5 Не будучи членом ППФ, как Дриё, Бразильяк выражал в своих статьях в газете «Же сюи парту» большие симпатии к этому движению. Дриё же не забыл резкий критический отзыв о его произведениях, который Бразильяк опубликовал в 1935 г., назвав Дриё неудачником, который пишет «пустейшие и глупейшие истории», отличающиеся «дурным вкусом, высокопарностью и путаницей», а также своей «беспомощностью, отступлениями, скучными пассажами и эмоциональной лживостью».

6 Eugen Weber. Varieties of Fascism. C. 134, 141; Rene Remond. La Droite en France. С.204; Он же. Был ли французский фашизм // Terre Humaine. 1952. № 7–8; Стенли Хофман. Аспекты режима Виши // Revue francaise de science politique. Январь-март 1956. C.45, 50; Paul Serant. Le Romantisme fasciste. С..12, 265; Jean Plumiene, Raymond Lasierra. Les Fascismes francais. С.8; Peter Viereck. Conservatism from John Adams to Churchill. C.62.

7 Rene Remond. La Droite en France. С.107.

8 Там же. С.220, 218.

9 Может быть, в этом причина описанного профессором Вебером странного феномена: богатые деловые круги в разное время в 20-х и 30-х годах давали деньги на избирательные кампании фашистских и протофашистских организаций, несмотря на их «антикапиталистические» программы (Weber E. Национализм, социализм и национал-социализм» в «French Historical Studies», весна 1962, с.302). Для Вебера речь идет в данном случае о технике, с помощью которой богатые круги отводили активную энергию этих групп от левых и делали ее таким образом неэффективной. Это возможно, но известно, что «антикапиталистические» программы этих движений не очень пугали закулисных заправил, тогда как антикоммунизм французских фашистов им нравился.

10 К недостаткам книги Поля Серана относится то, что он сознательно опускает повествовательные произведения французских фашистских авторов. Но именно в этих работах часто можно встретить самый яркий образ фашистского идеального человека.

11 Eugen Weber. Varieties of Fascism. C. 138, 142; Он же. Национализм, социализм и национал-социализм во Франции; Paul Serant. Le Romantisme fasciste. C.10, 31; William R. Tucker. Политика и эстетика: фашизм Робера Бразильяка // The Western Political Quarterly. 1962, декабрь; Жан Тюрле. Введение в историю фашистской литературы // Les Cahiers francais. Май 1943, цит. в книге Серана на с. 11.

Глава 4

1 Mussolini. Opera Omnia. Полное собрание сочинений. Изд. Дж. Пини и Э.Сусмель, Флоренция, 1951. Т.21. С.238. Если нет иных указаний, все последующие ссылки на речи и статьи Муссолини взяты из этого же источника.

2 Там же. Т.20. С.61. Ср. также его речь перед собранием фашистской партии 28 января 1924 г.: «Фашистская революция не потребовала никаких человеческих жертв. Она не создавала никаких особых трибуналов. Нигде не раздавались залпы расстрельных команд. Террор не использовался, не были объявлены чрезвычайные законы» (Там же. С. 164).

3 Пополо д’Италиа. 5 августа 1924. Речь В.Пеллиццари.

4 Pellizzi С. Problemi e realita del Fascismo. Firenze, 1924. P. 103, 164.

5 ACS (Центральный государственный архив), фонд Микеле Бьянки, тетр. 43. 1 мая 1923.

6 Pagine di critica fascista. Firenze, 1941. P.221.

7 Lumbroso G. La crisi del fascismo. Firenze, 1925.

8 Начальник пресс-бюро Муссолини и член Директории ПНФ. Был арестован за участие в убийстве Маттеотти.

9 ACS, Министерство

Скачать:TXTPDF

и фашизм: братья или враги. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать, и фашизм: братья или враги. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать бесплатно, и фашизм: братья или враги. С. Г. Кара-Мурза Коммунизм читать онлайн