Скачать:TXTPDF
Красный флаг: история коммунизма. Дэвид Пристланд

горкома КПСС.

895

В условиях «третьего мира» «либерально-демократическая» модель как раз и приводит к тесной связи коррумпированного бизнеса с коррумпированным чиновничеством.

896

Победители в «цветных революциях» проводили чистки силовых структур, но не меняли систему общественных отношений, которая предопределяет системную коррупцию.

897

Данные очень приблизительны.

898

Как раз в это время положение Кубы улучшалось благодаря помощи дружественного президента Венесуэлы У. Чавеса и успехам левых сил в Латинской Америке.

899

Пушпа Камал Дахал.

900

Монархия в Непале существовала до 2008 года. Король был лишен властных полномочий в 2006 году.

901

Решение о прекращении гражданской войны и участии повстанцев в выборах было принято в 2006 году не королем, а многопартийным правительством, лишившим короля полномочий.

902

Уже в 2009 году Прачанда ушел в отставку.

903

Идеи «боливарианского социализма» выдвинул президент Венесуэлы У. Чавес. Они основаны на стремлении к объединению Латинской Америки, антиимпериализме, сочетании экономического этатизма и местной демократии участия. Сторонники «боливарианского социализма» положительно относятся к опыту коммунистической Кубы.

904

Один из лидеров Мексиканской революции в 1910-1917 годах.

905

Даже обзор Д. Пристланда показывает, что список ответвлений коммунистической и посткоммунистической идеологии, сохраняющих влияние в мире, гораздо больше. Если говорить о Латинской Америке, то здесь более влиятелен «боливарианский социализм», также во многом опирающийся на марксистские идеи, но трактующий их не так, как Маркое и даже Че Гевара. Левые силы, не используя партизанских методов, но руководствуясь социалистическими идеями, пришли к власти в Венесуэле, Боливии, Никарагуа, Сальвадоре и др. странах.

906

Точнее — Ближнего и Среднего Востока.

907

Само по себе вторжение было удачным и привело к свержению режима С. Хусейна. Неудачной оказалась попытка США и их союзников контролировать страну, выполнить долгосрочные цели агрессии. То же самое можно сказать и о вторжении в Афганистан в 2001 году.

908

Как мы видели, коммунисты далеко не всегда действовали радикальными методами (Д. Пристланд вводит даже понятие особого радикального направления в коммунизме, чтобы отличать его от других, не столь радикальных). Существуют и более глубокие противоречия коммунистического проекта: между гуманизмом целей и отношением к человеку как инструменту индустриальной машины; между демократизмом и экономическим централизмом, между требованиями социального равноправия и индустриальным иерархизмом и др.

909

Точнее — социального равноправия.

910

А также Союза коммунистов Югославии и венгерских реформистов 1956 года.

911

Аналогичная логика используется и для оправдания Ленина.

912

Интересно, как повела бы себя фрау Мюллер, если бы на обычный урок школьники пришли бы с коммунистической символикой.

913

В современном западном обществе существуют и «глубоко устоявшиеся иерархии», и имперское поведение в отношении стран «второго сорта».

914

Экстремистские течения существуют и сейчас. Более существенная проблема — возникнут ли условия для развития массовых левых движений, выступающих против капитализма.

915

А после этого — в Португалии в 1974-1975 годах, во время перестройки в СССР и др.

916

Маркс не выступал за децентрализованные коммуны, напротив, централизованную ассоциацию производителей, работающую по единому плану.

917

Маркс выступал за прямо противоположные идеи — переход к принципу «каждому по потребностям» в условиях роста производства, за вовлечение работников в научную деятельность, что никак не назовешь «сужением кругозора».

918

Поскольку ситуация вовсе не такова, деморализация левых 90-х годов остается в прошлом.

919

История социалистического и коммунистического движения показывает, что утопическое мышление может быть и созидательным.

Ссылки

1

F. Fukuyama, The end of History?, The National Interest 16 (1989), pp. 3-18; F. Fukuyama, The End of History and the Last Man (London, 1992).

2

Подробное обоснование данного вопроса см. в N. Podhoretz, World War IV. The Long Struggle against Islamofascism (New York, 2007).

3

Полный контекст высказывания см. в W. Taubman, Khrushchev. The Man and His Era (London, 2002), p. 511.

4

Такие взгляды наиболее подробно описаны Эдвардом Харлетом Карром в его исторических произведениях о Советском Союзе. См. Е. Н. Carr, The Russian Revolution: From Lenin to Stalin (1917-1929) (London, 1979). Про идеи сближения и конвергенции см. Talcott Parsons, The System of Modern Societies (Englewood Cliffs, 1971), ch. 6; D. Engerman, Modernization from the Other Shore: American Intellectuals and the Romance of Economic Development (Cambridge, Mass., 2003).

5

Наиболее яркие работы этого направления S. Courtois, Introduction’ в книге S. Courtois et al., The Black Book of Communism. Crimes, Terror, Repression (Cambridge, Mass., 1999)’ pp. 1-31.

6

О том, что Сталин осознанно следовал в своих действиях традициям царизма, см., например, в R. Tucker, Stalin in Power. The Revolution from Above, 1928-1941 (New York, 1990), pp. 60-4

7

См., например, М. Malia, The Soviet Tragedy (New York, 1994).

8

См., например, Courtois, ‘Introduction’, p. 16.

9

Цитата на английском языке по Aeschylus, Prometheus Bound, trans, and ed. A. Podliecki (Oxford, 2005), II. 1041-53. Русский перевод С. Апта по Эсхил. Трагедии. — М.: Художественная литература, 1971.

10

Цитата на английском языке по К. Marx and F. Engels, Collected Works (London, 1976), vol. I, p. 31.

11

О праздновании первой годовщины Республики см. М. Ozouf, Festivals and the French Revolution, перевод A. Sheridan (Cambridge, Mass., 1988); Warren Roberts, Jacques Louis David, Revolutionary Artist: Art, Politics and the French Revolution (Chapel Hill, 1989), pp. 292-3.

12

Автор цитирует L. Hunt, Politics, Culture, and Class in the French Revolution (London, 1986), p. 99.

13

Там же, р. 107.

14

О символизме статуи Геракла см. Hunt, Politics, pp. 94-103; James A. Leith, Space and Revolution. Projects for Monuments, Squares and Public Buildings in France, 1789-1799 (Montreal, 1991), pp. 130-4.

15

Это не аргумент к спору о том, что на большевиков значительно повлияли якобинцы, как считают многие. См. J. Talmon, The Origins of Totalitarian Democracy (Harmondsworth, 1986). О различиях между большевиками и якобинцами см. P. Higgonet, Goodness Beyond Virtue. Jacobins during the French Revolution (Cambridge, Mass., 1998), p. 330. О сравнении якобинцев со сталинским «революционным патриотизмом» см. Е. Van Ree, The Political Thought of Joseph Stalin. A Study in Twentieth-Century Revolutionary Patriotism (London, 2002).

16

См. David Bell, The Cult of the Nation in France. Inventing Nationalism, 1680-1800, (Cambridge, Mass., 2001), pp. 146-54. Об осуждении аббатом Сийесом слабой буржуазии см. в W. Sewell, A Rhetoric of Bourgeois Revolution. The Abbe Sieyes and What is the Third Estate? (Durham, NC, 1994), p. 62.

17

Цитата по-английски из Bell, The Cult of Nation, p. 151.

18

Марат-Може, цитата по-английски из Hunt, Politics, p. 27. О концепции «нового человека» см. М. Ozouf, “La Revolution Frangaise et l’idee de Thomme nouveau” в книге С. Lucas (ed.), The French Revolution and the Creation of Modern Political Culture. Vol. 2: The Political Culture of the French Revolution (Oxford, 1988).

19

Например, позиция аббата Эммануэля-Жозефа Сийеса: E.-J. Sieyes, Quest-ce que le tiers etat? (Paris, 1988); Sewell, Rhetoric, pp. 103-4.

20

Цитата по-английски из N. Parker, Portrayals of Revolution. Images, Debates and Patterns of Thought on the French Revolution (Carbondale, 111., 1990), pp. 83-7.

21

Цитата по-английски из F. Hemmings, Culture and Society in France 1789 -1848 (London, 1987), p. 25; Roberts, Jacques-Louis David, pp. 16-29.

22

J.-J. Rousseau, ‘Considerations on the Government of Poland and on Its Projected Reformation’, в книге The Social Contract and Other Later Political Writings, перевод и редакция V. Gourevitch (Cambridge, 1977), p. 227. О «героизме революционера» см. A.-L. Saint-Just, Oeuvres completes, ed. C. Vellay (Paris, 1908), vol. II, p. 327. О героях и самопожертвовании см. Higgonet, Goodness, p. 1.

23

Цитата по-английски из J.-J. Rousseau, The Social Contract, перевод на англ. М. Cranston (Harmondsworth, 1968), bk. 2.

24

J. Shklar, Men and Citizens: a Study of Rousseau’s Social Theory (Cambridge, 1969), p. 206.

25

J.-J. Rousseau, Julie, ou la Nouvelle Heloise, перевод на английский В. Thompson (Paris, 1966). О вольмаровском патернализме и о различиях между патриархальными взглядами Руссо на семью и его более демократическими взглядами на государство см. N. Fermon, Domesticating Passions. Rousseau, Woman and the Nation (Hanover, NH, 1997). См. также Shklar, Men and Citizens pp. 150-4.

26

Цитируется по К. Baker, Inventing the French Revolution: Essays on French Political Culture in the Eighteenth Century (Cambridge, 1990), p. 135

27

D. Jordan, The Revolutionary Career of Maximilien Robespierre (London, 1985), p. 160.

28

M. Robespierre, Oeuvres complutes, ed. E. Hamel (10 vols.) (Paris, 1903-68), vol. i, p. 211.

29

Цитируется по Jordan, Revolutionary Career, p. 142.

30

S. Marechal, ‘Le jugement dernier des rois’, в книге L. Moland, Theatre de la revolution: ou, choix de pieces de theatre qui ontfait sensation pendant la periode revolutionnaire (Paris, 1877).

31

Цитируется по R. Rose, Gracchus Babeuf: the First Revolutionary Communist (Stanford, 1978), p. 11.

32

Там же, с. 140.

33

Цитируется по J. Lynn, Trench Opinion and the Military Resurrection of the Pike, 1792-1794, Military Affairs (1977), p. 3.

34

K. Adler, Engineering the Revolution. Arms and Enlightenment in France, 1763-1815 (Princeton, 1997), pp. 264-5, 255.

35

Английский текст цитируется по J. Lynn, The Bayonets of the Republic: Motivation and Tactics in the Army of Revolutionary France, 1791-94 (Urbana, 111., 1984), p. 173.

36

Английский текст цитируется по D. Bell, The First Total War: Napoleon’s Europe and the Birth of Modern Warfare (London, 2007), p. 131.

37

Цитируется по A. Forrest, The Soldiers of the French Revolution (Durham, NC, 1990), p. 160.

38

Об их радикализме и враждебном отношении к ним см. С. Lucas, The Structure of the Terror: the Example ofJavogues and the Loire (Oxford, 1973).

39

Robespierre, Oeuvres, vol. X, p. 357.

40

Цитируется по J. Hardman, Robespierre (London, 1999), p. 137.

41

Там же, с. 127.

42

См. Higgonet, Goodness, pp. 118-20.

43

Hunt, Politics, pp. 76-7.

44

К. Маркс, Ф. Энгельс. Избр. соч. М., 1962. Т. 1. С. 247

45

Н. Adhemar, ‘La Liberte sur les barricades de Delacroix, etudic d’apres des documents inedits’, Gazette des Beaux Arts 43 (1954)’ p. 88. См. также Т. Clark, The Absolute Bourgeois. Artists and Politics in France 1848-1851 (London, 1999), pp. 18-20; B. Joubert Delacroix (Princeton, 1998).

46

См. F. Furet, Marx and the French Revolution, trans. D. Furet (Chicago, 1988).

47

Там же, р. 21.

48

P. Buonarotti, Conspiration pour Vegalite dite de Babeuf: suivie du proces auquel elle donna lieu, et des pieces justicatives (Brussels, 1828), vol. II, pp. 132-8; R. Rose, Gracchus Babeuf: the First Revolutionary Communist (Stanford, 1978), 213.

49

Цитируется по R. Hunt, The Political Ideas of Marx and Engels (2 vols.) (London, 1984), vol. I, pp. 155-6. См. также С. Lattek, Revolutionary Refugees. German Socialism in Britain, 1840-1860 (London, 2006), ch. 2.

50

Об использовании данного термина, а также о разнице между утопистами и эгалитарными коммунистами см. G. Stedman Jones, ‘Introduction’, К. Marx and F. Engels, The Communist Manifesto (London, 2002), pp. 66, 69.

51

С Fourier, The Theory of the Four Movements, eds. G. Stedman Jones and I. Patterson (Cambridge, 1996).

52

P.-J. Proudhon, What is Property?, eds. D. Kelley and B. Smith (Cambridge, 1994), p. 196.

53

R. Owen, Selected Works, vol. 3, The Book of the New Moral World, ed. G. Claeys (London,

Скачать:TXTPDF

Красный флаг: история коммунизма. Дэвид Пристланд Коммунизм читать, Красный флаг: история коммунизма. Дэвид Пристланд Коммунизм читать бесплатно, Красный флаг: история коммунизма. Дэвид Пристланд Коммунизм читать онлайн