бы их было достаточно, я мог бы опереться на них» (III, 9). Документов во времена Конфуция было действительно не так уж много, но они все-таки существовали, причем учитель велел своим ученикам, включая и сына, тщательно изучать их (XVI, 13). Очень важно также правильно пользоваться древними текстами, т. е. умело интерпретировать их: «Кто, оживляя старое, познает новое, тот может быть наставником» (II, 11). И это очень существенный пункт в дидактической и педагогической практике Конфуция, ибо знание при всем благоговения к нему все же не самоцель, но лишь средство улучшения жизни, гармонизации ее. «Учиться и время от времени реализовывать узнанное — разве это не приятно?!» — сказано в первой фразе трактата. И многие десятки поколений китайцев, с детства учившие «Луньюй» наизусть, видели в первом его афоризме ключ ко всему тексту.
Итак, знание не самоцель, а средство создания гармоничного государства и общества. Ценность истинного знания состоит в том, что сила слова огромна, от него порой зависит благополучие страны (XIII, 15). Вот почему сказать верное слово в нужную минуту — святая обязанность преданного чиновника. Этот принцип вошел затем в политическую культуру империи и считался нормой добродетельного поведения хорошего служащего, обязанного наставлять правителя при необходимости. «Не обманывайте его! Возражайте ему!» — сказано в заповедях Конфуция (XIV, 23).
Конфуций умер, оплакиваемый учениками. Мало кто, кроме них, понимал в то время силу и значимость его учения. Однако со временем, и прежде всего стараниями учеников и их учеников, а также из-за менявшейся обстановки в самом Китае ситуация становилась иной. Отредактированные и интерпретированные вновь в конфуцианском духе древние сочинения, равно как и заповеди самого учителя, превращались в освященные традицией каноны, знание которых и уважение к которым впитывались с молоком матери. Удачно сочетавшееся с преданиями старины, нормами почитаемой древности учение Конфуция завоевывало все новые и новые позиции в древнекитайском обществе. Оно постепенно превращалось в главное содержание образования подрастающего поколения, ему все более благосклонно внимали и власть имущие.
Путь конфуцианства к положению господствующей в стране доктрины не был легким. Соперниками этой доктрины были представители альтернативных идейных течений — монеты, даосы, легисты. Понадобились усилия таких гигантов древнекитайской мысли, как Мэн-цзы и Сюнь-цзы, живших полтора- два века спустя после Конфуция, чтобы несколько видоизмененное и заново приспособленное их усилиями к новым условиям конфуцианство не только выдержало все нападки соперников, но и окрепло в этой борьбе, став учением номер один. И, наконец, уже после крушения гигантского легистского эксперимента с династией Цинь, когда на рубеже II в. до н. э. к власти пришла династия Хань и со всей остротой встал вопрос о государственной идеологии новой империи, настал час триумфа. С именем советника наиболее известного ханьского императора Уди — Дун Чжуншу — связано превращение конфуцианства в официальную государственную доктрину, дожившую практически до XX века. Вместе с трансформацией конфуцианства возвеличивался и образ великого учителя, со временем — и небезосновательно — начавшего восприниматься в качестве некоронованного духовного властителя Китая.
Учение Конфуция, конфуцианство, на протяжении веков заметно преобразило Китай, во многом изменило облик страны и народа, а это выпадает на долю далеко не каждой доктрины. Но важно четко представлять, что начиная с Хань пути учения Конфуция и официального конфуцианства уже достаточно заметно расходились, а все расширявшуюся пропасть между ними заполняли не вписывавшиеся в идеалы учителя, но приспособившиеся к ним реалии. Конечно, Конфуций оставался Конфуцием, имя его было знаменем, слово — законом, мнение — истиной, не требующей доказательств. Но высоким знаменем все чаще прикрывались умелые приспособленцы, каждое слово подвергалось подходящей к данному случаю интерпретации (в этом деле конфуцианские начетчики достигли недосягаемых высот), а высказанные великим учителем суждения порой превращались в пустую форму с выхолощенным содержанием (хотя при этом нельзя недооценивать того, что и в таком виде конфуцианская форма значила немало и делала свое дело).
Следует ли из всего этого, что нужно решительно отделить Конфуция от конфуцианства я говорить только о самом философе и его учении в чистом виде? И да, и нет. Да — потому, что важно показать, кем же был все-таки сам Конфуций и чему он учил. Нет — ибо без оценки роли учения Конфуция, то есть конфуцианства, в истории Китая говорить об учителе и его доктрине практически невозможно, бессмысленно. Видимо, следует в данном случае выбрать компромиссный путь и, противопоставив Конфуция более позднему официальному конфуцианству, подчеркнуть тем не менее все то, что осталось от доктрины учителя в официальной идеологии и что при этом сыграло важную, а порой решающую роль в жизни страны и народа на протяжении тысячелетий.
Прежде всего это основа основ его учения, социально-семейная этика. Культ сяо с четко и в деталях расписанной нормой поведения младших и старших в семье и обществе в сочетании с культом предков и невиданными в других обществах по длительности и широте охвата родственников разных категорий правилами траура оказали огромное регулирующее и дисциплинирующее воздействие на каждого китайца. Если добавить к этому остальные правила — ли, четко фиксировавшие варианты поведения достойного человека едва ли не в любой мыслимой житейской ситуации и впитывавшиеся миллионами жителей Поднебесной чуть ли не с молоком матери, то ситуация станет еще яснее. Уже с Хань и особенно после распространения свода китайского церемониала, канонической книги «Лицзи», составленной в начале нашей эры, все слои китайского населения, но в наибольшей степени социальные верхи, не просто жили по правилам — ли, но вынуждены были тщательно соблюдать диктуемые ими нормы внешней учтивости — те самые китайские церемонии, которые дожили до наших дней и сыграли огромную роль в формировании национального характера и поведения китайцев.
От Конфуция во многом берет свои истоки сложившаяся в Китае система социально-политических идей и институтов. Правда, здесь было немало и от легистов, соперников конфуцианства. Но в конечном синтезе идеи великого учителя сыграли первостепенную роль. Принцип меритократии на тысячелетия определил характер формирования в Китае правящей элиты. Рекрутируясь посредством тщательного отбора, а позже — максимально объективного конкурсного экзамена в несколько туров, правящая элита набиралась из числа наиболее преуспевших в изучении конфуцианской мудрости и в преданности идеалам учителя способных людей, невзирая на их происхождение. Составлявшие основу хорошо организованной бюрократической администрации ученые-чиновники далеко не всегда были близки по своим качествам к идеалу цзюнь-цзы, а порой и разительно отличались от него. Но, сохраняя нормы внешней учтивости и благопристойности и внешне всячески декларируя свою органическую близость к конфуцианскому эталону, ученые- чиновники тем самым вынуждены были действовать в определенных рамках и избегать откровенного произвола. В целом это оказывало заметное дисциплинирующее воздействие на них, не говоря уже о том, что в системе администрации существовал основанный также на соблюдении заповедей учителя независимый инспекторский надзор с правом подачи жалобы на любого чиновника самому императору (в число инспекторов-прокуроров обычно входили безукоризненно честные и наиболее соответствовавшие эталону цзюнь- цзы заслуженные чиновники).
Завещанный Конфуцием принцип формирования администрации из числа знающих и способных был основой культа знаний и учения в Китае, где все высоко ценили книги и свитки, любые записи, вообще иероглифы, где каждый стремился дать образование сыну в надежде, что знания (разумеется, только в пределах конфуцианских) и способности выведут его в люди, помогут сделать карьеру, жить в богатстве и славе, отблеск которой обязательно коснется не только всей многочисленной родни, но также и друзей, знакомых, соседей. Но существенно учесть, что не только выгода как таковая двигала способными и честолюбивыми, домогавшимися карьеры, должности, власти, богатства. В полном соответствии с учением Конфуция о долге цзюнь-цзы, достигшие высокого положения призваны были брать на себя ответственность за добродетельное управление, за благо народа и процветание страны.
Это касается не всех. Было и в истории Китая немало проходимцев, заботившихся лишь о себе и презиравших народ, стремившихся выжать из него максимум. Люди с психологией временщиков нередко оказывались и на троне либо возле него. Однако — и в этом сила, жизненность основанной на конфуцианстве системы — всегда находились достойные и честные чиновники, которые вначале, следуя заповедям учителя, почтительно наставляли старших, включая императора, вернуться на стезю добродетели, а затем все более настойчиво осыпали его докладами и жалобами, не останавливаясь при этом перед страхом репрессий, будучи готовы при случае по приказу сверху даже покончить с собой. Такого рода учет интересов государства и народа перед лицом произвола и вопреки психологии временщиков в конечном счете оказывал свое воздействие. А верность бюрократической структуры не каждому слову тирана-правителя, но принципам издревле заложенных в нее фундаментальных основ способствовала консервативной стабильности страны, выживанию и регенерации всей структуры после спорадически сокрушавших ее гигантских катаклизмов (завоеваний, мощных восстаний).
Итак, кем же был Конфуций и как следует оценивать его учение? В самом Китае такой вопрос на протяжении веков не возникал: споры на эту тему начались лишь в революционном XX веке, причем именно в связи с пересмотром традиции и попытками решительно преодолеть прошлое. Так как символом традиции и всего многотысячелетнего прошлого Китая был именно Конфуций, неудивительно, что в центре споров оказались как идейное наследие философа, так и связанный с ним образ жизни страны и народа. Конфуция обвиняли в консерватизме — и это, в общем, соответствовало истине, ибо принцип консервативной стабильности, высшего порядка лежал в фундаменте конфуцианства. В приверженности к конфуцианству подчас видели причину медленного поступательного развития страны, столь очевидного при сравнении с Японией. Большинством голосов — правда, минимальным — китайский парламент после Синьхайской революции высказался за то, чтобы не считать конфуцианство официальной государственной идеологией.
После победы народной революции 1949 г. конфуцианство как доктрина и Конфуций как ее олицетворение и вовсе отступили на задний план. Мао Цзэдун относился к фигуре Конфуция отрицательно, что особенно проявилось в последние годы его жизни, в ходе «великой пролетарской культурной революции» и связанной с нею кампании «критики Конфуция и Линь Бяо». Кампания шла под знаменем ниспровержения Конфуция как реакционера и сторонника «аристократов» и «рабовладельцев», будто бы рвавшегося к тиранической власти. На деле, как это было очевидно для любого непредвзятого наблюдателя, обличая Конфуция, Мао и его подручные старались дискредитировать ту самую китайскую интеллигенцию, которая в 70-х годах нашего века не торопилась с отрицанием всего прошлого и стала поэтому главной мишенью хунвейбинов в дни «культурной революции».
Как известно, после смерти Мао Китай преобразился, что, в частности, нашло свое отражение и в отношении к Конфуцию, который ныне занимает заслуженное им почетное место в истории страны. Многое из того, что происходит в Китае в наши дни, невозможно понять без учета