научиться?»
«Трудно найти человека, который хочет учиться три года, не получив в конце обучения работы».
Несколъко проницателъных наблюдений великого Учителя:
«Не жди обмана или предательства, но в то же время всегда опасайся их — это необходимо, если ты хочешь достичь вершины».
«Всякий, кто жаждет храбрости, но жалуется на бедность, создает препятствие».
«Некоторые люди могут делать вещи без понимания их».
Высказывания Конфуция
Отдельные, нестолъ глубокие наблюдения великого Учителя.
«Когда погода становится холодной, мы замечаем, что сосны и ели не подвержены увяданию».
Когда у него спросили дальнейшего наставления о правлении, учитель ответил: «Никогда не уставай».
Учитель сказал о Кун Вэнь-цзы: «Он знает, как радоваться». Когда он впервые преуспел, он сказал: «Это почти то, что нужно». Преуспев еще больше, сказал: «Этого почти достаточно». А когда стал очень успешным: «Это почти идеально».
Вот как Конфуций описал этапы своей жизни.
«Когда мне было 15, меня интересовала только учеба. Когда мне исполнилось 30, я начал свою жизнь; в 40 я был самонадеянным; в 50 — осознал свое место в общем порядке вещей; в 60 я научился не спорить; а сейчас мне 70, и я могу делать все, что хочу, не разрушая свою жизнь».
Придворный чиновник спросил Конфуция, всегда ли господин Чао выполняет обряды и обычаи, и Конфуций ответил, что так оно и есть.
Когда Конфуций ушел, чиновник сказал: «Мне говорили, что великий учитель Конфуций — мудрый человек, но я вижу, что это не так. Господин Чао нарушил обычаи, взяв жену из своего рода, и скрыл это, дав ей другое имя».
Когда Конфуцию сказали об этом, он ответил: «Если я совершаю ошибку, то вы можете быть уверены, что о ней услышат все».
Типичный пример прагматизма, мудрости и жизненности советов Учителя.
«Будь непоколебим в доброй вере, люби учение, будь готов своей жизнью отстаивать добрый Путь.
Не приезжай в нестабильное государство; никогда не живи в стране, где происходит революция. Стремись к известности, когда Путь царствует в Империи, когда же он не царствует, прячься. Позорно быть бедным и неизвестным в стране, где царствует Путь. Точно также позорно быть богатым и уважаемым в стране, где Путь не царствует».
Самое характерное высказывание Конфуция относителъно моды.
«Благородный муж не должен носить темно-красные или темно-фиолетовые воротники. Одежда, которую он носит дома, не должна быть ярко-красной или фиолетовой. Летом, когда он дома, он должен носить только свободную одежду из грубой или тонкой чесучи. Выходя на улицу, следует надевать верхнюю одежду. Зимой — носить черную свободную одежду, надетую поверх одежды, связанной из шерсти. Если благородный муж одет в демисезонное пальто, подкладка должна быть из оленьей кожи. Когда он одет в желтый свободный халат, подкладка должна быть из лисьего меха. Когда он дома, он должен носить тканую одежду длиннее той, которую носит на церемониях. У нее должен быть короткий правый рукав для того, чтобы он мог пользоваться рукой. Когда он идет спать, он всегда должен быть одет в ночную рубашку длиной в половину его тела. Подкладка его домашней одежды должна быть из лисьего или барсучьего меха. За исключением похорон, он всегда должен носить все отличительные знаки своей службы, прикрепленные кленте. Его одежда всегда должна быть модной, кроме случая, когда он участвует в жертвоприношениях. При посещении человека, находящегося в трауре, никогда не следует надевать войлочную или черную шляпу. В первый день месяца благородный муж должен посетить своего господина, надев официальную одежду. Когда он постится, он должен все время носить чистые чесучовые одеяния».
Некоторые комментаторы считают, что эти подробные рекомендации действителъно могут составитъ теорию моды. На мой взгляд, это нет тот случай в силу недостатка абстрактных принципов и определенных противоречий, оставшихся неразъясненными. Что, например, должен надеватъбла городный муж, если он участвует в жертвоприношении вместе с принцем в первый денъ месяца?
Некоторые западные комментарии.
«Я уважаю Конфуция. Он был первым человеком, не принявшим божественного вдохновения».
«Что он передал, так это именно те ценности, которые китайский народ лелеял веками до него. Китай не столько конфуцианский, сколько конфуцианство китайское».
Уилъям Мак Нотон
«Если бы нам пришлось выбрать для определения конфуцианской этики одно слово, то этим словом был бы «гуманизм». Конфуцианская этика призвана научить тому, как быть человеком. Предполагаются абсолютная обязательность, непрестанное самоочищение или самосовершенствование, целостное представление о внутреннем плане нравственного образования».
Доктор Ту Вей-Мин, профессоркитайской историии философии Гарвардского университета
«Конфуций более, чем какой-либо другой философ, сосредоточивался «на нуждах правительства и правительственного аппарата».
Эзра Паунд
Важные даты в философии
VI в. до н. э. — с Фалеса Милетского начинается западная философия.
Конец VI в. до н. э. — смерть Пифагора.
399 г. до н. э. — Сократа приговаривают к смерти в Афинах.
387 г. до н. э. — Платон создает Академию в Афинах, первый университет.
335 г. до н. э. — Аристотель открывает в Афинах Лицей, школу, конкурирующую с Академией.
324 г. н. э. — император Константин перемещает столицу Римской империи в Византию.
400 н. э. — Августин Блаженный пишет «Ис-яоведь». Философиюпоглощаетхристианскаятео-логия.
410 г. н. э. — осада Рима вестготами и начало Темных веков Средневековья.
529 г. н. э. — закрытие императором Юстинианом афинской Академии знаменует собой конец эллинистической культуры.
Середина XIII в. — Фома Аквинский пишет комментарии к трудам Аристотеля. Эпоха схоластики.
1453 г. — захват Константинополя турками, гибель Византийской империи.
1492 г. — Колумб достигает берегов Америки. Флорентийское Возрождение и возобновление интереса к греческой культуре.
1543 г. — Коперник публикует работу «Об об-ращениинебесныхтел», математическидоказывая, что Земля вращается вокруг Солнца.
1633 г. — Галилей под давлением церкви отрекается от гелиоцентрической теории вселенной.
1641 г. — Декарт издает «Философские рассуждения», рождение современной философии.
1677 г. — после смерти Спинозы выходит в свет его «Этика».
1687 г. — Ньютон публикует «Принципы», вводя понятие гравитации.
1689 г. -Локк пишет «Опыты о человеческом разумении». Возникновение эмпиризма.
1710 г. — Беркли издает «Принципы человеческого познания», расширяя горизонты эмпиризма.
1716 г — смерть Лейбница.
1739–1740 гг. — Юм публикует «Трактат о человеческой природе», доводя эмпиризм до его логического завершения.
1781 г. — Кант, разбуженный от «догматического сна» Юмом, пишет «Критику чистого разума». Начало великой эпохи немецкой метафизики.
1807 г. Выходит в свет произведение Гегеля «Феноменология разума», шедевр немецкой классической философии.
1818 г. — Шопенгауэр публикует работу «Мир как воля и представление», внося в немецкую метафизику элементы индийской философии,
1889 г. — провозгласивший смерть Бога Ницше теряет рассудок.
1921 г. — Витгенштейн пишет «Логико-философский трактат», в котором утверждает, что нашел «окончательное решение» проблем философии.
1920-е гг. — Венский кружок разрабатывает логический позитивизм.
1927 г. — издается «Бытие и время» Хайдеггера, провозгласившего разрыв между аналитической и континентальной (европейской) философскими традициями.
1943 г. — Сартр публикует работу «Бытие и ничто», в которой развивает мысли Хайдеггера и кладет начало экзистенциализму.
1953 г. — посмертная публикация «Философских Исследований» Витгенштейна. Расцвет эпохи лингвистического анализа.
Хронология жизни Конфуция
551 до н. э. — рождение Конфуция (возможно, 28 сентября, до сих пор отмечаемое в некоторых частях Юго-Восточной Азии как его день рождения).
548 до н. э. — смерть отца Конфуция.
536 до н. э. — погружение в учебу.
533 до н. э. — женитьба на Пею.
520-510 до н. э. — создает школу, обучая своей новой «религии».
510-500 до н. э. — назначен министром внутренних дел провинции Лу.
500 до н. э. — уходит с государственной службы провинции Лу.
500-490 до н. э. — отправляется в странствие в поисках дальнейшей работы.
484 до н. э. — возвращается домой в провинцию Лу.
479 до.н. э. — смерть Конфуция в 73 года.
Об авторе
Философ и математик Пол Стретерн в настоящее время живет и работает в Англии. Лауреат премии Соммерсета Моэма, он также является автором книг по истории и путешествиям и пяти романов. Его многочисленные статьи публиковались в таких изданиях, как Observer (Лондон) и Irish Times. Философскую степень получил в Тринити Колледже, Дублин.