Сунъюань говорил: «Великий силач не может оторвать ногу от земли». И еще он говорил: «Речь не находится на кончике языка».
Умэнь заметит: Сунъюань, можно сказать, выложил все без утайки, но не нашлось человека, который смог бы понять его. Тот, кто его поймет, пусть придет ко мне и отведает моего посоха. А почему? Чтобы узнать, чистое ли нам дано золото, нужно пронести его через огонь.
Если сдвинется нога прозрения, опрокинется великий океан.
Если склонится голова прозрения, обрушатся небеса.
Этому необозримому телу не в чем пребывать…
Пусть кто-нибудь допишет строку.
Один монах спросил Юньмэня: «Что такое Будда?»
Юньмэнь ответил: «Палочка с засохшим дерьмом».
Умэнь заметит: о Юньмэне можно сказать: так голоден, что глотает еду, не замечая ее вкуса, и так торопится, что не успевает написать разборчиво. Он хотел подпереть свой дом палочкой-подтиркой. С таким же успехом можно пытаться предотвратить упадок закона Будды.
Вспышка молнии в небе,
Искра, высеченная из камня:
Не успеешь глазом моргнуть —
И они уже бесследно исчезли.
22. ФЛАГ НАСТАВНИКА У КАШЬЯПЫ
Ананда спросил Кашьяпу: «Будда завещал тебе золототканое одеяние учителя. Что передал он тебе помимо этого?»
Кашьяпа сказал: «Ананда!»
«Я здесь», — последовал ответ.
«Теперь ты можешь взять мой флаг наставника» — сказал Кашьяпа.
Умэнь заметит: Тот, кто уразумеет смысл этих слов, поймет, что братство Божественной горы все еще живо. А тот, кто не уразумеет, не постигнет сокровенную мудрость, хотя бы он искал ее с незапамятных времен.
Вопрос простой, да ответ глубокий.
Скольким людям он раскроет глаза?
Старший брат зовет, младший откликается:
Помимо других времен года есть еще другая весна.
23. НЕ ДУМАЙ О ДОБРЕ, НЕ ДУМАЙ О ЗЛЕ
Некий монах по имени Хуэймин преследовал Шестого патриарха с намерением отобрать у него одеяние и чашу учителя. Увидев это, патриарх положил одеяние и чашу на камень и сказал Хуэймину: «Эти вещи — только свидетельства веры. Разве можно завладеть ими силой? Возьми их если можешь». Хуэймин попытался поднять одеяние и чашу, но они были тяжелы, как гора. Сгорбившись от стыда, Хуэймин сказал: «Я пришел за истиной, а не одеждой. Прошу вас, откройте мне ее».
Шестой патриарх сказал: «Когда ты не думаешь о добре и не думаешь о зле — это и есть твой изначальный облик». Услышав эти слова, Хуэймин достиг просветления. Тут его прошиб пот, из глаз полились слезы, и он сказал с поклоном: «Вы открыли мне сокровенные слова и сокровенный смысл. Есть ли в учении что-нибудь более глубокое?»
«То, что я поведал тебе, — ответил Шестой патриарх, — вовсе не тайна. Если ты постигнешь свой изначальный облик, тайна всегда будет с тобой».
Хуэймин сказал: «Хотя я много лет учился у Хуанмэя, я не смог уразуметь свой облик. Ныне же я, получив от вас наставление, уподобился человеку, который пьет воду и сам знает, холодная она или теплая. Могу ли я назвать вас своим учителем?»
«Мы оба ученики Хуанмэя, — ответил Шестой патриарх, — но ты должен ценить то, чего достиг сам».
Умэнь заметит: Шестой патриарх, можно сказать, поматерински заботился о семье, попавшей в беду. Он снял с плода кожуру, вынул из него косточку и положил его ученику в рот. Тому оставалось только проглотить его.
Такое не опишешь, не нарисуешь,
Не восславишь и не сможешь испытать.
Изначальный облик ни в чем не прячется,
Даже если исчезнет весь мир, он не прейдет.
24. БЕССЛОВЕСНЫЙ РАЗГОВОР
Один монах спросил наставника Фэнъаня: «Ни словом, ни молчанием не выразить смысла бытия. Как же поведать истину?»
Фэнъань ответил: «Мне все видится весна на южном берегу Янцзы. Стайки птиц щебечут среди ароматных цветов».
Умэнь заметит: Поучения Фэнъаня подобны вспышкам молний, освещающим путнику дорогу. Зачем же прибег он к словам человека, жившего прежде него? Если вы поймете их смысл, вы пойдете своим собственным путем. Тогда, перестав говорить о самадхи, вы выразите истину в одной фразе.
Не разглашая заветной строки,
Он высказал истину чужими словами.
Если бы он болтал так и дальше,
Он бы вконец всех запутал.
25. ПРОПОВЕДЬ С ТРЕТЬЕГО СИДЕНЬЯ
Наставнику Яншаню приснилось, что он попал в царство Майтрейи и сидел там на третьем сиденье. Вдруг один святой объявил: «Сегодня проповедь прочтет тот, кто сидит на третьем сиденье». Яншань выхватил у святого посох и сказал: «Истина Махаяны вне четырех тезисов и сотни отрицаний. Внемлите же! Внемлите же!»
Умэнь заметит: Была ли это проповедь или нет? Если откроешь рот — солжешь. Если промолчишь, тоже погубишь истину. А тот, кто не говорит и не молчит, будет еще в тысячу раз дальше от правды.
Белым днем, под голубым небом
Он во сне ведет речь о сне.
Чудовище из чудовищ,
Он хотел обмануть всех вокруг.
26. ДВА МОНАХА СВЕРТЫВАЮТ ЗАНАВЕС
Фаянь, настоятель монастыря Цинлян, перед началом проповеди приказал поднять бамбуковый занавес у входа в зал. Два монаха принялись его сворачивать. Фаянь сказал, указав на монахов: «Один из них прав, другой ошибается».
Умэнь заметит: Кто в постижении истины прав, а кто ошибается? Тот, кто может взглянуть на это одним глазом мудрости, поймет, где дал промах настоятель монастыря Цинлян. Но даже если это случится, не вздумайте искать меру правоты и заблуждения.
Когда поднят занавес, открывается чистое небо,
Но небеса не стараются угодить нашей школе.
Не спорь с небесами и не пытайся им подражать,
Скройся там, куда не проникает ни одно влияние.
27. ЭТО НЕ СОЗНАНИЕ И НЕ БУДДА
Один монах спросил Наньцюаня: «Существует ли истина, которой никто прежде не учил?»
«Да, существует», — сказал Наньцюань.
«Что это за истина?» — вновь спросил монах.
Наньцюань ответил: «Не это сознание, не этот Будда, не эти вещи».
Умэнь заметит: Отвечая на один вопрос Наньцюань растратил все свое состояние. Какая непомерная расточительность!
Своей словоохотливостью Наньцюань все испортил.
В безмолвии скрывается подлинная заслуга.
Даже если высохнут все моря,
Слова не приведут к настоящему пониманию.
28. НАСТАВЛЕНИЯ ЛУНТАНЯ
Когда Дэшань пришел за наставлениями к Лунтаню, они беседовали до глубокой ночи. Наконец Лунтань сказал: «Уже поздно. Что ты не уходишь?» Приподняв полог, Дэшань выглянул наружу и увидел, что вокруг было темным-темно. «На улице совсем темно», — сказал он. Лунтань зажег для него свечу, но едва Дэшань взял свечу в руки, как Лунтань задул ее. В этот момент Дэшань постиг истину.
«Что же ты понял?» — спросил Лунтань.
«Отныне я не буду сомневаться в правдивости слов старых учителей», — сказал Дэшань.
На следующий день во время проповеди Лунтань сказал монахам: «Среди вас есть один человек. Его зубы — как кончики мечей, торчащие из дерева. Его рот — как чаша, наполненная кровью. Если ударить его палкой, он даже не оглянется. Когда-нибудь он дойдет до вершины горы и вознесет туда светоч моего учения».
В тот день Дэшань бросил в огонь свои толкования на сутры, сказав: «Как бы ни были глубоки записанные здесь мысли, перед истиной они точно кончик волоска перед небом. Объяснять с их помощю мир — все равно что добавлять каплю воды в океан». С этими словами Дэшань ушел из монастыря.
Умэнь заметит: Когда Дэшань еще жил в своих родных местах, он не скрывал недовольства. Он отправился на юг с намерением опровергнуть учение южных монахов о передаче истины помимо наставлений. По дороге он встретил старую женщину, которая спросила его: «Что за сочинения ты несешь с собой?» — «Я несу свои толкования на Алмазную сутру», — ответил Дэшань. Женщина сказала: «Я слышала, что в этой сутре говорится: «Прошедшее сознание нельзя задержать. Будущее сознание нельзя задержать». Какое же сознание вы ищите?» Услыхав этот вопрос, Дэшань словно язык проглотил. Наконец он спросил у женщины, кто из наставников чань проповедует в ее округе. Женщина ответила, что в пяти ли от места их встречи живет учитель Лунтань. Вконец растерянный, позабыв и думать о своих прежних намерениях, Дэшань отправился к Лунтаню, а тот обласкал его, как увечного ребенка, который еще не знает о своем уродстве. А потом он словно вылил ушат грязной воды на разгоряченного юнца. Если хорошенько подумать, все это смахивает на балаган.
Лучше увидеть воочию, чем слышать о славе.
Но, раз увидев, вновь полагайся на слух.
Он задрал свой нос высоко,
Но глаза его были слепы.
Шестой патриарх услыхал, как спорили два монаха.
Один монах говорил: «Движется флаг».
Другой говорил: «Движется ветер».
Шестой патриарх подошел и сказал: «Движется не флаг и не ветер, а сознание».
Монахи согласились.
Умэнь заметит: «Движется не ветер и не флаг, а сознание». Что хотел сказать патриарх? Вдумайтесь хорошенько, и вы поймете, что два монаха покупали железо, а хотели приобрести золото. Шестой патриарх не мог на это смотреть и сам устроил такую сделку.
Ветер, флаг и сознание движутся,
Повсюду — одно и то же.
Но стоит раскрыть рот —
И наши слова изменяют нам.
Дамэй спросил Ма-цзу: «Что такое Будда?»
Ма-цзу ответил: «Это сознание и есть Будда».
Умэнь заметит: Тот, кто поймет эти слова, будет носить одежду Будды, есть пищу Будды, произносить слова Будды, совершать деяния Будды. Он будет Буддой. Все же Дамэй многих ввел в заблуждение. Воистину взыскующий истины, произнеся имя Будды, три дня полощет рот, а услыхав, как кто-нибудь говорит: «Это сознание и есть Будда», убегает, заткнув уши.
31. ЧЖАОЧЖОУ ИСПЫТЫВАЕТ ЖЕНЩИНУ
Один монах попросил некую женщину, встретившуюся ему на дороге, указать путь на гору Утайшань. «Иди прямо», — сказала женщина. Когда монах сделал несколько шагов, она крикнула ему вслед: «Достопочтенный монах, зачем вы туда идете?» Монах рассказал об этой женщине Чжаочжоу, и тот решил испытать ее. На следующий день Чжаочжоу пошел к той женщине, задал ей такой же вопрос и получил такой же ответ. Вернувшись в монастырь, Чжаочжоу сказал монахам: «Теперь я раскусил эту женщину».
Умэнь заметит: Женщина умела только отсиживаться за стенами крепости и не знала, что старый Чжаочжоу ловко возвел таранные башни. Однако и тот не был великим стратегом, так что обе воюющие стороны имели свои недостатки. И потом, в чем же испытывал женщину Чжаочжоу?
Когда вопрос обыкновенный,
Ответ похож на него.
На горсть песка в рисе —
32. НЕВЕРУЮЩИЙ СПРАШИВАЕТ БУДДУ
Один неверующий философ попросил Будду: «Поведайте мне истину, не говоря и не безмолвствуя». Будда сидел в молчании.
Философ поклонился и сказал: «Вы, Высокочтимый, своей любовью и состраданием развеяли мои заблуждения и наставили меня на путь истины».
Когда философ ушел, Ананда спросил Будду, что же тот постиг? Будда ответил: «Добрый конь пускается вскачь, завидев тень от плетки».
Умэнь заметит: Ананда был учеником Будды, но понимал еще меньше, чем неверующий. Насколько же велико различие между неверующими и учениками Будды?
Тот, кто идет по лезвию меча
И ступает по гладкому льду,
Не ищет протореных троп.
Он с пустыми руками шагает за гребни гор.
33. НЕТ СОЗНАНИЯ, НЕТ БУДДЫ
Один монах спросил Ма-цзу: «Что такое Будда?»
Ма-цзу ответил: «Нет сознания, нет