энциклопедия (греч. enkyklios — круг, paedia — образование) — понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза — количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В. Бовэ). Первая (печатная) философская Э. — «Философская жемчужина» Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) — 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. Сугубо философская первая — Джованни Баттиста Бернардо «Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков» (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: «Философский реперторий» Н. Бурхарди, «Философский лексикон» Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин «Э.», введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д’Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751-1788); 2) «Энциклопедия философских наук» Гегеля (1817). В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин «маргинального», «пограничного» характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как «моментальной», «сиюминутной» характеристики меры и степени конвенционализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ри-зома — в отличие от структурно одномерного «словаря» (Эко).