как другие небесные тела были отделены от нашей планеты, их состав мог считаться другим. Но если Земля — лишь одно из тел, вращающихся вокруг Солнца, то возникает вопрос: состоят ли другие планеты из того же самого вещества, что и наша? А Солнце? А звезды? Коперник разрушил неприкосновенное различие между подлунным и надлунным пространством. Следовательно, существование эфира ставилось под сомнение. Даже Луна вызывала концептуальный парадокс: почему это светило вращается вокруг нашего? Почему только оно? И, вдобавок, почему Земля не оставляет его позади в ходе своего движения?
Сюда следует добавить и проблему параллакса звезд. Большая часть экспериментальных обоснований коперникан- ской модели состоит из наблюдений, в частности из измерений параллакса планет. Этот феномен, однако, не наблюдался у звезд. На самом деле звездный параллакс существует, но так как звезды чрезвычайно далеки, то его невозможно было обнаружить с помощью методов и инструментов, доступных в XVI веке. Пройдут еще 300 лет, прежде чем будут предприняты первые попытки измерения параллакса. Коперник был прав, считая, что проблема может быть связана с большой отдаленностью звезд от нашей планеты.
Не следует забывать, что новая модель использовала те же математические трюки, что и предшествующая. Деференты и эпициклы все еще были необходимы, и Копернику даже потребовался скрытый эквант: он предполагал, что в центре планетарных орбит находится некое среднее Солнце. Но несмотря на все эти вопросы, его система открыла двери в невиданную Вселенную. Новое представление о космосе было прямым следствием постоянного научного прогресса. Как и многие другие открытия, решение, представленное астрономом из Торуня, не было идеальным. Ответы были получены не на все вопросы, но это был по-настоящему гигантский шаг.
Астроном из Торуня заслуживает нашего уважения не только из-за полученных им результатов, но и из-за своего метода. Чтобы понять тщательность его труда, приведем слова Ретика о Копернике из его «Первого повествования»:
«У моего учителя всегда перед глазами наблюдения всех эпох и его собственные, упорядоченные как в каталоге; поэтому, когда ему нужно сделать выводы или что-то изменить в науке или своих принципах, он начинает с самых древних наблюдений и заканчивает своими в поисках взаимосвязей, которые бы все их согласовывали; полученный результат […] он сравнивает с гипотезами Птолемея и античных авторов; проверив тщательнейшим образом эти гипотезы, он находит, что астрономические доказательства их опровергают; выдвигает новые гипотезы не без божественного вдохновения и во славу богов; применяя математику, устанавливает геометрически следствия, которые вытекают из правильного рассуждения; затем согласует древние и собственные наблюдения с выбранной гипотезой и после всех этих операций создает, наконец, свои астрономические законы».
Вдобавок к своему открытию гелиоцентризма, Коперник является первым примером современного ученого. Его влияние на последующую науку было огромно, однако распространение его идей и методов происходило с большим трудом.
ГОДЫ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ
Протестантские теологи не прошли мимо труда Коперника. И хотя без помощи некоторых членов реформированной Церкви его работу было бы невозможно опубликовать, Лютер, Меланхтон и Кальвин открыто высказывались против новой системы, которую они считали противоречащей Святому Писанию. Лютеране и кальвинисты объединились в своем противостоянии новой системе мира, но, к счастью, разрозненность протестантских церквей не позволяла запустить механизм преследования ученых, придерживавшихся гелиоцентрической модели.
Первыми последователями новой теории были члены лютеранской школы Виттенберга. Кроме Ретика, коперниканскую космологию защищали немецкие астрономы Эразм Рейнгольд (1511-1553), Каспар Пойкер (1525-1602) и Иоганн Преториус (1537-1616). К ним следует добавить и Тихо Браге, который активно продвигал учение Коперника.
В то время когда была опубликована работа «О вращении небесных сфер», Католическая церковь была занята двумя проблемами. С одной стороны, шла подготовка к Тридентскому собору (1545-1563), на котором произошел переход от терпимого отношения к Реформации к абсолютной нетерпимости. Конгрегация Святой инквизиции, созданная в 1542 году, и Индекс запрещенных книг дотягивались до всего, что можно было назвать ересью, до свободной мысли в любой форме.
С другой стороны, Рим был занят реформой календаря, которая обсуждалась в первой половине XVI века и была окончательно утверждена в 1580 году. Как уже было сказано, Коперник в 1513 году был убежден в необходимости дождаться более точных измерений длительности года. В книге «О вращении небесных сфер» он установил длительность года, оказав прямое влияние на реформу.
Между 1530 и 1543 годом, когда была издана книга Коперника, Рим придерживался благожелательной позиции по отношению к его астрономическим теориям, и астроном даже получал поддержку известных членов курии. Кардинал Николаус фон Шёнберг, его друг, епископ Тидеман Гизе, папы Климент VII (1523-1534) и Павел III (1534-1549) разными способами побуждали ученого опубликовать свои теории. Между 1543 и 1546 годами ситуация изменилась: цензором книг был назначен доминиканец Бартоломео Спина (ок. 1475-1546). Он тут же потребовал осуждения «О вращении небесных сфер» на тех же основаниях, что и протестанты: распространение идей, противоречащих Святому Писанию и аристотелевской мысли. Смерть Спины в 1546 году приостановила процесс, но идея постепенно укрепилась.
И хотя книга была хорошо принята в естественнонаучных кругах, ее не переиздавали до 1566 года, и в течение всего XVI века количество копий было очень небольшим. Полемика вокруг гелиоцентризма совсем прекратилась бы, если бы не личный вклад некоторых католиков и протестантов.
РЕФОРМАЦИЯ
На протяжении XVI века различные священнослужители и мыслители предлагали радикальные изменения в жизни Католической церкви, прежде всего в моментах, которые они считали существенными. Это движение, в основе своей религиозное (хотя оно и имело политические следствия), получило общее название Реформации. Оно стремилось дать новую жизнь христианству, возвращаясь к обычаям и традициям ранних времен, и пыталось преобразовать Церковь таким образом, чтобы клерикальная структура больше соответствовала учению Иисуса Христа. Второе поколение гуманистов быстро восприняло эти тезисы, впервые провозглашенные августинцем Мартином Лютером (на иллюстрации), который пересмотрел официальную доктрину Церкви в отношении ее соответствия Священному Писанию. Лютер опровергал католическую систему таинств и особенно был против продажи индульгенций, заявляя, что Евангелие должно проповедоваться, а не продаваться. В соответствии со своей интерпретацией Библии Лютер также утверждал, что христиане не должны быть рукоположенными священниками, отрицал авторитет папы и сократил число таинств до двух, описанных в тексте Писания. Он подчинял Церковь светской власти и, в сущности, проповедовал спасение посредством веры. Поначалу Католическая церковь не придала большого значения идеям Лютера и его нападкам на доктрину спасения через поступки. Впрочем, довольно быстро она была вынуждена отреагировать на эти заявления, далекие от официальной позиции Рима, отлучив Лютера и его последователей.
Немец Иоганн Кеплер, испанец Диего де Суньига, англичанин Томас Диггес и итальянцы Паоло Антонио Фоскарини, Галилео Галилей и Джордано Бруно становились, тем или иным образом, защитниками новой космологии и открыто поддерживали небуквальную интерпретацию Библии в отношении тем, связанных с природой, в духе Аврелия Августина, Оккама, Буридана, Орема и Николая Кузанского. Курия отреагировала немедленно. Джордано Бруно был приговорен к сожжению на костре в 1600 году, труды Коперника и Суньиги были включены в Индекс запрещенных книг, а Галилея судили и публично приговорили в 1633 году. Книга Коперника оставалась в Индексе до 1758 года, но ее публикация была запрещена вплоть до 1835-го. Для Католической церкви, стоявшей перед угрозой Реформации, свобода мысли представляла большой риск.
Книга Коперника на самом деле не была запрещена, а лишь задержана — до тех пор, пока в нее не внесли изменения, соответствующие доктрине Церкви. Было подготовлено новое издание, в котором отсутствовали или были изменены девять абзацев, связанных с гелиоцентризмом.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Лютеранская реформация застала врасплох Католическую церковь, которая на протяжении двух столетий пыталась реагировать мирно. По всей Европе распространялся дух перемен, связанный с предшествовавшим расцветом гуманизма. Князи и кардиналы отклонялись от официальной доктрины, сомневались в непогрешимости папы и даже отрицали его авторитет. С другой стороны, внутри самой Католической церкви родилась идея о том, что Церковь должна исправить ошибки, приведшие к этой ситуации, устранить привычки и пороки, которые иерархи до сих пор терпели. Эта реакция, родившаяся в самой Католической церкви, была названа Контрреформацией.
Тридентский собор
Чтобы установить принципы и основные направления этого обновления, было решено созвать собор, который открылся в городе Тренте в 1545 году. Его сессии продолжались вплоть до 1563 года и прерывались последовательными смертями пап Павла III, Юлия III, Марцелла II и Павла IV. Собор был окончательно закрыт Пием IV. Протестанты по собственному решению участие в Тридентском соборе не принимали. На соборе была принята серия решений, которые должны были вернуть Церкви исходную чистоту, а также была утверждена необходимость разработки Индекса запрещенных книг.
Католическая Контрреформация поощряла возрождение папского Рима и усилила подъем ордена иезуитов, основанного в 1534 году Игнатием Лойолой (1491-1556), который активно участвовал в соборе и стоял в авангарде реакции католиков.
Сессия Тридентского собора в церкви Санта-Мария-Маджоре в Тренте. Во время сессий этого собора были выработаны руководящие линии Контрреформации.
Этот вариант книги был утвержден в 1620 году, но так и не был издан и оставался доступен только по запросу признанных ученых.
Интересно отметить, что во второй половине XVI века были опубликованы два издания «О вращении небесных сфер» и 17 переизданий Initia doctrinae physicae (1549) Меланхтона — книги, в которой отвергались идеи Коперника.
Враждебное отношение христианских церквей оказало огромное влияние на развитие западной культуры и науки. Противостояние науки, наряду со слаборазвитой культурной средой, привело к разделению научно подтвержденных фактов и представлений, происходящих из христианской теологии. Медленно, но неизменно в течение десятилетий предпринимались попытки сблизить эти позиции. Тем временем научный мир научился существовать без одобрения церковных иерархов, которые не принимают эмпирического знания. Однако некоторые религиозные и общественные движения, такие как креационизм, даже сегодня пытаются поддерживать доктрины, открыто противоречащие тому, что доподлинно установила наука.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И КЛЕВЕТНИКИ
Мы уже говорили о драме, сопровождавшей принятие доктрины Коперника. Несмотря на преследования, дух Возрождения и жажда знаний нашли плодотворную почву в умах людей, которые не боялись и принимали доктрину Коперника так же, как когда-то соглашались с моделью Птолемея.
Кроме Ретика, другие астрономы из Виттенбергской школы откликнулись на идеи польского астронома. Хотя новая модель была принята благосклонно, только Ретика можно считать преданным последователем Коперника. В Виттенберге была создана скорее интерпретация коперниканской доктрины: принимались его математические модели, но космология отвергалась. Среди тех, кто пошел по этому пути, был Эразм Рейнгольд, который стал деканом и ректором университета.
Этот протестантский астроном использовал работу польского ученого в своих «Прусских таблицах», которыми пользовались для подготовки календарной реформы. Они не повторяют Альфонсовы таблицы, а основываются на работах Коперника. Несмотря на то что Рейнгольд не был последователем гелиоцентрической теории, как многие другие астрономы второй половины XVI века, он проявил большой интерес к устранению экванта, которое она допускала.
ИНКВИЗИЦИЯ: ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ
В 1616 году