небесным движениям», в котором впервые излагает свои идеи относительно космологической модели.
1515 Начинает фундаментальный труд 4 О вращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium).
1516 Папа Лев X обращается к ученому с просьбой о помощи в реформе календаря, Коперник дает консультации по проекту. Переезжает в замок Ольштын как управляющий имуществом Варминского капитула.
1519 Составляет план эстуария Вислы. Пишет две работы: «Трактат о монетах» (Tractatus de monetis) и «Путь порчи монет» {Modus cudendi monetam). Работает врачом во время эпидемий, которые поражают Польшу.
1522 Представляет Вармию на ассамблее прусских земель: предлагает использовать «Трактат о монетах» для установления курса обмена прусских и польских денег. Рекомендованный им обменный курс принят.
1525 Заканчивает писать первые три книги трактата «О вращении небесных сфер».
1526 Помогает создать карту Польши.
1533 Иоганн Альбрехт Видманнштеттер докладывает папе Клименту VII и кардиналам о теории Коперника.
1536 Кардинал Шёнберг и епископ Гизе продвигают публикацию «О вращении небесных сфер».
1539 Лютер объявляет себя противником гелиоцентрической теории.
1540 Георг Иоахим фон Лаухен (известный как Ретик) публикует труд «Первое повествование» (Narratio ρήτηα), в котором излагает теории своего учителя.
1541 Вильгельм Гнафеус высмеивает Коперника в театральной постановке «Шут-мудрец».
1542 В Виттенберге опубликована часть трактата «О вращении небесных сфер», касающаяся тригонометрии.
1543 В конце марта увидело свет полное издание «О вращении небесных сфер» с предисловием, принадлежащим Озиандеру (без указания автора). 24 мая Коперник умирает.
Глава 1 Ранние годы: классические идеи
Переход от Средневековья к Возрождению — эпоха кризиса, из которого Европа вышла обновленной. Для науки он заключался в отходе от античной традиции, а также в восприятии знаний, связанных с другими культурами, прежде всего с арабской. С развитием мореплавания, по мере появления более точных методов измерения, география и астрономия претерпевали важные изменения.
Николай Коперник родился в городе Торунь (нем. Торн) на севере Польши 19 февраля 1473 года в достаточно состоятельной семье, имеющей влияние в местной общине. Он был четвертым ребенком: кроме него в семье росли две сестры и брат. Отец, краковский купец, переехал в Торунь около 1458 года — он владел землей в городе. Здесь он завязал отношения с семьей богатых купцов Ватценроде и в 1460 году женился на их дочери Барбаре.
По-видимому, отец ученого происходил из региона Силезия, где есть деревня Коперники (рядом с городом Ныса), где и следует искать истоки фамилии. И хотя семейным делом была торговля, дед Николая, Ян, был астрономом, достигшим определенной славы в научных кругах своей страны.
Отец ученого переехал в Торунь, чтобы развивать свое дело в этом городе на берегах Вислы. Торунь в то время был оживленным портом, сюда заходили корабли из Брюгге, Бергена, Любека и Лондона, он обеспечивал удобный обмен грузами с речными судами, прибывавшими из Венгрии, Богемии и с юга Польши. Город сделал значительный экономический вклад в войну Польши против тевтонских рыцарей, угнетающих ее южные территории.
Однако наибольшее влияние на образование и судьбу астронома оказала семья его матери, Ватценроде. Дед с материнской стороны, Лукаш (Лука) Ватценроде, был делегатом от города Торунь на проходившем в 1453 году конгрессе Прусской конфедерации — организации городов на севере современной Польши. Эти города, как и вся территория Пруссии и Померании, были подчинены Тевтонскому ордену, который пользовался поддержкой императора и папы римского. На следующий год начались открытые протесты против тевтонцев, а власти Торуня отправили ордену документ о расторжении политических связей. Замок тевтонских рыцарей в Торуне подвергся нападению и был разрушен, а делегаты от города отправились к королю Польши, чтобы просить его о помощи в противостоянии.
Польский король немедленно вторгся на территории, занятые тевтонцами. Война продолжалась 13 лет и формально закончилась присоединением к Польше регионов Хелмно (нем. Кульм), Померании и Пруссии с установлением вассальной зависимости, однако ожесточенные стычки продолжались в течение следующих десятилетий. Дед Коперника, Лукаш, был назначен главным советником города, а его дядя Тидеман фон Аллен и отец принимали активное участие в войне против ордена, жертвуя большие суммы и играя важную роль в сопротивлении.
ДЯДЯ ЛУКАШ
Один из братьев матери Николая, тоже Лукаш, сыграл в жизни молодого ученого важнейшую роль. После смерти отца в 1483 году семья обеднела, и Лукаш Ватценроде взял на себя заботу о вдове и ее четырех детях. Обладатель докторской степени в области права, широко просвещенный человек с несомненными политическими качествами, он сделал блестящую карьеру в польской Церкви. Насколько известно, взяв на себя ответственность за образование племянников, Лукаш заботился о развитии интеллектуальных способностей Коперника и во многом определил его желание пойти по пути религиозного служения.
Варшава. Памятник Николаю Копернику.
Музей Николая Коперника в Торуне (Польша) сегодня занимает два огромных готических здания, одно из которых — его родной дом. Великий астроном родился здесь 19 февраля 1473 года.
План старинного города Торунь (нем. Торн) во времена Коперника. Торунь, расположенный на севере Польши, на берегах реки Вислы, имел важное торговое значение.
Гуманизм — интеллектуальное, философское и культурное движение в Италии XIV века. Гуманизм был явлением в основном идеологическим, хотя и проник во все сферы науки и искусства, создавая оппозицию представлениям, доминировавшим во времена Средневековья. Основываясь на классических греко-латинских источниках, многие из которых были утеряны и заново восстановлены в европейских монастырях, в том числе по арабским переводам, гуманизм предполагал целостное и всестороннее образование человека, утверждал важное значение личности и стимулировал глубокий интерес к классическим авторам. Основными действующими лицами этого движения были, например, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Марсилио Фичино, Антонио де Небриха, Пико делла Миран- дола, Эразм Роттердамский, Гийом Бюде, Томас Мор, Хуан Луис Вивес, Мишель де Монтень и многие другие.
На своем знаменитом рисунке «Витрувианский человек» Леонардо изображает человека, вписанного в круг и квадрат, человека как центр нового культурного мира, возникшего в связи с гуманизмом и утвердившегося в эпоху Возрождения.
Гуманизм в значительной мере определил формирование Возрождения — обширной культурной трансформации, которая радикально изменила искусство и науку Европы XV и XVI веков. Распространение идей гуманизма открыло двери новым представлениям о человеке, которые получили развитие в период Возрождения. Эта эпоха обозначила новый способ восприятия мира и осмысления роли человека в нем, заменяя средневековый теоцентризм относительным антропоцентризмом. По сути, все эти изменения предвосхитили новое открытие индивидуализма, что проявилось в философских представлениях, искусстве и научной методологии.
Первые научные знания Коперник получил в школе церкви Сан-Джованни неподалеку от дома. Директором школы был дядя Лукаш и, судя по преподавателям, обучавшимся в зарубежных университетах, в этом заведении поддерживался высокий образовательный уровень. Ветер гуманизма, распространявшийся по Европе, достиг и учителей Коперника. Помимо дяди, в школе также работал Конрад Гесселен (1409-1469), знаменитый гуманист, успешно занимавшийся и астрономией.
Возможно, интерес к этой науке в любознательном Николае пробудил кто-то из учеников Гесселена.
Знаю, что я смертен, знаю, что дни мои сочтены; но когда я в мыслях неустанно и жадно прослеживаю пути светил, тогда я не касаюсь ногами Земли: на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией, пищей богов.
Эпиграмма из «Альмагеста» Клавдия Птолемея
Точно неизвестно, где Коперник продолжил образование после смерти отца. Вероятно, мать юноши осталась жить в Тору не, а сам Коперник переехал в Хелмно, чтобы поступить в городскую школу, созданную в 1473 году. В ней монахи из Фландрии (члены Братства общей жизни) читали лекции в соответствии со своими педагогическими методами, в основе которых лежали принципы гуманизма.
Так или иначе, об образовании Коперника нет информации вплоть до его поступления в Краковскую академию. Однако мы можем предположить, что юноша получил достойное базовое образование по предметам, которые впоследствии заинтересовали его в университете и пробудили желание понять небесную механику.
АСТРОНОМИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Среди закономерностей, которые начал постигать молодой Коперник, одной из первых была взаимосвязь между движением небесных тел и исчислением времени. Это неудивительно, ведь с античных времен человек был зачарован периодическим повторением некоторых событий: восхода и захода Солнца, дня и ночи, зимы и лета, а также другими феноменами, которые нельзя было предсказать, такими как затмения. С другой стороны, это периодическое повторение должно было заставить Homo sapiens на начальном этапе эволюции искать способы измерения времени, и вполне возможно, что этими измерениями была обусловлена вся сложность общественной жизни. Например, обнаружение цикличной смены сезонов было связано с возникновением сельского хозяйства и, как следствие, прекращением кочевой жизни. Поэтому не будет ошибкой предположить, что астрономия была одной из древнейших ветвей науки, с самого начала тесно связанной с разнообразными предсказаниями — как естественного характера, так и с теми, которые можно связать с божественной волей.
Наблюдение за небесами позволило подтвердить цикличность. Однако простого наблюдения было недостаточно; только с приходом математики, добавившей количественный аспект, можно говорить о зарождении астрономии как науки. Календари, с большей или меньшей точностью отражающие ход времени, существуют как минимум 5000 лет. Известно, что уже во времена первых египетских династий использовался солнечный календарь, который связывал начало года с первым восходом Сириуса над горизонтом перед большим ежегодным разливом Нила.
И хотя, по всей видимости, появление первых календарей было связано с необходимостью упорядочить даты праздников или религиозные события — что не требовало большой точности, — для научных исследований понадобились способы измерений, которые работали бы в течение всего года и имели относительно небольшую погрешность.
КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ
Кроме египетского и месопотамского календарей, внимания заслуживают календари Центральной Америки, в том числе ацтекский или мексиканский. Их отличают сложные адаптационные циклы: одновременное использование священного года в 260 дней и обычного года в 365 дней приводило к циклу длительностью 52 года. Эти циклы, в свою очередь, объединялись в группы по 5200 лет, называемые солнцами. Даже наш календарь, в связи с соотношением длительности дня и года, требует коррекции с помощью високосных годов.
Знаменитый Камень Солнца,часто называемый календарем ацтеков. Это свидетельство ацтекской космологии с солнечным богом в центре и четырьмя эрами по бокам.
Во внешнем кольце можно увидеть двух огненных змей, которые — лицом друг к другу — влекут Солнце по небосводу.
Точное измерение дня и его деление на равные отрезки, которые, в свою очередь, также могут быть измерены, было важной задачей. Вскоре появились солнечные часы, в том числе переносные. Найденный экземпляр таких часов датируется эпохой фараона Тутмоса III (ок. 1450 до н. э.). До этого были календари, использовавшие для измерения месяцев Луну, — существуют подобные находки, датируемые 25-15 тысячелетием до н. э. Эти календари несовместимы с годичным солнечным циклом, поэтому их появление связано с другими схемами, которые комбинировали лунные и солнечные циклы и обычно использовали сложные системы синхронизации. Чтобы избежать усиливающегося расхождения, эти системы основывались на повторении циклов после определенного количества месяцев или лет.
Самым древним солнечным календарем сегодня считается египетский. Он широко использовался