во времена IV династии (ок. 2500 до н. э.) и состоял из 12 месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней для компенсации расхождения. Примерно в то же время шумеры использовали подобный календарь из 12 одинаковых месяцев по 30 дней.
Молодой Коперник ничего не знал о большинстве этих календарей, но, разумеется, слышал от своих учителей о проблемах официально используемого в то время во всем христианском мире юлианского календаря.
Греки и римляне делили год на несколько месяцев переменной длины до тех пор, пока в 46 году до н. э. Юлий Цезарь (ок. 100-44 до н. э.) не ввел разработанный группой астрономов во главе с Созигеном Александрийским календарь в 365 дней, разделенный на 12 месяцев, с дополнительным днем каждые четыре года. Таким образом удалось довольно точно приблизиться к солнечному циклу, который имеет длину около 3651А дней. На основе этого календаря во время Первого Ни- кейского собора Церковь установила даты своих литургических праздников.
Однако продолжительность года равна не 365 дням и 6 часам, как подразумевает юлианский календарь, а примерно 365 дням, 5 часам и 49 минутам. Вследствие этого каждый год возникает сдвиг на 11 минут. К 1500 году накопившаяся разница соответствовала примерно 10 дням, что вызвало серьезные дискуссии о точности календаря и привело к осознанию необходимости его модифицировать. В течение 10 лет между 1510 и 1520 годами Коперник участвовал в обсуждении этого вопроса и высказал свое мнение: не стоит проводить поспешную реформу, ведь способа точно измерить длительность года нет. Дальше мы рассмотрим эту реформу более подробно.
УЧЕБА В КРАКОВЕ
Документы подтверждают, что Коперник сдал вступительные экзамены в Краковскую академию и оказался в списке из 69 аспирантов, принятых в 1491 году, — об этом существует запись в университетском Album studiosorum. Юноша записался на факультет свободных искусств и посещал некоторые курсы, которые мы сегодня назвали бы научными дисциплинами, так как они не были явно отнесены к теологии.
В то время преподавательский корпус Академии не уступал по качеству крупным университетам Западной Европы. Курс обучения начинался в октябре и состоял из двух семестров. Утро обычно было посвящено теоретическим лекциям, а после обеда проходили дебаты на заранее заданные темы, как правило под руководством студентов старших курсов.
Николай учился в Академии вместе с братом Андреем. Оба они восхищались Краковом, столицей королевства. Вуз находился под покровительством королевской семьи и богатых горожан. Академия, в которой обучалось более 2000 студентов, была обычным европейским учебным заведением и могла считаться одним из двух основных центров распространения идей Возрождения. Множество источников высоко оценивают роль Академии в создании новой культуры, которая била в Кракове ключом и изменила облик Европы. Об этом заведении похвально отзывался и сам Эразм Роттердамский, друг двух краковских епископов.
Краковская академия не только была образовательным учреждением, но и участвовала в жизни общества. Его ректор получил от короля поручение последовательно изложить перед Святым Престолом на ассамблее 1415 года аргументы против Тевтонского ордена. Любопытно отметить, что теологи Кракова за 100 лет до Бартоломе де лас Касаса, который выступал против миссионеров, пытавшихся насадить христианство среди американских аборигенов, высказывали похожие мысли о человеческом равенстве: «Нет разницы между христианами и язычниками в том, что касается права на жизнь и собственность, и пытаться обратить неверных с помощью оружия — бесчеловечно».
КРАКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ: ПЕРВЫЕ 200 ЛЕТ
В 1364 году Казимир Великий получил согласие папы на открытие в Кракове, столице Польши, университета, второго в Центральной Европе. Заведение под названием Studium Generate начало работать в 1367 году, в его составе было три факультета: свободных искусств, медицины и права. Как и в университетах Болоньи и Падуи, студенты имели право сами избирать ректора. Преждевременная кончина короля в 1370 году нанесла тяжелый удар молодому университету, который потерял первоначальный импульс, его деятельность замерла. К счастью, в 1400 году к власти пришла династия Ягеллонов, имя которой университет носит сегодня, и научный центр возобновил работу под названием Краковской академии. Как и остальные средневековые университеты, Академия состояла из четырех факультетов. В обновленном университете, по образцу Парижского, ректор мог быть избран только из числа профессоров.
Страницы из Album Studlosorum, книги записи зарегистрированных студентов Краковской академии, 1491 год. В восьмой строке — имя Коперника.
Довольно скоро Академия стала важным культурным центром Европы, она славилась своими профессорами и студентами. Во второй половине XV века здесь процветали математика, астрономия и астрология. В первой половине XVI века Академия отвергла идеи Реформации. Ректор, сотрудничая с епископом, цензурировал печатные материалы, которые могли быть сочтены еретическими. Преподаватели, принявшие протестантизм, были вынуждены покинуть Академию и город. С этого момента Академия заняла жесткую схоластическую позицию, и количество выпускников значительно снизилось. И все же, несмотря на признаки инакомыслия, содержащиеся в фундаментальном труде Коперника, Краковская академия использовала его работу в учебной программе 1578-1580 годов.
Патио Коллегиум Майус Краковской академии. Сегодня это главное здание Ягеллонского университета.
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ
Одним из бриллиантов Академии была кафедра математики, пользовавшаяся авторитетом во всей Европе. Основанная в 1410 году, она считалась первой в своем роде. Здесь преподавали арифметику, евклидову геометрию, геометрическую оптику и различные предметы, связанные с астрономией.
В годы студенчества Коперника ярким персонажем в Краковской академии был, без сомнения, астроном Альберт Бруд- зевский, или Войцех из Брудзева (1445-1497). Несмотря на то что его преподавательская деятельность завершилась за год до поступления Коперника, ученый оказал влияние на юношу через своих учеников и тексты, написанные во время работы на кафедре. Среди них отметим комментарии к «Новой теории планет» (Theoricae Novae Planetarum) Георга фон Пурбаха (1423-1461).
Для студентов, интересующихся астрономией, Брудзев- ский открыл собственную обсерваторию. По всей видимости, именно здесь Коперник провел первые астрономические наблюдения. Брудзевский был большим новатором по части преподавания и знакомил студентов с самыми передовыми научными достижениями эпохи. Его комментарии к труду Пурбаха весьма помогли студентам математического факультета лучше понять птолемееву систему и ее недостатки. Также Брудзевский привлек их внимание к «Альмагесту» и объяснил необходимость перевода великого труда Птолемея с оригинала на древнегреческом. Ученый скептически относился как к теориям Птолемея, так и к изучению особенностей орбиты Луны, и Коперник на всю жизнь воспринял эти идеи.
Стоит упомянуть влияние на юношу и Яна из Глогова (ок. 1445-1507), который в 1507 году опубликовал трактат об астрономических принципах в виде приложения к «Трактату о сфере» (Tractatus de sphaera) Иоанна Сакробоско (ок. 1195— 1256). Считается, что Ян из Глогова очень повлиял на образование Коперника, особенно в отношении критического анализа геоцентрической теории. Его работа в Краковской академии была огромна: ученый написал несколько учебников по грамматике, логике, философии, географии, астрономии и астрологии, но особый интерес вызывают его предсказания о появлении Лютера. Кроме того, Ян был автором книги «Введение в искусство использования чисел» (Introduction in artem numerandi, 1497).
Математика […] обладает не только истиной, но и высшей красотой — красотой холодной и суровой […], и тем не менее утонченно чистой и способной к строгому совершенству, свойственному лишь величайшему искусству.
Бертран Рассел, «Мистицизм и логика», 1918
Разумеется, юный Коперник посещал множество курсов, связанных с астрономией,— мы знаем об этом благодаря подробным административным записям, которые велись в Академии. Некоторые документы доказывают, что в зимнем семестре 1491 года Коперник слушал курс Войцеха из Пнев De sphaera (основан на уже упомянутом «Трактате о сфере» Иоанна Са- кробоско).
В этом же семестре, но в 1492 году, юноша посещал курс Бартоломея из Липницы по «Началам» Евклида. В летнем семестре 1493 года он слушал курс теории планет Симона из Серпца, курсы о таблицах затмений Бернарда из Бискупе и об астрологии Войцеха из Шамотул. В следующем семестре Коперник посещал курс Михала из Вроцлава Tabulae resolutae.
Есть подтверждения того, что в зимнем семестре 1494-1495 годов юноша слушал лекции Войцеха из Шамотул, которые касались четырех книг (Tetrabiblion) Птолемея. Не вдаваясь в лишние подробности, мы можем сделать вывод, что студент Коперник интересовался астрономической наукой.
И все же эти курсы по астрономии не давали систематических знаний. Они состояли из занятий математикой, на которых студентов знакомили с аристотелевской и птолемеевой системами устройства Вселенной и учили понимать календарь, вычислять даты праздничных дней, а также развивать прикладные навыки, необходимые, например, для навигации. Еще одной областью практического применения считалась астрология, в частности составление гороскопов и натальных карт на основании даты и времени рождения.
С другой стороны, на факультете присутствовали две разные системы взглядов, которые можно считать взаимодействием между средневековыми представлениями, начало которых лежит скорее в философской традиции, и развивающимися гуманистическими воззрениями, более присущими научному подходу. Студентам преподавали две разные космологические системы — натуралистов и математиков. Как уже было сказано, натуралисты объясняли модель гомоцентрических сфер Аристотеля как нечто реальное, а математики использовали птолемееву модель как абстрактный инструмент для вычислений, который необязательно соответствует действительности, но позволяет достаточно точно предсказать движение планет. Весьма вероятно, что чуткий ум Коперника раздражало это несоответствие в области, где можно было ожидать полного согласия. Ученому не пристало использовать подобные трюки для толкования того, что доказано математически.
Известно, что во время обучения в Кракове Коперник приобрел несколько важных трудов: «Начала» Евклида, опубликованные в Венеции в 1482 году, экземпляр второго издания Аль- фонсовых таблиц, напечатанного также в Венеции, в 1492 году, и «Таблицы направлений и удалений» Региомонтана, опубликованные в Аугусте в 1490 году. Эти издания с пометками ученого на полях дошли до наших дней.
Судя по его библиотеке, мы можем прийти к выводу, что Николай Коперник собирал данные, которые позволили бы оспорить космологические идеи, прививаемые профессорами Академии. Книга Евклида иллюстрирует его тягу к геометрии, а обе книги астрономических таблиц соответствуют широко распространенным в то время в астрономическом сообществе взглядам.
Можно предположить, что студент, проявляющий такой интерес к астрономии, углублял свои знания и в тех разделах науки, которые не были объектом подробного рассмотрения в аудиториях. Хотя Коперник никогда не был студентом Вой- цеха из Брудзева, вполне возможно, что он посещал обсерваторию, которую ученый создал у себя дома. С 1444 года, во время преподавания профессора Яна из Олькуша, в Коллегиум Майус было принято демонстрировать устройство и использование квадрантов и астролябий. В студенческие годы Коперника бывший профессор Академии Мартин Былица (1433-1493), придворный венгерский астроном, умер в Буде и завещал свои инструменты Академии, где они хранятся до сих пор. В 1494 году в Краков прибыли его библиотека, арабская астролябия XI века и небесный глобус (армиллярная сфера), изготовленный венским мастером Гансом Дорном около 1480 года.
Кроме формальных курсов и общения с профессурой, Академия позволяла своим студентам взаимодействовать с профессорами всей Европы, которые съезжались в