полноте Инь-Воды отмечаются страхи во сне от наводнения, так как Инь-Вода — почки, стоны во сне также характерны для избытка Холода.
В систему “внутренних органов” входят:
“пять плотных органов” (чжан) — сердце, печень, почки, легкие, селезенка-поджелудочная железа. Плотные органы обеспечивают функционирование сознания и психики, а также “хранят” “Цзин Ци” (осемененная Ци). Эго их основная функция — хранение, накопление и сбережение энергии;
шесть полых органов (“чертогов фу”) — желчный пузырь, желудок, толстый и тонкий кишечник, мочевой пузырь и система “трех обогревателей”. В их функцию входят: прием питья и пищи, их переработка, “всасывание” и выделение отработанных, ненужных организму продуктов. Так как полые органы относятся к Ян-энергии, то их основная функция — распространение. К внутренним органам относятся образно названные китайцами “чудесные палаты” — головной мозг, костный мозг, кости, сосуды (артерии и вены), особо выделена система желчного пузыря, половые органы (внутренняя их часть).
Жизнедеятельность организма была бы невозможна без так называемых базовых, материальных субстанций, которые формируются за счет крови, “семени Цзин”, Ци и слюны.
Мы уже указывали на особенности представлений древних китайцев о внутренних органах, значительно отличающихся от взглядов Западной медицины. Например, в “большой” науке о сердце, помимо его основных функций, связанных с кровообращением, китайцы возлагают на сердце ответственность за психику и разум, которые в Западной медицине присущи коре головного мозга. Анализируя эти взгляды, можно сделать вывод о тесной связи головного мозга и сердца, которая подтверждается практическими наблюдениями. Известно, что значительная мысль находит немедленное отражение в сердце, равно как и эмоция определенной полярности.
В заключение приводим таблицу основных коррелятов “пяти элементов”.
Таблица основных коррелятов “пяти элементов”
“Элемент”
Время года
Долгое
развития
Юг
света
Климатич.
Сухость
Зеленый
(голубой)
Желтый
Черный
Соленый
паленого
(приятный)
мяса)
гнилост
ный
Озабочен
ность
Рис
Бобы
Органы Инь
Селезенка
Легкие
Органы Ян
Желчный
Тонкая
Толстая
Мочевой
Ткани
Мышцы И
Кровеносн. Клетчатка
Кожа,
Кости, воло
сухожилия
сосуды
волосы
сы на голове
Органы
Глаза
Ротовая
Нос
Уши
чувств
Чувства
Выделения
Слезы
Пот
Звуки, издав.
Пение
Тяжелые
человеком
вздохи
Быстрая
Боязли
к депрес
к навязч
к тоске
вость,
сиям
эмоций
состоян.
склон, к тревоге
ДАОССКИЙ ЗВУКОВОЙ ЦИГУН
В современном Цигуне также используются такие слоги- звуки, как Хай, Хэй, Пэй, которые чаще всего произносятся на выдохе.
Звуковой метод произнесения шести иероглифов происходит от древней магии “свиста”, которая уходит в глубь времени, еще предшествовавшего династии Хань. Эта форма магии служила для “вызова” духов стихий ветра, дождя, туч, демонов и домовых. Позднее система “свиста” (“сяо”) превратилась в вокальное искусство с длительным свистом через суженные и округленные губы, затем свист осуществлялся с помощью двух пальцев и с открытыми губами.
СИ
ЧУЙ
СЫ
ХУ
КЭ
СЮЙ
Легкие
Селезенка
Полупламя
Уши
Нос
Рот
Глаза,
ногти
Предлагаемый нами метод лечения, который в китайской натурфилософии и медицине носит название “шесть иероглифов”, основан, во-первых, на резонансном отношении определенных звуков к частоте вибрации данного органа; во вторых, на тесных и глубоко связанных между собой взаимодействиях структур головного мозга и рук, вследствие чего возможна реализация заведомо запрограммированного лечебного эффекта; в-третьих, на фундаментальных основах китайской натурфилософии, объясняющих мир с позиций учения об Инь и Ян, и У-син, которое представляет собой основу философии холизма, рассматривающую единство человека и природы и их взаимное соответствие — Неба, Человека и Земли.
Эти фундаментальные принципы китайской натурфилософии тождественны взглядам самых значительных философских и религиозных систем мира.
Значение и сила звука для лечения широкого круга заболеваний и продления жизни (Лю Цзы Цзюэ) были известны конфуцианцам, даосам, буддистам и медикам.
Звуковой Цигун представляет собой высокоэффективную и оригинальную методику, основанную, как мы уже упоминали, на звуковом резонансе органа с произносимым звуком.
Кроме того, соответственное положение губ, языка, зубов, глотки, груди и брюшной полости при произнесении этих звуков создает определенный “формовой эффект” — Янской направленности, так как произносится-“пропевается” на выдохе.
В течение долгих поколений звуковой Цигун передавался в устной форме от отца к сыну. Высокая эффективность его в лечении самого широкого круга заболеваний насчитывает несколько веков.
В результате возникновения резонирующих пульсаций при произнесении звуков стимулируется гипофиз, усиливаются и регулируются функции эндокринной системы. Определенные звуки, по мнению древних китайских мудрецов, управляют важнейшими внутренними органами (сердце, печень, селезенка, легкие, почки). Впервые заклинание из шести слов: Сюй, Кэ, Ху, Си, Чуй, Си — встречается в книге Тао Хунцзина “Записки о взращивании природы и продлении жизни”. Значительно позже во многих работах, относящихся к древнему Цигуну, имеет место описание данных методик. Наиболее подробное изложение приводится в книге жившего при династии Сун (960-1274) Цзоу Поуаня “Тайна Ци из шести слов, касающихся великого подъема и яшмовой оси”.
Первоначально метод выдыхания шести иероглифов относился исключительно к разделу статического Цигуна, как тренировка выдоха, но начиная с династии Мин (1368-1644) появились данные о том, что искусство произнесения звуков дает более выраженный эффект, если оно сопровождается определенными жестами.
В данной работе мы предлагаем сочетание звуков с муд- рами пальцевого Цигуна — Шоу-Гун.
Даосские мастера Цигун в своих книгах (Гао Лянь и Ху Вэньхуань) называют звуковой Цигук “Способы из шести слов для изгнания болезней и продления жизни”.
В стремлении к долголетию и здоровью даосские лекари пристально изучали способы дыхания черепахи, аиста, ворона, жабы и других животных, которых природа наделила более продолжительным лимитом жизни, чем человека. Выполняя определенные движения, похожие на движения какого- либо животного, человек, по представлениям врачей Древнего Китая, приобрел сродство с тем первоэлементом, который был более всего необходим для достижения состояния полного здоровья.
В китайской классике таких звуков пять — соответственно пяти плотным органам, пяти первоэлементам и пяти стихиям. Шестой звук Си гармонизирует систему тройного обогревателя и тонкого кишечника, как ведущие системы энергообеспечения организма.
иероглифов
Сюй
Хэ (Кэ)
Ху (Си)
Сы
Чуй (Юй)
Пять первоэлементов
органов
Селе
зенка
Легкие
стихий
Влаж
ность
Сухость
Существует еще одна интерпретация в произнесении шести звуков, резонирующих с системой внутренних органов. Произнесенные звуки создают единое вибрационное поле с соответствующим органом, которое при этом рождает определенный цвет. В данной звуковой интерпретации звук легких произносится как ссссссс, охватывающий 8 начал, язык при этом помещается позади зубов, выдох производится сквозь зубы. Звук почек вууууууу произносится округленными губами, имитируя задувание свечи. Звук печени шшшшшшшш удаляет всю гамму отрицательных эмоций, язык при этом произнесении помещается рядом с нёбом. Звук сердца хоооооу удаляет болезнетворную энергию из сердца, для правильного произнесения этого звука рот должен быть широко раскрыт, губы округлены. Звук селезенки хуууууу более гортанный, чем звук почек, исходящий как бы из горла. Вибрация этого звука устраняет нарушение пищеварения, расстройство кишечника, помогает избавиться от печали, беспокойств, тревоги.
Весьма важное значение меридиана тройного обогревателя в жизнедеятельности организма (спинной мозг, позвоночник, эндокринная сфера) побудило выделить для него персональный звук хииииии. Вибрация этого звука регулирует в организме температурный баланс, руководит перемещением холодных и теплых энергетических потоков, обеспечивая баланс между верхом (голова, сердце) и низом (половые органы, брюшная полость). Вполголоса выдыхаем звук хиииииии и обретаем гармонию между тремя уровнями тела — грудной клеткой, солнечным сплетением, нижней частью брюшной полости. Прежде чем начать более сложные методы произнесения звуков, следует про- певать вышеуказанные.
Необходимо знать, что все оздоровительные Цигун-ме- тодики с использованием Ци-звука выполняются на выдохе. Делаем вдох свежей чистой энергии, а на выдохе произносим соответствующий звук. Желательно, как рекомендуют китайцы, это делать неслышно, “ухо не должно различать звук”. Вдох производится через нос, при этом одновременно поднимите кончик языка к твердому нёбу так, как будто вы хотите сказать букву Р. Выдох производится через рот, при этом язык снова опускается к основанию рта. При этом обратите внимание на то, что выдох следует производить долго и в достаточном объеме, тогда как вдох происходит почти как бы сам по себе.
Приводим еще один “набор” китайских слогов-звуков, рекомендуемых У-Вейсинем.
Звуки
Цзюе
(Сюй)
Вэй
(Кэй)
Пуань
(Шань)
Юй
(Чуй)
Си
Органы
Селезенка
Легкие
Тройной
обогреватель,
Для получения желаемого терапевтического эффекта произнесение звуков должно выполняться правильно, для того чтобы полностью проявлялась их резонансная сила. Только в этом случае звуковые волны будут передаваться в область поражения внутренних органов с последующим получением ответного результата. Стандартной считается умеренная интенсивность при произнесении определенных звуков. Это весьма важно, так как при низкой силе произнесения можно легко почувствовать место возникновения резонансного эффекта, но при этом вибрационная сила и амплитуда звуковой волны недостаточно велики.
С другой стороны, слишком высокоинтенсивное произнесение звуков вызывает нежелательное напряжение с возможными неблагоприятными последствиями. Поэтому оптимальнее всего является средняя сила звука, выбираемая в соответствии с индивидуальными особенностями собственного голоса. Кроме того, сила произнесенного звука зависит от состояния здоровья занимающегося. Слабый, глухой голос характерен для Инь-состояний, звонкий, громкий, сильный голос — для Ян. При значительной слабости и астенизации метод произнесения звуков не следует применять до восстановления сил и энергии.
Произнесение звуков начинают с низкой интенсивности, постепенно ее увеличивая. Например, при сердечно-легоч- ной патологии предпочтительны средняя и низкая интенсивность произнесения звуков, для патологии печени, селезенки, желудка следует отдать предпочтение высокой и средней тональности звуков. То же относится и к заболеваниям почек и кишечника.
Согласно концепции У-син, корреляция между пятью плотными органами и звуками, запечатленными в “Нэй-Цзин”, следующая:
Гон — звук селезенки,
Шэн (Шан) -звук легких,
Гуо — звук печени,
Чэн — звук сердца,
Ю — звук почек.
Мы специально приводим несколько отличные друг от друга звуки органов, применяемые в различных даосских школах, для того чтобы практикующие этот удивительный метод выбрали наиболее приемлемые для себя звуки.
Такой произвольный выбор полностью исключается при использовании звуков для лечения онкологии, о которых мы будем говорить особо.
Каждый из названных звуков разделяется на два — высокий и низкий. Высокий произносится в первом тоне, а низкий — в третьем тоне.
В приведенной таблице следует обратить внимание на число произнесений, так как они резонансны стихиям, первоэлементам и органам.
Произнесение
желчный
Селезенка,
Легкие,
мочевой
Сухожилия,
мышцы
Сосуды
Соединит.
ткани,
Кожа,
волосы
Кости
Глаза
Рот
Нос
Ухо
8
7
10
9
6
Гуо
Чэн
Гон
Шэн
Ю
Гуо
Чэн
Гон
Шэн
Ю
После краткого обзора одного из древнейших лечебных методов, связанного с звукорезонансным эффектом, мы рассмотрим различные модификации его практического применения. Излагаемые методики основаны на учении У-син, демонстрирующем цикличность и фазовость превращений единой материальной субстанции, тождественной для всего сущего в Мироздании, в том числе и для человеческого организма (теория У-син).
Метод шести иероглифов применяется для лечения самого широкого круга заболеваний.
Следуя традициям китайской классики, мы подробно рассмотрим различные виды заболеваний в аспекте теории У-син и концепции Инь-Ян. Напомним, что избыточность всегда связана с Ян-состоянием, недостаточность — с Инь-проявле- ниями. Исцеление и достижение гармонии заключается в применении дополнительности Инь-Ян. На выравнивании этого баланса зиждется вся практика китайской медицины.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗВУКОВИБРАЦИОННОГО МЕТОДА “ШЕСТЬ ИЕРОГЛИФОВ” ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА НА ОСНОВЕ У-СИН Заболевания, связанные с избыточностью
В этой главе мы будем использовать наиболее употребляемые звуки, соответствующие органам.
Печенью управляет слог Сюй, имеющий отношение к стихии Дерева. Цвет — синий, зеленый. Нумерологические корреляты — 3, 8. Этот звук следует использовать при заболеваниях со следующей клинической картиной избыточности: головокружение, головная боль, сдавленность и неприятные ощущения в грудной клетке, горечь во рту, покраснение глаз, перевозбуждение, раздражительность, гневливость, склонность к крику, боль в суставах, онемение конечностей, катаральные явления в дыхательной системе.
Сердцем управляет слог Хэ, который относится к стихии Огня. Цвет — красный, нумерологические корреляты -2,1. Этот звук используется при заболеваниях сердечно-сосуди- стой системы со следующей клинической картиной: волнение, сердцебиение, жажда, резкая смена настроения с