любой системы зависит от динамического равновесия между компонентами внутри системы. С этой точки зрения бессмертие есть исключительно динамический процесс. Чтобы долго находиться в одном теле, необходимо постоянно поддерживать его обменные процессы в равновесии. Никакие пилюли, препараты или приспособления не заменят этого. Дао обладает Разумом, поэтому любой процесс, который мы осуществляем, требует присутствия нашего сознания. В соответствии с даосской философией есть три главные силы — Земля, Небо и Человек. Человек является связующим звеном между Небом и Землей. Поэтому человек может воплощаться только в человеческой форме. Мы никогда не воплотимся в форме животного или растения. Это означает, что достичь результата, можно только используя свой разум. Бездумная работа не имеет никакого смысла. Действие без ума есть только Земля. А где ее соединение с Небом? Пустое размышление без физического действия есть Небо. А где же Земля? Только подключив сознание, мы можем соединить Небо и Землю и таким образом постичь Дао. В этом и заключается смысл урока — «Разум того, кто возвращается к Источнику, превращается в Источник»
В этом самый сокровенный смысл даосизма. Разум, который направляет нас в иллюзорную реальность стремиться к тому, чтобы мы сами стали подобны этому Разуму. В эзотерике это можно озвучить так — Творец создает условия, при которых он создает Со — Творцов. Только так мы можем объяснить библейское высказывание о том, что человек создан по подобию Бога. Помимо человека есть и другие формы разума. Человек не есть венец творения. Поэтому надо научиться быть в мире не только с самим собой, но и с окружающим. Именно это даосы называют «соединить Небо и Землю»
Мы приходим в этот мир иллюзии, чтобы постигнуть смысл его иллюзорности. Все, что есть вокруг нас это виртуальная реальность для игры нашего разума. Наигравшись как следует, мы ищем путь домой. Но не для того, чтобы вернуться, а для новой игры и так до бесконечности. Но самое интересное в том, что иногда мы настолько увлекаемся игрой, что забываем о том, кто мы такие. И тогда к нам приходят на помощь, дают подсказки. Когда-нибудь мы сыграем во все игры и тогда и только тогда мы сможем стать не только актерами, но и самим Драматургом. Ничего не происходит просто так. У всего есть цель. У всего есть начало и есть конец. Игра без конца слишком скучное занятие, хотя о вкусах не спорят.
Даосы стремились к тому, чтобы человек за одну жизнь отработал все свои уроки. Для этого применялись специальные методы продления жизни. Но даосы понимали, что рано или поздно человек все равно умрет. Таков закон природы. Иллюзия не может быть вечно. Вечной может быть только Реальность. С другой стороны, даосы рассматривали смерть как возвращение в Истинную Реальность. Ведь и актер иногда уходит за кулисы отдохнуть.
В качестве комментария к сказанному привожу выписки из книги Ден Мин Дао «Хроники Дао».
«— Кто они, эти стражники?
— Стражники — это агенты твоей личной увлеченности иллюзиями. Твое эго станет противиться твоему успеху, ибо в результате полного самосознания ты придешь к отрицанию ощущения себя как индивидуальности. Вот почему твое эго начнет бороться с тобой, пытаясь остановить тебя на пути к цели.
— Но разве эго — не полное отражение моей индивидуальности?
— Эго приходит и уходит, рождается и умирает. А чувство собственной индивидуальности вечно. Оно бестелесно и никогда не изменяется.
— Значит, насколько я понимаю, когда вы говорите о необходимости сразиться со своим эго, вы имеете в виду, что истинное ощущение собственной индивидуальности подчинит эго себе.
— Вообще-то эго не существует.
— Но если эго не существует, то каким образом оно может создавать жизненные сложности?
— Очень важный вопрос! Спроси себя сам: кто испытывает сложности? Сложности — понятие воображаемое. Точно также воображаемым является и эго. Однако мы даем эго осязаемость; тогда оно превращается в средство испытывать боль или наслаждение. Так мы становимся рабами. Стоит нам задуматься о природе эго и вспомнить о том, что является нашим порождением, — как само эго исчезнет вместе с болью и наслаждением.
— Значит, страдания — тоже плод нашего воображения?
— Да. Ты страдаешь потому, что представляешь себя в несколько ином виде, отличном от того, в котором ты находишься сейчас. Действительно: ты представляешь собой сугубую индивидуальность. Ты это Я, лишенное всяких качеств. У тебя нет ни имени ни формы, но ты не в состоянии осознать этот факт и в результате тянешься к формам, чувствам и мыслям. Здесь и возникает эго, которое придает тебе форму. В противоположность этому обладающий мудростью человек просто «существует». Он никогда не привязывается к мысли; он неподвижен и осознает себя настоящим богом. Эго — лишь игра твоего воображения. Вне тебя не существует ничего. Тебе нужно лишь отбросить иллюзию, отказаться от воображаемых форм.
— Но кто тогда должен отказаться от иллюзии?
— Я отказываюсь от иллюзии самого себя. Но при этом я все равно остаюсь в виде Я. Эта крохотная патетическая драма, которую мы называем жизнью, не является реальностью. Мы не просто исполняем свои роли — мы существуем здесь по определенной причине, и нас убирают со сцены, когда роль оказывается законченной. Так кто же прячется под маской грима? Смотри не ошибись, принимая свое ощущение индивидуальности за свою же истинную натуру.»
«Два старых мастера сказали, что мир — это иллюзия. С точки зрения простой логики, если человеческое существо являлось микрокосмосом внешнего мира, оно также было иллюзией — фантазмом, который воображает, будто существует в несуществующей реальности. Медитация не только состояние, но и инструмент познания. Причиной обета безбрачия, диеты, отдыха, физических упражнений и здорового образа мышления было физическое истощение. Теперь Сайхун понял, что это были не просто странные монашеские причуды, а скорее отчаянные меры с целью избежать преждевременной смерти во время борьбы за просветление».
Чтобы понять свою конечную цель, мы должны понять смерть. Смерть — это единственная определенность в этой жизни. С одной стороны может показаться, что даос весьма тесно связан с явлением смерти из-за своего стремления преодолеть план смертности, чтобы избежать цикла перевоплощения. С другой стороны, смерть достаточно мало заботит даоса, поскольку он относится к ней как к обыкновенному циклу изменений.
«Не выходя из дверей моего дома, я могу познать все существующее на небе и на земле». (Можно не выходить со двора. А мир постигнуть). «Не выходя из дверей моего дома» означало «не умирая слишком рано». А возможность «познать все существующее на земле и на небе» объяснялось как завершение жизненного задания и связанное с этим устранение всех последствий своих прошлых жизней, необходимость завершить данные судьбой земные предначертания в течение одной жизни. Подобную цель нельзя достигнуть за счет простой монашеской жизни, необходимо самостоятельно исследовать земную жизнь»
Прочтя все это, вы можете сказать «Прекрасно. Но все это слова и только слова. Покажите нам на деле. Каким образом можно всего этого достичь?» На это, конечно можно сказать, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Но это будет слишком жестоко.
Во-первых, если вы приняли то, что пришли в этот мир для учебы, то должны понять, что без «труда не вынешь и рыбку из пруда». Никто за вас работать не будет. Если вам нужна помощь, то всегда, пожалуйста. Но самое главное — учитель тоже учится. В этом и весь секрет. Ведь все находится в движении. Китайцы говорят: «Тот, кто ищет дорогу во тьме, несет перед собой зажженную свечу». Давайте вместе зажжем подобную свечу и отправимся в путь.
Каким образом мы можем научиться «играть» своим разумом, не слишком увлекаясь игрой? Первые шаги описаны в первой книге. В этой книге мы продолжаем знакомство с правилами игры.
И так, практика…
Динамический цигун
В первой книге все упражнения выполнялись в статике. Теперь мы рассмотрим эти упражнения в движении. Подобная практика называется динамический цигун или медитация в движении. Существует огромное количество стилей и техник цигун в движении. Но самое главное остается неизменным. Это базовые принципы. Если вы овладеете ими, то сможете с легкостью изучить любой стиль. Именно по этой причине в Китае в первую очередь обучали принципам, а не формам и упражнениям. Это можно сравнить с алфавитом. В нем содержится ограниченный набор букв, но из них складывается бесчисленное множество слов. Мы рассмотрим эти принципы на примере одной из наиболее популярных разновидностей динамического цигун — гимнастике тай-чи (тайцзи-цюань). Некоторые люди, изучающие этот стиль, даже не подозревают, что он является разновидностью цигун. Китайские мастера называют тай-чи «морем без берегов». Считается, что никто не способен полностью овладеть этой системой. Мы же рассмотрим тай-чи как практику, которая поможет «Не выходя из дверей моего дома… познать все существующее на небе и на земле».
Краткая история тай-чи.
Существует три версии происхождения этой системы. К сожалению ни одна из них не может претендовать на подлинность.
1) Версия. Тай-чи основал даос Чжан Сань Фэн. По преданию его обучили два мастера — Пей Си Ронь и Ли Чан Шень. Объединив стиль этих мастеров и шаолиньский кулак, Чжан Сань Фэн основал новую систему — Вуданг. День рождения Чжан Сань Фэна 12 апреля считается днем рождения тай-чи. Единственным подтверждением этого является форма тай-чи Вуданг, рисунки которой представил мастер Вон Кью-Кит в книге «Тай-цзи цюань полное руководство по теории и практике».
2) Версия. Тай-чи основал Чэнь Вантин. Чэнь был профессиональным воином и состоял в страже последнего минского императора. После прихода к власти манжурской династии Цин, Чэнь Вантин ушел в отставку и направился в родовую деревню семейства Чэней — Чэньцзягоу. Там он разработал и начал преподавание нового стиля. Однако первым этот стиль распространил мастер Чэнь Чансин (1771–1853). До наших дней дожили именно его формы тай-чи. Все современные формы тай-чи стиля Чэнь имеют более позднее происхождение. В частности Чжоу Цзунхуа в книге «Дао тайцзи-цюаня» описывает формы, взятые у мастера Чэнь Факэ(1887–1957). Это достоверно самые старые формы семьи Чэнь.
3) Версия. Тай-чи стиль, относится к одному из 5 даосских искусств «обретения бессмертия».
В результате стечения обстоятельств эта техника была распространена среди мирян и имеет сразу несколько корней.
1. Суставная гимнастика. В соответствии с теорией цигун суставы тела должны быть гибкими и подвижными. Только в этом случае энергия ци может беспрепятственно протекать по телу. Наиболее распространенной техникой была гимнастика До Ин. Однако здесь можно запутаться, так как этим словом обозначают и другие практики, например точечный массаж До Ин.
2. Дыхание. Включает в себя следующие типы дыхания:
1) Дыхание позднего неба (1 тип шаолиньского дыхания цигун)
2) Дыхание раннего неба. Состоит из двух этапов.