Первый — дыхание по 2 типу шаолиньского цигун. Второй — дыхание по 3 типу шаолиньского цигун.
3) Дыхание 5 врат.
4) Телесное дыхание.
5) Боевое дыхание хэнн-хаах.
3. Цигун «железная рубашка» и массажные практики.
4. Практика цзинци.
5. Неподвижная медитация и практика жудин.
6. Одиночные упражнения цигун. Чаще всего это был комплекс «Тринадцать базовых движений».
7. Динамические комплексы — таолу. Включают в себя три раздела. Первый — комплексы для «пустой руки». Второй — комплексы с оружием. На сегодня распространены формы с мечами Да Дао и Цзян фа, короткий и длинный шест, копье, веер и комплекс с ножом. В некоторых районах Китая практикуют и другие виды традиционного и нетрадиционного оружия. В традиции достаточно овладеть комплексами с мечом, шестом, копьем, веером и ножом. Но на самом деле достаточно и одного меча. Принципы везде одни и те же. Хотя как говорится «на вкус и цвет товарищей нет». Третий — парные комплексы с оружием и без.
8. Практика на выработку усилия цзинь — цзинь «шелкового кокона» (чансы-цзинь) и «шар тайцзи» (тайцзи-цзинь). Самый тайный раздел тай-чи. Без освоения усилия цзинь тай-чи абсолютно бесполезен как боевое искусство. До сих пор нет четкого и подробного описания этой техники. Даже те мастера, которые попытались опубликовать эти упражнения, не могут дать вразумительного объяснения.
Например, Чжоу Цзунхуа говорит о двух видах цзинь — «шелковый кокон» и «шар тайцзи». А Ян Цзюньмин дает огромное перечисление видов цзинь, но, честно говоря, все это малопонятно. На данный момент можно сказать, что каждый мастер находит свой способ выработки цзинь. И достигается это только путем длительной практики. В этой книге мы будем придерживаться категорий цзинь, данных Чжоу Цзунхуа — «шелковый кокон» и «шар тайцзи».
В разделе посвященному усилию цзинь, мы рассмотрим специфическую технику «восьми врат и шести шагов», которая представлена тремя подразделами:
1) Парная работа туй шоу — толкающие руки. Начальный уровень боевого применения.
2) Продвинутая практика туй шоу — далюй.
3) Шесть шагов.
9. Медленный и быстрый свободный поединок с оружием и без.
10. Медитация в движении. Речь идет о медитативных упражнениях во время выполнения одиночных и парных таолу.
11. Боевое применение тай-чи. Включает в себя специфические разделы — липкая рука, ядовитая рука, цинна — искусство захватов. А также нестандартные удары и упражнения на равновесие и упражнения со специальными тренажерами. Например, упражнения с каменным шаром или с жезлом.
Практика тай-чи
Некоторые разделы были описаны в первой книге, поэтому они будут опущены. Мы рассматриваем тай-чи как часть даосского тренинга. Для нас важно понять иллюзорность этого мира, и каким образом наш разум способен управлять этой иллюзией. Это дорога в неизведанное. Мало кто смог по ней пройти, так как никто не знал ни способа, ни средств. В какой-то степени техника, описанная в этой книге, не апробирована. Мы с вами первооткрыватели. Но у нас есть проводники — те мастера, которые зажгли для нас свечу. В первую очередь это Чжоу Цзунхуа, Ян Цзюньмин, Мантек Чиа и Вон Кью-Кит. Благодаря этим мастерам мы можем отыскать дорогу во тьме.
1. Суставная гимнастика.
Для работы с суставами можно использовать любую доступную нам технику. Например, асаны хатха-йоги. В этом плане очень хороша книга Т. Э. Васильева «Начала хатха-йоги». Эта книга рассчитана на европейцев и вполне подходит для наших целей. Можно воспользоваться работой Мантека Чиа «До Ин». В качестве дополнения можно взять книгу Ян Цзюньмина «Знаменитые стили цигун». Также можно практиковать омниотреннинг Сидерского. Можно «Око возрождения» Питера Кэлдера.
При работе с суставами следует применять как статические, так и динамические упражнения. Что касается подборки самих упражнений, то здесь каждый ориентируется на себя. Кому-то необходимо больше внимания уделить суставам, кому-то меньше. При динамической работе с суставами следует учитывать следующие моменты:
1) Избегать резких движений. Движения в суставе должны быть мягкие плавные и равномерные. Эти принципы сохраняются даже на больших скоростях.
2) Движения в большинстве суставов идут по круговой траектории.
3) Следует избегать максимальных изгибов и разгибов в суставе. Всегда должен оставаться небольшой запас для дальнейшего движения в суставе.
4) Круговые движения в суставе идут по принципу спирального закручивания и раскручивания. Особенно это касается позвоночника.
5) Конечности и туловище должны быть максимально расслаблены.
6) Любое круговое движение в суставе за исключением сложных движений, в которых участвует все тело, должно идти по центральной оси сустава. Так если мы вращаем руками в плече, то грудная клетка и все остальное тело неподвижны.
7) При движениях на изгибы, прогибы, наклоны и вращения в пояснице, в начале растягивается позвоночник в двух противоположных направлениях. В растяжении участвуют голова и шея с одной стороны и копчик с другой. При этом в растяжение постепенно включается весь позвоночник. Только после того как удалось растянуть весь позвоночник, можно осуществлять наклоны и вращения.
8) При вращении в суставах должна отсутствовать боль. Наличие боли или болезненных ощущений говорит о том, что вы что-то делаете неправильно.
9) Следует избегать динамических упражнений для суставов после эякуляции. Это может привести к появлению боли. Выполнять динамические упражнения можно только на следующий день.
10) Если мы вращаем в колене или локте запрещается жестко фиксировать периферийные суставы — кисть, стопу, бедро или плечо. В итоге такая жесткая фиксация приведет к травме.
2. Дыхание.
Дыхательные методы были рассмотрены в первой книге. Дыхание хэнн-хаах связано с выработкой усилия цзинь, техника которого будет рассмотрена ниже.
3. Массаж.
Отработка железной рубашки связана с практикой дыхания 5 врат в одном из стандартных положений типа железного всадника, позы охватывания дерева, сантиши, пу бу, гунбу, сюй бу и так далее. Можно использовать любую позицию.
6. Одиночные упражнения цигун
В традиции изучают комплекс «Тринадцать движений». Он очень удобен тем, что с его помощью можно изучить все основы тай-чи. Одного этого комплекса вполне достаточно. Но в те времена, когда я начал знакомиться с тай-чи, многие инструктора сами очень мало знали об этой системе.
Как правило, тай-чи использовали для релаксации и восстановления после тяжелой тренировки. Инструктора преподавали какой-нибудь один комплекс. Чаще всего это была 24 форма Ян и в некоторых случаях 108 форма. Вообще в спортивном тай-чи начинают именно с 24 формы Ян. Мой первый учитель обучил нас 108 форме. Через год он пригласил к нам в группу человека, который обучил нас 24 форме Ян. Учитель был хорошо знаком с основами тай-чи и даже хотел организовать группу по его изучению, но не нашлось желающих. Мы привыкли определять силу по внешнему проявлению. Учитель с мечом в руке совершал сальто назад, одновременно наносил удар оружием. Когда его туловище взлетало на уровень роста среднего человека, он наносил двойной удар ногами в воздухе и снова удар мечом при приземлении. Как это можно было сравнить с медленными плавными движениями тай-чи Ян? Здесь нет видимого проявления силы. Ведь мало кто знал, что истинная сила тай-чи скрыта внутри и основана на особой технике — цзинь. Но многие инструктора сами не знали об этом. И такое положение дел было не только в России, но и в других странах и даже самом Китае. Мастера тай-чи ревностно охраняли свои секреты. И лишь относительно недавно некоторые из них решили поделиться с нами своим знанием.
24 форма в какой-то степени может заменить комплекс «Тринадцать упражнений». Я обратил внимание, что каждый серьёзно изучающий тай-чи находит свой собственный путь и метод.
Я начал с комплекса цигун-даоинь. Затем на основе упражнений, переданных мне инструкторами, я составил собственный комплекс, дав ему экзотическое название — «Золотой дракон играет шаром небесной ци». Его мы рассмотрим в разделе посвященном выработке усилия цзинь.
Начальный комплекс цигун-даоинь
Позиция лие-шань, описана в первой книге. Единственное отличие — стопы ставят вместе, а не на ширину плеч. Руки образуют символ даоинь (соединяются указательные и большие пальцы рук, образуя правильный круг, остальные пальцы оттопырены в сторону, образуя вместе подобие черепицы). Руки находятся на расстоянии 12 см от туловища так, что кончики больших пальцев были на уровне пупка, кончики указательных на уровне точки ци-хай. Дышим по первому типу шаолиньского дыхания цигун. Производим 20 вдохов-выдохов.
Можно начать занятия с семи раз, постепенно доводя до 20 в последующие тренировки. По окончании упражнения ставим ноги на ширину плеч и осуществляем по 20 вращений в пояснице вправо затем влево. При этом голова и стопы должны быть абсолютно неподвижны. Руки можно опустить вдоль туловища, либо поместить ладони центрами лаогун на парную точку шень-шу. Правая рука на правую точку, левая на левую. При этом происходит непрямой массаж почек. Вращения в пояснице производятся после каждого упражнения комплекса.
Позиция лие-шань. Руки соединяют кончиками средних пальцев, ладони параллельны земле, находятся на уровне точки ци-хай. Руки как бы образуют круг, локти не выходят за линию плеч. Если у вас очень длинные руки, то можно сместить подальше от туловища ладони, пока локти не войдут в линию плеч. В области подмышек должно быть пространство, достаточное для того, чтобы там поместился шарик для настольного тенниса. Делая выдох, опускаем ладони вдоль туловища. Дойдя до самого низкого уровня, разворачиваем ладони максимально наружу, начинаем вдох также по первому типу дыхания. Слегка согнутые руки поднимаем вверх до такого уровня, когда дальней шее движение возможно только с участием плеч. Но секрет в том, чтобы плечи были неподвижны, они не должны подниматься и опускаться. Когда руки подняты до этого крайнего положения, начинаем выдох, соединяем кончики средних пальцев на до лбом, опускаем ладони в исходное положение. Повторяем 20 раз.
Позиция лие-шань, ноги на ширине плеч, руки в позиции даоинь перед пупком. Выдох, на вдохе руки поднимаются вверх перед грудью, постепенно разворачиваются над головой так, что указательные пальцы смотрят вверх. Полусогнутые руки образуют круг. На выдохе круг разрывается, руки опускаются по сторонам. Доводя до самого нижнего положения, начинаем вдох, приводя руки в исходное положение. Повторяем 20 раз.
Стопы ставят на ширину плеч как русское «л», то есть так, чтобы между ними был угол меньше 90 градусов. Левая нога впереди. Колени согнуты так, чтобы между одноименным коленом и носком проходил перпендикуляр к земле. Затем переносим вес на правую ногу, отклоняемся назад, при этом выпрямляем левую, отрываем носок и опираемся на пятку (левой ноги). Вес полностью переносится на правую ногу так, что можно легко оторвать от земли левую. Руки в положении даоинь перед пупком. На вдохе переносим вес на левую ногу, опуская ее на всю поверхность стопы и сгибая в колене по вышеописанному принципу (колено не выходит за носок). Получается высокая позиция «лука». Параллельно руки описывают круг вокруг тела и соединяются на уровне лица. Руки образуют круг. При максимальном смещении вперед