тай-чи родилось в семье ткачей.
5) Три силы.
Всегда есть три вектора силы. Два идут вдоль позвоночника и один вдоль ударной конечности. Нижний вектор это укоренение стоп, верхний — подвешивание макушки. Средний — направленная вдоль конечности сила цзинь.
6) Выполнение формы на большой скорости.
Форма выполняется за 5-10 секунд. Речь идет о 24, 37 и 48 формах.
7) Зеркальное отражение.
Все формы являются правосторонними. Следует отметить, что в большинстве форм чаще наносят удары правым кулаком и правой ногой. Зеркальная форма является левосторонней, то есть симметричной правосторонней. Зеркальная форма повторяет все вышеизложенные компоненты.
8) Три уровня выполнения формы.
Различают высокий, средний и низкий уровни. Высокие стойки позволяют увеличить скорость выполнения формы, а также уменьшить физическую нагрузку. При выполнении высокого варианта тао, следует уменьшить амплитуду движений. Однако здесь очень маленькая устойчивость. Низкий уровень дает сильную физическую нагрузку. При этом амплитуда движений максимальна. На этом уровне очень трудно расслабить мышцы тела. Этот уровень очень устойчив, но при этом страдает маневренность и скорость. Средний уровень оптимален для тренировки. С него рекомендуется начинать. В результате необходимо соединить все в единое целое. В этом случае не имеет значение высота стоек. Сила, устойчивость и маневренность будут одинаковы на всех трех уровнях.
9) Принципы сюй (пустое) чи (полное) и ган (мягкое) жоу (жесткое).
На данном этапе применяют 2 и 3 типы дыхания цигун в шаолиньской традиции. Затем используют дыхание 5 врат и боевое дыхание хэнн-хаах. Рассмотрим эти принципы с использованием 2 типа дыхания. Ганн и жоу — на вдохе тело напрягается, а конечности расслабляются. При этом руки движутся к телу. На выдохе тело расслабляется, а конечности напрягаются. В первую очередь речь идет об ударной конечности. Сюй и чи немного сложнее для понимания. Рассмотрим их на примере правосторонней позиции гунбу. Передняя опорная правая нога будет полной. На нее переносится до 70 % веса тела, то есть основная масса. Задняя нога будет пустой. Теперь руки. Правая рука должна быть пустой, а левая полной, то есть ударной. Основным в сюй и чи будет то, что если правая нога полная, то правая рука пустая, левая нога пустая, левая рука полная и так далее.
10) Принцип перемен.
Смысл этого принципа заключается в том, что каждая тренировка происходит в зависимости от настроя занимающегося и может быть использован любой из вышеперечисленных элементов или все сразу.
Показателем правильности занятий будет такое ваше состояние сознания, при котором вы вписываетесь в окружающее на столько, что незаметны для людей, животных и птиц.
8. Цзинь шелкового кокона и шар тайцзи — чаньсы-цзинь и тайцзи-цзинь
Объяснить что такое цзинь очень сложно. Можно дать как бы общее представление. Цзинь — есть суммарный вектор приложения сил. Данный вектор получается в результате соединения скоординированных движений, дыхания и сознательного усилия с направлением ци в ударную часть тела. В качестве центра координации может быть использована любая часть тела. Базовым центром считается нижний дань-тянь и поясница. Вторым базовым центром являются центры стоп — точки юн-цюань. На более продвинутых этапах используется кисть, локоть, предплечье, пальцы рук и так далее.
В случае использования нижнего дань-тянь или поясницы говорят о «шаре тайцзи». Для получения представления о «шаре тайцзи», рассмотрим технику прямого удара по технике каратэ-до — цуки, а также прямой удар чанцюань по технике спортивного стиля ушу — «длинный кулак» (чаньцюань).
Для нанесения цуки принимаем позицию киба-дачи (аналог «железного всадника» — позиция ма бу).
Удар имеет несколько тренировочных уровней. Первый уровень — противовес. Допустим, удар наносится правым кулаком. Левая рука вытягивается пальцами вперед перед грудью. Правый кулак ребром упирается в правый бок. Локоть не выходит за линию плеча. Правая рука выдвигается на длину предплечья, локоть упирается в одноименный бок. Одновременно подтягивается левая рука. Ее локоть также упирается в одноименный бок. Левая ладонь на уровне правого кулака. Спинка кулака смотрит вниз. Когда левая ладонь уходит дальше назад, правый кулак выдвигается вперед и разворачивается. В то же время левая рука собирается в кулак и принимает положение правой руки до того, как она начала движение. Момент удара правым кулаком совпадает с выдвижением левого локтя назад. Получается противовес. На сколько резко нанесен удар кулаком, на столько же резко бьет локоть противоположной руки. Второй уровень — поворот корпуса по оси позвоночника. Во время удара (речь идет об ударе правым кулаком) корпус разворачивается влево примерно на 45 градусов. В результате выдвигается правое плечо и корпус. Бедра не меняют своего положения. Третий уровень — передергивание бедер. Чтобы выполнить эту технику, делаем следующее. В начале правое бедро выдвигается вместе с корпусом, а в конечной фазе правое бедро резко возвращается в исходное положение. Одновременно правый кулак бьет, а левый локоть резко уходит назад. Соединив все это вместе, мы и получим цзинь — усилие. При этом не следует забывать о дыхании. Используются дыхание раннего неба, дыхание 5 врат или боевое дыхание хэнн — хаах.
В тай чи имеется восемь боевых техник цзинь. Их называют ба мэнь — восемь врат. В древние времена тай-чи называли «искусством восьми врат и шести шагов». Эти техники были основаны на базовой восьмиграмме системы Ицзин-Ицзин, более известной как Книга Перемен. Затем восьмиграмма переходила в гексаграмму, которая и порождала десять тысяч изменений. А в основе всего лежала триграмма, построенная из одной длинной палочки (символизировала Янь) и двух коротких (символизировали Инь). Восьмиграмма состояла из двух квадратов. Каждая сторона квадрата представляла собой триграмму (три линии). В буддизме говорят о 8 сторонах света. На самом деле эти 8 сторон света не что иное, как базовая восьмиграмма Ицзин-Ицзин. Каждая сторона восьмиугольника в тай-чи представлена своей собственной боевой техникой:
1. Пэн — отражение. Триграмма небо — Цянь. Представлена тремя длинными линиями, три Янь.
2. Люй — откатывание. Триграмма земля — Кунь. Представлена шестью короткими линиями, три Инь.
3. Цзи — нажимание. Триграмма вода — Кань. Снаружи по две коротких линии Инь, внутри одна длинная Янь.
4. Ань — толкание. Триграмма огонь — Ли. Снаружи две длинных линии Янь, внутри две коротких Инь.
В этой книге мы рассмотрим именно эти четыре техники. Другой квадрат относится к продвинутым практикам туй шоу и носит название далюй.
1. Чжоу — удар локтем. Триграмма озеро — Дуй.
2. Ле — раскалывание. Триграмма гром — Чжэнь.
3. Цай — притягивание. Триграмма ветер — Сюнь.
4. Као — удар плечом. Триграмма гора — Гэнь.
Помимо этого имеется объединяющая техника — «шесть шагов» — шаг вперед, шаг назад, шаг влево, шаг вправо и поворот головы вправо, поворот головы влево. На данном этапе мы не будем их рассматривать.
Рассмотрим практическое применение первого квадрата.
Элемент небо — Цянь. Он представлен тремя длинными яньскими чертами. Это означает максимальную жесткость, активное сопротивление. Представьте, что толкаете перед собой тяжелую тележку. Или кто-то пытается сдвинуть вас с места — вы противитесь этому и толкаете навстречу противнику. Это и есть Цянь. Однако здесь мы используем все свое тело, а не только руки или ноги. Для отработки этого элемента можно выполнить следующее упражнение. Вы встаете у стены, принимаете высокую позицию гунбу (стойка лука), упираетесь ладонями в стену. Выполняем правило «пустой руки». Затем производим давление на стену. Ответное давление стены идет через руки в нижний дань-тянь. Наше давление на стену генерируется поясницей. Не обязательно проявлять большую силу, особенно в начале практики. Важно ощутить действие векторов сил и суметь их правильно перераспределить. Генерация усилия через дань-тянь и есть «шар тайцзи». Чтобы выполнить цзинь шелкового кокона, необходимо генерировать усилие от стоп. Ответное давление стены также уходит в стопы. При выполнении упражнения стараемся свести к минимуму мышечное напряжение. Постепенно сила давления увеличивается. В итоге мышечное напряжение будет нарастать. Очень важно, чтобы все мышцы напрягались равномерно. Если упражнение выполняется правильно, то вы воспринимаете свое тело как единый монолит. Если упражнение выполняется неправильно, то неизбежно возникновение боли в перенапряженных мышцах, а также в различных отделах позвоночника. Также могут пострадать магистральные суставы конечностей — голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой, плечевой. Сколько и как отрабатывать упражнение решаете вы сами. Все зависит от цели, которую вы ставите пред собой. Упражнение также может выполняться в паре. Один из партнеров толкает, а другой пытается перенаправить вектор воздействия в ноги и соответственно в землю. Данное упражнение относится к технике укоренения. При этом выполняются различные методы дыхания, а также отрабатываются принципы ган — жоу и сюй — чи.
Элемент земля — Кунь. Представлена шестью парными короткими иньскими линиями. Они означают максимальную мягкость. Если взять молоток и ударить по мягкой земле, то она расплескивается. Когда противник наносит удар, к примеру, тот же цуки, то можно провести жесткий блок, можно отойти в сторону, а можно мягко изменить направление движения руки противника и самому слегка уклониться. При этом используются естественные противовесы. Например, кисть всегда слабее предплечья, предплечье слабее плеча и так далее. Можно подставить локоть под бьющую руку, можно предплечье. При этом подставление какой-либо части тела производится по дуге или по кругу, то есть конечность движется. Иногда даже она движется параллельно конечности противника, по пути изменяя направление движения. Данный элемент лежит в основе искусства «липкой руки». При этом вы затрачиваете минимум усилий. Китайская поговорка гласит: — «Один лян сдвигает тысячу цзиней». Это можно интерпретировать, как «Один грамм сдвигает тысячу килограмм».
Все знают, как хлопают двери в метро от ветра. Вы стоите пред ней, петли справа от вас. Когда дверь идет на вас, правая рука делает жест по типу «пионер всегда готов». Очень важно не подставить пальцы. Рука идет по дуге снизу вверх и влево вдоль поверхности двери. В начале идет ребро ладони, затем предплечье, локоть не касается двери. Рука скользит от себя вдоль поверхности двери, постепенно наращивая давление. При этом выполняется правило «пустой руки». Если упражнение выполнено правильно, то руку нельзя согнуть в локте, хотя мышцы полностью расслаблены. В айкидо предлагают следующее упражнение для отработки «пустой руки». Один из учеников держит перед собой выпрямленную руку, слегка согнутую в локте и смотрит на пальцы. Рука полностью расслаблена. Другой ученик пытается согнуть руку в локте, но ничего не получается до тех пор, пока рука расслаблена. Вернемся к двери в метро. Можно вести руку не по дуге, а по кругу, как бы оглаживая поверхность. Чтобы все получилось, необходимо, чтобы предплечье свободно скользило по поверхности, а также необходимо контролировать давление на дверь. Если просто слегка касаться, то ничего не получится. Чем больше давление, тем больше сопротивление, но не мышечное усилие. Отработку данной техники можно увидеть в фильме