Скачать:TXTPDF
Истина Дао: Даосизм для Запада. Алекс Анатоль

вроде церквей, чтобы научиться любить? Что за абсурд! Разве мы ходим в дыхательную школу? Зачем нам нужен кто-то, чтобы научить нас тому, что мы и сами знаем, что для нас абсолютно естественно? Стоит ли какой-нибудь скрытый мотив за учением церкви об универсальной любви?

Даосы становятся очень осторожными, когда какая-либо организация начинает болтать о принципах там, где речь идет об эмоциях, которые должны определяться инстинктом. Даосы сразу начинают подозревать, что эта организация (политическая или религиозная) готовится манипулировать нами — как правило, в ущерб нам. Наблюдая, как кто-то проповедует любовь, ученик Дао тут же видит знак «ОСТОРОЖНО!». Уроки, которые имеют целью обучить нас идеям, которые должны быть врожденными, вместо этого несут нам нечто искусственное. Общественные институты, особенно церковь, учат нас искусственной любви. А искусственная любовь отдаляет нас от изначальной реальности истинной любви, которую можно испытывать на уровне повседневности.

Универсальная любовь — самое абсурдное понятие в коллекции идей искусственной любви; это причудливая догма, лежащая в основе многих значительных вероучений. В этой системе измерений Земля станет намного лучше, превратится в мир без войн и конфликтов, если только все человечество возьмет и воспримет идею универсальной любви.

Все это замечательно в теории, но, к сожалению, не имеет ничего общего с реальностью. Разве возможно любить целый мир, населенный миллиардами чужих людей? Насколько естественно любить людей, совершенно незнакомых вам? Любовь основывается на субъективных личных чувствах, выражаемых по отношению к небольшой группе избранных людей. Любовь — это личное и частное. Любовь — это чувство, которое невозможно распространить на весь мир.

Таким образом, универсальная, вселенская или всеобщая любовь — это абстрактное понятие, удобная ширма, скрывающая подлинные эмоции. Такую искусственную любовь легко скрывать, ибо это ложная эмоция, не затрагивающая сердца. Это же самоочевидно: чем больше кто-то защищает универсальную любовь, тем ненадежней его дружба. Искусственная любовь и любовь естественная не могут сосуществоватьмежду поборником универсальной любви и другом, способным на подлость, или ненадежным партнером можно поставить знак равенства. Проповедники универсальной любви ищут способы распространить на других свою неспособность выражать естественную любовь. Или, хуже того, их шарада универсальной любви скорей является преднамеренной, предназначенной для манипуляции другими людьми для личной мгновенной выгоды манипуляторов.

Будучи даосами, мы знаем, как дешево стоят слова. Слова без действия — это всего лишь колебания воздуха между голосовыми связками. Слова, подкрепленные поступками, позволяют ученику оценить истинность урока. Слова без действия нередко влекут заблуждения и манипуляции. Это означает, что истинная любовь должна включать реальные поступки. Следовательно, те, кто учит силе универсальной любви, должны показать на деле свои идеалы; в противном случае они оказывают содействие еще одной пустой и разрушительной «ценности» общества.

Например, многие благотворительные организации получают гранты, чтобы построить приюты для тысяч бездомных в больших городах Запада. Люди, делающие взносы на это благородное предприятие, довольны собой: они дали денег на такое стоящее дело! Благодаря пожертвованию, которое освобождается от налогов, они испытывают гордость и самодовольство, воображая себя великими защитниками бедных. Но, будь они настоящими защитниками бедных и носителями универсальной любви к чужакам, они могли бы принять каждый по одному бездомному под свой кров и тем самым раз и навсегда решить проблему бездомности. Однако мало кто из филантропических семейств, где превозносят универсальную любовь, снисходит до того, чтобы приютить даже одного-единственного бездомного. Словам грош цена, а цена реальных поступков слишком высока для тех, кто профессионально занимается универсальной любовью. Куда проще говорить о любви и сострадании, чем претворить чувства в действие. Универсальной любви не хватает реального действия, подкрепляющего ее теоретические основы, — этого теста она не проходит.

Почему же универсальная любовьидея столь неотразимая и желанная — неосуществима в реальном мире? Что препятствует миру во всем мире и процветанию любви на земле?

Пределы наших возможностей не позволяют нам любить целый мир с той же силой, с какой мы любим отдельных личностей. Чжуан-цзы сказал:

Не странно ли слушать о любви ко всему человечеству сразу? Беспристрастность подразумевает признание пристрастности (к отдельным личностям).

Мудрость Лао-цзы, 316

Нельзя, неестественно любить неопределенную, абстрактную группу чужих людей, коль скоро следствием естественной любви является реальная связь с конкретными личностями. Мы можем любить либо целый мир, либо отдельных индивидуумов. И то, и другое мы любить не можем. Или, если перефразировать Чжуан-цзы, будучи пристрастны к миру, мы поневоле должны быть беспристрастны (в смысле — безразличны) к близким людям. Избирая универсальную любовь, мы жертвуем способностью любить отдельных личностей.

Читая о бастующих шахтерах в какой-то далекой стране, которым не платили зарплату уже больше восьми месяцев, мы сочувствуем этим людям. Но это — сочувствие предельно абстрактное. Разве можно сравнивать наши чувства по отношению к иностранным шахтерам и чувства, которые мы испытываем к собственным детям? Эмоции, обращенные к детям, естественны. А то абстрактное чувство сострадания, которые мы, может быть, питаем ко всему остальному миру, — по большому счету, бессмысленно.

Итак, даосу должна быть понятна идея «здорового эгоизма». Это нормально — любить себя и избранных людей, которых вы считаете своими любимыми. Эта небольшая группа образует своего рода «внешний кокон» личности. К этому кокону даос чувствует естественную любовь, подкрепленную действием. А поскольку мы все ограничены во времени и силах, кокон неизбежно будет довольно малым.

Это означает, что у даоса двойственный подход к внешнему миру. Человек Дао соблюдает мирный договор с теми, кто находится вне его кокона, до тех пор, пока против него не будет развязана война. Точно так же и остальному миру в действительности нет до нас дела. Мы понимаем и принимаем это.

Здоровый эгоизм — это способ избежать лицемерных и неестественных проявлений любви, сохраняя нашу естественную любовь для немногих избранных и предоставляя всему остальному миру иметь дело с лицемерами и их искусственной любовью.

Заблуждение 10. Избежать конфликта любой ценой

Он может сидеть недвижно, как труп, и моментально приходить в движение, подобно дракону.

Мудрость Лао-цзы, 61

Поскольку теперь мы понимаем основы любви, нам важно понять и ее противоположностьконфликт. Любовь — это сострадание, преданность, инстинкт защиты по отношению к объекту привязанности. Цель конфликта бесхитростна — уничтожить объект, на который направлен гнев. Любовь и конфликт не могут сосуществовать, они взаимоисключающи.

Если двое действительно любят друг друга, между ними не может быть вражды, гнева или ненависти. Воспетая западной литературой «любовь-ненависть» — это фарс. Для даоса любовь и конфликт сродни белому и черному — серого цвета тут нет. Это диаметрально противоположные понятия. Конечно, существует и иной взгляд на эти вещи, но именно он и объясняет такое количество браков без любви в западном мире.

Даос внимателен к симптомам охлаждения между ним и его друзьями и возлюбленными. Его чувствительность обострена, обращена к предвестникам конфликта. Точно так же даос ищет положительные признаки, укрепляющие его сострадание к тем, кого он любит.

Эти положительные и отрицательные признаки нередко появляются в трудные моменты. Например, посмотрите, как поведет себя ваш старинный друг, когда вы потеряете работу или испытаете финансовые затруднения. Одолжит ли он вам деньги, предложит ли какую-то иную конкретную реальную помощь? Когда вы болеете, поддерживает ли вас в слабости ваша супруга, своей заботой смягчая ваши страдания? У жизни для нас большой запас нелегких задач, трудностей и конфликтов. Когда наступают такие времена, вы можете оценить истинные чувства окружающих вас людей на основании их поступков.

Западный способ существования ослабляет страсть к жизни. Люди, с одной стороны, отказываются признавать ценность подлинной любви, а с другой — недооценивают роль конфликта в своей жизни. Жизнь — это война. Чье-то вторжение на ваш жизненный путь может повлечь страдания и даже смерть.

Такое вторжение может быть как прямым и осязаемым (когда, например, на вас нападают с ножом), так и растянутым во времени (как, например, в том случае, когда сослуживец пытается потихоньку выжить вас с должности). В обоих случаях ваша реакция, как и действия окружающих, отражается на вашем благополучии.

Избегать конфликтов любой ценой — вот что стало характерной чертой западного человека. Мы скрываем свою антипатию под маркой принятых в обществе хороших манер или объявляем, что открытое столкновение ниже нашего достоинства, но в действительности мы быстрыми темпами становимся, если прибегнуть к молодежному сленгу, породой «ботаников».

Столкновений любого рода действительно надлежит избегать; когда же столкновения избежать невозможно, его нужно принять со страстью. Нападающего невозможно сдержать вежливо. Вам приходится отвечать агрессией, стараясь нанести ему максимальные повреждения. Вежливое ведение войны вылилось для США в затяжные, бессмысленные бои во Вьетнаме. Бизнес, для которого нормально пассивное сосуществование с конкурентами, находится в одном шаге от банкротства. Конфликт требует несдержанной, жесткой реакции. Такую реакцию необходимо искусственно взращивать; ваша задача состоит в том, чтобы поразить врага с тем же воодушевлением, какое вы выказываете, заботясь о своих близких.

Избегать конфликта любой ценой — это удел трусов. Недостаток или отсутствие страсти к битве идет рука об руку с недостатком любовного пыла. Искусный воинчеловек чувствительный.

Выбор пути труса имеет интересное следствие: желающие причинить вам вред чувствуют ваш страх. Это доказанная теория виктимологии[7] — позиция уклонения от конфликтов на самом деле притягивает беду. На пожилую даму с гордой осанкой и пылающим взором, идущую по улице широким, твердым шагом, вряд ли нападут. А вот запуганный, сутулый «ботаник» с бегающими глазками, нагруженный компьютерными справочниками, имеет все шансы стать жертвой грабителей или хулиганов. Как лев на охоте отбивает от стада антилоп слабых или больных особей, так и двуногие хищники нападают на слабых или трусливых.

Уклоняться от конфликтов — это не по-даосски. Просветление подразумевает, что вы должны научиться лобовому столкновению с конфликтами. Парадокс Дао состоит в том, что чем больше вы учитесь и готовитесь (ментально и физически) к конфликту, тем меньше вероятность, что он возникнет. Об этом же говорили и древние римляне: «Хочешь мира — готовься к войне».

Заключение

Без ясности и Небо было б зыбко.

Мудрость Лао-цзы, 204

C исторической точки зрения, западная цивилизация переживает в настоящее время свой звездный час. Экономическое процветание развитых западных стран и мощные службы безопасности гарантируют большинству граждан относительно сытую и спокойную жизнь. Политический строй позволяет каждой личности вести практически любой образ жизни (до тех пор, впрочем, пока личность не привлекает к себе всеобщего внимания). К сожалению, многие западные люди оказались дезориентированы неработающими ценностями общества и фактически превратились в роботов. В современном относительно спокойном западном мире жесткие силы реальности несколько смягчены и уже не могут хорошей встряской вывести жертв общества из их транса.

Когда западный даос пытается выбраться из паутины воздействий общества, он сталкивается с необходимостью тщательно разобраться со своими заблуждениями и привести свое мышление в порядок.

Скачать:TXTPDF

Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать, Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать бесплатно, Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать онлайн