Это требует отказа от представлений, взлелеянных с детства, посредством болезненного процесса самопожертвования и настойчивости. Это путь для особенной личности, сочетающей в себе чувствительность и смелость. И этой необыкновенной личности нужен необыкновенный наставник. Иначе говоря, требуется такое совпадение обстоятельств времени и места, которое могут обеспечить одни лишь боги.
Лао-цзы совершил впечатляющий подвиг. Две с половиной тысячи лет назад он разработал философское учение, которое сейчас объясняет нам, как следует действовать в мире «хаоса, страданий и абсурда». Каким-то образом этот древний ученый исполнил неисполнимое: объединяя осязаемое с неосязаемым, материальное с нематериальным, природу с обществом, старый мудрец через века заклинает нас вернуть себе души, данные нам от рождения. Он напоминает нам: жизнь так коротка, что нашу страсть к ней необходимо отвоевать у духовенства и политиков, которые незаметно ослабляют нашу сущность и превращают нас в зомби. Он призывает нас прямо смотреть жизни в лицо и действовать.
Истина Лао-цзы подобна ключу от тюремной камеры. Она дает нам возможность выйти из темницы ложных ценностей. Восемьдесят одна строфа «Дао дэ цзина» открывает секреты счастья. Эти тексты сегодня не менее актуальны, чем в 600 году до нашей эры. Стихи, которые можно рассматривать как рабочий инструментарий, становятся понятны в рамках стройной философской системы, которая проходит проверку на простоту, последовательность и практичность. Важнее всего то, что Старый Учитель пророчествовал без какой-либо корысти. Он написал свои пять тысяч иероглифов «Дао дэ цзина» — и исчез.
Если вы решитесь прибегнуть к основным идеям Дао для обретения благополучия, то тем самым вверите себя глубоко индивидуальному процессу просветления. Под руководством мастера различные заблуждения ученика снимаются слой за слоем, по мере того как тело и дух развивают в себе чувствительность к силам Дао. Эта способность — видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, — является необходимым условием для прохождения испытаний, которые будет вам щедро предлагать сама жизнь. Ясное видение влечет за собой правильное действие.
Заблуждения западного ума приобретают все более широкие масштабы, но в них нет ничего исключительного. На протяжении веков истории у каждого человеческого общества были свои «фирменные» заблуждения, которые в конце концов трансформировались в структуры, приводившие эти общества в упадок.
Современное западное общество можно считать злом, но это необходимое зло. Это основание нашей устойчивой политико-экономической системы, Сила этого общества позволяет нам строить скоростные автомагистрали, возводить здания до самых облаков, заменять вышедшие из строя сердечные клапаны, летать на Луну, ежедневно завозить в супермаркеты свежие продукты и обеспечивать все прочие внешние атрибуты современной жизни.
Чтобы совершать такие подвиги, мы создали законы и правила, опирающиеся на культурные нормы. Средства массовой информации (телевидение в особенности) намеренно и непреднамеренно вступают в сговор с духовенством, системой образования и политиками с целью множить заблуждения, дополнительную опору системы. Большинство западных людей слепо, не задавая лишних вопросов, принимают установленное в обществе лицемерие, даже если после разоблачения оно предстает абсолютно неприкрытым. Промывание мозгов, которым занимаются церкви, государства и Голливуд, идет вполне успешно. Подготовленный даос научается распознавать этих пропагандистов ложных ценностей и вырабатывать у себя иммунитет против их вредоносных воздействий. У него хватает ума маскировать свое презрение к окружению, чтобы, скрывая его, избежать ярости раздраженного людского стада, не приученного думать.
Лао-цзы избрал для объяснения своей совершенной системы поэтическую форму. Кроме того, он хотел, чтобы его наставления были понятны только под руководством мастера. И это неизбежно привело к появлению искаженных версий его философии. Типичная западная трактовка Дао — это смесь всякой эзотерической чепухи, лишенная какой-либо последовательности и не имеющая ничего общего с подлинным учением.
Не понимая практической сущности даосизма, западные толкователи считают его чем-то древним и экзотическим. Нет ничего более далекого от истины! Как это ни странно на первый взгляд, даосизм, пожалуй, самая «западная» и даже самая «американская» из всех религий мира. Даосизм, например, приемлет капитализм, поскольку эта экономическая система абсолютно последовательно согласуется с даосским представлением о естественном своекорыстии. Отцы-основатели Америки, как и даосы, питали недоверие к централизованной государственной власти. Гарантированное американцам конституцией право свободного ношения оружия отражает даосское убеждение, что личная безопасность — это забота в первую очередь самой личности и эту ответственность нельзя перекладывать на чужие плечи. Даже практическая направленность даосских наук (проявившаяся в древних традициях фитотерапии, в изобретении пороха, в построении точных астрономических таблиц) была бы по достоинству оценена Томасом Джефферсоном, Томасом Эдисоном, Генри Фордом и другими великими американскими изобретателями.
Эта древняя китайская философия призывает американцев и всех людей западной цивилизации заново открыть глубинную суть того, что сделало их страны великими. Пусть даже окончательная судьба Запада, возможно, уже предрешена (как это случилось со всеми великими цивилизациями в истории) — остается надежда для тех немногих людей, которые смогут постичь идеи Лао-цзы. Такие люди смогут добиться по-настоящему благополучной жизни и жить в мире.
Тем немногочисленным западным людям, которые хотят рискнуть и выбраться из душного кокона современной цивилизации, предлагается философия, основные идеи которой когда-то были близки Западу: самопознание, самосохранение и самодостаточность. Мистическим образом сформулированная тысячи лет назад, эта философия вполне может стать родной для вас.
ГЛАВА 3 Заблуждения восточного ума
Заботиться о своей человечности, точно о лишнем отростке на руке, — значит насиловать свои жизненные свойства и ставить препоны своей природе ради того, чтобы стяжать уважение и славу и заставить мир под звуки дудок и гонгов покориться никому не нужным законам.
Кто-то из читателей может спросить, зачем в книгу об истине Дao включена глава, объясняющая основы таких учений, как буддизм и конфуцианство. Ведь Лао-цзы предупреждает, что лишние размышления — это пустая трата энергии, влекущая за собой смятение; вполне достаточно взяться за трудную задачу полного постижения доктрин Дao, отставив попытки понять другие системы верований. Кроме того, даосы мало заботятся о том, чтобы «склонить» кого-то к своему образу мышления, — они лишь стремятся объяснить принципы Лao-цзы тем, кто ими интересуется, а дальнейшее их не очень волнует. Короче говоря, даосы не проповедуют, а объясняют.
Но, несмотря на все вышесказанное, есть три основные причины, по которым нам необходимо углубиться в буддизм и конфуцианство. Во-первых, господство даосизма, буддизма и конфуцианства в Древнем Китае приходится примерно на одно и то же время, и все три учения оказывали друг на друга влияние на протяжении двух тысяч лет. Важен и вклад буддийских и конфуцианских верований в превращение классического даосизма в народный, имеющий мало общего с изначальными постулатами Лао-цзы. Народный даосизм воспринял очень многое от идей буддизма и конфуцианства, сформировав поверхностную философию, предназначенную для масс, и немало способствовал утрате многих изначальных принципов Дао. Например, одни даосские секты приняли конфуцианские идеи почитания определенных традиций, принятых в обществе (что есть сущая ересь для классических даосов), другие заимствовали из буддизма вегетарианство; в религиозной мифологии народного даосизма и буддизма есть общие легенды о Восьми Бессмертных и Богине Милосердия. Поэтому полезно уметь определять те элементы учения, в которых основные идеи классического даосизма преобразились в представления, даосские только по названию.
Вторая причина, по какой нам следует обсудить буддизм и конфуцианство, состоит в том, что сравнение их основных идей с идеями даосизма делает яснее фундаментальные понятия. Сравнительный анализ — традиционный метод для изучения явлений, при котором рассматриваются резкие контрасты между ними. Это похоже на даосский принцип противоположностей (Инь и Ян). Например, для того, чтобы понять, что такое «жарко», надо сначала узнать, что такое «холодно». Сопоставление буддизма и даосизма устраняет неопределенность и способствует более полному постижению основных идей классического даосизма.
Третья причина включения в эту книгу анализа буддизма и конфуцианства связана с нашей основной целью: объяснить западным людям философию и религию Дao с полной определенностью. Читатель, уделяющий свое время чтению «Истины Дao», вероятно, уже пришел к выводу, что иудео-христианские воззрения в чем-то недостаточны, зато обаяние восточных философских систем предлагает ему новую надежду. Однако сжатого объяснения этих схожих на первый взгляд систем до сих пор не существовало.
О даосизме, буддизме, конфуцианстве написано множество книг. К сожалению, они не дают простых, четких и кратких объяснений основ каждой из этих религий. Все по-настоящему значительные книги об этих религиях предназначены для ученых, т. е. для аудитории, уже знакомой с материалом и потому способной понять то, что в этих книгах написано. Эти возвышенные академические рассуждения создают заблуждения, предлагая читателю абстрактные понятия и противоречивые точки зрения. Эзотерические же толкования еще больше запутывают читателя, вводя идеи, не имеющие ничего общего с классическими восточными учениями. «Истина Дао» восполняет этот пробел, объясняя сущностные основы в простых выражениях так, чтобы эзотерические понятия не отвлекали западного читателя.
Великие мудрецы-основатели даосизма, конфуцианства и буддизма жили в одну и ту же историческую эпоху. Считается, что Будда родился около 560 г. до н. э., Конфуций — около 551 г. до н. 3, а Лао-цзы — около 571 г. до н. э. Хотя ни один из них не провозглашал себя божеством, рождение этих трех великих учителей явилось знаком необычных изменений в ритме Вселенной. Невозможно переоценить их влияние на жизнь людей по всей Восточной Азии.
В западных исследованиях эти три системы верований традиционно характеризуются как философски близкие, но это весьма далеко от истины. Различия между ними так же велики, как между тьмой и светом, небом и землей! Из всех трех лишь даосизм в основе своей неотступно взращивает индивидуальную природу личности в противовес воздействию общества, напоминающему приливы и отливы. Буддизм же и конфуцианство стараются усилить связь между целями тех обществ, где они распространены, и целями отдельной личности. В предлагаемом далее сравнительном анализе просим читателя обратить внимание на уникальность основной цели даосизма — борьбы за ясное видение реальности, противопоставляемое заблуждениям, которые распространяются с помощью ценностей социума (причем в их число входят и те, что приняты в других восточных философских системах).
Когда рождается человек, с ним приходит скорбь.
Буддизм зародился не в Китае, а в Индии, почти две с половиной тысячи лет назад. В Китай он проник четыреста лет спустя и быстро там распространился, став одной из четырех основных религий[8]. При нынешней коммунистической власти в Китайской Народной Республике никаких «официальных» религий не существует, но повсюду в стране есть действующие буддийские храмы.
Буддизм был основан царевичем Сиддхартхой, благородным человеком, родившимся в богатой брахманской семье. Хотя легенда о нем и была со временем приукрашена, она представляет интерес с точки зрения происхождения этой значительной религиозной и философской системы.
Легенда начинается между VI–V вв. до н. э., когда юный царевич Сиддхартха жил в роскоши, оберегаемый от всех страданий и невзгод.