Скачать:TXTPDF
Истина Дао: Даосизм для Запада. Алекс Анатоль

хромой справедливостью, в умах людей воцарились сомнение и смута.

Мудрость Лао-цзы, 120

Заблуждение вездесуще. Став общественным животным, создающим правила поведения, благодаря которым поддерживаются ценности социума, человек впустил в свою жизнь заблуждение и страдание.

Из истории мы знаем, что взлеты и падения великих цивилизаций напрямую зависят от распространения ценностей, входящих в противоречие с реальностью. Первоначальные человеческие общества, утверждавшие себя посредством меча, поневоле должны были обладать ценностями, основанными на реальности. Реальность войны делала такие общества насквозь прагматичными. Но по мере того, как реальностью жизни становились успех и безопасность, ценности все более размывались. Вследствие этого цивилизация слабела и в конце концов приходила в полный упадок.

Каждое общество разрабатывает свой собственный, уникальный набор ценностей и заблуждений; в этом человеческая изобретательность не знает пределов. Сейчас Америка находится на пике своего развития. Американская культура прошлых времен, грубо сработанная целеустремленными иммигрантами, теперь преобразилась в культуру неженок, ценящих удобство и безопасность. Как только нашей изначальной твердости пришел конец, на свет явилась культура слабости и фантазий.

Эта глава посвящена американским заблуждениям, которые типичны для западного мышления в целом. Поскольку западный мир сформирован ценностями Ватикана, Вашингтона и Голливуда, Америка, при всем своем величии, возвела заблуждения в ранг закона. Осознанием вредоносности этих ценностей вы можете сделать себе прививку против них, особенно против того тумана, который препятствует ясному видению мира. Эти ценности — ваш враг. Понимать своего врага — первое правило боя.

Американские заблуждения сформировали полосу препятствий, которую вам надлежит преодолеть на пути к духовности. Они станут испытанием для вашего характера и определят то, что получит ваша душа в итоге.

Итак, давайте сформулируем десять основных заблуждений западного ума и решим, как с ними справляться.

Заблуждение 1. Ум превыше тела

Поэтому мудрец заботится о пище для живота, а не о красоте для глаз.

Мудрость Лао-цзы, 90

Даосская философия использует природу как образец для подражания. Основой естественного существования человека является его тело. Хотя мы считаем, что наше тело жестко прикреплено к нам (потому что оно всегда на месте, когда мы просыпаемся утром), на самом деле оно не слишком сильно и, бесспорно, бренно.

Представьте себе физическое тело как двигатель в автомобиле. Пока автомобиль еще новый, его мотор работает прекрасно. После сотни тысяч километров пробега мотор будет часто нуждаться в ремонте и замене масла. Чем больше пробег, тем больше мотор изнашивается и в конце концов ломается. Внимательный уход продлит мотору жизнь, но потребует от автовладельца немало времени и хлопот.

Поддержание человеческого тела в хорошем состоянии тоже требует колоссальных затрат энергии. Нужно делать зарядку, соблюдать диету и остерегаться болезней, атакующих нашу иммунную систему. Но, как бы усердно мы ни старались защитить свое тело от травм или болезней, оно все равно со временем разрушится. Самое здоровое тело очень быстро может быть уничтожено невидимым вирусом. Тело — это всего лишь бренный сосуд, требующий пищи, тренировки и непрерывной заботы. Чтобы продлить себе жизнь, мы должны ухаживать за телом, как за мотором автомобиля.

Чтобы лучше понять идею бренности тела, представьте себе, что тело — это воздушный пузырек, плывущий по реке жизни. Любой острый предмет может проткнуть этот пузырек — и он лопнет, исчезнет навсегда. В жизни есть несметное число объектов, которые могут проколоть наш пузырек. Лаже малейшая дырочка приведет к гибели. Тяжело обладать телом непрочным, как воздушный пузырь: мы должны совершать наше плавание по реке жизни осторожно и внимательно.

Однако физическое тело не делает нас отличными от других живых существ. Одни лишь особенности формы тела еще не характеризуют человека. Животные сталкиваются с теми же препятствиями и опасностями в потоке жизни; как и мы, они должны спасать свои пузырьки от смерти и разрушения.

Что же тогда отделяет человека от животных? И животные, и люди нуждаются в пище, сражаются за жизненную территорию и стараются ухаживать за своими телами. Чаще всего на этот вопрос отвечают так: в отличие от животных, у людей есть «душа». Но, к сожалению, такой ответ порождает лишь новые вопросы. А что это такое — душа? И откуда нам известно, что у животных ее нет?

Тысячелетиями эти вопросы обсуждали великие философы, но ответа так и не дали. Хотя большинство людей верят в существование некой души (или духа), мало кто способен внятно охарактеризовать сущность этого явления. Мы все сходимся лишь на том, что в мире материальном проявлением нашей души (духа) является тело, поскольку оно выражает через речь или письмо наши мысли. Наше тело приходит в этот мир в процессе рождения и служит сосудом, вмещающим душу.

Homo sapiens — это высший вид жизни. Мы властвуем над другими животными, создаем сложнейшие общественные формации, занимаемся искусством и литературой и развиваем современные технологии для господства над окружающей средой. C одной стороны, мы принадлежим к животному царству и поэтому обладаем телом, каковое нуждается в пище, крове и постоянной заботе. C другой стороны, мы — существа духовные, которые пишут стихи, философствуют и создают технологии для своего удобства. Так сколько же в человеке животного начала, а сколько — духовного, или интеллектуального?

Давайте считать, что духовная, или интеллектуальная, составляющая человека — это «частица Бога» в нас. Именно эта частица Бога и выделяет нас из мира животных. Хотя количественное определение этой частицы невозможно, она, как нам представляется, занимает менее десяти процентов нашего существа (возможно, намного менее).

Поскольку человек в основном есть животное (скажем, на девяносто процентов), глупо считать его сверхдуховным и невероятно чистым созданием. Упомянутые десять процентов не отделяют нас от царства животных. И все же мы не живем, как животные, и не ведем себя, как они. Похоже, эта маленькая частица Бога, с одной стороны, служит нашим отличительным признаком, а с другой — затрудняет нам понимание нашего места в мире. В жизни животных нет таких трудностей, как у нас. Инстинкты и поведение животных предсказуемы и стандартны, их жизнь проста и понятна. Наша же жизнь, несмотря на девяносто процентов животного начала, отличается разнообразием, непредсказуемостью и усложненностью. Таким образом, получается, что десятая доля божественного в нас служит также источником многих наших заблуждений и суетных метаний.

Для человека невозможно быть только животным. Благодаря нашему интеллекту, нашей способности общаться и умению давать рациональные объяснения мы понимаем, что существует нечто, выходящее за пределы тела. Однако как только мы осознаем, что частица Бога составляет менее десяти процентов нашего существа, что мы уязвимы для болезней тела и для фантазий ума, наша суть становится для нас яснее. Только в мечтах мы можем воображать духов или ангелов, не привязанных к физической сфере бытия. Именно жизнь в теле укореняет нас в материальном мире.

Результатом осознания нашего места в мире должны быть философские идеи и каждодневные поступки, которые уравновешивают ум и тело. К сожалению, такое осознание встречается нечасто. Повсюду в мире, во многих университетах и высокотехнологичных компаниях вы найдете профессоров и иных интеллектуалов, которые пренебрежительно относятся к своему телу. Эти люди считают, что ум — это всё, а тело — лишь приставка к нему. Обычно они отличаются избыточным весом или, наоборот, чрезмерной худобой. Они беспечно относятся к своей пище или диете, их мало заботит, как они выглядят. Если заговорить с ними о физических упражнениях, они с гордостью заявят, что они «не помешаны на здоровье», будучи «людьми интеллекта».

Такое возвышение разума над телом противоречит реальности. Представьте, что всех этих интеллектуалов лишили пищи и воды на двое суток. Представьте, что они целую неделю страдают от свирепого поноса или мучительной зубной боли. «Люди интеллекта» будут рыдать, как дети, совершенно позабыв о философии Гегеля, компьютерном программировании и астрофизике.

Представление о том, что «ум превыше тела», в конечном счете ставит под сомнение саму необходимость иметь тело. Это, безусловно, заблуждение и извращение реальности, поскольку наш ум мало что значит без правильно функционирующего тела. Каков прок от мозга в стеклянной банке? Совершенно очевидно, что мозг без тела — ничто. Ум нуждается в теле, а тело нуждается в уме. Вот что означает необходимость равновесия между умом и телом.

Тело называют «храмом души». Теловместилище нашего мозга. Жить в загаженном доме с разбитыми окнами и дырявой крышей невозможно. Так же невозможно, чтобы дом стоял на рассыпающемся фундаменте. Мы следим за домом, в котором живем, починяя крышу, когда она начинает протекать, укрепляя фундамент и заменяя разбитые стекла в окнах. Такой же подход верен и для нашего тела. Нельзя рассматривать тело как приложение к нашему уму. Оно является одной из важнейших частей нашего существования!

Просветление требует сооружения крепкого моста между телом и умом. Это один из самых важных и практичных способов избавиться от заблуждений и страданий. Здоровое тело отражает здоровье ума, и наоборот. К сожалению, большинство западных людей не понимают этого, о чем свидетельствует тот факт, что многие из них страдают ожирением.

Во власти того же заблуждения находятся и люди, впадающие в противоположную крайность — считающие, что их тело и есть единственная суть бытия. «Культуристы» и фанатики «здорового образа жизни», тратящие все свое время и энергию на улучшение своей физической формы, тоже пребывают в неуравновешенном состоянии. Они сосредоточивают свои усилия исключительно на телесности, а из-за недостаточной тренировки ума получают тело красивое, но пустоголовое.

Давайте вернемся к нашему сравнению тела с домом: дом у таких людей в прекрасном состоянии, окна целы, крыша не течет, фундамент прочен. Но вот, к несчастью, в доме никого нет. Только сквозняк гуляет по чердаку. У таких людей равновесие между умом и телом нарушено так же сильно, как и у интеллектуалов. И точно так же смешение физической реальности и реальности ума порождает мучения и боль.

Во многих даосских храмах можно найти изваяние Бога Долголетия. Он символизирует важность телесного благополучия; даосы молятся ему о здоровье своего тела. Это божество занимает в храме очень почетное место, что ясно и недвусмысленно напоминает собравшимся: «Берегите свое тело, чтобы здоровому уму было где помещаться».

Интересно отметить, что даосизм — одно из самых мистических религиозных учений — уделяет такое пристальное внимание бренному телу. В этом вопросе заблуждения непозволительны. Приступая к практике даосизма, вы начинаете с совершенствования своего тела при помощи боевых искусств и цигун. Затем это сочетается с совершенствованием ума посредством медитаций и изучения философии Дао. Но физические упражнения всегда служат отправной точкой для классического обучения начинающего ученика-даоса.

Заблуждение 2. Ценность семьи и детей

Тигр любит свое дитя.

Мудрость Лао-цзы, 67

Рождаясь на свет, мы зависим от тех, кто нас окружает, особенно от членов нашей семьи, которые должны научить нас, как вести себя в реальности и выживать в ней.

Скачать:TXTPDF

Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать, Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать бесплатно, Истина Дао: для Запада. Алекс Анатоль Даосизм читать онлайн