К сожалению, современное западное общество практически уничтожило традиции и ценности классической семьи. Традиции прошлого предусматривали передачу от отца к сыну семейных ценностей и способов поддержания существования. Например, человека, родившегося в крестьянской семье, уже в раннем возрасте обучали сельскому хозяйству и привлекали к работам в поле или на скотном дворе. Ребенок учился жить на ферме, уважать землю, ценить ручной труд как эквивалент благосостояния. Когда ребенок становился взрослым, он продолжал вести такой же образ жизни, какой был принят в его семье. По сути, реальность повседневной жизни на ферме связывала членов семьи в единое целое.
Сегодняшние же дети обычно не имеют никакого отношения к профессиональным занятиям родителей. Во многих случаях дети даже не разделяют основные ценности родителей. Они предпочитают поступать в институты подальше от родного дома. Зачастую они преследуют такие профессиональные и личные цели, которые полностью противоположны родительским. Если у врача сын становится рок-музыкантом, то что у этих людей общего? А пресловутый «конфликт поколений», когда отцы лет на двадцать-сорок старше детей, лишь усугубляет различие их философий и ожиданий от жизни. В лучшем случае дети и родители собираются вместе на какие-то важные праздники. Со временем различия становятся все значительней, проявляясь в антагонизме и вражде. А причина враждебности — в том, что у каждого нового поколения свое восприятие реальности.
Разрушение образа жизни трудящейся семьи влечет значительные последствия для построения системы ценностей у детей. В типичной семье до наступления индустриальной эпохи старшие члены семьи жили со своими детьми и играли значительную роль в воспитании внуков. Когда старики умирали, молодые люди получали один из важнейших уроков жизни — узнавали о ее круговороте. Видя смерть любимого дедушки или дорогой бабушки, они получали реальный и эмоционально окрашенный опыт конечности бытия человека. Круговорот жизни и смерти являл себя не как рассудочное осознание смерти родственника где-то за тридевять земель, но как подлинная и прочувствованная потеря. Современная семья, где родственники общаются преимущественно по телефону, не связана эмоциональными узами, необходимыми для того, чтобы прочно укоренить идею круговорота жизни — одну из самых главных жизненных основ бытия.
Поскольку семья перестала быть для ребенка источником знаний о том, как поддержать свое существование и преуспеть в жизни, функция обучения и воспитания, по идее, должна переходить к учебным заведениям, учрежденным современным обществом. В древние времена, когда аграрное общество в Китае перешло к более сложным формам хозяйствования, родители могли посылать своих детей к духовным учителям — например, в даосские монастыри. Монахи учили детишек правильно воспринимать реальность и выживать в ней.
В современном западном мире нет подобных учреждений. Детей определяют в местную школу, затем в колледж или институт. Цель учебы — усвоение определенной учебной программы, которая, как правило, неспособна (и даже не ставит целью) помогать молодежи понимать реальность, учить ее жить в сложных условиях современного общества. Многое из того, чему учат в школах и вузах (вроде тонкостей высшей математики), никогда не пригодится в дальнейшей жизни.
C другой стороны, образовательные учреждения в западном мире сделались настолько неэффективны, что у многих молодых людей отсутствуют базовые навыки, которыми владели их родители. Сегодня у многих выпускников школ нет практических знаний географии, математики, всемирной истории или даже основ грамматики. Уменьшение роли семьи вылилось в перекладывание родительской ответственности за обучение своих отпрысков на чужие плечи. Теперь этот труд возложен на учителей, которые сами плохо обучены, и на систему образования, лишенную какой-либо мотивации.
В дикой природе животные учат свое потомство основам выживания. Птицы учат птенцов летать. Хищники учат своих детенышей охотиться. Все животные учат молодняк выживать и жить. Эта обучающая функция родителей запрограммирована самой Природой.
Какое же обучение проходит нынешняя западная молодежь? Образ жизни современных американцев и европейцев не позволяет родителям уделять необходимое время, чтобы обучать своих детей тому, что им потребуется для жизни в этом мире. В среднестатистической семье имеется два кормильца: и мать, и отец вынуждены проводить на работе много времени. Они возвращаются домой после долгого рабочего дня, и у них нет ни сил, ни времени, чтобы заниматься с детьми. В такой обстановке родители не имеют возможности передавать свои знания детям.
Да и детям, которые захотят изучать ремесло родителей, нелегко придется. Одно из принципиальных различий между современным обществом и обществом традиционным состоит в том, что профессиональные навыки родителей становятся все более «высокотехнологичными». Еще несколько поколений назад фермеру было в принципе не так уж трудно передать детям свои познания и навыки. C самого своего рождения ребенок становился частью той повседневной работы, которую семья проделывала, чтобы поддерживать существование. Но подобное ученичество невозможно, когда родитель делает карьеру в области передовых технологий! Даже самый развитой ребенок не сможет сидеть рядом с отцом и помогать ему писать сложные компьютерные программы.
«Высокотехнологичность» жизни западного общества и, как ее следствие, нехватка у родителей времени для выполнения родительских обязанностей приводят к отчуждению между взрослыми и детьми. Ребенок ходит в школу и живет своей жизнью. Родители заняты в своей сфере деятельности, и жизнь у них тоже своя. В нынешнем обществе родители не в состоянии брать на себя обязанность, которая в животном мире каждым родителем исполняется автоматически!
Тот факт, что большинство супругов проводят много времени раздельно, каждый в своем профессиональном кругу, отделяет не только родителей от детей, но и родителей друг от друга. Это помогает понять, почему большая часть браков в наши дни кончается разводом. Общий опыт приводит к общности интересов и ценностей. К несчастью, современное общество вынуждает детей проводить основную часть времени в школе, тогда как день их родителей протекает на работе, причем у каждого на своей. Дом превратился в обычный постоялый двор, где часть жильцов называется «родителями», а остальные — «детьми».
При невозможности, нежелании или неспособности родителей обучать своих чад эта жизненно важная функция должна возлагаться на образовательные общественные учреждения — школы и церкви. Но если им еще худо-бедно удается научить детей читать, писать и считать, то научить ясно видеть мир и взаимодействовать с реальностью они не могут. В идеале первому (чтению, письму, счету) должны учить школы, а второму (видению мира) — церкви. Отчасти это и было стимулом отделения церкви от государства в США, как указано в американской конституции отцами-основателями нации. Школы (государство) преподавали чтение, письмо и счет, а церковь (религия) учила, как надо смотреть на мир.
Хотя ухудшающиеся результаты школьных тестов в США показывают, что школы не справляются со своей задачей, все же наибольший вред приносит именно неспособность религиозных учреждений научить ясному видению мира. Как это ни смешно, плохие результаты тестов пугают американское общество, но тот факт, что мы отправляем в большой мир детей, не умеющих справляться со сложными жизненными проблемами, не вызывает подобной озабоченности. Религиозные учреждения проповедуют «веру» и ценности универсальной любви, но молчат о суровой природе реальности и необходимости выживания в ней.
Это то же самое, что не дать юному новобранцу основ боевой подготовки. Если бросить такого солдата в окопы и приказать ему учиться на своих ошибках, то каков будет его шанс выжить?
В жизни — как на войне. Как же мы можем позволить нашим детям учиться в заведениях, которые не учат их выживать? Ошибки, совершаемые в повседневной жизни по причине недостаточного обучения, могут быть так же убийственны, как и ошибки на поле боя. Если мы понимаем, что жизнь — это сражение, мы осознаем, что учиться на ошибках — самоубийственная глупость. Если родители и школы не решают возложенных на них задач, это значит, что общество посылает на войну детей, не знающих, с какого конца браться за автомат.
Заблуждения западного ума относительно образования и воспитания детей порождены неверным пониманием обязательств между родителем и ребенком. Отсюда все ошибки и страдания.
В большей части обществ от детей ожидают, что они будут уважать и любить своих родителей и воздавать им сторицей за время и силы, потраченные на воспитание детей. Но надо понимать, что в любом случае рано или поздно настанет день, когда наши дети больше не будут нуждаться в нас. Они практически исчезнут из жизни родителей. Родители часто ожидают, что дети будут чтить их на склоне лет, оказывать денежную и иную материальную поддержку. Однако такое происходит не всегда.
Насколько обоснованы эти желания и ожидания по отношению к нашим детям? Начнем с того, что дети никогда не просили, чтобы их родили на свет. Ответственность за рождение ребенка всецело ложится на родителей. Становясь родителями, мы приводим детей в этот мир неизвестно откуда; многие годы спустя они, умерев, уйдут из него неизвестно куда. Детей никогда не спрашивают, хотят ли они прийти в этот мир, так же как впоследствии не спрашивают, готовы ли они его покинуть. Одни лишь родители отвечают за рождение своих детей, и потому исключительно они несут ответственность за то, чтобы их вырастить.
У людей могут быть разные доводы в пользу того, чтобы завести детей. А у некоторых, к сожалению, нет вообще никаких доводов. Во многих случаях родители заводят детей’ только ради того, чтобы их завести, или потому, что так поступают их сверстники. Для доброго католика даже желание иметь детей значения не имеет: это его долг как католика, независимо от того, во сколько это ему обойдется.
Увы, слишком часто семьи испытывают чрезмерное финансовое и эмоциональное давление, вызванное необходимостью вырастить детей. В современном обществе «поднять» даже одного ребенка означает колоссальную финансовую и моральную ответственность. Воспитание ребенка отнимает значительное количество времени, а подобающее образование требует немалых денег.
Тем парам, у которых есть желание, денежные средства и время, можно сказать: пожалуйста, заводите себе по четверо-пятеро детей! Однако такие семьи являются скорее исключением. У большинства людей не хватает денег и времени, а также умения как следует научить своих детей навыкам выживания, которые необходимы, чтобы преуспевать в нашем обществе, построенном на соперничестве.
Ответственные родители обычно затрачивают много времени, сил и средств, чтобы вырастить детей. Поэтому вполне естественно, что они ждут чего-то взамен затраченных усилий. В действительности же, однако, воспитание детей — это неэффективное вложение средств.
C каждым годом отчуждение между родителем и ребенком будет усугубляться — по мере того как ребенок будет проводить все меньше времени дома. Родители, которые пожертвовали лучшими годами своей сознательной жизни ради детей, противятся тому, чтобы смириться с этой постоянно расширяющейся полосой отчуждения. Их ожидания идут вразрез с процессом естественного взросления детей. Результатом являются заблуждения и страдания.
Родители, воспитанные в духе Дао, принимают тот факт, что их дети вырастут и вылетят из гнезда. То, что было вложено в детей,