Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

этого, как и повсюду, в городах были сосредоточены купечество и ремеслохотя последним занимались не только здесь, как в западном Средневековье.

Рыночное право существовало и в деревнях, где находилось под защитой деревенского храма. У города не

было рыночной монополии, гарантированной государственной привилегией.3

Однако основным отличием процесса возникновения как китайских, так и всех остальных восточных

1

Доходы чиновников при династиях Цинь и Хань были разделены на 16 классов и выплачивались частично — деньгами, частично — твердо установленными натуральными выплатами рисом (что отражено у Сыма Цяня: Chavannes E. Vol. П. App. I). Знаком

императорской немилости, — в которую впал, например, Конфуций, согласно написанной Сыма Цянем биографии, — считалась

невыплата части натурального содержания жертвенным мясом,

которое полагалось чиновникам. Хотя в Туркестане, принадлежавшем тогда Китаю, находят грамоты с чисто денежными счетами.

2

Лишь в IV веке до н. э. деревянные строения были заменены каменными. До этого огороженные частоколом резиденции

меняли легко и часто.

3

Не очень много сведений о китайских городах содержится

в работе: Gaillard L. S. J. uber Nangking // Var. Sinol. 23. Schanghai, 1903.

90городов от Запада было отсутствие у города особого

политического характера. Они не являлись «полисом»

в античном смысле и не знали, в отличие от Средневековья, никакого «городского права». Они не были

«общинами» с собственными особыми политическими

правами. Здесь не существовало буржуазии в смысле снаряжающего самого себя военного сословия горожан, как это было в западной античности. Здесь

никогда не возникало таких клятвенных военных союзов, как «Compagna Communis»1 в Генуе или другие

«conjurationes».2 Не было здесь и сил, опиравшихся

на военную мощь городских округов и то воевавших

с феодальными властителями городов за автономию,

то вновь заключавших с ними союзы: консулов, советов, политических гильдий3 и цеховых объединений типа Mercadanza.4 Хотя бунты горожан против

чиновников, укрывавшихся в цитадели, происходили постоянно, их целью было устранение конкретного чиновника или отмена конкретного распоряжения,

прежде всего новых налогов, но никогда не достижение пусть и относительной, прочно закрепленной политической свободы для города. Подобная свобода

в западной форме была вряд ли возможна уже из-за

того, что здесь никогда не прерывалась связь с родом.

Переселившийся в город человек (прежде всего — состоятельный) сохранял отношения с местом проживания, землей и культом предков своего рода, т. е. все

ритуально и лично значимые отношения в деревне,

из которой он происходил. Как и в России, где кре-

1 Общее объединение (лат.). — Примеч. перев.

2 Союзы (лат.). — Примеч. перев.

3 Об огромной роли гильдий в Китае мы еще скажем. Тогда станут понятны причины их отличий от Запада, которые еще

более значимы из-за того, что социальная власть гильдий в Китае в отношении индивида и широта их экономического воздействия были гораздо большими, чем когда-либо на Западе.

4 Союз купцов (um.). — Примеч. перев.

91стьянин, даже если он давно трудился в городе в качестве фабричного рабочего, подмастерья, торговца,

фабриканта или литератора, сохранял статус в своем

«миру», полученный по рождению (вместе со связанными с ним правами и обязанностями). ???? ???????1

аттического гражданина и, начиная с Клисфена, его

дем или «Hantgemal»2 сакса являлись на Западе рудиментами подобных отношений.3 Но там город был

«общиной», в античности — еще и культовым союзом,

а в Средневековье — клятвенным братством. В Китае встречаются только зачатки этого, не получившие

никакого развития. Китайский бог города был лишь

местным духом-покровителем: не богом союза, а, как

правило, наоборот — канонизированным городским

мандарином.4

Дело в том, что здесь полностью отсутствовал политический клятвенный союз боеспособных горожан.

В Китае вплоть до настоящего времени существовали

гильдии, торговые союзы, цеха, в некоторых случаях

даже «городская гильдия», внешне напоминавшая английскую «Gilda mercatoria».5 Мы увидим, что императорские чиновники должны были считаться с различными союзами горожан и что с практической точки

зрения эти союзы в гораздой большей мере — гораздо интенсивнее, чем императорское управление, и во

многих отношениях гораздо сильнее, чем средний союз на Западе — держали в своих руках регулирование

экономической жизни города. Внешне это состояние

китайских городов во многих отношениях напоминает

состояние английских городов отчасти во время firma

1 Зевс ограждающий (греч.). — Примеч. перев.

2 Знак родового владения (средневерхненем.). — Примеч. перев.

3 Конечно, и в Китае далеко не каждый горожанин сохранял

связь с культом предков в месте проживания рода.

4

В официальном пантеоне универсальным городским богом

считался бог богатства.

5 Купеческая гильдия (лат.). — Примеч. перев.

92burgi,1 отчасти — в эпоху Тюдоров. Но только внешне

и с одним важным отличием: английский город всегда

имел «charter»,2 в которой были закреплены «свободы».

В Китае этого не было,3 что резко отличалось от Запада, зато сильно напоминало индийскую ситуацию: города как императорские крепости на самом деле имели

гораздо меньше правовых гарантий «самоуправления»,4

чем деревни. Формально город состоял из «сельских

округов» во главе с особым дибао (старостой) и часто

относился ко многим низшим (сянъ), а иногда — даже

к высшим (фу) административным округам с совершенно отдельным государственным управлением5 —

к большой выгоде мошенников. Даже чисто формально у городов отсутствовала та возможность заключать

договоры частноправового или политического рода,

вести процессы и вообще выступать в качестве корпорации, какая была у деревень. Фактическое господство могущественной купеческой гильдии в определенном городе, иногда встречающееся в Индии (как и

по всему миру), никак не могло возместить этого.

Причиной этого было различное происхождение

городов. Античный полис также мог опираться на землевладельцев, но первоначально он возник как город

морской торговли; а Китай преимущественно состоял

из внутренних областей. Насколько бы ни простирал-

1

Хозяйство замка (лат.). В средневековой Англии с ним было связано право города собирать налоги. — Примеч. перев.

2

Хартия (англ.). — Примеч. перев.

3 О китайском городе см.: Simon ?. La cite chinoise. Paris, 1885.

4 Ответственный перед правительством за спокойствие в местности почетный чиновник (называемый по-английски «headborough», т. е. «глава замка», см.: Giles H. A. China and the Chinese.

New York, 1912. P. 77) помимо этого имел лишь функцию передавать петиции и нотариально заверять некоторые акты. Он имел

(деревянную) печать, но не считался чиновником и стоял ниже

самого младшего мандарина в этой местности. В городах также

не существовало особых муниципальных налогов, а лишь предписанные правительством подати на школу, бедных, воду и т. д.

5

Пекин состоял из пяти административных округов.

93ся с чисто мореходной точки зрения фактический радиус плавания китайских джонок и насколько развитой ни была бы навигационная техника (буссоль

и компас),1 настолько же незначительным было относительное значение морской торговли в сравнении

с объемом внутренней торговли. Кроме того, Китай на

протяжении столетий отказывался от развития собственной морской мощи — этого необходимого основания для внешней торговли — и в конечном счете

ради сохранения традиций ограничил сношения с заграницей, как известно, до одной единственной гавани

(Кантон) и небольшого числа (13) фирм, обладавших

концессией на торговлю с иностранцами. Такой финал

был не случаен. Даже «Императорский канал», как

видно по любой карте и сохранившимся сообщениям,

был построен лишь для того, чтобы не отправлять

партии с рисом с юга на север морским путем, опасным из-за пиратства и тайфунов: даже в Новое время

в официальных докладах сообщалось, что морской

путь мог принести фиску такие убытки, что окупались

огромные затраты на перестройку канала. С другой

стороны, расположенный внутри страны специфический западный город Средневековья — подобно китайскому и переднеазиатскому — обычно был основан

князем или феодальным владельцем для получения

денежной ренты и налогов. При этом европейский

город очень рано стал привилегированным союзом

с твердо закрепленными правами, которые можно было планомерно расширять и которые были расширены,

поскольку феодальный владелец города тогда еще не

обладал техническими средствами управления: город

был военным союзом, который мог успешно затворить

ворота перед рыцарским войском. Крупные переднеазиатские города, например — Вавилон, напротив, довольно рано стали во всем зависеть от милости цар-

1

В основном компас применялся во внутренних сношениях.

94ского бюрократического управления, занимавшегося

строительством каналов. Несмотря на очень низкую

интенсивность китайского центрального управления,

это касалось и китайского города. Его процветание

также сильно зависело не от хозяйственной и политической смелости его граждан, а от функционирования

императорского управления, прежде всего — управления водными потоками.1 Наша юная западная бюрократия отчасти получила первый опыт в автономных

городах-государствах. Китайское императорское чиновничество было очень древним. Здесь город являлся

преимущественно рациональным продуктом управления, что видно уже по его форме. Сначала ставился частокол или стена, затем привлекалось население

(иногда принудительно)2 — часто незначительное по

сравнению с огороженным ареалом; вместе с династией, как в Египте, менялась либо сама столица, либо ее

название. Последняя постоянная резиденция, Пекин,

вплоть до Нового времени лишь в очень незначительной мере являлся местом сосредоточения торговли и

ориентированной на экспорт промышленности.

Чрезвычайно низкая интенсивность императорского управления приводила к тому, что китайцы в городе и деревне фактически «управляли сами собой».

Роды в деревне и профессиональные союзы в горо-

1

Как в Египте фараон в качестве символа «правления»

держит в руке плеть надсмотрщика, так и китайский иероглиф «править» (чжэм) отождествляет его с движением палки:

в древней терминологии оно отождествляется с «регулированием потоками», а понятие «закон» (фа) — со «спуском воды». См.:

Plath J. H. China vor 4000 Jahren. Munchen, 1869. S. 125.

2 Согласно преданию, например, Шихуан-ди вынудил 120 000

(?) богатейших семей со всей страны переселиться в свою столицу.

О переселении богатых людей в Пекин в 1403 году сообщает написанная императором Цяньлуном хроника династии Мин «Юй

цзуань тун цзянь ган му» («Основы Всеобщего зерцала, составленные по высочайшему повелению»). См.: Histoire de la dynastie

des Ming / Composie par l’empereur Khian-Loung; traduite du Chinois

par M. l’abbe Delamarre. Paris, 1865. P. 150.

95де суверенно господствовали над всей жизнью своих

членов; причем вторые существовали в городе наряду

с первыми, заменяя их тем, кто не принадлежал ни

к одному роду, или чьи роды не были древними и

сильными. Кроме каст в Индии (но в другом смысле),

нигде не было такой безусловной зависимости индивида от — терминологически не различимых — гильдий и цехов, как в Китае.1 За исключением немногих

монопольных гильдий, они без всякого официального

признания со стороны государственного управления

фактически присвоили себе абсолютную юрисдикцию

над своими членами.2 Они контролировали все, что

1 Об этом см.: Morse H. В. The Guilds of China. London,

1909. Из более ранней литературы см.: Macgowan D. J. Chinese

Guilds // J. of the N. China Br. of the R. As. Soc. 1888/1889; Hunter W. C. Canton before treaty days 1821—1844. London, 1882.

2 Это особенно касалось, по-видимому, дсуэйгуань-гильдий

чиновников и купцов, которые формально происходили из других провинций; они примерно соответствовали нашим «ганзам». Эти гильдии возникли для защиты от местных купцов,

что иногда указывалось в преамбулах статутов. Начиная как

минимум с XIV века (вероятно, уже с VIII века), они практиковали принудительное членство (кто хотел заключать сделки, тот

должен был вступить в них под угрозой смерти), владели клубами, взымали налоги в зависимости от размера содержания

у чиновников и оборота у купцов, наказывали за любой вызов

друг друга в суд, ухаживали за могилами на особом, заменяющем родную землю, кладбище, оплачивали судебные издержки при конфликтах с не членами и обращались к центральным

властям в случае конфликтов с местными властями (например,

в ?8?9 году возражали против местных запретов на вывоз риса)

и, конечно, готовили необходимые подношения. Наряду с ними,

также встречались цеха

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн