этого, как и повсюду, в городах были сосредоточены купечество и ремесло — хотя последним занимались не только здесь, как в западном Средневековье.
Рыночное право существовало и в деревнях, где находилось под защитой деревенского храма. У города не
было рыночной монополии, гарантированной государственной привилегией.3
Однако основным отличием процесса возникновения как китайских, так и всех остальных восточных
1
Доходы чиновников при династиях Цинь и Хань были разделены на 16 классов и выплачивались частично — деньгами, частично — твердо установленными натуральными выплатами рисом (что отражено у Сыма Цяня: Chavannes E. Vol. П. App. I). Знаком
императорской немилости, — в которую впал, например, Конфуций, согласно написанной Сыма Цянем биографии, — считалась
невыплата части натурального содержания жертвенным мясом,
которое полагалось чиновникам. Хотя в Туркестане, принадлежавшем тогда Китаю, находят грамоты с чисто денежными счетами.
2
Лишь в IV веке до н. э. деревянные строения были заменены каменными. До этого огороженные частоколом резиденции
меняли легко и часто.
3
Не очень много сведений о китайских городах содержится
в работе: Gaillard L. S. J. uber Nangking // Var. Sinol. 23. Schanghai, 1903.
90городов от Запада было отсутствие у города особого
политического характера. Они не являлись «полисом»
в античном смысле и не знали, в отличие от Средневековья, никакого «городского права». Они не были
«общинами» с собственными особыми политическими
правами. Здесь не существовало буржуазии в смысле снаряжающего самого себя военного сословия горожан, как это было в западной античности. Здесь
никогда не возникало таких клятвенных военных союзов, как «Compagna Communis»1 в Генуе или другие
«conjurationes».2 Не было здесь и сил, опиравшихся
на военную мощь городских округов и то воевавших
с феодальными властителями городов за автономию,
то вновь заключавших с ними союзы: консулов, советов, политических гильдий3 и цеховых объединений типа Mercadanza.4 Хотя бунты горожан против
чиновников, укрывавшихся в цитадели, происходили постоянно, их целью было устранение конкретного чиновника или отмена конкретного распоряжения,
прежде всего новых налогов, но никогда не достижение пусть и относительной, прочно закрепленной политической свободы для города. Подобная свобода
в западной форме была вряд ли возможна уже из-за
того, что здесь никогда не прерывалась связь с родом.
Переселившийся в город человек (прежде всего — состоятельный) сохранял отношения с местом проживания, землей и культом предков своего рода, т. е. все
ритуально и лично значимые отношения в деревне,
из которой он происходил. Как и в России, где кре-
1 Общее объединение (лат.). — Примеч. перев.
2 Союзы (лат.). — Примеч. перев.
3 Об огромной роли гильдий в Китае мы еще скажем. Тогда станут понятны причины их отличий от Запада, которые еще
более значимы из-за того, что социальная власть гильдий в Китае в отношении индивида и широта их экономического воздействия были гораздо большими, чем когда-либо на Западе.
4 Союз купцов (um.). — Примеч. перев.
91стьянин, даже если он давно трудился в городе в качестве фабричного рабочего, подмастерья, торговца,
фабриканта или литератора, сохранял статус в своем
«миру», полученный по рождению (вместе со связанными с ним правами и обязанностями). ???? ???????1
аттического гражданина и, начиная с Клисфена, его
дем или «Hantgemal»2 сакса являлись на Западе рудиментами подобных отношений.3 Но там город был
«общиной», в античности — еще и культовым союзом,
а в Средневековье — клятвенным братством. В Китае встречаются только зачатки этого, не получившие
никакого развития. Китайский бог города был лишь
местным духом-покровителем: не богом союза, а, как
правило, наоборот — канонизированным городским
мандарином.4
Дело в том, что здесь полностью отсутствовал политический клятвенный союз боеспособных горожан.
В Китае вплоть до настоящего времени существовали
гильдии, торговые союзы, цеха, в некоторых случаях
даже «городская гильдия», внешне напоминавшая английскую «Gilda mercatoria».5 Мы увидим, что императорские чиновники должны были считаться с различными союзами горожан и что с практической точки
зрения эти союзы в гораздой большей мере — гораздо интенсивнее, чем императорское управление, и во
многих отношениях гораздо сильнее, чем средний союз на Западе — держали в своих руках регулирование
экономической жизни города. Внешне это состояние
китайских городов во многих отношениях напоминает
состояние английских городов отчасти во время firma
1 Зевс ограждающий (греч.). — Примеч. перев.
2 Знак родового владения (средневерхненем.). — Примеч. перев.
3 Конечно, и в Китае далеко не каждый горожанин сохранял
связь с культом предков в месте проживания рода.
4
В официальном пантеоне универсальным городским богом
считался бог богатства.
5 Купеческая гильдия (лат.). — Примеч. перев.
92burgi,1 отчасти — в эпоху Тюдоров. Но только внешне
и с одним важным отличием: английский город всегда
имел «charter»,2 в которой были закреплены «свободы».
В Китае этого не было,3 что резко отличалось от Запада, зато сильно напоминало индийскую ситуацию: города как императорские крепости на самом деле имели
гораздо меньше правовых гарантий «самоуправления»,4
чем деревни. Формально город состоял из «сельских
округов» во главе с особым дибао (старостой) и часто
относился ко многим низшим (сянъ), а иногда — даже
к высшим (фу) административным округам с совершенно отдельным государственным управлением5 —
к большой выгоде мошенников. Даже чисто формально у городов отсутствовала та возможность заключать
договоры частноправового или политического рода,
вести процессы и вообще выступать в качестве корпорации, какая была у деревень. Фактическое господство могущественной купеческой гильдии в определенном городе, иногда встречающееся в Индии (как и
по всему миру), никак не могло возместить этого.
Причиной этого было различное происхождение
городов. Античный полис также мог опираться на землевладельцев, но первоначально он возник как город
морской торговли; а Китай преимущественно состоял
из внутренних областей. Насколько бы ни простирал-
1
Хозяйство замка (лат.). В средневековой Англии с ним было связано право города собирать налоги. — Примеч. перев.
2
Хартия (англ.). — Примеч. перев.
3 О китайском городе см.: Simon ?. La cite chinoise. Paris, 1885.
4 Ответственный перед правительством за спокойствие в местности почетный чиновник (называемый по-английски «headborough», т. е. «глава замка», см.: Giles H. A. China and the Chinese.
New York, 1912. P. 77) помимо этого имел лишь функцию передавать петиции и нотариально заверять некоторые акты. Он имел
(деревянную) печать, но не считался чиновником и стоял ниже
самого младшего мандарина в этой местности. В городах также
не существовало особых муниципальных налогов, а лишь предписанные правительством подати на школу, бедных, воду и т. д.
5
Пекин состоял из пяти административных округов.
93ся с чисто мореходной точки зрения фактический радиус плавания китайских джонок и насколько развитой ни была бы навигационная техника (буссоль
и компас),1 настолько же незначительным было относительное значение морской торговли в сравнении
с объемом внутренней торговли. Кроме того, Китай на
протяжении столетий отказывался от развития собственной морской мощи — этого необходимого основания для внешней торговли — и в конечном счете
ради сохранения традиций ограничил сношения с заграницей, как известно, до одной единственной гавани
(Кантон) и небольшого числа (13) фирм, обладавших
концессией на торговлю с иностранцами. Такой финал
был не случаен. Даже «Императорский канал», как
видно по любой карте и сохранившимся сообщениям,
был построен лишь для того, чтобы не отправлять
партии с рисом с юга на север морским путем, опасным из-за пиратства и тайфунов: даже в Новое время
в официальных докладах сообщалось, что морской
путь мог принести фиску такие убытки, что окупались
огромные затраты на перестройку канала. С другой
стороны, расположенный внутри страны специфический западный город Средневековья — подобно китайскому и переднеазиатскому — обычно был основан
князем или феодальным владельцем для получения
денежной ренты и налогов. При этом европейский
город очень рано стал привилегированным союзом
с твердо закрепленными правами, которые можно было планомерно расширять и которые были расширены,
поскольку феодальный владелец города тогда еще не
обладал техническими средствами управления: город
был военным союзом, который мог успешно затворить
ворота перед рыцарским войском. Крупные переднеазиатские города, например — Вавилон, напротив, довольно рано стали во всем зависеть от милости цар-
1
В основном компас применялся во внутренних сношениях.
94ского бюрократического управления, занимавшегося
строительством каналов. Несмотря на очень низкую
интенсивность китайского центрального управления,
это касалось и китайского города. Его процветание
также сильно зависело не от хозяйственной и политической смелости его граждан, а от функционирования
императорского управления, прежде всего — управления водными потоками.1 Наша юная западная бюрократия отчасти получила первый опыт в автономных
городах-государствах. Китайское императорское чиновничество было очень древним. Здесь город являлся
преимущественно рациональным продуктом управления, что видно уже по его форме. Сначала ставился частокол или стена, затем привлекалось население
(иногда принудительно)2 — часто незначительное по
сравнению с огороженным ареалом; вместе с династией, как в Египте, менялась либо сама столица, либо ее
название. Последняя постоянная резиденция, Пекин,
вплоть до Нового времени лишь в очень незначительной мере являлся местом сосредоточения торговли и
ориентированной на экспорт промышленности.
Чрезвычайно низкая интенсивность императорского управления приводила к тому, что китайцы в городе и деревне фактически «управляли сами собой».
Роды в деревне и профессиональные союзы в горо-
1
Как в Египте фараон в качестве символа «правления»
держит в руке плеть надсмотрщика, так и китайский иероглиф «править» (чжэм) отождествляет его с движением палки:
в древней терминологии оно отождествляется с «регулированием потоками», а понятие «закон» (фа) — со «спуском воды». См.:
Plath J. H. China vor 4000 Jahren. Munchen, 1869. S. 125.
2 Согласно преданию, например, Шихуан-ди вынудил 120 000
(?) богатейших семей со всей страны переселиться в свою столицу.
О переселении богатых людей в Пекин в 1403 году сообщает написанная императором Цяньлуном хроника династии Мин «Юй
цзуань тун цзянь ган му» («Основы Всеобщего зерцала, составленные по высочайшему повелению»). См.: Histoire de la dynastie
des Ming / Composie par l’empereur Khian-Loung; traduite du Chinois
par M. l’abbe Delamarre. Paris, 1865. P. 150.
95де суверенно господствовали над всей жизнью своих
членов; причем вторые существовали в городе наряду
с первыми, заменяя их тем, кто не принадлежал ни
к одному роду, или чьи роды не были древними и
сильными. Кроме каст в Индии (но в другом смысле),
нигде не было такой безусловной зависимости индивида от — терминологически не различимых — гильдий и цехов, как в Китае.1 За исключением немногих
монопольных гильдий, они без всякого официального
признания со стороны государственного управления
фактически присвоили себе абсолютную юрисдикцию
над своими членами.2 Они контролировали все, что
1 Об этом см.: Morse H. В. The Guilds of China. London,
1909. Из более ранней литературы см.: Macgowan D. J. Chinese
Guilds // J. of the N. China Br. of the R. As. Soc. 1888/1889; Hunter W. C. Canton before treaty days 1821—1844. London, 1882.
2 Это особенно касалось, по-видимому, дсуэйгуань-гильдий
чиновников и купцов, которые формально происходили из других провинций; они примерно соответствовали нашим «ганзам». Эти гильдии возникли для защиты от местных купцов,
что иногда указывалось в преамбулах статутов. Начиная как
минимум с XIV века (вероятно, уже с VIII века), они практиковали принудительное членство (кто хотел заключать сделки, тот
должен был вступить в них под угрозой смерти), владели клубами, взымали налоги в зависимости от размера содержания
у чиновников и оборота у купцов, наказывали за любой вызов
друг друга в суд, ухаживали за могилами на особом, заменяющем родную землю, кладбище, оплачивали судебные издержки при конфликтах с не членами и обращались к центральным
властям в случае конфликтов с местными властями (например,
в ?8?9 году возражали против местных запретов на вывоз риса)
и, конечно, готовили необходимые подношения. Наряду с ними,
также встречались цеха