Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

тай-ши (высших писателей) исторически было предшественником как ведомства астрономических

календарей, так и астрологического ведомства (прогнозов). При

этом изначально составление календарей было нераздельно

связано с придворной хроникой, которая понималась исключительно как собрание парадигматических примеров.

НОмитивных верований в духов. Изначальным1 здесь, как

и везде, был дуализм добрых (полезных) и злых (вредных) духов, шэнъ и гуй, которые наполняли весь универсум и проявлялись как в природных явлениях, так

и в действиях и положении людей. Согласно повсеместно распространенным представлениям о многообразии наделяющих жизнью сил, считалось, что и «душа» человека состоит из возникшего на небе шэнъ и

земного гуй, которые после смерти вновь разделяются.

Впоследствии общее для всех философских школ учение объединило «добрые» духи в (небесный мужской)

принцип ян, а «злые» — в (земной женский) принцип

инь, из соединения которых и возник мир. Оба принципа были вечными, как небо и земля. Однако здесь

этот последовательный дуализм смягчался благодаря

оптимизму; происходило отождествление спасительной для человека магической харизмы колдунов и героев с благотворными духами шэнъ, которые соответствовали благодатной небесной силе, ян. Поскольку

считалось, что наделенный харизмой человек обладает

властью над демонами (гуй), а небесная сила также является высшим добрым руководителем и для социального космоса, то духи шэнъ в человеке и мире в своем

функционировании должны были опираться на нее.2

Было достаточно не беспокоить демонических духов

гуй, чтобы охраняемый небом порядок функционировал правильно, ведь без разрешения неба демоны были безвредными. Боги и духи были могущественными

существами. Однако ни один отдельный бог, обожествленный герой или самый могущественный дух не

был «всезнающим» или «всемогущим». Трезвая жизненная мудрость конфуцианцев в случае несчастья

благочестивых людей выражалась в непредвзятой кон-

1 Ср.: GrootJ. J. M. de. Rel. of the Ch. P. 33 f., 55 f.

2

Иногда это обоснование использовалось против усиления

метресс (конкубин) императора: господство женщин означало

перевес инъ над ян.

111статации: «Божья воля часто изменчива». Хотя все эти

сверхчеловеческие сущности были сильнее человека,

они стояли далеко позади безличной высшей небесной

силы и даже ниже императора-понтифика, пользовавшегося милостью небес. Согласно данным представлениям, только они и подобные им безличные силы

могли рассматриваться надличным сообществом в качестве объектов культа, определявших его судьбу.1

Судьбы индивидов, напротив, могли определять отдельные духи, на которые можно было влиять посредством магии.

С ними взаимодействовали совершенно архаичным образом на основе обмена: столько-то ритуаль-

1

Впрочем, государственный культ состоял из культов ?) «неба» (согласно де Грооту, во время важнейшего акта жертвоприношения оно выступало в качестве primus inter pares среди

духов предков императора); 2) земли («императрица Земля»);

3) императорских предков; 4) духа шэ-цзи (хранителя почвы

и урожая полей); 5) солнца и луны; 6) Шэньнуна (родоначальника искусства земледелия); 7) родоначальницы шелководства

(жертвы приносила императрица); 8) великих, а с 1722 года —

всех императоров предшествующих династий (кроме умерших

насильственной смертью или свергнутых в результате удачных

восстаний — что считалось признаком недостатка харизмы);

9) Конфуция и некоторых корифеев его школы — все эти культы (принципиально) отправлял лично император. К этому добавлялись ю) боги дождя и ветра (Тянь-шэнь) и боги гор, морей

и рек (Ди-ци); п) Юпитер как бог календаря (дух длинного —

юпитерного — года); 12) родоначальник целительского искусства вместе с богом весны (вероятно, симптом былой оргиастики

как источника магической терапии); 13) бог войны (канонизированный полководец Гуань-ди, II—III век н. э.); 14) бог изучения классики (оберегавший от ереси); 15) дух северного полюса

(канонизированный в 1651 году); ??) бог огня Хо-шэнь; 17) боги пушек; ?8) боги крепостей; 19) «священная гора Востока»;

20) боги драконов и воды или боги строительства, производства

кирпичей и зернохранилищ; 21) канонизированные провинциальные чиновники. Эти культы (обычно) отправляли ответственные чиновники. Видно, что в конечном счете была канонизирована почти вся внешняя государственная организация

с ее духами. Но главные жертвоприношения явно посвящались

безличным духам.

112ных действий за столько-то благодеяний. Если же выяснялось, что дух-хранитель оказывался недостаточно

сильным, чтобы защитить людей, несмотря на все их

жертвоприношения и добродетели, то его следовало

сменить. Ибо почитания заслуживает только тот дух,

который действительно подтверждает свое могущество. Такой обмен действительно часто совершался,

и в случае подобного подтверждения сам император

признавал богов в качестве достойных почитания, наделяя их титулами и рангами1 или, напротив, вновь

лишая их в случае необходимости. Лишь подтвержденная харизма какого-либо духа давала легитимацию, причем за несчастья отвечал император. Однако

ответственность нес и тот бог, который через оракула

(с помощью жребия) или через иное указание побу-

1 «Peking Gazette» изобиловала заявками чиновников на

подобную канонизацию, что напоминало соответствующие

процедуры в католицизме — т. е. возвышение осуществлялось

постепенно, по мере подтверждения дальнейших чудес. Так,

в 1873 году на основании доклада соответствующего губернатора

о поведении «presiding spirit of the Yellow River» («главного духа

Хуанхэ») при угрозе наводнения сначала был разрешен его культ,

однако заявка на присвоение ему почетного титула была оставлена в подвешенном состоянии до получения доклада о других

его заслугах. После того как в 1874 году («Peking Gazette» от

17 декабря) пришло сообщение, что его изображение остановило

дальнейшее распространение угрожавшего потока, он получил

соответствующий титул. 13 июля 1874 года («Peking Gazette» за

тот же день) была подана заявка на признание чудодейственной

силы храма бога дракона в провинции Хэнань. 23 мая 1878 года

был разрешен новый титул «духа дракона» («Peking Gazette» за

тот же день). Точно так же ответственные чиновники подали заявку, например, в 1883 году («Peking Gazette» от 26 апреля) на

повышение ранга уже умершего и канонизированного мандарина речной области, поскольку его дух был замечен парящим над

водами и успокаивающим их в момент высшей опасности. Подобные заявки от известных в Европе чиновников встречаются

очень часто (Ли Хунчжан в «Peking Gazette» от 2 декабря 1878 года и др.). 31 ноября 1883 года один цензор в качестве «адвоката

дьявола» протестовал против канонизации мандарина, управление которого вовсе не было выдающимся («Peking Gazette»

за тот же день).

ИЗдил к неудачному предприятию. Еще в 1455 году император выступил с официальной речью, в которой

осуждался дух горы Тайшань. И в других случаях

духи лишались культов и жертвоприношений. Великий императоррационалист», объединитель империи Шихуан-ди, как сообщает Сыма Цянь в его биографии, приказал в наказание вырубить лес на горе,

которая оказала ему сопротивление и затруднила восхождение.

В соответствии с харизматическим принципом господства все это, конечно, распространялось и на самого императора. Вся эта конструкция опиралась на

устоявшуюся политическую реальность. С помощью

своих харизматических качеств он должен был подтверждать, что призван править самим небом. Это

полностью соответствовало действительным основам

харизматического господства, несколько ослабленным

наследственной харизмой. Харизма повсюду являлась

внеобыденной силой (maga,1 orenda),2 наличие которой

проявлялось в колдовской власти и подвигах, а у новичков она должна была выявляться в ходе проверки

магической аскезой (в зависимости от представлений

ее также можно было обрести вместе с «новой душой»). Однако (изначально) харизматические качества могли быть утрачены: герой или маг могли быть

«оставлены» своим духом или богом. Наличие харизмы считалось гарантированным лишь до тех пор, пока

оно подтверждалось все новыми чудесами и все новыми подвигами или по крайней мере тем, что маг или

герой не навлекал на себя и свою свиту очевидные беды. Сила героя первоначально считалась магическим

качеством — как и колдовская способность вызывать

дождь, болезни и другие внеобыденные технические

1 Сила (санскр.). — Примеч. перев.

2 Сверхъестественная сила (яз. ирокезов-мохоков). — Примеч. перев.

114искусства.1 Для культурного развития определяющим

было то, находилась ли военная харизма правителя и

пацифистская харизма (как правило, метеорологического) колдуна в одних руках. А в случае «цезарепапизма» — то, какая из них являлась первичной для

становления княжеской власти. Как подробно излагалось выше, в Китае уже в доисторические времена основополагающее значение, вероятно, имела регуляция

водных потоков, что обусловило2 возникновение императорской власти из магической харизмы и объединение в одних руках мирского и духовного авторитета,

с сильным преобладанием последнего. Магическая харизма императора также должна была подтверждаться

военными успехами (или отсутствием позорных поражений), но прежде всего — благоприятными для урожая погодными условиями и состоянием внутреннего

покоя и порядка. Его личные качества, необходимые

для признания харизматически одаренным, получили

у теоретиков ритуала и философов ритуальное и далее

этическое значение: он должен был жить в соответствии с ритуальными и этическими предписаниями

1 Строгое разделение между тем, что являлось и что не являлось «колдовством», просто невозможно применительно

к миру доанимистических и анимистических представлений.

Даже вспашка земли и всякое обыденное действие, направленное на получение результата, было колдовством в смысле задействования специфических «сил» и — позже — «духов». Здесь

можно различать лишь социологически: обладание внеобыденными качествами отличало состояние экстаза от обыденного состояния и профессионального мага от обычного человека. Затем

«внеобыденное» рационалистически превратилось в «сверхъестественное». Искусный ремесленник, изготовлявший одеяния

для храма Яхве, был одержим «руах» Яхве, как медик — той

силой, которая наделяла его способностью лечить.

2

Но только это не может служить объяснением. Иначе и

в Месопотамии развитие должно было пойти этим же путем.

Следует смириться с тем, что — как однажды заметил Г. Йеллинек — имевшее центральное значение развитие отношений между Imperium и sacerdotium часто определялось именно сокрытыми от для нас «случайностями» исторической судьбы.

И5древних классических сочинений. Таким образом, китайский монарх оставался в первую очередь понтификом — древним «вызывающим дождь» колдуном магической религиозности,1 перенесенным в сферу этики.

Поскольку этически рационализированное «небо» охраняло вечный порядок, харизма монарха зависела от

его этических добродетелей.2 Как и все подлинно харизматические правители, он не был монархом божьей

милостью в том комфортном для современных правителей смысле, когда на основании этого предиката

они претендуют на то, что за совершенные глупости

несут ответственность «лишь перед Богом», т. е. прак-

1

Поэтому отсутствие дождя (или снега) приводило к жарким обсуждениям и предложениям в кругу придворных и отвечавших за ритуал чиновников, и в подобных случаях «Peking

Gazette» была переполнена заявлениями об обращении к магическим средствам всякого рода. Так было, например, при угрозе

засухи 1878 года (см. «Peking Gazette» от il и 24 июня 1878 года).

После того как ямэнь (комиссия) государственных астрономов,

ссылаясь на классические астрологические авторитеты, указала

на пятна на Солнце и Луне, один из членов академии Ханьлинь

в своем докладе сообщил об обеспокоенности этим и потребовал принять экспертизу к сведению, но при этом избавить еще

юного императора от болтовни евнухов о дурных предзнаменованиях и защитить дворец; в остальном императрицы-регентши должны исполнять свой нравственный долг, и тогда дождь

пойдет. Доклад был опубликован вместе с успокаивающими

заявлениями об образе жизни этих высокопоставленных дам

и сообщением об уже прошедшем дожде. До этого в том же году поступило предложение канонизировать «девочку-ангела»

(умершую в 1469 году отшельницу) за неоднократную помощь

во время голода («Peking Gazette» от 14 января 1878 года) и множество подобных предложений.

2 Этот фундаментальный принцип конфуцианской ортодоксии постоянно подчеркивался в многочисленных императорских указах и экспертизах либо запросах академии Ханьлинь.

Так, в упомянутой в предыдущей сноске экспертизе «профессора» из Ханьлиня, к которой мы будем еще неоднократно обращаться, говорилось: «It is the practice of virtue alone that can

influence the power of Heaven….» («Только осуществление добродетели может повлиять на власть Неба…»). Также см. последующие примечания.

116тически не несут никакой. Он был монархом в древнем, подлинном смысле харизматического господства.

Это означало, что он должен был процветанием своего народа подтверждать, что является «сыном неба» и

пользуется

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн