Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

поскольку тогда же

власти из-за финансовой необходимости были впервые

вынуждены продавать должности, т. е. отбирать чиновников в зависимости от наличия у них денег, наследственная харизма лишилась значения, несмотря

на принципиальное сохранение различий в рангах.

Еще в 1399 году упоминается разжалование в «плебеи» (минь),4 впрочем, в совершенно иной ситуации и

ином смысле.5 В феодальную эпоху иерархии наследственно-харизматических рангов соответствовал порядок ленов, а после устранения субинфеодации и перехода к управлению чиновников — порядок кормлений,

1 Об этом см.: ChavannesE. Journ. As. X. Ser. 14.1909. ?· 33» note 2.

2 См.: «Го юй» («Речи царств»). (Koue-Yu: Discours des royaumes.

Annales oratoires des Etats chinois du Xe au V* siecle / Ed. de Harlez

Louvain, 1895. P. II. V. 110.)

3 См. написанную Сыма Цянем биографию Шихуан-ди под

редакцией Э. Шаванна (?897· Р. 139)·

4 «Юй цзуанъ тун цзянь ган му» («Основы всеобщего зерцала, составленные по высочайшему повелению»): хроники

династии Мин, изданные под редакцией императора Цяньлуна

и переведенные Деламарром. (Histoire de la dynastie des Ming /

Composie par l’empereur Khian-Loung; traduite du Chinois par M.

l’abbe Delamarre. Paris, 1865.)

5

В частности, имеющего ранг и потому освобожденного от

трудовой повинности и наказания палками разжаловали в обязанного выполнять принудительные работы.

124которые были разделены на классы: при династии

Цинь и, по ее примеру, при династии Хань существовало 16 классов денежных и рисовых рент.1 Это означало уже полную ликвидацию феодализма. Переходным

было состояние,2 когда должности разделялись на две

различные категории рангов: кормления с земель (гуаньнэйхоу) и рентные кормления {лехоу\ связанные

с податями с определенных местностей. Первые были

наследием старых ленов чисто феодального времени.

На практике они, конечно, означали обширные права

господ в отношении крестьян. Они сохранялись до тех

пор, пока рыцарское войско не было заменено регулярным, дисциплинированным княжеским, а затем императорским войском, набранным из крестьян. Таким

образом, внешне древний феодализм здесь очень походил на феодализм западный, несмотря на внутренние

различия. Как и повсюду, в Китае изначально были

лишены всех политических прав прежде всего те, кто

не мог нести военную службу — по экономическим

причинам или из-за того, что не владел оружием.

В эпоху Чжоу правитель якобы советовался относительно объявления войны и применения смертной

казни с «народом», т. е. с боеспособными родами, что

повсюду соответствовало положению ополчения. Вероятно, появление боевых колесниц подорвало или отменило старый военный порядок, и сначала возник наследственно-харизматический «феодализм», который

затем распространился на политические должности.

Уже цитировавшийся древнейший документ об организации управления — «Чжоу ли» — описывает схематично сконструированную3 государственную систему,

1 См.: Se Ma Tsien / Ed. E. Chavannes. d. II App. I. P. 526, note 1.

2 См. написанную Сыма Цянем биографию Шихуан-ди под

редакцией Э. Шаванна (р. 149» Anm).

3

Мажордом, министр земледелия, министр церемоний, военный министр, министр юстиции, министр труда названы

министрами неба, земли, весны, лета, осени и зимы, что, не-

125основанную на бюрократическом управлении орошением, а также выращивании специальных культур

(шелк), на списках рекрутов, статистике, складах; она

очень рационально управлялась чиновниками. Правда, ее рациональность может показаться довольно проблематичной, поскольку, согласно хроникам, подобная

рационализация управления возникла лишь как продукт конкуренции отдельных феодальных государств.1

Тем не менее можно думать, что феодальной эпохе

предшествовала патриархальная эпоха типа «Древнего

царства» в Египте,2 ведь и здесь, и там невозможно сосомненно, является делом рук литераторов. Определенно неисторичным является и предположение о существовании некого

«бюджета», который составлялся мандарином неба.

1 Сыма Цянь сохранил для нас описание действительной

организации управления при династиях Цинь и Хань (Se Ma

Tsien I Ed. E. Chavannes. II. App. И). Наряду с двумя визирями (до

императора У-ди) также имелся тайвэй в качестве начальника

над полководцами; чжунчжэн в качестве канцлера и начальника над missi dominici (уполномоченными государя) и провинциальными чиновниками; фэнчан — ответственный за жертвоприношения и одновременно великий астролог, великий авгур,

великий врач и — что характерно — ответственный за плотины

и каналы; затем боши — книжники; ланчжунлин — интендант

дворца; вэйвэй — начальник дворцовой охраны; тайпу — хранитель оружия; тинвэй — начальник юстиции; дянькэ — начальник над вассалами и варварскими князьями; цзунчжэн — смотритель за императорской семьей; чжису нэйши — смотритель

за складами (и потому министр земледелия и торговли); шаофу — начальник императорского бюджета (ему подчинялся шаншу, евнух); чжунвэй — начальник столичной полиции; цзянцзо

шаофу — строительный интендант; чжаньши — заведующий

домом императрицы и наследника престола; нэйши — префект

столицы; чжуцзюэ чжунвэй — контролер вассалов, позже объединенный с дянькэ (см. выше). В отличие от рациональных и

потому исторически не очень достоверных конструкций «Чжоу

ли», этот список демонстрирует всю иррациональность патримониального чиновничества, возникшего из домашнего, ритуального и военного управления с добавлением юридической,

водно-хозяйственной и чисто политической сфер интересов.

2 Однако «патриархальная», конечно, не в султанистском

смысле, а в смысле наследственно-харизматической родовой

патриархальности с преобладающей властью ритуального понтифика, вероятно, сперва назначенного (о чем говорится даже

126мневаться в глубокой древности водной и строительной бюрократии, выросшей из царской клиентелы. Ее

существование с самого начала смягчало феодальный

характер эпохи раздробленности и — как мы увидим —

постоянно направляло мысль слоя книжников на путь

административно-технического и утилитарного бюрократизма.

В любом случае более половины тысячелетия продолжалось господство политического феодализма.

Период фактически полностью независимых ленных государств продолжался с IX по III век до н. э.

Хроники1 дают относительно ясную картину этой феодальной эпохи, которая уже была кратко затронута

выше. Император был высшим сюзереном; перед ним

вассалы выходили из повозки; лишь он один мог наделять «законными» политическими титулами владетельных князей. Он получал от вассальных князей

подарки, добровольность которых по мере его ослабления поставила его в тягостную зависимость от них.

Он наделял княжеским рангом согласно градации.

Младшие вассалы не имели прямого сношения с ним.2

в классических книгах), а затем получившего наследственную

харизму через предание.

1

Благодаря (частичному) переводу доступны прежде всего

хроники Сыма Цяня (I века до н. э., изданные Шаванном). См.

составленный из хроник сборник о политическом развитии феодальных государств при династиях Цинь, Хань, Вэй, Шу и У:

Tschepe Р. А. а. а. О. S. 7, (его можно использовать, несмотря на

неизбежный, часто немного наивный «христианский» подход).

Если Чепе цитируется без особых дополнительных указаний, то

имеются в виду хроники династии Цинь. См. многократно цитированные «Discours des royaumes».

2

Применение этого политически крайне важного принципа к фуюн (младшим вассалам) проще всего объясняется

происхождением многих политических вассалов из некогда самостоятельных князей, ставших затем данниками. Кроме обязательной военной помощи, дары самих вассалов императору

считались добровольными, а император был обязан возмещать

их ответными дарами. (Об этих отношениях см.: Parker ?. ?.

Ancient China simplified. London, 1908. P. 144 f.)

127Часто сообщается о возникновении лена в результате

передачи замка для несения охранной службы, которая затем превращается в наделение леном (так произошло с ленным государством Цинь). В теории при

наследовании должно было происходить новое наделение ленами, и император по своему усмотрению

юридически наделял ими квалифицированного наследника; в случае конфликта между решением отца и решением императора относительно личности

наследника, согласно хроникам, уступал император.

Размеры рыцарских ленов сильно колебались. В хрониках1 встречается запись о том, что лены от ю ооо до

50 ооо му (по 5-26 а, т. е. 526—2630 га) должны были обрабатывать 100—500 человек. В одних источниках нормальным считалось выставление одной боевой колесницы от юоо человек,2 в других (594 год

до н. э.) четыре поселения (видимо, неопределенной

величины)3 приравнивались к 144 воинам, а в третьих

(позднее) выставление определенного количества боевых колесниц, воинов в доспехах, лошадей и провианта

(скота) раскладывалось на поселения определенного —

в основном очень большого — размера.4 Как мы увидим, весь характер последующего распределения налогов, принудительных работ и поставок рекрутов был

явно связан с этими традициями феодальной эпохи:

возникнув в древнюю эпоху из необходимости выставления колесниц и всадников, позднее оно было перенесено на набор рекрутов для армии, принудительные

работы и натуральные, а затем — денежные выплаты.

1

Цит. по: Tschepe P. A. (S. J.). Hist, du Royaume de Tsin.

P. 777—207.

2

В частности, от юоо потребителей соли в государстве

Цинь, которое было рационализировано первым. См. интерпретацию одного места из «Гуань-цзы»: Hirth F The Ancient History

of China to the End of the Chou Dynasty. New York, 1908.

3

Приведенные данные кажутся неправдоподобными: Parker ?. ?. Ancient China simplified. London, 1908. P. 83.

4 Об этом речь пойдет при рассмотрении налогов на землю.

128Встречались и общие лены, т. е. совместные владения под руководством старшего в роду.1 Право первородства и выбор наследника из сыновей и родственников самим правителем или высшими чиновниками

сосуществовали даже в императорской династии. Иногда вассалы считали выбор младшего сына или сына

конкубины в обход старшего сына или сына старшей

жены поводом для мятежа против императора. Позднее и вплоть до конца монархии, по ритуальным причинам, связанным с жертвоприношениями предкам,

действовало правило: наследник должен выбираться

из следующего по отношению к умершему императору поколения.2 Политические права сюзерена сократились почти до нуля. Это было следствием того, что

лишь пограничные вассалы (маркграфы) вели войны

и поэтому обладали военной силой, а император — видимо, именно из-за этого — все больше превращался

в пацифистского иерарха.

Император был высшим понтификом с ритуальными привилегиями: важнейшие жертвоприношения

осуществлял именно он. Война вассала против него теоретически считалась предосудительной с ритуальной

точки зрения и могла привести к негативным магическим последствиям — что иногда все же не мешало ее

начинать. Подобно тому как епископ Рима в Римской

империи претендовал на председательство в советах,

он, в свою очередь, претендовал для себя или сво-

1

Ритуальное положение младших сыновей было ослаблено в пользу старшего сына. Они считались уже не «вассалами»,

а чиновниками (министериалами) и приносили жертвоприношения не на большом древнем алтаре предков, а на боковых алтарях. См. изданный Шаванном трактат Сыма Цяня «Обряды»:

Chavannes E. Vol. III.

2 Это приводило к тому, что в последние десятилетия существования монархии один несовершеннолетний император

наследовал другому несовершеннолетнему, а правительство

возглавлял либо родственник (принц Гун), либо вдовствующие

императрицы.

129их легатов на председательство в собраниях князей,

многократно упоминаемых в хрониках; однако в эпоху

власти мажордомов (протекторов) отдельных крупных

вассалов это притязание игнорировалось, что — по

крайней мере в теории — считалось нарушением ритуала. Подобные собрания князей происходили часто:

например, одно из них в 650 году до н. э. выступило

против лишения прав подлинных наследников, против наследственных должностей, против аккумуляции

должностей, против смертной казни для высших чиновников, против «нечестной» политики, против ограничений для продажи зерна и за почитание и уважение к возрасту и талантам.

Практически единство империи выражалось не

в этих случайных собраниях правителей, а в «культурном единстве». Как на Западе в Средневековье, так и

здесь культурное единство было представлено тремя

элементами: ?) единством рыцарских сословных обычаев; 2) религиозным, т. е. ритуальным единством; и

3) единством класса книжников. Ритуальное единство

и единство сражающегося на колесницах сословия

рыцарей-вассалов, ленных владельцев замков проявлялось в формах, напоминающих Запад. Если там

«варвар» и «язычник» были тождественны друг другу,

то в Китае признаком варвара или полуварвара считалось прежде всего неточное исполнение ритуала: еще

долгое время неправильное жертвоприношение превращало правителя династии Цинь в полуварвара.

Война против нарушающего ритуал правителя считалась похвальным делом. Даже позже любая из многочисленных династий татарских завоевателей Китая

не рассматривалась носителями ритуальной традиции в качестве «легитимной» до тех пор, пока она не

адаптировалась к ритуальным правилам

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн