Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

неизбежно влекла за собой отставки с должностей. Постоянные

массовые вакансии многочисленных должностей, временная

непригодность многочисленных чиновников, возникновение

очереди из лишившихся своих должностей из-за траура кандидатов, особенно при эпидемиях, были политически крайне

обременительными. Императоры попеременно то запрещали

слишком длительный траур, исходя из государственных интересов, то, из страха перед духами, вновь ужесточали его — и то

и другое под угрозой наказания палками. После смерти матери

Ли Хунчжана императрица в резкой форме безуспешно предостерегала его от ухода в отпуск вместо полагавшейся отставки

(«Peking Gazette» от ? мая 1882 года).

157Так что центральное управление не имело сведений

о подлинных брутто-доходах отдельных провинций и

округов, а провинциальные наместники — о доходах

префектов и т. д. С другой стороны, для налогоплательщиков был важен только один принцип: по возможности сопротивляться введению податей, которые

не являлись традиционными. Мы еще увидим, как и

почему они в определенных пределах могли делать

это с большим успехом. Даже если не учитывать проблематичность этого сопротивления постоянным попыткам дополнительного налогообложения, в сущности зависевшего от положения властей, чиновники

располагали двумя средствами повышения доходов.

Во-первых, введение дополнительной платы за расходы по сбору налогов (как минимум ю %) и за несоблюдение сроков, независимо от того, произошло ли

оно по вине должника или по воле самих чиновников

(что происходило довольно часто). Во-вторых, перерасчет натурального налога в деньги: сначала денежный

налог пересчитывался в серебро, потом в медь и еще

раз в серебро — причем по различным курсам, которые устанавливал сам сборщик налогов.1 Но в первую

очередь следует помнить, что в соответствии с патримониальным принципом чиновника следовало отблагодарить «подарками» за всякое служебное действие,

а законных тарифов не существовало. С учетом этих

дополнительных заработков весь брутто-доход чиновника шел прежде всего на покрытие материальных издержек его должности и выполнение возложенных на

него административных задач. Однако доля в них собственно «государственных» расходов по внутреннему

управлению чаще всего была незначительной. Следовательно, брутто-доход чиновника, стоявшего на

самой нижней ступени, непосредственно у источника

1

Поэтому влиятельные люди всегда предпочитали и добивались права выплачивать налоги натуральными продуктами.

158налогов, являлся тем фондом, из которого пополняли

свои доходы вышестоящие чиновники. Он должен был

регулярно передавать своему начальнику относительно небольшие суммы в соответствии со сложившимся

прейскурантом. И кроме того, сначала при вступлении

в должность и затем через определенные промежутки

времени делать ему максимально крупные «подарки»,

чтобы заручиться благоволением, которое было определяющим для его собственной судьбы.1 При этом он

должен был давать хорошие чаевые неофициальным

советникам и младшим чиновникам начальника, если

те могли повлиять на его судьбу (вплоть до привратника, чтобы получить аудиенцию). Это происходило

на всех уровнях вплоть до дворцового евнуха, который

получал дань даже с высших чиновников. Соотношение между официально объявленными и фактическими налоговыми поступлениями только от земельного

налога оценивается крупнейшими специалистами2 как

1:4. Заключенный в 1712—1713 годах между центральным правительством и провинциальными чиновниками компромисс в денежно-хозяйственной форме

примерно соответствовал фиксации феодальных обязательств на Западе в форме натурального хозяйства,

с той лишь разницей, что в Китае, как и во всех специфических патримониальных государствах, речь шла

не о ленах, а о кормлениях. А также не о зависимости

правителя от военной службы снаряжавших самих себя рыцарей, а о зависимости центральной власти от

административной службы типичных для патримониальных государств обладателей кормлений с налогов и

пошлин, выплачивавших натуральную и прежде всего

1 Это напоминает сборы в Соединенных Штатах с чиновников, назначенных главой победившей партии, в пользу ее боссов

и в партийную кассу; только они были в целом твердо фиксированными.

2

Расчеты и оценки см.: Parker ?. H., Jamieson G. Trade and

Administration of the Chinese Empire. P. 85 ff.

159денежную дань. Существовало еще одно важное отличие от Запада. Там тоже были известны кормления,

в том числе с налогов и пошлин. Впервые они появились в рамках церковной организации, а затем — по

церковному образцу — позаимствованы патримониальными государствами. Однако они были или пожизненными, или наследственными, как и лен, а часто — даже передавались путем продажи. Сборы, таможенные

пошлины, налоги, на которых они основывались, были

зафиксированы привилегией или устоявшимся обычаем, тогда как в Китае именно «предусмотренного бюджетом» чиновника можно было свободно снять и перевести с должности; он даже был обязан переводиться

через короткие сроки. Отчасти это делалось с целью

сохранения политической власти центрального управления; а отчасти — чтобы и другие кандидаты получили свой шанс.1 Чиновничеству в целом было гарантировано получение огромных доходов с кормлений,

но положение отдельного чиновника, напротив, было

совершенно затруднительным. Получение должности (учеба, покупка, подарки и «взносы») приводило

к огромным расходам и часто долгам, поэтому он стремился за короткое время службы получить с должности максимальный доход. И это было возможно, поскольку отсутствовали твердые тарифы и гарантии.

Считалось само собой разумеющимся, что должность

существует для накопления состояния; осуждалась

лишь чрезмерность [обогащения].2

1 Это представление особенно четко проявляется в рескрипте, опубликованном в «Peking Gazette» от il января 1895 года.

В нем порицается то, что некий (младший) чиновник владел

кормлением более трех лет, так что другие кандидаты не могли

«воспользоваться своей очередью».

2 Это следует из многочисленных рескриптов. Так, в «Peking

Gazette» от 23 марта 1882 года сообщалось, что чиновник в Кантоне за несколько месяцев скопил на юо ооо таэлей больше, чем

обычно (NB!). Арендованный писец в Фуцзяне смог купить себе

место префекта в Цзянсу. Таможенные чиновники имели доходы в юо ооо—150 ооо таэлей ежегодно.

1бОЭто имело и другие важные последствия. Прежде всего система перемещений надежно обеспечивала власть центрального управления в отношении

конкретных чиновников персонально. Вследствие постоянного перемешивания и постоянного изменения

шансов на получение доходов все чиновники конкурировали друг с другом за кормления. Из-за невозможности согласовать личные интересы чиновничества,

его положение было щекотливым с точки зрения отношений с верхами, и вся его внутренняя привязанность

к властям связана с этим. Хотя среди чиновников существовали «партии», прежде всего на основе землячеств и сложившихся школ, в которых они воспитывались. «Консервативной» школе северных провинций

в последние десятилетия противостояли «прогрессивная» школа центральных провинций и «радикальная»

школа кантонцев; о противостоянии сторонников воспитания по методу Сун и сторонников метода Хань

внутри одного ямэня говорилось в императорских указах этого времени. Помимо того, что чиновники были

чужаками и их постоянно перемещали из провинции

в провинцию, распределявшее их ведомство пыталось

смешивать конкурирующие школы и землячества

в каждом конкретном округе, чтобы не возникал земляческий партикуляризм, который угрожал бы единству империи. С другой стороны, слабость чиновников

в их отношениях с верхами уравновешивалась такой

же их слабостью в отношениях с низами. Еще более

важным следствием этой структуры кормлений был

чрезмерный административный и экономическо-политический традиционализм. В какой мере он обосновывался на уровне убеждений, мы еще скажем. Но он

имел и совершенно «рациональные» причины.

Всякое вмешательство в сложившиеся формы

хозяйства и управления затрагивало необозримые

и многочисленные интересы господствующего слоя,

связанные с побочными доходами и кормлениями.

161И поскольку любого чиновника однажды могли перевести на менее доходное место, то в подобных случаях

чиновничество выступало так же сплоченно, как налогоплательщики, предотвращая попытки изменить

систему взяток, пошлин и налогов. На Западе длительная апроприация шансов на получение таможенных пошлин, платы за сопровождение, мостовых и

дорожных денег, складской и путевой пошлин, побочных поборов и других доходов сделала явными затронутые интересы. Как правило, это позволяло объединить определенные группы интересов и посредством

насилия, компромисса или привилегии снять отдельные затруднения в сношениях. Об этом в Китае не

было и речи. Если рассматривать интересы высшего,

господствующего слоя чиновников, то там шансы на

получение доходов не были индивидуально апроприированы, а принадлежали всему сословию сменяемых

чиновников. Поэтому оно сплоченно противостояло

всякому вмешательству и со смертельной ненавистью

преследовало любые рационалистические идеологии,

призывавшие к «реформам». Только насильственная

революциялибо снизу, либо сверху — могла привести здесь к изменениям. Замена транспортировки дани на лодках по Императорскому каналу гораздо более дешевой транспортировкой пароходами по морю,

изменение сложившихся способов взимания пошлин,

повышения по службе, рассмотрения петиций и проведения процессов, всякое изменение вообще могло

угрожать побочным интересам каждого из них — как

нынешним, так и будущим. Изучение ряда императорских проектов реформ 1898 года показывает, к каким огромным изменениям чиновнических доходов

они могли бы привести даже при частичном осуществлении. Это позволяет оценить, какие огромные материальные интересы были затронуты ими и какими

бесперспективными они были, ведь не существовало никаких органов для их проведения, кроме самих

102этих интересантов. В этом традиционализме заключался источник «партикуляризма» провинций. В первую очередь это был финансовый партикуляризм, обусловленный тем, что кормления провинциальных

чиновников и их неофициального окружения оказались бы под серьезной угрозой при любой централизации управления. Это стало абсолютно непреодолимым препятствием для рационализации управления

империи из центра, а также для проведения единой

экономической политики.

Принципиально важно понять, что общим для чисто патримониальных государственных образований,

каковыми являлось большинство государств на Востоке, было то, что утверждение денежного хозяйства усиливало, а не ослабляло традиционализм, как можно

было бы ожидать. Именно из-за того, что посредством

кормлений оно создавало для господствующего слоя

такие шансы на получение доходов, которые не только

усилили «дух рантье» в целом, но и сделали сохранение экономических условий, обеспечивающих получение доходов с кормлений, всепоглощающим интересом

причастного к этому слою. Именно поэтому с развитием денежного хозяйства и одновременным превращением государственных доходов ? кормления мы видим

в Египте, исламских государствах и Китае, — после

кратких промежуточных периодов, продолжавшихся

до апроприации кормлений — то, что обычно оценивают как «застывание». Поэтому общим следствием

восточного патримониализма и его денежных кормлений было то, что лишь завоевания страны извне или

успешные военные либо религиозные революции регулярно взрывали жесткую оболочку интересов держателей кормлений, заново распределяли власть и тем

самым создавали новые экономические условия, тогда

как все попытки изменений изнутри терпели неудачу

из-за сопротивления заинтересованных слоев. Как уже

говорилось, великим историческим исключением яв-

1бзляется современный европейский Запад, прежде всего

из-за того, что там не было замирения в рамках единой империи. Мы помним, что тот же слой обладателей государственных кормлений, который в мировой

империи препятствовал рационализации управления,

в отдельных государствах некогда был ее могущественным сторонником. Однако потом стимул исчез.

Как конкуренция за рынки принуждала к рационализации частно-хозяйственных предприятий, так и конкуренция за политическую власть у нас и в Китае эпохи раздробленности принуждала к рационализации

государственного хозяйства и экономической политики. И как, с другой стороны, любое образование картелей в частной экономике ослабляет рациональную

калькуляцию, эту душу капиталистического хозяйства, так и прекращение политической конкуренции

государств за власть приводит к сворачиванию рационализации органов управления, финансового хозяйства и экономической политики. Мировая империя

уже не дает для этого никаких стимулов, существовавших когда-то при конкуренции отдельных государств. Но это не было единственной причиной. Даже

в эпоху конкуренции государств в Китае рационализация управления и хозяйства была ограничена более

узкими рамками, чем на Западе. Дело в том, что на

Западе — помимо уже упомянутых различий в апроприации — существовали мощные самостоятельные

силы, которые могли объединиться с правителем и

разрушить традиционные ограничения, либо в особых

условиях, опираясь уже на собственную военную силу, отбросить ограничения со стороны патримониальной власти, что и произошло в ходе пяти великих революций, определивших судьбу Запада: итальянской

XII и XIII веков, нидерландской XVI века, английской

XVII века, американской и французской XVIII века.

А были ли эти силы в Китае?ГЛАВА III

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ

С. Управление и аграрный строй

Феодальная и фискальная организация.

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн