Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

тянъ (царской земли).

При всех изменениях аграрного строя особую правовую роль играли постоянно создаваемые пожизненные апанажи и ленные поместья, регулярно передаваемые потомкам в случае их способности принять

на себя соответствующие обязательства. Отчасти это

были явные кормления, которые должны были покрывать содержание посвященных в воины: отсюда требование к владельцам при достижении 6о лет удаляться

на покой (как при японском инке). Эти военные лены,

разделенные на классы воинов, становятся особенно

заметны, начиная с I века н. э. и в VII—IX веках; они

сохраняли свое значение вплоть до династии Мин.

Только маньчжуры отказались от них или, скорее, заменили собственными «Bannerlehen».1 Точно так же

в самые различные эпохи существовала служебная

земля для чиновников (вместо выплат в натуральной

форме — особенно при разрушении системы складов,

этой основы натуральных выплат). Отчасти это были

небольшие плебейские лены, обремененные всякого

рода общественными обязательствами: водной, дорожной, мостовой повинностью — совсем как в античности

(lex agraria 111 года) и в еще большей степени в Средние века. Подобные владения вновь учреждались еще

в XVIII веке.2

В остальном после так называемого введения «частной собственности» (Шихуан-ди) фиксируются самые различные изменения в распределении земли.

Как уже указывалось, во времена крупных внутренних волнений всегда возникало крупное землевладе-

1

Лен с правом на собственный флаг (нем.). — Примеч. перев.

2

Жители примыкавших к Императорскому каналу провинций, обремененные ирригационными работами, сыграли значительную роль еще во время восстания тайпинов.

179ние — вследствие добровольного закабаления, насилия и продажи земли обедневшими и беззащитными

крестьянами. Идея максимального предела для земельных владений, конечно, постоянно привязывала

крестьян к их грядкам или, скорее, к союзам с круговой порукой. Это вмешательство, в сущности обусловленное лишь интересами фиска и трудовой повинностью, (после некоторых более древних зачатков)

впервые в Восточной Цзинь в IV веке привело к формальному объявлению государственной земельной привилегии. Сообщается, что при этом главной целью

было регулирование всеобщей трудовой повинности.

Идея равного «душевого» надела для каждого работника в возрасте 15—60 лет с теоретически ежегодным

переделом возникала в отдельных царствах III века — после совершенно неудовлетворительного результата довольно грубой системы комбинирования

подушного налога (с каждого дин) и налога на землю

(сначала просто с каждого двора), — затем в 485 году

и вновь в VII веке при династии Тан. В теории она неоднократно менялась по соображениям «социальной

политики» (заботы об одиноких стариках, раненых

воинах и аналогичных категориях лиц). При этом наследственное владение, временное владение типа баденских альмендных полей и обусловленное рангом

владение могли сочетаться различным образом. Например, в 624 году в государстве Тан был установлен

определенный размер наследственного земельного

владения для одного двора, и к нему в зависимости

от числа душ прирезалась земля. С образованных таким образом налоговых единиц взымались подати:

отчасти зерном и в виде трудовой повинности, отчасти — чем-то одним. В начале XI века разрешенная

земельная собственность была распределена по классам. При недостатке земли разрешалось переселение:

на севере тогда было много земли для заселения, что

объясняет возможность хотя бы временного осущест-

?8?вления этой меры. Продажа земли разрешалась лишь

в случае переселения, превышения нормы земельного владения (преимущественное право выкупа было

у рода) или в случае «настоящей нужды» (при отсутствии средств на погребение). Однако фактически скоро вновь воцарился довольно свободный оборот земли,

и попытка уравнять земельные владения провалилась,

особенно после того, как введенная в 780 году налоговая система вновь ослабила заинтересованность

управления в способности населения обеспечивать

военные и налоговые нужды. Как мы видели, все эти

меры были связаны с фискальными и военными потребностями. После провала попытки уравнять земельные владения, управление ограничивалось лишь

вмешательством в размер арендной ренты в интересах

защиты крестьян. Также властям пришлось неоднократно (X век) ужесточать запрет на использование

принудительных работ в частных интересах — особенно курьерской и гужевой службы. Чиновники, которые были освобождены от трудовой повинности,

использовали эту возможность для обогащения и аккумуляции земли, поэтому в 1022 году был установлен

максимальный размер для земельных владений. Как

сообщают хроники, все эти вмешательства обусловили чрезвычайно проблематичный характер землевладения, а общественные обременения в значительной

мере препятствовали мелиорации земли. Государству,

основанному на принудительных работах, постоянно

угрожал финансовый и военный крах, что приводило к многочисленным попыткам земельных реформ.

Одной из них была знаменитая попытка реформ Ван

Аньши в XI веке, которая полностью ориентировалась

на военно-фискальные интересы. Рассмотрим ее предпосылки.

Разоружение страны при Шихуан-ди (традиция

утверждает, что собранное чиновниками в зб специально созданных для этого округах оружие было пе-

?8?реплавлено в колокола) должно было символизировать окончательное замирение страны, что постоянно

провозглашал император в своих указах. Однако для

крепостей на границе были необходимы гарнизоны

и потому население принудительно привлекалось то

к службе в пограничных поселениях, то к работам по

строительству императорских сооружений (на один

год). Хотя этот срок был чисто теоретическим. Создание единой империи сопровождалось резким увеличением объемов трудовой повинности для гражданского населения из-за строительства. При этом войско

в сущности оставалось профессиональным. Это преторианское войско постоянно устраивало гражданские

войны. Поэтому при династии Хань была предпринята попытка заменить (или хотя бы дополнить) постоянную профессиональную армию принудительно

набранной. Каждый достигший 23 лет должен был

отслужить один год в регулярном войске, а затем еще

два года в ополчении (цай гуань ши); были предусмотрены упражнения в стрельбе из лука, верховой езде

и управлении колесницей, которые продолжались до

достижения 55 лет. Трудовая повинность должна была занимать один месяц в году. Было разрешено находить себе замену. В какой мере эти планы по созданию

огромной военной силы были реализованы, остается

неизвестным. В любом случае, в VI веке н. э. объем

трудовой повинности значительно повысился: официально после сбора урожая принудительные работы теоретически длились 1—3 декады в год для одного работника из каждой семьи. Сюда добавлялось военное

обучение, а также особенно горько оплакиваемая в китайской поэзии пограничная служба на крайнем западе, которая на годы разрывала семьи. Объем трудовой

повинности увеличился: после упомянутой выше «реформы» землевладения при династии Тан — до 5 Декад для тех, кто не платил налогов. На крупных ирригационных работах иногда были задействованы свыше

182миллиона душ одновременно. Однако формальная

всеобщая военная обязанность (обязанность служить

в ополчении) существовала, видимо, только на бумаге

и лишь мешала возникновению технически оснащенного войска. При династии Сун в качестве регулярного

войска выступала «гвардия» — наряду с подразделениями местных войск и ополчения, которые перемешались и разложились. В «гвардию» рекруты набирались

принудительно и (по крайней мере в некоторых провинциях) клеймились (1042), как в Передней Азии. Однако, как следует из всех доступных источников, ядро

войска всегда составляли исключительно наемники,

надежность которых была проблематичной и зависела от регулярной выплаты жалования. Хроническая

финансовая нужда вынудила в 1049 году сократить

войско, несмотря на сохраняющуюся угрозу нападения северо-западных варваров. В этой ситуации Ван

Аныыи попытался посредством рациональной реформы найти средства для формирования достаточной и

эффективной национальной армии. Когда эту попытку реформ называют «государственно-социалистической», это верно лишь в том же крайне узком смысле,

что и применительно к монополистической банковской и хлебозаготовительной политике Птолемеев, которая основывалась на очень развитом денежно-хозяйственном фундаменте.

В действительности1 речь шла о попытке обеспечить денежные доходы и тем самым получить средства для создания дисциплинированного, обученного

и безусловно преданного императору крупного регулярного национального войска посредством планомерной поддержки и регулирования земледелия, планомерного упорядочивания и монополизации сбыта

зерна в руках центральной власти при одновременной

1 См. записку Ван Аныпи: Иванов А. И. Ван Аныни и его реформы. XI в. С. 51 и далее.

183замене трудовой повинности и натуральных выплат

денежными налогами (система цзюньшу-фа). Согласно теории, из двух взрослых один мог быть призван

в войско, для чего было предписано составить списки

населения. Одновременно была восстановлена система

десятков во главе с избранными старостами, отвечавшими за контроль над населением и поочередную ночную стражу. Далее государство должно было раздавать

оружие (луки) поочередно призываемым в местное

ополчение. Также государство должно было приобретать лошадей, из которых отбирались пригодные для

конницы; уход за ними предполагал ответственность и

выплату ежегодной премии. Государственное управление складами, пополнявшимися за счет натуральных

выплат, прежде осуществлялось посредством трудовой повинности имущих слоев и представляло для них

разорительную нагрузку, приводя ко всем мыслимым

вымогательствам. Теперь оно переходило в руки оплачиваемых чиновников: поставленное на денежно-хозяйственную основу, оно должно было служить систематической поддержке экономики. Управление давало

в долг семена (цин-мяо, «зеленые семена») и ссуды натурой или деньгами — под 2? %. Земельные владения

подлежали новой оценке в зависимости от класса,

уровня налогов, трудовой повинности (му и) и числа

душ. Вместо замененной деньгами трудовой повинности переходили к найму рабочих за счет денежных налогов. С этого времени, наряду с введением денежного

налога, монополизация торговли зерном в различной

форме стала постоянно обсуждаемым ключевым моментом проектов реформ. Правительство должно было закупать зерно по низким ценам (после сбора урожая), складировать его и из этих запасов выдавать

упомянутые ссуды, получая спекулятивную прибыль.

Профессиональное чиновничество и особенно класс

образованных юристов должно было обеспечить осуществление реформы технически, а ежегодное форми-

184рование и представление бюджетов всеми местными

ведомствами — экономически.

Противники Ван Аньши (из числа конфуцианцев)

осуждали реформу за то, что ?) новая система в целом

носила милитаристский характер; 2) вооружение народа угрожало власти чиновников и провоцировало

восстания; з) запрет торговли был рискованным для

налогообложения; но прежде всего за 4) «зерновое ростовщичество» императора — за семенные ссуды под

проценты и эксперименты с денежным налогом.1 Реформа Ван Аньши полностью провалилась из-за такого ключевого момента, как военное устройство. Аналогично другим случаям, это, несомненно, произошло

из-за отсутствия штаба управления, поскольку денежные налоги было невозможно быстро ввести в экономический уклад страны. Его посмертная канонизация

и установленные в его честь жертвоприношения (ю86)

были отменены уже в XII веке. В конце XI века ядро

войска вновь состояло из наемных частей. Учреждение профессионального чиновничества было сорвано

книжниками, которые видели в этом угрозу для своих

кормлений. Именно их интересы стали определяющими в борьбе вокруг реформы. Императрицы, евнухи

которых видели в подобных преобразованиях угрозу

своим властным интересам, также с самого начала выступили против нее.2

И хотя реформа Ван Аньши провалилась в важнейшем моменте, тем не менее она оставила настолько

глубокие следы, что китайская «система самоуправления», о котором мы скажем далее, благодаря подобной

рационализации уже многократно упомянутых объ-

1 Ср. два направленных против Ван Аньши доклада Су Ши:

Иванов А. И. Указ. соч. С. 167 и далее, с. 190 и далее; а также возражения других противников, в том числе Сыма Гуана: Там же.

С 196.

2

К этим моментам, связанным со структурой внутреннего

управления, мы еще вернемся.

185единений в десятки и сотни получило форму, действующую до сих пор.

Глубокое вмешательство правительства в распределение земли неоднократно происходило и гораздо

позже. В 1263 году, во время борьбы с монголами, оно

изъяло все земельные владения, превышавшие определенный размер (юо му), в обмен на государственные

долговые билеты; в последующие времена в результате

конфискаций также иногда происходило резкое увеличение непосредственных государственных владений

(в Чжэцзяне в начале правления династии Мин в полностью частном владении находилась лишь Vis зем~

ли). Очень древняя система государственных складов

(цзюныиуУ играла важную роль еще до проектов Ван

Аньши. С XV века она приняла постоянную форму

скупки зерна осенью и зимой и продажи весной и летом, что постепенно превратилось в меры по регулированию цен, осуществляемые в интересах сохранения

внутреннего спокойствия. Изначально скупка была не

добровольной, а принудительной: обычно сдавалось

около

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн