Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

состоятельных сородичей. Впрочем, взаймы давали даже

не-члену рода — при достаточном количестве коутоу

ему давали из-за опасений мести со стороны духа отчаявшегося, если тот совершит самоубийство.4 А добровольно, видимо, никто просто так долг не возвращал — по крайней мере если за ним стоял сильный

род. В любом случае, четко отрегулированная помощь

нуждающимся и кредитная поддержка в первую очередь существовали лишь внутри рода. При необходи-

1

Помимо закона (лат.). — Примеч. перев.

2

Вопреки закону (лат.). — Примеч. перев.

3 Согласно классическому ритуалу, усыновление могло происходить лишь внутри рода. Однако семейные уставы определяли это совершенно по-разному даже внутри одной деревни.

Почти повсюду древний ритуал был отменен. Теперь невестка

скорбела уже не только по родителям мужа, как это предписывалось официально, но и по своим собственным родителям.

Точно так же теперь «глубокий» траур объявлялся не только по

отцу, как требовалось официально, но и по матери.

4

Поэтому настолько правдоподобной является трактовка

А. Меркса — «?????? ????????????» («…не ожидая ни от кого»;

Лк. 6:35) вместо «????? ????????????» («…не ожидая ничего»):

здесь также присутствует страх перед «взыванием» к богу и,

в случае самоубийства, перед «духом» отчаявшегося.

201мости род вел внешние распри:1 безграничное мужество там, где речь шла о личных интересах и личной

привязанности, резко контрастировало с многократно упомянутой «трусостью» правительственного войска, состоявшего из насильственно набранных рекрутов или наемников. В случае необходимости род

заботился о лекарствах, враче и похоронах, обеспечивал стариков и вдов и содержал школы. Род владел

собственностью, прежде всего — земельной («землей

предков», um тянъ),2 а состоятельные роды часто обладали обширным совместным земельным фондом,

который сдавали в аренду (чаще всего через аукцион

на три года). Его отчуждение допускалось лишь при

наличии трех четвертей голосов «за». Доход распределялся между отцами семейств таким образом: все

мужчины и вдовы получали по одной единице, начиная с 59 года жизни — две, а с 6д — три единицы.

Внутри рода сочетались наследственно-харизматические и демократические принципы. Все женатые мужчины имели равное право голоса, неженатые — лишь

совещательные голоса, женщины исключались как из

числа наследников (они могли претендовать только на

приданное), так и из числа участников собраний рода.

Роль органа управления выполняли старейшины, ежегодно избираемые согласно генеалогическому принципу, но всеми членами рода. Они должны были управ-

1

Поводы к ним, наряду с распределением налогов и кровной

местью, давали конфликты между соседями из-за фэн-шуя, т. е.

геомантики. Каждое строительство и особенно каждая новая

могила могли нанести вред духам предков, захороненных в уже

существующих могилах, или разгневать духов скал, ручьев, холмов и т. д. Подобные распри часто были почти непримиримыми

из-за геомантических интересов затронутых сторон.

2

Например, в «Peking Gazette» от 14 декабря 1883 года сообщается о покупке 2000 му (по 5-62 а) за vj 000 таэлей. Среди

целей, на которые должна была пойти рента, наряду с жертвоприношениями, прямо упоминается поддержка вдов и сирот,

а также содержание школы.

2 0 2лять имуществом, собирать доходы и распределять

прибыль, но в первую очередьзаботиться о жертвоприношениях предкам и поддерживать в порядке дома

предков и школы. Покидавшие должность выдвигали

кандидатуры преемников согласно возрастной иерархии: в случае их отклонения предлагались следующие

по старшинству.

Совместное приобретение земли путем покупки

или аренды и ее распределение между отцами семейств сохранялось вплоть до настоящего времени.

Мандарины, купцы или иные лица, окончательно отказавшиеся от земли, получали возмещение, что документировалось выпиской из семейной книги; они оставались в юрисдикции рода и могли выкупить право

на свою долю. Где сохранялись древние порядки, там

наследственная земля редко переходила в чужие руки. Домашнее прядение, ткачество и пошив одежды

женщинами препятствовали возникновению сколько-нибудь самостоятельного текстильного ремесла,

особенно если женщины работали еще и на продажу.1

Головные уборы и обувь также в основном являлись

продуктами домашнего производства. Кроме того, род

?) был устроителем важнейших для индивида праздников (чаще всего два раза в году в честь предков) и

объектом семейной истории, которую должны были

записывать отцы семейств; 2) вплоть до настоящего

времени предоставлял за небольшой процент ученикам и неимущим наемным рабочим капитал для открытия «собственного» дела в качестве ремесленника;

3) старейшины рода отбирали способных к обучению

молодых людей и покрывали их расходы на подготовку, сдачу экзамена и покупку должности. Таким образом, этот союз экономически поддерживал автаркию домохозяйств и препятствовал развитию рынка,

в социальном смысле был просто всем для своих

членов, в том числе живущих на чужбине, особенно —

в городе.1

Город для большинства его жителей был не «родиной, а типичной «чужбиной», тем более что он отличался от деревни отсутствием организованного

самоуправления. Не будет большим преувеличением сказать, что китайская административная история

полна попыток императорского управления утвердить

свою власть и вне городских округов. Но если не считать компромиссов относительно уплаты налогов, это

удавалось только на короткое время. На длительную

перспективу этому препятствовала экстенсивность самого управления, выражавшаяся в незначительном

числе настоящих чиновников, что было обусловлено

финансовым положением и, в свою очередь, обуславливало их положение. В действительности официальное императорское управление оставалось управлением городских округов и их частей, где ему не

противостояли мощные кровные организации, как

в сельской местности; поэтому оно оказалось эффективным при взаимодействии с гильдиями и цехами.

Вне городских стен оно сразу теряло свою эффективность, поскольку там, помимо огромной власти родов,

ему противостояло еще и организованное самоуправление деревни как таковой. А поскольку множество

крестьян жили и в городах, которые чаще всего являлись «городами земледельцев», то между ними существовало лишь административно-техническое различие: «город» означал резиденцию мандарина без

самоуправления, а «деревня» — самоуправляемую

местность без мандаринов!

1

Еще в 1899 году («Peking Gazette» от 12 октября сего года)

утверждалось, что уезжающие за границу люди, которые сохраняли свою долю в земле предков, не должны рассматриваться

полицией как «неизвестные чужаки».

204Поселения сельского типа1 в Китае нуждались

в безопасности, обеспечить которую было не способно

экстенсивное управление империи, не имевшее никакого понятия о «полиции». Чаще всего деревни были

укреплены: как и древние города, они окружались частоколом (видимо, еще и сегодня), а нередко — даже

стеной. Чтобы не нести поочередно дозорную службу,

нанимались стражники. Иногда деревни насчитывали многие тысячи жителей, отличаясь от «города»2

тем, что сами выполняли эти функции с помощью

собственного органа. Поскольку понятие «корпорация» в китайском праве полностью отсутствовало и,

конечно, было совершенно чуждо традиционным крестьянским представлениям, этим органом выступал

деревенский храм.3 В Новое время чаще всего он был

посвящен одному из популярных богов: полководцу

Гуань-ди (богу войны), Бэй-ди (богу торговли), Вэньчану (богу школ), Лун-вану (богу дождя), Ту-ди (неклассическому богу, которого следовало извещать

о каждом случае смерти, поскольку это касалось «поведения» умершего в потустороннем мире), — а какому конкретно, видимо, было не так уж важно. Подобно классической древности Запада, «религиозное»

значение храма4 ограничивалось немногими ритуальными действиями и редкими молитвами отдельных лиц, а в остальном его значение заключалось

в проведении профанных социальных и правовых

процедур.

1

Вследствие разделов наследства отдельные владения в них

часто были распылены на 5—15 участков.

2

В городах очень широкие функции были узурпированы

гильдиями.

3 См. об этом в уже цитированном сочинении двух китайских бакалавров, в котором несравненно лучше раздел о деревне, а о «городе» как социальной структуре просто не так много

материала. Аналогии этому есть в германском праве!

4 Сельские храмы не считались «даосскими» культовыми

местами (см. гл. VII).

205Как и дома предков, храмы имели собственность,

прежде всего — земельную.1 А часто еще и денежное

состояние, из которого выдавали займы по не всегда низким процентам.2 Денежное состояние возникало прежде всего за счет традиционных рыночных

пошлин: как почти повсюду в мире, торговые ряды

издревле находились под защитой местного бога. Храмовая земля, как и земля предков, преимущественно сдавалась в аренду неимущим из этой же деревни;

рента с нее и все доходы храма вообще также ежегодно раздавались арендаторам доходов, а остававшаяся после вычета чистая прибыль распределялась. Исполнение должности храмового управителя, видимо,

являлось общественной обязанностью отцов деревенских семейств, которая передавалась по очереди от

дома к дому; для этого деревня делилась на округа по

100—500 жителей. Наряду с этими управителями, существовали и «лучшие люди» деревни — старейшины

родов и книжники, получавшие номинальное вознаграждение. Только они признавались представителями деревни со стороны политического правительства,

неприязненно относившегося ко всякой легализации

корпораций или их суррогатов. В этом качестве они

действовали от имени «храма», который через них заключал контракты в интересах деревни. «Храм» обладал юрисдикцией по мелким делам и очень часто

узурпировал юрисдикцию по делам всех видов, что не

вызывало интервенций правительства — за исключением случаев, в которых затрагивались государствен-

1

В первую очередь для обеспечения храмовых жрецов. Если его финансировали основыватели, то они награждались почетными титулами (например, шанъ чжу, учитель добродетели).

Жрецы получали вознаграждение и выплаты зерном, поэтому

чем больше было храмов, тем беднее была деревня. Лишь один

из них являлся собственно «храмом деревни».

2 Считалось похвальным занимать у храма. Об этом см.:

Doolittle J. Social Life of the Chinese. London, 1866.

206ные интересы. Именно такой суд, а не государственное

судебное ведомство, пользовался доверием населения.

«Храм» заботился о дорогах, каналах, обороне, политической безопасности (поочередной дозорной службе, часто фактически отмененной), защите от разбойников или от соседних деревень, о школе, лекарствах,

похоронах (если роды не могли или не хотели брать их

на себя). В нем находился склад оружия деревни. Благодаря деревенскому храму, который в такой функции

отсутствовал в «городе», деревня с правовой точки

зрения и фактически являлась дееспособной коммунальной корпорацией. Но в первую очередь именно

деревня, а вовсе не город, фактически была оборонительным союзом, действовавшим в зоне интересов

ее жителей.

К этому неофициальному самоуправлению правительство не всегда относилось, исходя из принципа laissez-faire, как в конце старого режима. Например, при династии Хань оно пыталось разрушить

чистый патримониальный абсолютизм Шихуан-ди

путем организованного привлечения старейшин общин на должности в самоуправлении (сань лао), чтобы таким образом регламентировать и легализовать

исконное самоуправление.1 Глава деревни (шоу ши

1

Наряду со старейшинами родов, о которых, видимо, известно во все эпохи, тогда существовали по-разному образуемые ответвления родов со своими, как правило, избранными

чиновниками (при династии Хань из числа 50-летних). На них

были возложены обязанности полиции безопасности, круговой

поруки и наказания провинившихся, надзора за жертвоприношениями, распределения трудовой повинности, сбора налогов

и налоговое поручительство, а при определенных обстоятельствах — осуществление правосудия в целях поддержания покоя

и забота о народном образовании, но иногда также сбор ополчения и проведение учений. Согласно принятому при династии

Хань новому порядку, g ? 8 семей официально образовывали

? ли, ю ли — ? тин во главе с избранным старостой, ю тин —

? сян во главе с избранным сань лао, задачей которого в первую

очередь должно было являться народное образование. К ним

207жэнъ) должен был избираться и утверждаться, а землевладельцы — ручаться за его хорошее поведение,

что в действительности происходило крайне редко. Правительство постоянно игнорировало деревню

как общность, поскольку постоянно брали верх чисто

фискальные интересы. С этой точки зрения особенно рационализировал систему Ван Аныпи, о чем уже

упоминалось в другом контексте. Формально даже сегодня каждые ю семей, объединенные в пай, имеют

своего старшего, каждые юо, цзя, — своего главу, баоцзя, обычно именуемого дибао. На каждом доме в деревне и городе должен был висеть (и действительно

висел там, где соблюдалась традиция) плакат, на котором указывались номер дома, цзя, пай, собственник,

имя главы семьи, место происхождения семьи (родина в

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн