Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

психической внеобыденности и обусловленной

этим особой самоценности данные состояния считались специфически священными и божественными.

И хотя только рационализированные религии, помимо непосредственного обладания благом спасения,

привнесли в эти специфически религиозные действия

еще и метафизическое значение, тем самым сублимировав оргию в «таинство», даже самая примитивная

оргия не могла полностью обходиться без толкования

смысла. Просто в ней толкование носило чисто магически-анимистический характер и не было или лишь

в зачаточном виде было включено в универсальную

космическую прагматику спасения, свойственную всякому религиозному рационализму. Однако и в дальнейшем благо спасения психологически переживалось

благочестивым человеком в настоящем. Т. е. оно выражалось прежде всего в самом состоянии, в самом

чувственном переживании, непосредственно вызываемом специфически религиозным (или магическим) актом, методической аскезой или созерцанием.

По своему смыслу и по внешнему проявлению это

состояние могло быть лишь внеобыденным переживанием и носить временный характер. Изначально

так было повсюду. Различие между «религиозным» и

«профанным» состоянием — лишь во внеобыденности

первого. Однако достигнутое средствами религии осо-

1

Мистическое единение (лат.). — Примеч. перев.

38бое состояние могло превратиться в постоянное «состояние спасенности», охватывающее судьбу человека.

Переход был постепенным. Из двух высших концепций сублимированного религиозного учения о спасении — «перерождения» и «искупления» — первое являлось древнейшим достоянием магии. Оно означало

обретение новой души посредством оргиастического

акта или планомерной аскезы. Ее обретали на время

в экстазе, но к ней также могли стремиться как к постоянному состоянию, достигаемому средствами магической аскезы. Новой душой должен был обладать

юноша, желавший вступить в качестве героя в сообщество воинов, участвовать в качестве члена культового

сообщества в магических танцах и оргиях или в культовой трапезе с богами. Поэтому издревле существовала аскеза героев и магов, инициация юношей и священные обряды нового рождения на важных этапах

жизни индивида и сообщества. Однако, помимо применяемых средств, прежде всего различались цели

этих действий, т. е. ответы на вопрос, «во что» нужно

было переродиться.

Можно по-разному систематизировать религиозно

(или магически) значимые состояния, которые придавали религии определенный психологический характер. Здесь мы не будем предпринимать подобных

попыток. В связи с вышесказанным важно лишь показать в самом общем виде, что характер (посюстороннего) состояния блаженства или нового рождения, почитаемого в определенной религии в качестве

высшего блага, должен был неизбежно отличаться

в зависимости от характера слоя, являвшегося важнейшим носителем данной религиозности. Воинственные рыцарские сословия, крестьяне, ремесленники,

книжно образованные интеллектуалы, конечно, имели различные устремления; и хотя последние сами

по себе, — как мы еще увидим, — были очень далеки

от того, чтобы однозначно детерминировать психо-

39логический характер религии, тем не менее они оказывали на него длительное воздействие. В частности,

особо важна противоположность двух первых и двух

последних слоев. Ведь интеллектуалы всегда являлись носителями рационализма, а занятые промыслами (купцы, ремесленники) — по крайней мере могли

ими стать; в первом случае это был более теоретический, во втором — более практический рационализм,

который мог принимать различные формы, но всегда

оказывал значимое воздействие на религиозные взгляды. При этом важнейшее значение имело своеобразие

интеллектуальных слоев. Насколько для религиозного развития в настоящее время безразлично, испытывают ли современные интеллектуалы наряду с иными

ощущениями еще и потребность в наслаждении «религиозным» состоянием как «переживанием», как бы

стильно обставляя свой интерьер гарантированно подлинными старинными предметами, — а из этого источника еще нигде не возникало религиозного обновления, — настолько важным для религий в прошлом

было своеобразие интеллектуальных слоев. Их задача

заключалась в том, чтобы сублимировать религиозное обладание спасением в веру в «избавление». Сама

по себе концепция избавления является очень древней, если под этим понимать освобождение от нужды,

голода, засухи, болезней и — в конечном счете — от

страдания и смерти. Но свое специфическое значение избавление впервые получило там, где оно стало выражением систематически-рационализированной

«картины мира» и отношения к ней. Именно от картины мира и отношения к ней зависело, что означало

и могло означать спасение по своему смыслу и своим

психологическим свойствам. Интересы (материальные

и духовные), а не идеи непосредственно господствуют

над действиями людей. Однако «картины мира», созданные посредством «идей», очень часто в качестве

вех определяли те пути, по которым развивалась ди-

40намика интересов. Ведь от картины мира зависело то,

«от чего» и «в чем» искали и — не следует забывать —

находили «спасение»: от политического и социального

рабства в посюстороннем мессианском царстве будущего; от осквернения ритуально нечистым или вообще от нечистого заточения в плоти в чистоте душевно-телесного-прекрасного или чисто духовно бытия;

от вечной бессмысленной игры человеческих страстей

и вожделений в тихом покое чистого созерцания божественного; от радикального зла и рабства во грехе

в вечном свободном блаженстве в лоне отеческого бога; от астрологической зависимости от расположения

созвездий в достойной жизни в свободе и единении

с сущностью сокрытого божества; от проявляющихся

в страданиях, нужде и смерти внешних ограничений

конечного существования и от грозящих адских кар

в вечном блаженстве в будущей, земной или райской,

жизни; от круговорота перерождений с их жестокой

расплатой за действия в прошлых жизнях в вечном

покое; от бессмысленности мыслей и поступков во сне

без сновидений. Вариантов было еще больше. За ними

всегда стояло отношение к чему-то в реальном мире,

что воспринималось как специфически «бессмысленное», и требование того, чтобы мироустройство в своей

целостности было так или иначе осмысленным «космосом» или же могло и должно было им стать. Носителями этого желания, являвшегося основным продуктом собственно религиозного рационализма, были

именно интеллектуальные слои. Пути и результаты

этой метафизической потребности, а также мера ее

действенности, сильно различались. Тем не менее, об

этом можно высказать несколько общих замечаний.

Современная форма одновременно теоретической

и практической, интеллектуальной и прагматической рационализации картины мира и способа ведения жизни имела общее последствие: по мере развития этого особого типа рационализации религия все

41сильнее сдвигалась в иррациональное с точки зрения

интеллектуального формирования картины мира. По

множеству причин. С одной стороны, последовательная рационализация не проходит совсем гладко. Как

в музыке пифагорейская «комма» препятствовала

сплошной рационализации, ориентированной на физический звук, — вследствие чего великие музыкальные системы всех времен и народов отличались друг

от друга прежде всего тем, каким образом им удавалось преодолевать, обходить или, наоборот, использовать эту неизбежную иррациональность для расширения звукового разнообразия, — так в еще большей

мере происходило с теоретической картиной мира и

прежде всего с практической рационализацией жизни.

В этом смысле отдельные крупные типы рациональнометодического ведения жизни характеризовались прежде всего теми иррациональными предпосылками, которые воспринимались ими как данность. А последние

во многом определялись чисто исторически и социально — своеобразием, т. е. социально и психологически

обусловленным положением (внешними и внутренними интересами) слоев, являвшихся носителями соответствующей методики ведения жизни во время ее

формирования.

Именно к иррациональным моментам в рационализации действительности был вынужден отступать

интеллектуализм со своей вряд ли устранимой потребностью в надреальных ценностях по мере того, как

мир все больше казался лишенным их. В целостной

примитивной картине мира, в которой все было конкретной магией, наметилась тенденция к разделению

на рациональное познание и рациональное господство

над природой, с одной стороны, и на «мистические»

переживания, с другой. В механизме мира, лишенного бога, их невыразимые содержания могли находиться лишь в потустороннем, непостижимом, внемирском

царстве божественной любви, дарующем индивиду-

42альное спасение. Там, где это было реализовано абсолютно последовательно, отдельный человек мог искать

лишь индивидуального спасения. По мере развития

интеллектуалистского рационализма это в какой-либо форме проявлялось повсюду, где люди предпринимали попытку рационализировать свою картину мира

как космоса, подчиненного безличным правилам. Прежде всего в тех религиях и религиозных этиках, на

которые особенно сильно повлияли благородные интеллектуальные слои, посвятившие себя чисто мыслительному постижению мира и его «смысла» — в азиатских, прежде всего индийских, мировых религиях.

Для них созерцание — т. е. погружение в глубокий

блаженный покой и неподвижность единого — было

высшим и последним доступным человеку религиозным благом, а все иные формы религиозных состояний — в лучшем случае суррогатом, представлявшим

относительную ценность. Как мы увидим, это имело серьезные последствия для отношения религии

к жизни, включая жизнь хозяйственную, и вытекало

из самого характера «мистических» в данном созерцательном смысле переживаний и из психологических

предпосылок стремления к ним.

Совершенно иначе процесс проходил там, где развитие религии определялось слоями, занятыми практической деятельностью: героическими воинами-рыцарями, политическими чиновниками, экономически

занятыми классами, или, наконец, там, где в религии

господствовала организованная иерократия.

Рационализм иерократии, — развившийся из профессиональных занятий культом и мифом и в еще

больше мере из заботы о душе, т. е. из отпущения грехов и наставлений грешникам, — повсюду стремился

монополизировать даруемое религией благо спасения,

а также придать ему форму недостижимой для индивида «благодати таинства» и «благодати учреждения»,

чтобы только иерократия могла ритуально даровать и

43распоряжаться ею. Поиски спасения индивидами или

свободными сообществами в форме созерцания, оргиастики или аскезы вызывали у иерократии большие подозрения, что естественно с точки зрения ее властных

интересов. Именно поэтому она стремилась их ритуально регламентировать и контролировать.

Политическое чиновничество с недоверием относилось ко всем видам индивидуального поиска спасения или к возникновению свободных сообществ, видя

в них попытки освобождения людей, прирученных

государственными учреждениями. Точно так же оно

не доверяло своему конкуренту — дарующему благодать учреждению священнослужителей, но в первую

очередь презирало стремление к подобным непрактическим благам, находящимся вне утилитарных мирских целей. Для чиновничества религиозные обязанности были всего лишь простыми служебными или

социальными обязанностями подданных государства

или определенных сословий: ритуал соответствовал

регламенту, поэтому всякая религиозность принимала

ритуалистический характер там, где ее определяла бюрократия.

Рыцарское сословие воинов в своих интересы также было полностью обращено к этому миру и избегало

всякой «мистики». Правда, у него, как у героев вообще,

обычно отсутствовала как потребность, так и способность к рационалистическому осмыслению действительности: это связано с верой в иррациональность

«судьбы», а иногда — с идеей неясно детерминированного «рока» (гомеровских мойр), который властвует над богами и демонами, понимаемыми в качестве

страстных и сильных героев, от которых герои земные

получают поддержку и вражду, славу и добычу или

смерть.

Крестьянам, связанным с природой и во всем своем хозяйственном существовании зависевшим от сил

стихий, была настолько близка магия — заклинания

44от таящихся в силах природы духов или простое достижение божественного расположения — что вырвать их из этой исконной формы религиозности могли лишь глубокие изменения жизненной ориентации,

исходившие от других слоев или от могущественных

пророков, легитимировавших себя в качестве колдунов благодаря совершенным чудесам. «Мистику» интеллектуалов у них заменяли оргиастические и экстатические состояния «одержимости», вызываемые

употреблением дурманящих средств или танцем, что

было чуждо и унизительно для сословного чувства рыцарства.

Наконец, «буржуазные» в западно-европейском

смысле и соответствовавшие им в других местах

слои — ремесленники, торговцы, производящие свою

продукцию на дому предприниматели и их дериваты, встречающиеся лишь на современном Западе —

являлись, по-видимому, самым многозначным слоем с точки зрения возможной религиозной позиции.

Для нас это особенно важно. Благодать учреждения

в таинствах римской церкви в средневековых городах, этих оплотах папства, благодать таинств мистагогов в античных городах и в Индии, оргиастическая

и созерцательная религиозность суфиев и дервишей

Ближнего Востока, даосская магия, буддийское созерцание и ритуалистическое обретение благодати под

духовным руководством мистагогов в Азии, все формы любви к спасителю и вера в искупителя от Кришны до культа Христа во всем мире, рациональный

ритуализм почитания Закона и свободная от всякой

магии проповедь в синагоге у евреев, античные секты пневматиков и аскетические средневековые секты,

благодать предопределения и этическое возрождение

пуритан и методистов, все виды индивидуального поиска спасения —

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн