Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

случаях

финансовой нужды во время войн в XV веке допускалась продажа мест в коллегиумах (1453) и должностей

(1454); в 1492 году она была отменена, а в 1529 — введе-

1 Об этом см. все еще пригодную работу: Biot E. Essai sur

l’histoire de l’instruction publique en Chine et de la corporation des

Lettres. Paris, 1847.

2

Первый (лат.). — Примеч. перев.

237на вновь. Ведомства также враждовали друг с другом

из-за того, что ведомство обрядов проводило экзамены

(с 736 года), а ведомство должностей осуществляло назначения. Не редкостью были случаи, когда последнее

бойкотировало экзаменованных, чем вызывало ответный бойкот экзаменов со стороны первого. Формально самым могущественным человеком в Китае был

министр по делам обрядов, а фактически — министр

должностей (майордом). Должности стали получать

купцы, поскольку считалось (конечно, совершенно

напрасно), что они будут менее «жадными».1 Маньчжуры покровительствовали древним традициям и

тем самым — книжникам; насколько это было возможно, они придерживались «чистоты» при замещении должностей. Тем не менее существовали три возможности: ?) императорская милость для сыновей из

«княжеских» семей (экзаменационные привилегии);

2) упрощенный экзамен для низших чиновников под

патронажем высших (официально каждые з _ 6 лет),

что неизбежно выдвигало первых даже на высшие позиции; з) действительно чистая квалификация посредством экзаменов как единственно законный путь.

В целом система экзаменов действительно выполняла функции, возложенные на нее императорами.

Поэтому они сразу отвергали предложения отменить

экзамены (i372)> вытекавшие из ортодоксальных представлений о харизматическом характере добродетели,

согласно которым только добродетель могла легитимировать и квалифицировать. И совершенно понятно, почему: эта система была выгодна и императору, и

получавшим ранги; во всяком случае, обе стороны так

считали. С точки зрения императора, экзамены выполняли ту же роль, какую для дворянства в системе русского деспотизма играло местничество (в остальном

являвшееся технически гетерогенным средством). Они

1 См. жалобы на это у Ma Дуаньлиня: Biot E. Р. 481.

238действительно достигали своей цели: конкурентная

борьба за должности и открытость сословия кандидатов на кормления для всех обладателей образовательной квалификацией исключали всякую возможность

формирования из претендентов на кормления служилого дворянства феодального типа.

А сейчас посмотрим на место этой образовательной

системы среди основных типов воспитания. Конечно,

здесь невозможно мимоходом дать социологическую

типологию педагогических целей и средств, но некоторые замечания будут вполне уместны.

Среди задач воспитания есть два противоположных

исторических полюса: с одной стороны, это пробуждение харизмы (героических качеств или магического дара), а с другойпередача специализированного

профессионального знания. Первый тип соответствует

харизматической, второй — рационально-бюрократической (современной) структуре господства. Между ними возможны взаимосвязи и промежуточные формы.

Даже военный герой или маг нуждался в профессиональном обучении. Даже профессионального чиновника стараются обучить не только знаниям. Однако

это противоположные полюса. Между радикальными

противоположностями располагаются все те типы воспитания, которые стремятся привить воспитаннику

определенный тип ведения жизни — не важно, мирского или духовного, но в любом случае сословного.

Харизматическое воспитание в рамках древней

магической аскезы и испытания, которые устраивали

мальчикам колдуны и военные герои, лишь помогали

новичку обрести «новую душу» в анимистском смысле, т. е. переродиться; говоря нашим языком, лишь

пробудить и проверить способность, считавшуюся чисто личным благодатным даром. Харизме невозможно

научить или воспитать, она уже присутствует в зачаточном состоянии или возникает во время чуда магического перерождения; иным путем она не достижима.

239Профессиональное воспитание муштрует учеников

для практического применения в интересах управления — на ведомственном предприятии, в конторе, мастерской, научной или промышленной лаборатории,

в дисциплинированном войске. Это можно проделать

с каждым, пусть и в различной степени. Культивирующая педагогика стремится воспитать «культурного

человека», т. е. человека с определенным внутренним

и внешним ведением жизни — в зависимости от культурного идеала господствующего слоя. В принципе,

это также можно проделать с каждым, только цель

будет иная. Если господствующим является изолированное сословие воинов, как в Японии, тогда целью

воспитания будет превращение воспитанника в стилизованного придворного рыцаря (часто различного

типа), презирающего писанину, подобно японскому

самураю. Если господствует слой жрецов, то целью будет воспитание ученого-книжника или интеллектуала

(опять же совершенно различного типа). Здесь мы не

можем затрагивать их многочисленные комбинации

и переходные варианты, хотя в действительности ни

один из этих типов никогда не существует в чистом

виде. Нас интересует место китайского воспитания

среди этих форм. Такие пережитки изначально харизматического воспитания-перерождения, как детское

имя, посвящение в юноши, смена женихом имени и

т. д. давно стали формальностью вроде нашей конфирмации, тогда как проверка образовательной квалификации была монополизирована политической

властью. С точки зрения образовательных средств,

это была «культурная» квалификация в смысле общего образования — более специализированного, но того

же типа, что и традиционное западное гуманистическое образование. Вплоть до недавнего время только

такое образование открывало у нас дорогу к командным должностям в гражданском и военном управлении и одновременно определяло социальную принад-

240лежность воспитанников к сословию «образованных».

Очень важное отличие Запада от Китая в том, что

у нас наряду и отчасти вместо этой сословной образовательной квалификации появляется рациональная

профессиональная подготовка.

Китайские экзамены не выявляли профессиональной квалификации, как современные рациональнобюрократические экзаменационные порядки у наших

юристов, врачей, техников и т. д. С другой стороны,

они не выявляли и наличия харизмы, как при типичных проверках у магов и в мужских союзах. Правда,

с известными оговорками. Во всяком случае, это справедливо по отношению к технике экзаменов. Они выявляли наличие книжной культуры и связанного с ней

образа мышления, подобающего благородному мужу, причем гораздо более специфичным образом, чем

в наших гуманистических гимназиях, существование

которых сегодня чаще всего оправдывают практически — формальным изучением античности. Насколько позволяют судить экзаменационные задания,1 на

низших ступенях они носили характер сочинения на

определенную тему в старшем классе немецкой гимназии или, точнее, в дополнительном классе немецкой

старшей школы для девочек. На всех ступенях проверялись каллиграфия, стилистика, знание классических сочинений,2 а также в какой-то мере соответствие

взглядов предписанным3 — как на наших занятиях по

религии, истории и немецкому языку. При этом для

1

Их темы приводит Вильяме. Ср.: Zi E. а. а. О.

2

В частности, на средней ступени («лиценциатов») раскрытие темы диссертации часто требовало научного, историко-литературного и филологического анализа конкретного классического текста. Примеры см.: Zi E. а. а. О. Р. 144·

3

В частности, на высшей ступени («докторат») часто император лично определял темы и оценивал выпускников. При

этом обычно темами были административные казусы, чаще всего связанные с «шестью вопросами» императора династии Тан:

Biot E. P. 209, ?. ?. Одна из них приводится в: Zi E. а. а. О.

241нашего исследования значимым является, с одной

стороны, чисто мирской характер этого образования,

а с другой — его жесткая привязанность к норме ортодоксально интерпретируемых классиков и исключительная литературность, книжность.

В Индии, иудаизме, христианстве и исламе книжный характер образования являлся следствием того,

что оно полностью оказалось в руках книжно образованных брахманов, раввинов и профессионально обученных духовных лиц и монахов религий книги. Напротив, образованный благородный муж у эллинов

в первую очередь был эфебом и гоплитом — пока образование было эллинским, а не эллинистическим.

Отчетливее всего это проявляется в диалоге «Пир»: то,

что Сократ никогда — используя терминологию наших

студентов — не «отлынивал» от походов, для Платона так же важно, как все остальное, что он вкладывает в уста Алкивиаду. Военно-рыцарское образование

Средневековья и далее благородное салонное образование Ренессанса стали — соответственно социально

оформленным — противовесом образованию, носителями которого были книги, жрецы и монахи; в иудаизме и в Китае такой противовес отсутствовал полностью или почти полностью. В Индии и Китае гимны,

повествования эпосов, ритуальная и церемониальная казуистика составляли предметное содержание

средств книжного образования. Однако в Индии оно

опиралось на космогонические и религиозно-философские спекуляции, аналоги которых в Китае, если

и не полностью отсутствовали у классиков и в канонических комментариях, тем не менее изначально

явно играли вторичную роль. Вместо них китайские

авторы разрабатывали рациональные социально-этические системы. Китайский образованный слой никогда не был автономным сословием ученых, как брахманы, но всегда — слоем чиновников и кандидатов

на должности.

242Китайское высшее образование не всегда было

таким, как сегодня. В публичных образовательных

учреждениях феодальных правителей (паньгун), наряду со знанием обрядов и литературы, также обучали владению оружием и танцу. Лишь с замирением

империи, а окончательно — с утверждением системы

чисто должностных экзаменов образование, в сущности, близкое древнеэллинскому, превратилось в патримониальном государстве в то, что просуществовало

вплоть до этого века.

Как показывает главный ортодоксальный трактат «Сяо сюэ» («Обучение молодежи»), в средневековом образовании значительное внимание уделялось

танцу и музыке. Древний военный танец, видимо, сохранился лишь в рудиментарной форме, хотя дети

в зависимости от возраста обучались определенным

танцам. Это объяснялось необходимостью обуздания

дурных страстей: если ребенок плохо ведет себя во

время обучения, нужно чтобы он танцевал и пел. Музыка улучшает человека и вместе с обрядами составляет основу самообладания.1 При этом первичным было магическое значение музыки: «правильная музыка

(т. е. соответствующая древним правилам) держит духов в узде».2

Кроме того, в Средневековье предметами общего

образования для знатных детей считались стрельба

из лука и управление колесницей.3 Но это лишь в теории. Как показывает трактат «Обучение молодежи»,

домашнее воспитание (с ? лет строго раздельное для

мальчиков и девочек) в сущности заключалось в приучении детей к выходящему за рамки всех западных

понятий церемониалу, особенно к почтительности и

1 Siao Hio / Ed. de Harlez. V, 11; I, 29, 40. Ср. цитату из Чжу

Си: p. 46. О возрастных ступенях см.: 1,13.

2

а. а. О. I, 25, 2. N 5 f.

3

По этому поводу также существовали книжные предписания.

243благоговению перед родителями, всеми начальниками

и старшими лицами вообще; оно состояло почти исключительно из правил самообладания.

Затем наряду с домашним воспитанием появилось

школьное, для которого в каждом округе сянь должна была существовать народная школа. Высшее образование предполагало сдачу первого вступительного

экзамена.

Для китайского высшего образования были характерны две вещи. Во-первых, как и любое другое созданное жрецами образование, оно было совершенно

невоенным и чисто книжным. Во-вторых, его литературный, буквально текстовый характер был доведен до крайнего предела. Отчасти это —- следствие

своеобразия китайской письменности и возникшего на ее основе литературного искусства.1 Поскольку письменность застыла в образном виде и не была

рационализирована в буквенную письменность, как

это произошло у торговых народов Средиземноморья,

литературный продукт в гораздо больше степени обращался к глазу, чем к уху. Всякое «прочтение» классических сочинений уже являлось переводом образа

письменного знака в (неписанное) слово, поскольку

наглядный характер шрифта, особенно древнего, был

по своей внутренней сущности далек от разговорного

языка. Моносиллабический язык, в котором учитывается не только громкость, но и тональность звука, изза своей трезвой ограниченности и принудительной

синтаксической логики совершенно противоположен

чисто наглядному характеру письменности. Несмотря

или, как остроумно объясняет Грубе, отчасти благодаря своим очень рациональным структурным качествам, эта письменность не могла сослужить службу

1 Стоит ли говорить, что сказанное здесь о языке и письменности лишь воспроизводит то, что излагают такие выдающиеся

синологи, как В. Грубе, а не является результатом самостоятельных исследований.

244ни поэзии, ни систематическому мышлению, ни ораторскому искусству, получивших развитие благодаря структуре эллинского, латинского, французского и

русского языков. Запас письменных знаков был гораздо шире, чем неизбежно ограниченный запас слогов

слов, и потому от скудной формальной понятности

второго со всей фантазией и размахом устремлялись

обратно к молчаливой красоте первого. Обычный язык

поэзии в принципе выступал как второстепенный по

отношению к письму, поскольку не речь, а искусство

письма и восприятие его продуктов во время чтения

считались художественно значимыми и достойными благородного

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн