Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

под

1 См.: Кип Yu (Discours des royaumes). Ann. Nat. des etats Chin,

de X au V s. / Ed. de Harlez. London, 1895. P. 54,75, 89,159,189, и. o.

2 Tschepe ?. ?. Var. Sinol. 27. P. 38. «Он просит о наказании».

Аналогичные выражения встречаются в документах А. Стейна

(ed. E. Chavannes, ? 567).

3 Однако ср. рескрипт в «Peking Gazette» от ю апреля

1895 года, которым офицерам, совершившим самоубийство при

сдаче Вэйхайвэя, посмертно были повышены звания (поскольку

252влиянием патриархального представления о сяо. Следует сносить клевету и идти на смерть из-за нее, если

это спасает честь господина; верной службой можно

должно) исправить все ошибки господина — в этом

и заключалось сяо. Коутоу перед отцом, старшим братом, кредитором, чиновником или императором определенно не являлось симптомом феодальной чести.

Но, в отличие от рыцарей и придворных Запада, идея

встать на колени перед любимой вызвала бы глубокое

отвращение у правильно ведущего себя китайца.

Честь чиновника во многом сохраняла черты чести

ученого, определявшейся результатами экзаменов и

публичными проверками со стороны начальников, даже если он сдал высшие экзамены. Это сильно отличало его от любой бюрократии.

Своеобразный дух ученого, взращенного системой

экзаменов, был тесно связан с исходными посылками

китайского ортодоксального учения (впрочем, и почти

любого еретического). Из-за дуализма шэнъ и гуй, добрых и злых духов, небесной субстанции Ян и земной

Инь единственной задачей воспитания и даже самовоспитания могло быть только развитие в душе человека субстанции Ян.1 Ведь если Ян полностью возьмет верх над демоническими силами гуй, то, согласно

древним представлениям, этот человек получит магическую власть над духами. Добрыми являются те духи, которые защищают порядок, красоту и гармонию

в мире. Поэтому совершенствование самого себя до

подобия этой гармонии является высшим и единственным средством получить эту власть. В эпоху книжников цзюнь цзы, благородный муж (некогдагерой),

они взяли вину на себя и тем самым не дали скомпрометировать

позором харизму императора).

1

По крайней мере в одном округе существовал храм тайцзщ антиматерии (хаоса), из разделения которой возникли обе

субстанции (Schih Luh Kuoh Kiang Yuh Tschi / Ubers. von Michels.

P. 39).

253был человеком, достигшим всестороннего самосовершенствования — «произведением искусства» в смысле

классического, вечно значимого канона душевной красоты, который традиционная литература взращивала

в душах своих учеников. С другой стороны, по крайней

мере с эпохи Хань,1 книжники были твердо убеждены

в том, что духи вознаграждают «добро» в смысле социально-этической порядочности. Поэтому добрый

нрав, сопряженный с классической (канонической)

красотой, являлся целью самосовершенствования.

Всякий ученый страстно желал, чтобы окончательным

критерием при получении высшей экзаменационной

квалификации были прекрасные, канонически совершенные результаты. Юношеской мечтой Ли Хунчжана

было стать совершенным книжником, т. е. «коронованным поэтом» (достигнув высший ранг)2 — он гордился своим мастерством каллиграфии и способностью дословно пересказывать классиков, прежде всего

«Весну и осень» Конфуция (крайне сухую для нас

«хронику»). Убедившись в этом, его дядя простил ему

юношеские прегрешения и добился для него должности. Все остальные знания (алгебра, астрономия)

воспринимались им лишь как необходимые средства,

чтобы «стать великим поэтом». Классическое завершение стихотворения, сочиненного им в храме богинипокровительницы шелководства в качестве молитвы

от имени вдовствующей императрицы, принесло ему

расположение правительницы. Игра слов, афоризмы,

аллюзии на классические цитаты и тонкий, чисто литературный дух считались идеалом общения знатных

мужей, из которого исключалась всякая актуальная

политика.3 Может показаться диковинным, что это

1 Согласно де Грооту.

2 См. перевод избранных мест из его мемуаров, выполненный графиней Хаген (Berlin, 1915· ?· 27, 29, 33)·

3 См. искусные по форме, остроумные по содержанию, хотя

и достаточно поверхностные записки, адаптированные для ев-

254сублимированное, привязанное к классике «салонное» образование должно было квалифицировать для

управления большими областями. Действительно,

с помощью одной поэзии в Китае тоже не управляли. Тем не менее китайский обладатель должностного

кормления поддерживал свою сословную квалификацию, свою харизму посредством каноничности используемых им литературных форм, поэтому им уделялось

серьезное внимание даже в служебных сношениях.

Многие важные манифесты императора как высшего

жреца литературного искусства имели форму поучительных стихотворений. С другой стороны, чиновник

подтверждал свою харизму тем, что его управление

протекало «гармонично», т. е. без нарушений со стороны беспокойных духов природы или человека, даже

если действительная «работа» лежала на плечах подчиненных. А над ним стояли император-понтифик,

академия книжников и коллегия цензоров, от которых

он получал награды и наказания, порицания и предупреждения, поощрения и похвалу — причем абсолютно публично.

Вследствие подобной публикации «личных дел» и

всех докладов, запросов и экспертиз вся административная и карьерная судьба чиновников проходила на

глазах широкой общественности — гораздо более широкой, чем в случае какого-нибудь подконтрольного

парламенту органа управления у нас, обеспокоенного прежде всего сохранением «служебной тайны». По

крайней мере, официальная газета выступала своего

рода постоянным отчетом императора перед небом и

подданными, что классическим образом выражало

особый вид ответственности, вытекавший из его харизматической квалификации. Несмотря на сомнения

ропейцев: Tscheng Ki Топд. China und die Chinesen / Deutsch von

A. Schultze. Dresden und Leipzig, 1896. P. 158. Об общении китайцев см. схожие наблюдения в «Путевом дневнике философа»

графа Кайзерлинга.

255в реалистичности официальных обоснований и полноте данных — что, впрочем, в той же мере касается отчетов нашей бюрократии нашим парламентам, — тем

не менее эта процедура представляла собой довольно

мощную и часто вполне действенную отдушину для

выражения общественного мнения в отношении служебного поведения чиновников.

Как и при всяком патримониализме, ненависть

и недоверие управляемых в Китае были направлены

в первую очередь на низшие ступени иерархии, с которыми близко соприкасалось население. Поэтому оно

обычно пыталось аполитично избегать всякого необязательного контакта с «государством». Но эта аполитичность никак не препятствовала воздействию официального образования на формирование народного

характера.

Высокие требования во время обучения (отчасти

из-за своеобразия китайской письменности, отчасти

из-за учебного материала) и длительные сроки ожидания часто вынуждали тех, кто не имел собственного, заемного или накопленного семьей состояния,

прервать образовательную карьеру и переходить

в практические профессии различного рода, начиная

с купцов и заканчивая целителями. В таком случае

они не доходили до самих классиков, а лишь до последнего (шестого) учебника — до почитавшегося за

древность трактата «Обучение молодежи» («Сяо сюэ»),1

содержавшего выдержки из классиков. Эти круги отличались от бюрократии лишь уровнем образования,

1 «Сяо сюэ» (La Siao Hio, ou Morale de la jeunesse / Tr. par Ch.

De Harlez. Paris, 1889 (Annales du Musee Guimet XV)) является

трудом Чжу Си (XII век н. э.), систематизировавшего конфуцианство в форме, ставшей канонической. (О нем см.: Gall S. le.

Le Philosophe Tchou Hi, sa doctrine etc. // Varietes sinologiques 6.

Shanghai, 1894.) Этот популярный комментарий к «Ли цзи» содержал исторические примеры и был известен в Китае любому

ученику народной школы.

256а не его характером, поскольку не было никакого другого образования, кроме классического. Процент провалившихся на экзаменах был чрезвычайно велик.

Несмотря на жесткие ограничения,1 незначительное

в процентном отношении число получивших дипломы

высших рангов все равно всегда в разы превосходило количество имеющихся должностных кормлений.

За них шла конкуренция с привлечением покровителей-патронов2 или заемных денег на покупку должностей — как и в Европе, продажа кормлений являлась

здесь средством сбора капитала на государственные

цели и очень часто заменяла квалификацию посредством экзаменов.3 Как показывают многочисленные

заявления в «Peking Gazette», протесты реформаторов

против продажи должностей продолжались вплоть до

последних дней существования старой системы.

1

Число «лиценциатов» распределялось между провинциями. При чрезвычайных займах (даже после восстания тайпинов), провинциям за сбор определенных минимальных сумм

предоставлялись большие квоты. Из «докторантов» на каждом

экзамене степень получали лишь десять человек, из которых

первые трое пользовались особым почетом.

2

Их могущество хорошо видно при сравнении происхождения обладателей трех высших степеней и высших мандаринов:

Zi E. а. а. О. App. II Р. 221, Anm. ?. Из 748 высших чиновнических

должностей в 1646—1914 годах 398 были заняты маньчжурами,

хотя лишь трое из них имели высшие степени (были определены императором как лучшие цзинъши); провинция Хэнань выдвинула 58, т. е. 7б всех высших чиновников, — исключительно

благодаря господствующему положению семьи Цзэн; почти

7 з обладателей высших степеней из других провинций представляли лишь зо % провинций.

3

Продажа должностей впервые стала систематически применяться в 1453 году при императорах династии Мин. (В качестве финансовой меры она была известна уже при Шихуан-ди.)

Низший ранг первоначально стоил ю8 пиастров, что эквивалентно капитализированной стоимости кормления на время

обучения, затем 6о таэлей; после наводнения на реке Хуанхэ цена была понижена до 20—30 таэлей, чтобы расширить рынок и

собрать больше денег. С 1693 года покупатели «бакалавриата»

допускались к высшим экзаменам. Место даотая со всеми дополнительными расходами стоило примерно 40 ооо таэлей.

257Официальный срок пребывания чиновников на

должности ограничивался тремя годами (что полностью соответствует аналогичным исламским установлениям), поэтому — несмотря на теоретическое всемогущество — интенсивное рациональное влияние

государственного управления на экономику оказывалось неустойчивым и урывочным. Удивительно, каким

незначительным числом чиновников, постоянно занятых в управлении, надеялись обойтись. Само их число

с очевидностью показывает, что пока не затрагивались

властные и фискальные интересы государства, они,

как правило, не вмешивались в происходящее, и обычно носителями порядка выступали силы традиции:

род, деревня, гильдии и другие профессиональные союзы. Несмотря на вышеупомянутую аполитичность

масс, влияние слоя кандидатов на должности на способ ведения жизни средних слоев было очень значительным, прежде всего из-за народных представлений

о квалифицирующем на занятие должности экзамене

как подтверждении магической харизмы. Выдержавший экзамен своим результатом доказывал, что он

в значительной мере является носителем шэнъ. Высшие мандарины считались обладателями магических

способностей. В случае «подтверждения» харизмы

они сами могли после смерти и даже при жизни стать

предметом культа. Изначальное магическое понимание письменности и грамоты придавало их печатям

и рукописям защитное и терапевтическое значение,

что могло распространяться даже на экзаменационные принадлежности кандидатов. Тот, кого император

определял в качестве первого среди экзаменовавшихся

на высшую степень, считался гордостью и достоянием

своей провинции, а каждый, чье имя публиковалось

после выдержанного экзамена, становился «именитым» в своей деревне. Все гильдии и иные сколько-нибудь значимые клубы нуждались в книжнике в качестве секретаря, и подобные места были открыты для

258тех обладателей степеней, для которых не находилось

должностного кормления. Владельцы должностей и

сдавшие экзамены кандидаты на должности в силу

своей магической харизмы и связей с патронами являлись естественными «духовниками» и советниками своих родов, поскольку происходили именно из

мелкобуржуазных кругов — в отличие от брахманов

(«гуру»), игравших схожую роль в Индии. Наряду с государственными поставщиками и крупными торговцами, обладатели должностей имели лучшие шансы аккумулировать собственность. Поэтому экономическое

и личное влияние этого слоя на население было приблизительно таким же, как в древнем Египте авторитет писцов и жрецов вместе взятых, даже за пределами собственного рода, где мощным противовесом ему

выступал авторитет возраста. Совершенно независимо

от «достоинств» отдельных чиновников, часто высмеиваемых в народной драме, престиж самого книжного

образования среди населения был непоколебим до тех

пор, пока его не разрушили сами члены этого слоя, получившие современное западное образование.

Социальные интересы образованного слоя определяли и его отношение к экономической политике. Как

и многие другие типичные элементы патримониально-бюрократического образования теократического типа, государственная система — по ее собственному

утверждению — на протяжении тысячелетий носила характер религиозно-утилитаристского государства

всеобщего благоденствия. При этом реальная государственная политика в Китае, как и на древнем Востоке, на протяжении длительного времени не вмешивалась в хозяйственную деятельность, по крайней мере

в производство и накопление — если речь не шла о новых поселениях, мелиорации (с помощью орошения),

фискальных или военных

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн