интересах. Только военные
и военно-фискальные интересы постоянно вызывали
вмешательство в хозяйственную жизнь в виде меркан-
259тилистской или сословной регламентации. Часто это
было очень глубокое вмешательство, обусловленное
необходимостью организации общественных работ,
интересами монополий или фиска. С окончанием национального милитаризма всякая подобная планомерная «экономическая политика» прекратилась. Понимая слабость собственного аппарата управления,
правительство ограничивалось заботой о дренаже и
поддержании водных путей, необходимых для снабжения рисом основных провинций, а в остальном проводило типичную патримониальную ценовую и потребительскую политику. Это не была торговая политика1
в современном смысле: таможни, установленные мандаринами на водных путях, насколько известно, имели лишь фискальный, а не экономико-политический
характер. Да и в целом правительство вряд ли преследовало иные экономическо-политические интересы,
кроме фискальных и полицейских (за исключением
чрезвычайных ситуаций, всегда политически опасных
при харизматическом господстве). Насколько известно,
самая масштабная попытка создания единой хозяйственной организации с введением государственной
1 Отличным примером китайской камералистики служит
трактат Сыма Цяня о торговом балансе (пинчжунъ)у который
является древнейшим сохранившимся документом китайской
политэкономии: Chavannes E. N 8. XXX. Vol. III. Высокие прибыли торговцев в эпоху раздробленности, разорение купцов
в единой империи, ликвидация должностей, фиксация жалования и вслед за этим фиксация земельного налога, налоги на
торговлю, лес и воду, вопрос частной чеканки монет, опасность
избыточного обогащения частных лиц (одновременно с вполне
конфуцианским утверждении, что при богатстве царит добродетель), транспортные расходы, продажа титулов, монополия
на соль и железо, регистр купцов, внутренние таможни, политика стабилизации цен, борьба с субподрядами у государственных поставщиков (прямые подряды для ремесленников) — все
это в нашем представлении не имеет отношение к «торговому
балансу»: внутреннее спокойствие благодаря стабильности, а не
внешний баланс является предметом камералистской финансовой политики.
2бОторговой монополии на весь урожай, планировалась
в XI веке Ван Аныни; она была связана с реформой земельного налога и, помимо фискальной выгоды, должна была в первую очередь привести к выравниванию
цен. Эта попытка провалилась. По мере того как экономика оказывалась предоставленной самой себе, усиливалось неприятие «государственного вмешательства»
в экономические вопросы, прежде всего монопольных
привилегий,1 которые повсюду использовались патримониализмом в качестве фискальной меры. Впрочем,
это было лишь одно из представлений — наряду с другими, вытекавшими из убежденности в зависимости
благополучия подданных от харизмы правителя. Часто они существовали одновременно, что постоянно
приводило к типичному для патримониализма хаосу
в управлении, по крайней мере на определенное время. Далее самоочевидной считалась необходимость
регламентации потребления в рамках ценовой и продовольственной политики, известная конфуцианской
теории по множеству отдельных норм, регулирующих
расходы, как и естественное для всякой бюрократии
неприятие резкой дифференциации, вызванной свободным экономическим обменом. Стабилизация экономического положения в условиях экономической
автаркии и социальной однородности мировой империи не могла привести к появлению здесь экономических проблем, которые обсуждались в английской
литературе XVII века. Здесь полностью отсутствовал
тот самоуверенный буржуазный слой, политически
игнорировать который правительство не смогло бы,
а именно к его интересам обращались английские
1
Просуществовавшая до 1882 года монополия купцов гильдии гунхан на торговлю в единственном открытом для иностранцев порту Кантона была установлена с целью недопущения общения китайцев с варварами; из-за огромной прибыли
участвовавших в ней владельцев должностных кормлений они
не были заинтересованы в каких-либо изменениях.
2б1«pamphlets»1 того времени. Как всегда при патримониально-бюрократических порядках, управление было вынуждено учитывать мнение купеческих гильдий
лишь в «статике» — когда речь шла о сохранении традиции и их специфических привилегий. В динамике
же, напротив, оно не имело веса, поскольку (больше)
не существовало мощных экспансионистских капиталистических интересов, способных, как в Англии, поставить государственное управление себе на службу.
Чтобы понять общее политическое положение
книжников, нужно вспомнить силы, с которыми им
приходилось бороться. Пока мы не затрагиваем ереси, о которых поговорим позже. В раннее время их
главными противниками были «великие семьи» феодальной эпохи, которые стремились удержать за собой монопольное право занимать должности. Им
пришлось смириться с требованиями патримониализма и с превосходством грамотности и искать пути
и средства, чтобы благодаря императорской милости
проложить дорогу своим сыновьям. Далее книжники
боролись с капиталистическими покупателями должностей — этим естественным следствием сословной
нивелировки и денежного характера финансов. Здесь
их успех не был постоянным и абсолютным, а лишь
относительным, поскольку вплоть до последнего времени в случае военной необходимости единственным
способом финансирования нуждавшегося в средствах
центрального управления становилась распродажа
кормлений. Затем они противостояли рационалистической заинтересованности управления в профессиональном чиновничестве. Проявившись уже в 6oi году
при Вэнь-ди, она праздновала свой короткий триумф
в ю68 году при Ван Аныпи, когда возникла необходимость вести оборонительные войны. Однако традиция
победила вновь, на сей раз — окончательно.
1
Памфлеты (англ.). — Примеч. перев.
2б2Оставался лишь один постоянный враг — султанизм и поддерживавшие его евнухи1 как результат
влияния гарема, к которому конфуцианцы относились
с глубочайшим подозрением. Без учета этой борьбы
китайская история часто остается непонятной.
Эта начавшаяся еще при Шихуан-ди борьба продолжалась две тысячи лет при всех династиях. Энергичные правители постоянно пытались с помощью
евнухов и плебейских выскочек ликвидировать зависимость от знатного образованного слоя книжников.
Многим книжникам, выступавшим против этой формы абсолютизма, пришлось отдать свои жизни в борьбе за власть своего сословия. Однако в долгосрочной
перспективе всегда побеждали книжники.2 В случае
1
Не только официальная история династии Мин, но и «Шилю го цзянъюй чжи» («История владений Шестнадцати государств» Хун Лянчжи) полна примеров этой борьбы. Например:
1368 год — запрет гарему вмешиваться в государственные дела
(по предложению академии Ханьлинь), 1498 год — прошение
академии Ханьлинь по поводу пожара во дворце и (типичное
при несчастных случаях) требование «свободного высказывания», направленное против фаворита-евнуха. См.: Histoire
geographique des seize royaumes / Ouvrage traduit du chinois pour
la premiere fois et annote par Abel Des Michels. Paris, 1891. P. 7.
2
Многочисленные примеры этой борьбы см., например,
в «Юй цзуань тун цзянь ган му»: Histoire de la dynastie des Ming /
Composie par l’empereur Khian-Loung; traduite du Chinois par M.
l’abbe Delamarre. Paris, 1865. Возьмем XV век: 1404 год — евнух
стоит во главе армии (р. 155), что впоследствии случалось часто,
например, в 1428 году (р. 223). 1409 год — проникновение дворцовых чиновников в управление (р. ?68). 144З год — доктор из
академии Ханьлинь требует упразднить правление кабинета,
облегчить трудовую повинность и в первую очередь провести
совещание императора с книжниками (р. 223). Один из евнухов убивает его. 1449 год — фаворит-евнух убит по требованию
книжников, однако в 1457 в его честь воздвигли храм (р. 273)·
1471 год — советники вынуждены общаться с императором через евнуха (р. 374)· То же сообщается о Сяо-гуне (361—328 годы
до н. э.). 1472 год — евнухи выступают в роли тайной полиции
(р. 273)» что было отменено по требованию цензоров в 1481 году
(р. 289). 1488 год — восстановление древнего ритуала. Подобное
происходило во многие эпохи.
2бЗлюбой засухи, наводнения, солнечного затмения или
поражения власть немедленно возвращалась в их руки, поскольку любое опасное событие воспринималось
как следствие нарушения традиции и отказа от классического ведения жизни, хранителем которого были
книжники, представленные цензорами и «академией Ханьлинь». Во всех подобных случаях им дозволялось «свободное высказывание», трон запрашивал
у них консультации, и результат был всегда один и тот
же: отказ от неклассической формы правления, убийство или изгнание евнухов, возвращение форм жизни
в классическую схему, короче говоря: выполнение требований книжников. Из-за характера престолонаследия опасность правления гарема была действительно
велика: временами было почти правилом, что несовершеннолетний император находится под женской
опекой. Даже последняя императрица-регентша пыталась править с помощью евнухов.1 Здесь мы не можем
затрагивать роль даосов и буддистов в этой борьбе,
проходящей через всю китайскую историю, а также
то, почему и в какой мере они были естественными
союзниками евнухов, а в какой — ситуативными. Скорее мимоходом можно заметить, что астрология также
рассматривалась (по крайней мере современным конфуцианством) как неклассическое суеверие2 и как конкурент единственно значимой для правления харизмы императорского дао. Определяющую роль в этом,
видимо, играла ведомственная конкуренция между
Позором для книжников закончилось смещение в 1418 году одного евнуха, у которого обнаружили список книжников,
дававших ему взятки. Было решено засекретить этот список,
а для их смещения нашли другие поводы (р. 422).
1 См.: Bland J. О. P., Backhouse ?. China unter der KaiserinWitwe. Berlin, 1912; а также знаменитый меморандум Тао Mo
1901 года.
2
Когда в 1441 году предсказанное астрологами солнечное
затмение не наступило, ведомство ритуала подготовило поздравление, однако император отклонил его.
2б4академией Ханьлинь и коллегией астрологов,1 а также,
вероятно, иезуитское происхождение астрономических
измерительных инструментов.
По убеждению конфуцианцев, все несчастья были из-за веры евнухов в магию. В своем меморандуме
1901 года Tao Mo обвиняет императрицу в том, что по
ее вине в 1875 году был устранен законный наследник
престола, несмотря на протест цензоров, за который
заплатил своим самоубийством цензор У Кэду. Мужественная красота отличает этот меморандум в адрес
регентши, как и его письмо к сыну.2 В глубине и чистоте его убеждений не остается никаких сомнений.
Влиянию евнухов также следует приписать веру императрицы и многочисленных принцев в магическую
благодать «боксеров», которой объяснялась вся ее политика.3 Лежа на смертном одре, эта величественная
женщина дала такой совет: ?) больше никогда не допускать бабу к власти в Китае; 2) навсегда отменить институт евнухов.4
Если данное сообщение верно, то ее пожелание
сбылось, хотя и не так, как она себе представляла. Однако не стоит сомневаться в том, что для истинного
конфуцианца все произошедшее за это время, прежде
всего — «революция» и свержение династии, лишь
подтверждает правильность веры в значимость харизмы классической добродетели правителя и получит
соответствующую оценку в случае (невероятной, но
возможной) конфуцианской реставрации.
Пацифистски ориентированный на внутреннее
благоденствие слой конфуцианских книжников, конечно, отвергал и не понимал военную силу. Об отношении к офицерам уже говорилось. Все хроники полны
1 См. процитированную выше записку академии Ханьлинь
регентшам 1878 года.
2
а. а. О. Кар. IX Р. 130 f.
3 См. декрет императрицы, изданный в феврале 1901 года.
4
а. а. О. Р. 457·
2б5подобных парадигматических примеров. В хрониках
встречаются протесты против назначения «преторианцев» цензорами (и чиновниками).1 Это враждебное
отношение к чисто султанистскому патримониальному
войску станет понятным, если иметь в виду, что в качестве любимых фаворитов-полководцев вроде Нарсеса часто выступали евнухи. Книжники хвалились
тем, что свергли популярного военного узурпатора
Ван Мана: именно при диктаторах велика опасность
правления с помощью плебеев, хотя известна лишь
эта единственная попытка. Напротив, они приспосабливались к фактической власти, даже установленной путем узурпации (Хань) или завоевания (монголы,
маньчжуры), даже несмотря на потери (маньчжуры
занимали 50 % должностей, не имея образовательной
квалификации), если правитель, в свою очередь, выполнял их ритуальные и церемониальные требования:
тогда они, говоря современным языком, «вставали на
почву фактов».
«Конституционным» — и в этом заключалась теория конфуцианцев — могло быть лишь правление
императора посредством дипломированных книжников в качестве чиновников, «классическим» — лишь
посредством ортодоксальных конфуцианских чиновников. Всякое отклонение могло принести несчастье,
а в случае упрямства — свержение императора и гибель династии.
А каким было материальное содержание ортодоксальной этики этого сословия, определявшего дух государственного управления и господствующих слоев?
1
В 1409 и 1428 годах. См. например, «Юй цзуань тун цзянь
ган му» императора Цяньлуна: Histoire de la dynastie des Ming /
Composie par l’empereur Khian-Loung. P. 167, 223. Подобный запрет войску вмешиваться в дела управления был установлен
еще в 1388 году: Там же.ГЛАВА VI
КОНФУЦИАНСКАЯ
ЖИЗНЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Бюрократия и иерократия. — Отсутствие естественного права и формальной правовой логики. —
Сущность конфуцианства. — Свобода метафизики
и мирской характер конфуцианства. — Центральное понятие «пристойность». — Почтительность
(сяо).