Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

возникать сообщества

мирян с женатыми мирскими священниками, т. е.

появилась своего рода конфессиональная религиозность, правительство сразу довольно резко вмешалось. Оно поставило священников перед выбором:

удалиться в разрешенные монастыри или вернуться

к мирским профессиям; запрещалось принятое в сектах по индийскому образцу отличие в цвете и форме

одежды, как и особые церемонии приема и иерархия

религиозных степеней для новичков в зависимости

от уровня мистерий, к которым они были допущены.

В этом заключалась специфическая сторона всякого

сектантства: ценность и достоинство «личности» обеспечивались и легитимировались принадлежностью и

признанием внутри круга специфически квалифицированных товарищей, а не кровной связью, сословием

или выданным начальством дипломом. Именно эта основополагающая функция сектантской религиозности

была для всякого ведомства благодати — как для католической церкви, так и для цезарепапистского государства — еще более ненавистна, чем монастыри, над

которыми было легко надзирать.

Временная, политически обусловленная поддержка

ламаизма исторически была малозначима. Также нас

здесь не интересуют судьбы действительно значимого

китайского ислама1 и китайского иудаизма, уникальн о , что ислам в Китае не претерпел никаких изменений,

как иногда утверждает В. Грубе, представляется слишком сильным утверждением. Уникальное изменение положения имамов

примерно с XII века явно произошло под влиянием индийсковосточноазиатских мистагогов.

357ным образом зачахшего и лишившегося своего подлинного характера, как нигде в мире. Исламские владыки на дальнем западе империи в некоторых указах

упоминаются в качестве покупателей преступников,

продаваемых в рабство.

Здесь не нуждаются в объяснении и подробно не

рассматриваются преследования «европейского почитания владыки неба», как официально именовалось

христианство. Несмотря на величайший такт миссионеров, это было неизбежно. Как только стал понятен

смысл христианской пропаганды, закрепленную договорами терпимость к нему можно было навязать лишь

военной силой. В древних религиозных указах терпимость к иезуитам открыто объяснялась народу их

службой в качестве астрономов.

Число сект было немалым (список де Гроота насчитывает 56), число последователей — огромным, особенно в Хэнани и других провинциях, а в сословном

отношении они были особенно распространены среди

прислуги мандаринов и на флоте, доставлявшем рисовую дань. Из-за того, что типичным для церковного

государства образом ортодоксальное конфуцианство

(цзин) рассматривало всякую ересь (и дуань) как попытку мятежа, многие из них очень часто прибегали

к насилию. Несмотря на все преследования, многие

секты просуществовали полтысячи лет, другие были

еще старше.

Не существовало никакой непреодолимой «естественной предрасположенности», мешавшей китайцам создавать религиозные формы западного типа.

В новейшее время это доказал впечатляющий успех

антимагических и иконоборческих пророчеств Хун

Сюцюаня, тянь вана («небесного царя») Тайпин1 тяньго («Небесного царства всеобщего мира», 1850—1864):

1 Это древнее название. Вспомним, что точно так же называлось даосское церковное государство.

358насколько известно, это было самое крупное и абсолютно иерократическое политико-этическое восстание против конфуцианского управления и этики,

какое вообще переживал Китай.1 Его инициатор якобы2 принадлежал к окрестьянившемуся благородного роду; этот экстатик с тяжелой формой эпилепсии3

создал наполовину мистически-экстатическую, наполовину аскетическую этику, которая радикально попуритански отвергала всякую веру в духов, магию и

идолопоклонничество. Вероятно, на него оказали влияние протестантские миссии и Библия, как ислам на

византийских иконоборцев, хотя он получил конфуцианское образование (провалился на государственном

экзамене) с даосским влиянием. К каноническим кни-

1 Официальные документы тайпинского императора, прежде всего «Книга толкований божественной воли», «Императорский манифест Тайпина», «Книга религиозных предписаний»,

«Книга небесных указов», так называемый «Триметрический

канон», антиманьчжурская прокламация 1852 года, статуты

церемониальных и военных организаций и новый календарь

были доставлены в Шанхай английским кораблем «Гермес».

Там они были опубликованы миссионером Медхерстом в газете

миссии с соответствующим наивным комментарием. Отдельное

издание вышло под названием: Pamphlets in and by the Chinese

Insurgents of Nanking. Schanghai, 1853. Великое восстание часто описывалось почти во всех трудах о Китае. По-немецки популярно см.: Spillmann С. Halle, 1900. Жаль, что лучший знаток

истории китайских сект де Гроот не стал детально рассматривать характер восстания тайпинов и оставил открытым вопрос

о христианском влиянии, поскольку это не очень ясно по привлеченным им официальным правительственным документам (маньчжуров), а о миссионерской литературе он отзывался негативно. Поэтому описание имеет лишь гипотетическую

ценность.

2

Я не могу сейчас перепроверить многие спорные факты.

3

В решающий момент во многом именно это привело к военному поражению. Не произойди оно, судьба неоднократно

разбитого пекинского правительства, несомненно, была бы

предрешена после того, как были отрезаны пути снабжения

в результате захвата повстанцами Императорского канала, взятия Нанкина и всего бассейна Янцзы. История Восточной Азии

могла бы пойти совершенно иначе.

359гам секты, основанной им при поддержке рода, относились «Книга бытия» и «Новый завет», к ее обычаям

и символам — напоминающее крещение купание в воде, вместо вечери — своеобразная чайная евхаристия

(из-за воздержания от алкоголя), а также модифицированный «Отче наш» и столь же модифицированное

«Десятикнижие». Наряду с этим, он цитировал «Ши

цзин» и другие ловко подобранные места из классических трудов, подходящих для его целей, а также — как

и все реформаторы — обращался к высказываниям и

распоряжениям императоров легендарной доисторической эпохи.

В результате произошло уникальное смешение

христианских форм с конфуцианскими, напоминавшее

эклектику Мухаммеда: христианский Бог-отец;1 сущностно не тождественный с ним, но «святой» Иисус;2

наконец, сам пророк как его «младший брат», на которого опирается святой дух;3 глубокое отвращение к почитанию святых и образов, особенно к культу Богоматери; молитвы в определенные часы; покой шабата по

субботам с двукратной службой, состоящей из чтения

Библии, литаний, проповеди, чтения «Десятикнижия»;

гимны; празднование Рождества; (нерасторжимый)

духовный брак; допустимость полигамии; запрет проституции под угрозой смертной казни и строгое отделение незамужних женщин от мужчин; строгое воздержание от алкоголя, опиума и табака; отмена косы

и увечий ног женщин; жертвоприношение на могилах

1

Как подсчитали миссионеры, в официальных документах

один раз встречается имя Иегова, а чаще всего (42 %) — имя народного бога неба, в два раза реже (21 %) — конфуцианское имя

небесного бога, немного чаще — опять-таки персонифицированное выражение Гянь фу или Гямь, гораздо реже (4 %) — шэнъ,

что чаще всего означает «дух».

2 Считалось, что Иисус женат, как и сам тянь ван. Пророк

в своих видениях видел его жену.

3

Напротив, он отвергал как собственную «святость», так и

обращение «отец».

Збоумерших.1 Как и ортодоксальный император, тянь

ван был верховным понтификом; пять высших чиновников носили титул «царь» (Запада, Востока, Юга,

Севера, пятый — в роли помощника); экзамены имели три степени; продажа должностей была отменена; все чиновники в империи тайпинов назначались

императором; устройство складов и принудительные

работы также были заимствованы у древней ортодоксальной практики. С другой стороны, имелись важные

различия: например, строго разделялось «внешнее»

и «внутреннее» управление (хозяйством, к руководству которым привлекались женщины), относительно

«либеральной» была транспортная, дорожно-строительная и торговая политика. Между ними было то

же принципиальное противоречие, что между правлением «святых» Кромвеля (с некоторыми чертами

древнего ислама и правления баптистов в Мюнстере)

и цезарепапистским государством Лода. В теории государство тайпинов являлось сообществом членов

аскетического воинственного ордена: типичный коммунизм распределения военной добычи смешивался

в нем с акосмизмом любви древнехристианского типа,

националистические инстинкты уступили место интернациональному религиозному братству. Чиновники

должны были отбираться в зависимости от харизмы

и проверяться на нравственность; административные

округа, с одной стороны, выполняли функции набора

войска и снабжения провиантом, а с другой являлись

церковными епархиями с молитвенными залами, государственными школами, библиотеками и назначенным тянь ваном духовенством. Военная дисциплина

была строго пуританской, как и жизненный порядок;

1 Это особенно шокировало миссионеров и фактически

представляло собой довольно важную уступку традиции, хотя

официально отвергалось всякое его толкование как жертвоприношение духам предков: жертвы приносились богу и, подобно

христианской панихиде, душам духов предков.

361все благородные металлы и ценности конфисковались

для покрытия расходов сообщества.1 Годные к службе женщины также призывались в ряды войска; из

общей кассы выплачивались пенсии семьям, привлеченным к управлению.2 В этике конфуцианская вера

в судьбу соединялась с добродетелью профессионального призвания,3 перенесенной на почву Нового завета. Этическая «корректность» — это то, «что отличает

человека от животного»;4 даже правитель полностью

зависит от нее,5 а не от церемониальной корректности

конфуцианцев. В остальном сохранялась конфуцианская «взаимность», только нельзя было говорить, что

не нужно любить врага. С этой этикой «легко достичь

счастья», хотя — в отличие от конфуцианства — человек считался по самой своей природе неспособным

действительно исполнить все заповеди:6 покаяние и

молитва суть средства искупления грехов. Военная

храбрость считалась самой важной и богоугодной

1

Book of Celestial Decrees, a. a. O. «When you have money, you

must make it public and not consider it as belonging to one or another».

2

Детали сообщений об этом очень противоречивы; в частности, остается неясным фактический объем государственного

социализма. Конечно, его следует толковать как в значительной

мере военную экономику. Точно так же нужно быть осторожным

с данными английских миссионеров (вероятно, слишком резко

отвергнутыми де Гроотом), которыми приходится пользоваться,

поскольку из-за рвения они усматривали там гораздо больше

«христианского», чем было на самом деле.

3

Поскольку и в деловой жизни успех зависит не от человека,

а от судьбы, нужно следовать заповеди исполнения профессионального долга, не озираясь на успех: «Follow your proper avocations and make yourselves easy about the rest» (Imperial Declaration

of the Thae-Ping. а. а. О., со ссылкой на Конфуция).

4

а. а. О.

5

«In trade principally regard rectitude». «In learning be careful

to live by rule» (a. a. O.).

6

Book of religious precepts, а. а. О. Книга начинается с признания, что никто не жил в мире, не согрешив против «приказов неба».

362добродетелью.1 В отличие от дружелюбного отношения к иудаизму и протестантскому христианству, даосская магия и буддийское идолопоклонничество отвергались столь же резко, как и ортодоксальный культ

духов. Протестантские миссионеры диссентеров и Низкой церкви неоднократно проводили богослужения

в молитвенных залах тайпинов, тогда как иезуиты и

английская Высокая церковь с самого начала относились к ним враждебно — из-за иконоборчества и резкого отторжения культа Богоматери. Благодаря религиозно обусловленной дисциплинированности борцов

за веру, войска тайпинов так же превосходили войска

ортодоксального правительства, как армия Кромвеля — королевскую. Но правительство лорда Пальмерстона по политическим и меркантильным2 причинам сочло целесообразным не допустить укрепления

этого церковного государства, по крайней мере — не

дать ему взять в свои руки «договорный порт» Шанхая.3 С помощью Гордона и флота мощь тайпинов была

сломлена, и просуществовавшее 14 лет царство погибло. Тянь вон, который многие годы замкнуто жил во

дворце, находясь в визионерском экстазе или в гареме,4

закончил свою жизнь и жизнь гарема путем самосожжения в своей резиденции в Нанкине. Даже ю лет

спустя5 продолжался розыск вождей «мятежа»; гораздо больше времени потребовалось для восполнения

людских и финансовых потерь и восстановления опустошенных провинций.

1 Trimetrical Canon, а. а. О.

2

Хотя производство и экспорт шелка сократились лишь

в последний год войны, а до этого они заметно выросли.

3

Из-за резких нападок в парламенте лишь в последний

момент Пальмерстон отдал приказ больше не поддерживать

«маньчжуров» — в том числе, чтобы не дать им выйти из затруднительного положения.

4

Полигамия у самого тянь вана и офицеров существовала

в китайском варианте (конкубат).

5 «Peking Gazette» от 2 октября 1874 года.

ЗбЗКак видно из сказанного, этика тайпинов являлась

специфическим продуктом смешения хилиастическиэкстатических и аскетических элементов с уникальным для Китая уклоном в сторону последних. Она радикально порывала с магией и идолопоклонничеством

и заимствовала персонифицированного милосердного универсального бога, свободного от национальных

ограничений, что было совершенно чуждо всей китайской религиозности. Трудно сказать, каким путем

пошло бы ее развитие в случае победы. Неизбежное

сохранение жертвоприношений на могилах предков

(также разрешавшееся иезуитскими миссиями, пока после доноса конкурирующих орденов не вмешалась курия) и зачаточное подчеркивание ханжеской

«корректности», вероятно, вернули

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн