возникать сообщества
мирян с женатыми мирскими священниками, т. е.
появилась своего рода конфессиональная религиозность, правительство сразу довольно резко вмешалось. Оно поставило священников перед выбором:
удалиться в разрешенные монастыри или вернуться
к мирским профессиям; запрещалось принятое в сектах по индийскому образцу отличие в цвете и форме
одежды, как и особые церемонии приема и иерархия
религиозных степеней для новичков в зависимости
от уровня мистерий, к которым они были допущены.
В этом заключалась специфическая сторона всякого
сектантства: ценность и достоинство «личности» обеспечивались и легитимировались принадлежностью и
признанием внутри круга специфически квалифицированных товарищей, а не кровной связью, сословием
или выданным начальством дипломом. Именно эта основополагающая функция сектантской религиозности
была для всякого ведомства благодати — как для католической церкви, так и для цезарепапистского государства — еще более ненавистна, чем монастыри, над
которыми было легко надзирать.
Временная, политически обусловленная поддержка
ламаизма исторически была малозначима. Также нас
здесь не интересуют судьбы действительно значимого
китайского ислама1 и китайского иудаизма, уникальн о , что ислам в Китае не претерпел никаких изменений,
как иногда утверждает В. Грубе, представляется слишком сильным утверждением. Уникальное изменение положения имамов
примерно с XII века явно произошло под влиянием индийсковосточноазиатских мистагогов.
357ным образом зачахшего и лишившегося своего подлинного характера, как нигде в мире. Исламские владыки на дальнем западе империи в некоторых указах
упоминаются в качестве покупателей преступников,
продаваемых в рабство.
Здесь не нуждаются в объяснении и подробно не
рассматриваются преследования «европейского почитания владыки неба», как официально именовалось
христианство. Несмотря на величайший такт миссионеров, это было неизбежно. Как только стал понятен
смысл христианской пропаганды, закрепленную договорами терпимость к нему можно было навязать лишь
военной силой. В древних религиозных указах терпимость к иезуитам открыто объяснялась народу их
службой в качестве астрономов.
Число сект было немалым (список де Гроота насчитывает 56), число последователей — огромным, особенно в Хэнани и других провинциях, а в сословном
отношении они были особенно распространены среди
прислуги мандаринов и на флоте, доставлявшем рисовую дань. Из-за того, что типичным для церковного
государства образом ортодоксальное конфуцианство
(цзин) рассматривало всякую ересь (и дуань) как попытку мятежа, многие из них очень часто прибегали
к насилию. Несмотря на все преследования, многие
секты просуществовали полтысячи лет, другие были
еще старше.
Не существовало никакой непреодолимой «естественной предрасположенности», мешавшей китайцам создавать религиозные формы западного типа.
В новейшее время это доказал впечатляющий успех
антимагических и иконоборческих пророчеств Хун
Сюцюаня, тянь вана («небесного царя») Тайпин1 тяньго («Небесного царства всеобщего мира», 1850—1864):
1 Это древнее название. Вспомним, что точно так же называлось даосское церковное государство.
358насколько известно, это было самое крупное и абсолютно иерократическое политико-этическое восстание против конфуцианского управления и этики,
какое вообще переживал Китай.1 Его инициатор якобы2 принадлежал к окрестьянившемуся благородного роду; этот экстатик с тяжелой формой эпилепсии3
создал наполовину мистически-экстатическую, наполовину аскетическую этику, которая радикально попуритански отвергала всякую веру в духов, магию и
идолопоклонничество. Вероятно, на него оказали влияние протестантские миссии и Библия, как ислам на
византийских иконоборцев, хотя он получил конфуцианское образование (провалился на государственном
экзамене) с даосским влиянием. К каноническим кни-
1 Официальные документы тайпинского императора, прежде всего «Книга толкований божественной воли», «Императорский манифест Тайпина», «Книга религиозных предписаний»,
«Книга небесных указов», так называемый «Триметрический
канон», антиманьчжурская прокламация 1852 года, статуты
церемониальных и военных организаций и новый календарь
были доставлены в Шанхай английским кораблем «Гермес».
Там они были опубликованы миссионером Медхерстом в газете
миссии с соответствующим наивным комментарием. Отдельное
издание вышло под названием: Pamphlets in and by the Chinese
Insurgents of Nanking. Schanghai, 1853. Великое восстание часто описывалось почти во всех трудах о Китае. По-немецки популярно см.: Spillmann С. Halle, 1900. Жаль, что лучший знаток
истории китайских сект де Гроот не стал детально рассматривать характер восстания тайпинов и оставил открытым вопрос
о христианском влиянии, поскольку это не очень ясно по привлеченным им официальным правительственным документам (маньчжуров), а о миссионерской литературе он отзывался негативно. Поэтому описание имеет лишь гипотетическую
2
Я не могу сейчас перепроверить многие спорные факты.
3
В решающий момент во многом именно это привело к военному поражению. Не произойди оно, судьба неоднократно
разбитого пекинского правительства, несомненно, была бы
предрешена после того, как были отрезаны пути снабжения
в результате захвата повстанцами Императорского канала, взятия Нанкина и всего бассейна Янцзы. История Восточной Азии
могла бы пойти совершенно иначе.
359гам секты, основанной им при поддержке рода, относились «Книга бытия» и «Новый завет», к ее обычаям
и символам — напоминающее крещение купание в воде, вместо вечери — своеобразная чайная евхаристия
(из-за воздержания от алкоголя), а также модифицированный «Отче наш» и столь же модифицированное
«Десятикнижие». Наряду с этим, он цитировал «Ши
цзин» и другие ловко подобранные места из классических трудов, подходящих для его целей, а также — как
и все реформаторы — обращался к высказываниям и
распоряжениям императоров легендарной доисторической эпохи.
В результате произошло уникальное смешение
христианских форм с конфуцианскими, напоминавшее
эклектику Мухаммеда: христианский Бог-отец;1 сущностно не тождественный с ним, но «святой» Иисус;2
наконец, сам пророк как его «младший брат», на которого опирается святой дух;3 глубокое отвращение к почитанию святых и образов, особенно к культу Богоматери; молитвы в определенные часы; покой шабата по
субботам с двукратной службой, состоящей из чтения
Библии, литаний, проповеди, чтения «Десятикнижия»;
гимны; празднование Рождества; (нерасторжимый)
духовный брак; допустимость полигамии; запрет проституции под угрозой смертной казни и строгое отделение незамужних женщин от мужчин; строгое воздержание от алкоголя, опиума и табака; отмена косы
и увечий ног женщин; жертвоприношение на могилах
1
Как подсчитали миссионеры, в официальных документах
один раз встречается имя Иегова, а чаще всего (42 %) — имя народного бога неба, в два раза реже (21 %) — конфуцианское имя
небесного бога, немного чаще — опять-таки персонифицированное выражение Гянь фу или Гямь, гораздо реже (4 %) — шэнъ,
что чаще всего означает «дух».
2 Считалось, что Иисус женат, как и сам тянь ван. Пророк
в своих видениях видел его жену.
3
Напротив, он отвергал как собственную «святость», так и
Збоумерших.1 Как и ортодоксальный император, тянь
ван был верховным понтификом; пять высших чиновников носили титул «царь» (Запада, Востока, Юга,
Севера, пятый — в роли помощника); экзамены имели три степени; продажа должностей была отменена; все чиновники в империи тайпинов назначались
императором; устройство складов и принудительные
работы также были заимствованы у древней ортодоксальной практики. С другой стороны, имелись важные
различия: например, строго разделялось «внешнее»
и «внутреннее» управление (хозяйством, к руководству которым привлекались женщины), относительно
«либеральной» была транспортная, дорожно-строительная и торговая политика. Между ними было то
же принципиальное противоречие, что между правлением «святых» Кромвеля (с некоторыми чертами
древнего ислама и правления баптистов в Мюнстере)
и цезарепапистским государством Лода. В теории государство тайпинов являлось сообществом членов
аскетического воинственного ордена: типичный коммунизм распределения военной добычи смешивался
в нем с акосмизмом любви древнехристианского типа,
националистические инстинкты уступили место интернациональному религиозному братству. Чиновники
должны были отбираться в зависимости от харизмы
и проверяться на нравственность; административные
округа, с одной стороны, выполняли функции набора
войска и снабжения провиантом, а с другой являлись
церковными епархиями с молитвенными залами, государственными школами, библиотеками и назначенным тянь ваном духовенством. Военная дисциплина
была строго пуританской, как и жизненный порядок;
1 Это особенно шокировало миссионеров и фактически
представляло собой довольно важную уступку традиции, хотя
официально отвергалось всякое его толкование как жертвоприношение духам предков: жертвы приносились богу и, подобно
христианской панихиде, душам духов предков.
361все благородные металлы и ценности конфисковались
для покрытия расходов сообщества.1 Годные к службе женщины также призывались в ряды войска; из
общей кассы выплачивались пенсии семьям, привлеченным к управлению.2 В этике конфуцианская вера
в судьбу соединялась с добродетелью профессионального призвания,3 перенесенной на почву Нового завета. Этическая «корректность» — это то, «что отличает
человека от животного»;4 даже правитель полностью
зависит от нее,5 а не от церемониальной корректности
конфуцианцев. В остальном сохранялась конфуцианская «взаимность», только нельзя было говорить, что
не нужно любить врага. С этой этикой «легко достичь
счастья», хотя — в отличие от конфуцианства — человек считался по самой своей природе неспособным
действительно исполнить все заповеди:6 покаяние и
молитва суть средства искупления грехов. Военная
храбрость считалась самой важной и богоугодной
1
Book of Celestial Decrees, a. a. O. «When you have money, you
must make it public and not consider it as belonging to one or another».
2
Детали сообщений об этом очень противоречивы; в частности, остается неясным фактический объем государственного
социализма. Конечно, его следует толковать как в значительной
мере военную экономику. Точно так же нужно быть осторожным
с данными английских миссионеров (вероятно, слишком резко
отвергнутыми де Гроотом), которыми приходится пользоваться,
поскольку из-за рвения они усматривали там гораздо больше
«христианского», чем было на самом деле.
3
Поскольку и в деловой жизни успех зависит не от человека,
а от судьбы, нужно следовать заповеди исполнения профессионального долга, не озираясь на успех: «Follow your proper avocations and make yourselves easy about the rest» (Imperial Declaration
of the Thae-Ping. а. а. О., со ссылкой на Конфуция).
4
а. а. О.
5
«In trade principally regard rectitude». «In learning be careful
to live by rule» (a. a. O.).
6
Book of religious precepts, а. а. О. Книга начинается с признания, что никто не жил в мире, не согрешив против «приказов неба».
362добродетелью.1 В отличие от дружелюбного отношения к иудаизму и протестантскому христианству, даосская магия и буддийское идолопоклонничество отвергались столь же резко, как и ортодоксальный культ
духов. Протестантские миссионеры диссентеров и Низкой церкви неоднократно проводили богослужения
в молитвенных залах тайпинов, тогда как иезуиты и
английская Высокая церковь с самого начала относились к ним враждебно — из-за иконоборчества и резкого отторжения культа Богоматери. Благодаря религиозно обусловленной дисциплинированности борцов
за веру, войска тайпинов так же превосходили войска
ортодоксального правительства, как армия Кромвеля — королевскую. Но правительство лорда Пальмерстона по политическим и меркантильным2 причинам сочло целесообразным не допустить укрепления
этого церковного государства, по крайней мере — не
дать ему взять в свои руки «договорный порт» Шанхая.3 С помощью Гордона и флота мощь тайпинов была
сломлена, и просуществовавшее 14 лет царство погибло. Тянь вон, который многие годы замкнуто жил во
дворце, находясь в визионерском экстазе или в гареме,4
закончил свою жизнь и жизнь гарема путем самосожжения в своей резиденции в Нанкине. Даже ю лет
спустя5 продолжался розыск вождей «мятежа»; гораздо больше времени потребовалось для восполнения
людских и финансовых потерь и восстановления опустошенных провинций.
1 Trimetrical Canon, а. а. О.
2
Хотя производство и экспорт шелка сократились лишь
в последний год войны, а до этого они заметно выросли.
3
Из-за резких нападок в парламенте лишь в последний
момент Пальмерстон отдал приказ больше не поддерживать
«маньчжуров» — в том числе, чтобы не дать им выйти из затруднительного положения.
4
Полигамия у самого тянь вана и офицеров существовала
в китайском варианте (конкубат).
5 «Peking Gazette» от 2 октября 1874 года.
ЗбЗКак видно из сказанного, этика тайпинов являлась
специфическим продуктом смешения хилиастическиэкстатических и аскетических элементов с уникальным для Китая уклоном в сторону последних. Она радикально порывала с магией и идолопоклонничеством
и заимствовала персонифицированного милосердного универсального бога, свободного от национальных
ограничений, что было совершенно чуждо всей китайской религиозности. Трудно сказать, каким путем
пошло бы ее развитие в случае победы. Неизбежное
сохранение жертвоприношений на могилах предков
(также разрешавшееся иезуитскими миссиями, пока после доноса конкурирующих орденов не вмешалась курия) и зачаточное подчеркивание ханжеской
«корректности», вероятно, вернули