of Confucius» (1867): «Лунь юй»
(переведенный как «Confucian Analects»), «Да-Сюэ»
(«The Great Learning») и «Чжун юн» («The Doctrine of
the Mean»). Помимо этого — знаменитые хроники государства Лу «Чуньцю» («Вёсны и осени»). А также
переводы Мен-цзы: The Sacred Books of the East; Faber E. Mind of Mencius. Приписываемое Лао-цзы сочинение «Дао де дзин» переводилось довольно часто;
гениальный перевод на немецкий: Strau? (1870), на
английский: Carus (1913)· У Дидерикса в Йене вышел
хороший сборник китайских мистиков и философов
под редакцией Вильхельма. Изучение даосизма в недавнее время стало почти модой. Полезным введением
в государственные и социальные отношения, помимо
великолепной (преимущественно географической, но
затрагивающей и эти вещи) работы Рихтхофена, будет
69все еще популярное сочинение: Williams. The Midden
Empire. Превосходные очерки (вместе с литературой)
см.: Franke О. Kultur der Gegenwart (?, ?, ?). О городах см.: Plath J. ?. в: Abh. der bayer. Akad. der Wiss.
X. До сих пор лучшая работа об экономике (современного) китайского города написана учеником К. Бюхера: Nyok Ching Tsur. Die gewerbl. Betriebsformen der
Stadt Ningpo. Erg.-Heft 30 der Zeitschr. f. d. ges. Staatsw.
Tubingen, 1909. О древнекитайской религии (так называемом «синизме») см.: Chavannes E. в: Revue de
Thist. des Relig. 34. S. 125 ff. Относительно религии и
этики конфуцианства и даосизма можно порекомендовать труды Дворжака, в которых изложение максимально привязано к дословным цитатам: Dvorak в:
Darstellungen aus dem Gebiet der nichtchristlichen Rel.-
Geschichte. А также разделы в различных учебниках
по истории религии: Grube W. в: Bertholet. Tubingen,
1908; Buckley ?. в: Chantepie de la Saussaye. Об официальной религии лучшими в настоящее время являются крупные работы де Гроота. Главный труд:
Groot J. J. M. de. The religious system of China. В уже
вышедших томах в основном рассматриваются ритуалы, прежде всего — ритуалы погребения. Его общий
обзор существующих в Китае религиозных систем
см. в: Kultur der Gegenwart. О терпимости конфуцианства см. его темпераментное полемическое сочинение:
Sectarianism and religious persecution in China (Verh.
der Kon. Ak. van Wetensch. te Amsterdam, Afd. letterk.
N. Reeks IV, 1, 2). Об истории религиозных отношений
см. его статью в: Bd. VII des Archiv f. Rel.-Wissensch.
(1904). Ср. с рецензией на: Pelliot P. Bull, de l’Ecole franc,
de l’Extr. Orient III. 1903. S. 105. О даосизме см.: Pelliot
P. a. a. O. S. 317. О «Священном указе» основателя династии Мин (предшествовавшем «Священному указу»
1671 года) см.: Chavannes E. Bull, de ГЕс. fr. de l’Ext. Or.
III. 1903. S. 549 ff. Изложение конфуцианского учения
с точки зрения современной реформистской партии
70Кан Ювея: Chen Huan Chang. The economic principles of
Confucius and his school. New York: Columbia University,
1911). Влияние различных религиозных систем на
жизненные формы очень наглядно отражено в прекрасной статье: Grube W. Zur Pekinger Volkskunde //
Veroff. aus dem Kgl. Mus. f. Volkerk. Berlin VII, 1901.
Ср. с его же работой: Religion und Kultur der Chinesen.
О китайской философии см.: Grube W. в: Kultur der
Gegenwart. I, 5. Он же в: Geschichte der chinesischen
Literatur. Leipzig, 1902. Из миссионерской литературы
ценна работа, в которой воспроизведены многочисленные беседы: Edkins J. Religion in China. 3. Aufl., 1884.
Много ценного встречается также в работе: Douglas
R. К. Society in China. Остальную литературу см. в известных английских, французских и немецких журналах, а также в: Zeitschr. f. vergl. Rechtswissenschaft;
Archiv f. Rel.-Wissensch. В качестве наглядного введения в современную китайскую ситуацию см. дневники Ф. фон Рихтхофена, далее труды таких авторов, как
Lauterer, Lyall, Navarra и др. Литературу о даосизме
см. также в разделе VII.
Современное изложение истории Китая (в древности) см.: Conrady ?. в: Weltgeschichte. Band III // Hrsg.
von v. Pflugk-Harttung. 1911. Уже во время публикации
этого издания мне в руки попал новый труд де Гроота:
«Universismus». Die Grundl. d. Rel. u. Ethik, des Staatsw.
u. der Wiss. Berlin: Chinas, 1918. Из коротких вводных
очерков следует отметить небольшие брошюры одного из лучших знатоков предмета: Rosthorn Frhr. и.
Das soziale Leben der Chinesen. 1919; из более ранней
литературы такого рода см.: Singer J. Ueber soziale
Verhaltnisse in Ostasien. 1888.
Полезнее многих публикаций будет проработка
собрания императорских распоряжений имперским
чиновникам, десятилетиями публиковавшегося английскими интересантами под заголовком «Peking Gazette» (изначально — для внутреннего потребления).
71Подобная литература и переводные источники цитируются применительно к конкретным темам. Для
неспециалиста очень затруднительным является то
обстоятельство, что из документальных и монументальных источников переведена лишь незначительная часть. К сожалению, мое изложение не проверялось профессиональным синологом. Поэтому данный
раздел я публикую с большими сомнениями и оговорками.ГЛАВА I
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ
Деньги. — Города и гильдии. — Власть правителя и
концепция бога в сравнении с Передней Азией. — Центральный монарх как носитель харизмы и понтифик.
С доисторических времен Китай, в отличие от
Японии, был страной крупных городов, защищенных
крепостными стенами. Только в городах существовал культ канонизированного покровителя местности.
Правитель был в первую очередь владыкой города.
Даже в крупных государствах времен раздробленности в официальных документах для обозначения
«государства» продолжал использоваться иероглиф
«ваша столица» или «мой смиренный город». Еще
в последней трети XIX века окончательное подавление
выступлений мяо (1872) было закреплено принудительным синойкизмом, т. е. их коллективным переселением в города — совсем как в Древнем Риме примерно до III века. Налоговая политика китайских властей
в первую очередь благоприятствовала горожанам за
счет сельской округи.1 В Китае всегда была разви-
1
Такой вывод сделан в исследовании: Morse H. В. The Trade
and Administration of the Chinese. New York, 1908. P. 74. Действительно, отсутствие акцизов и налогообложения движимого имущества, очень низкие таможенные пошлины вплоть до Нового
времени, ориентация хлебной политики исключительно на интересы потребления — уже эти факты подтверждают правоту
данного суждения. При этом из-за своеобразия чиновничества
состоятельный торговец мог за деньги добиться практически
всего, что было в его интересах.
73та внутренняя торговля, обеспечивавшая потребности
огромных областей. Однако из-за преобладания аграрного производства денежное хозяйство вплоть до Нового времени вряд ли когда-либо достигало здесь уровня птолемеевского Египта. Это видно уже по распаду
денежной системы: в зависимости от времени и места
различался курс оборотной медной монеты к серебряным слиткам, штамповка которых находилась в руках
гильдий.1
Наряду с, казалось бы, современными элементами, китайская денежная система2 сохраняет крайне
архаичные черты. В иероглифе богатство до сих пор
присутствует элемент, обозначающий раковину (бэй).
Вероятно, еще в 1578 году денежную дань из Юньнаня
(рудной провинции!) выплачивали раковинами. Иероглиф «монета» означает «панцирь черепахи»,3 «шелковые деньги» (бу би) существовали, видимо, при ди-
1
Переход к этой системе (по образцу Гамбургского банка),
соответствующей нашим «банковским» валютам, был вызван
порчей монеты и эмиссией бумажных денег императорами, т. е.
являлся вторичным эффектом. О путанице в связи с резким
дефицитом медной монеты, приводившем к увеличению эмиссии местных банкнот, разнице ажио и спекуляции серебряными слитками и о неуклюжих мерах правительства говорится,
например, в сообщении, опубликованном в «Peking Gazette» от
2 июня 1896 года вместе с императорским указом. Лучше всего ситуация с деньгами показана в работе: Morse H. В. Trade
and Administration of the Chinese Empire. New York, 1908. Kap. V.
P. 119 ff. Ср. с Edkins J. Banking and prices in China. 1905. Из древней китайской литературы см.: Se Ma Tsien / Ed. E. Chavannes.
Vol. III. Kap. XXX.
2
Кстати, «деньги» обозначаются иероглифом дсо, «средство
обмена» (бао хо — полноценное средство обмена).
3
Помимо соответствующей главы в трудах: Morse H. В. Trade and administration of China; Edkins J. Chinese Currency. London, 1913, также см.: Biot E. N. Journ. Asiat. 3. Ser. 3. 1837, который в значительной мере опирается на Ma Дуанлиня. Уже во
время корректуры данной главы мне на глаза попалась ньюйоркская диссертация, в первой главе которой также содержится кое-что на эту тему: Wei W. P. The currency problem in China //
Stud, in Hist. Ec. etc. 59. New York, 1914.
74настии Чжоу, а выплата налогов шелком фиксируется
в разные эпохи.1 В древности функцию денег также
выполняли жемчуг, драгоценные камни, олово, и еще
узурпатор Ван Ман безуспешно пытался установить
(после 7 гОДа н. э.) денежную шкалу, в которой наряду с золотом, серебром и медью в качестве средств
платежа фигурировали панцири черепах и раковины.
Согласно не очень надежным источникам, рационалистический объединитель империи Шихуан-ди, напротив, разрешил чеканить лишь «круглые» монеты,
причем не только из меди, но и из золота (и и цяни),
безуспешно пытаясь запретить все остальные средства обмена и платежа. Серебро в качестве монетного металла впервые стало использоваться, видимо,
гораздо позже (при императоре У-ди, в конце II века
до н. э.), а в качестве средства выплаты налогов (для
южных провинций) — лишь в 1035 году. Причем, несомненно, в основном по техническим причинам. Золото намывалось, получить медь было изначально
относительно легко технически, а серебро, напротив,
добывалось только непосредственно в рудниках. Однако и техника горного дела, и техника чеканки монет
оставалась у китайцев на очень примитивном уровне.
Монеты, — производившиеся якобы с XII века до н. э.,
а на самом деле, вероятно, с IX века до н. э., — отливались, а не чеканились, и лишь примерно с 200 года до н. э. на них стали наносить письменные знаки.
Они легко подделывались и сильно различались по
содержанию — в гораздо большей мере, чем европейские монеты до XVII века (до ю % у английских крон).
Так, у 18 экземпляров одной эмиссии II века, согласно
оценке Э. Био, вес колебался между ?? и 4·?8 граммами, а у 6 экземпляров эмиссии 620 года — даже между
1
Видимо, здесь речь идет не о «шелковых», а о «лопатообразных деньгах»: иероглиф «ткань» в этом словосочетании
заменяет схожий по чтению иероглиф «лопата». — Примеч. ред.
752.5 и 4-39 граммами меди. Уже из-за этого они не могли быть стандартом денежного обращения. Запасы золота резко выросли благодаря захваченной татарами
добыче и так же быстро сократились. Поэтому раньше
золото и серебро встречались очень редко — несмотря на то, что серебряные рудники при определенной
технике добычи оставались пригодны для разработки.1 В повседневном обращении по-прежнему ходили
медные деньги. О гораздо большем обороте благородных металлов на Западе было хорошо известно хронистам, особенно в эпоху Хань. Ежегодно огромное число
караванов с полученным в качестве натуральной дани
шелком возвращались обратно с западным золотом.
(Встречаются римские монеты.) Однако его приток прекратился с концом Римской империи, и лишь во времена Монгольской империи ситуация опять улучшилась.
Изменения произошли лишь с началом сношений
с европейцами после открытия мексиканских и перуанских серебряных рудников, значительная часть
добычи которых шла в Китай в обмен на шелк, фарфор и чай. Несмотря на обесценивание серебра по от-
1
Геомантические суеверия, речь о которых пойдет ниже,
неоднократно (после каждого землетрясения) приводили к сворачиванию добычи. Забавным преувеличением является сравнение этих шахт с шахтами Потоси: Biot E. а. а. О. После Рихтхофена это прояснено окончательно. Добыча шахт в Юньнане
с ?8?? по примерно 1890 год должна была составлять лишь около 13 млн. таэлей (несмотря на относительно низкие отчисления
в размере 15 %). Уже в XVI веке (1556 год) случалось, что затраты
на открытие серебряной шахты составляли зо ооо таэлей, а добыча — около 28 500 таэлей. Многочисленные запреты на добычу свинца препятствовали добыче серебра в качестве побочного
продукта.