Скачать:TXTPDF
Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм

of Confucius» (1867): «Лунь юй»

(переведенный как «Confucian Analects»), «Да-Сюэ»

(«The Great Learning») и «Чжун юн» («The Doctrine of

the Mean»). Помимо этого — знаменитые хроники государства Лу «Чуньцю» («Вёсны и осени»). А также

переводы Мен-цзы: The Sacred Books of the East; Faber E. Mind of Mencius. Приписываемое Лао-цзы сочинение «Дао де дзин» переводилось довольно часто;

гениальный перевод на немецкий: Strau? (1870), на

английский: Carus (1913)· У Дидерикса в Йене вышел

хороший сборник китайских мистиков и философов

под редакцией Вильхельма. Изучение даосизма в недавнее время стало почти модой. Полезным введением

в государственные и социальные отношения, помимо

великолепной (преимущественно географической, но

затрагивающей и эти вещи) работы Рихтхофена, будет

69все еще популярное сочинение: Williams. The Midden

Empire. Превосходные очерки (вместе с литературой)

см.: Franke О. Kultur der Gegenwart (?, ?, ?). О городах см.: Plath J. ?. в: Abh. der bayer. Akad. der Wiss.

X. До сих пор лучшая работа об экономике (современного) китайского города написана учеником К. Бюхера: Nyok Ching Tsur. Die gewerbl. Betriebsformen der

Stadt Ningpo. Erg.-Heft 30 der Zeitschr. f. d. ges. Staatsw.

Tubingen, 1909. О древнекитайской религии (так называемом «синизме») см.: Chavannes E. в: Revue de

Thist. des Relig. 34. S. 125 ff. Относительно религии и

этики конфуцианства и даосизма можно порекомендовать труды Дворжака, в которых изложение максимально привязано к дословным цитатам: Dvorak в:

Darstellungen aus dem Gebiet der nichtchristlichen Rel.-

Geschichte. А также разделы в различных учебниках

по истории религии: Grube W. в: Bertholet. Tubingen,

1908; Buckley ?. в: Chantepie de la Saussaye. Об официальной религии лучшими в настоящее время являются крупные работы де Гроота. Главный труд:

Groot J. J. M. de. The religious system of China. В уже

вышедших томах в основном рассматриваются ритуалы, прежде всего — ритуалы погребения. Его общий

обзор существующих в Китае религиозных систем

см. в: Kultur der Gegenwart. О терпимости конфуцианства см. его темпераментное полемическое сочинение:

Sectarianism and religious persecution in China (Verh.

der Kon. Ak. van Wetensch. te Amsterdam, Afd. letterk.

N. Reeks IV, 1, 2). Об истории религиозных отношений

см. его статью в: Bd. VII des Archiv f. Rel.-Wissensch.

(1904). Ср. с рецензией на: Pelliot P. Bull, de l’Ecole franc,

de l’Extr. Orient III. 1903. S. 105. О даосизме см.: Pelliot

P. a. a. O. S. 317. О «Священном указе» основателя династии Мин (предшествовавшем «Священному указу»

1671 года) см.: Chavannes E. Bull, de ГЕс. fr. de l’Ext. Or.

III. 1903. S. 549 ff. Изложение конфуцианского учения

с точки зрения современной реформистской партии

70Кан Ювея: Chen Huan Chang. The economic principles of

Confucius and his school. New York: Columbia University,

1911). Влияние различных религиозных систем на

жизненные формы очень наглядно отражено в прекрасной статье: Grube W. Zur Pekinger Volkskunde //

Veroff. aus dem Kgl. Mus. f. Volkerk. Berlin VII, 1901.

Ср. с его же работой: Religion und Kultur der Chinesen.

О китайской философии см.: Grube W. в: Kultur der

Gegenwart. I, 5. Он же в: Geschichte der chinesischen

Literatur. Leipzig, 1902. Из миссионерской литературы

ценна работа, в которой воспроизведены многочисленные беседы: Edkins J. Religion in China. 3. Aufl., 1884.

Много ценного встречается также в работе: Douglas

R. К. Society in China. Остальную литературу см. в известных английских, французских и немецких журналах, а также в: Zeitschr. f. vergl. Rechtswissenschaft;

Archiv f. Rel.-Wissensch. В качестве наглядного введения в современную китайскую ситуацию см. дневники Ф. фон Рихтхофена, далее труды таких авторов, как

Lauterer, Lyall, Navarra и др. Литературу о даосизме

см. также в разделе VII.

Современное изложение истории Китая (в древности) см.: Conrady ?. в: Weltgeschichte. Band III // Hrsg.

von v. Pflugk-Harttung. 1911. Уже во время публикации

этого издания мне в руки попал новый труд де Гроота:

«Universismus». Die Grundl. d. Rel. u. Ethik, des Staatsw.

u. der Wiss. Berlin: Chinas, 1918. Из коротких вводных

очерков следует отметить небольшие брошюры одного из лучших знатоков предмета: Rosthorn Frhr. и.

Das soziale Leben der Chinesen. 1919; из более ранней

литературы такого рода см.: Singer J. Ueber soziale

Verhaltnisse in Ostasien. 1888.

Полезнее многих публикаций будет проработка

собрания императорских распоряжений имперским

чиновникам, десятилетиями публиковавшегося английскими интересантами под заголовком «Peking Gazette» (изначально — для внутреннего потребления).

71Подобная литература и переводные источники цитируются применительно к конкретным темам. Для

неспециалиста очень затруднительным является то

обстоятельство, что из документальных и монументальных источников переведена лишь незначительная часть. К сожалению, мое изложение не проверялось профессиональным синологом. Поэтому данный

раздел я публикую с большими сомнениями и оговорками.ГЛАВА I

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ

А. Город, правитель и бог

Деньги. — Города и гильдии. — Власть правителя и

концепция бога в сравнении с Передней Азией. — Центральный монарх как носитель харизмы и понтифик.

С доисторических времен Китай, в отличие от

Японии, был страной крупных городов, защищенных

крепостными стенами. Только в городах существовал культ канонизированного покровителя местности.

Правитель был в первую очередь владыкой города.

Даже в крупных государствах времен раздробленности в официальных документах для обозначения

«государства» продолжал использоваться иероглиф

«ваша столица» или «мой смиренный город». Еще

в последней трети XIX века окончательное подавление

выступлений мяо (1872) было закреплено принудительным синойкизмом, т. е. их коллективным переселением в города — совсем как в Древнем Риме примерно до III века. Налоговая политика китайских властей

в первую очередь благоприятствовала горожанам за

счет сельской округи.1 В Китае всегда была разви-

1

Такой вывод сделан в исследовании: Morse H. В. The Trade

and Administration of the Chinese. New York, 1908. P. 74. Действительно, отсутствие акцизов и налогообложения движимого имущества, очень низкие таможенные пошлины вплоть до Нового

времени, ориентация хлебной политики исключительно на интересы потребления — уже эти факты подтверждают правоту

данного суждения. При этом из-за своеобразия чиновничества

состоятельный торговец мог за деньги добиться практически

всего, что было в его интересах.

73та внутренняя торговля, обеспечивавшая потребности

огромных областей. Однако из-за преобладания аграрного производства денежное хозяйство вплоть до Нового времени вряд ли когда-либо достигало здесь уровня птолемеевского Египта. Это видно уже по распаду

денежной системы: в зависимости от времени и места

различался курс оборотной медной монеты к серебряным слиткам, штамповка которых находилась в руках

гильдий.1

Наряду с, казалось бы, современными элементами, китайская денежная система2 сохраняет крайне

архаичные черты. В иероглифе богатство до сих пор

присутствует элемент, обозначающий раковину (бэй).

Вероятно, еще в 1578 году денежную дань из Юньнаня

(рудной провинции!) выплачивали раковинами. Иероглиф «монета» означает «панцирь черепахи»,3 «шелковые деньги» (бу би) существовали, видимо, при ди-

1

Переход к этой системе (по образцу Гамбургского банка),

соответствующей нашим «банковским» валютам, был вызван

порчей монеты и эмиссией бумажных денег императорами, т. е.

являлся вторичным эффектом. О путанице в связи с резким

дефицитом медной монеты, приводившем к увеличению эмиссии местных банкнот, разнице ажио и спекуляции серебряными слитками и о неуклюжих мерах правительства говорится,

например, в сообщении, опубликованном в «Peking Gazette» от

2 июня 1896 года вместе с императорским указом. Лучше всего ситуация с деньгами показана в работе: Morse H. В. Trade

and Administration of the Chinese Empire. New York, 1908. Kap. V.

P. 119 ff. Ср. с Edkins J. Banking and prices in China. 1905. Из древней китайской литературы см.: Se Ma Tsien / Ed. E. Chavannes.

Vol. III. Kap. XXX.

2

Кстати, «деньги» обозначаются иероглифом дсо, «средство

обмена» (бао хо — полноценное средство обмена).

3

Помимо соответствующей главы в трудах: Morse H. В. Trade and administration of China; Edkins J. Chinese Currency. London, 1913, также см.: Biot E. N. Journ. Asiat. 3. Ser. 3. 1837, который в значительной мере опирается на Ma Дуанлиня. Уже во

время корректуры данной главы мне на глаза попалась ньюйоркская диссертация, в первой главе которой также содержится кое-что на эту тему: Wei W. P. The currency problem in China //

Stud, in Hist. Ec. etc. 59. New York, 1914.

74настии Чжоу, а выплата налогов шелком фиксируется

в разные эпохи.1 В древности функцию денег также

выполняли жемчуг, драгоценные камни, олово, и еще

узурпатор Ван Ман безуспешно пытался установить

(после 7 гОДа н. э.) денежную шкалу, в которой наряду с золотом, серебром и медью в качестве средств

платежа фигурировали панцири черепах и раковины.

Согласно не очень надежным источникам, рационалистический объединитель империи Шихуан-ди, напротив, разрешил чеканить лишь «круглые» монеты,

причем не только из меди, но и из золота (и и цяни),

безуспешно пытаясь запретить все остальные средства обмена и платежа. Серебро в качестве монетного металла впервые стало использоваться, видимо,

гораздо позже (при императоре У-ди, в конце II века

до н. э.), а в качестве средства выплаты налогов (для

южных провинций) — лишь в 1035 году. Причем, несомненно, в основном по техническим причинам. Золото намывалось, получить медь было изначально

относительно легко технически, а серебро, напротив,

добывалось только непосредственно в рудниках. Однако и техника горного дела, и техника чеканки монет

оставалась у китайцев на очень примитивном уровне.

Монеты, — производившиеся якобы с XII века до н. э.,

а на самом деле, вероятно, с IX века до н. э., — отливались, а не чеканились, и лишь примерно с 200 года до н. э. на них стали наносить письменные знаки.

Они легко подделывались и сильно различались по

содержанию — в гораздо большей мере, чем европейские монеты до XVII века (до ю % у английских крон).

Так, у 18 экземпляров одной эмиссии II века, согласно

оценке Э. Био, вес колебался между ?? и 4·?8 граммами, а у 6 экземпляров эмиссии 620 года — даже между

1

Видимо, здесь речь идет не о «шелковых», а о «лопатообразных деньгах»: иероглиф «ткань» в этом словосочетании

заменяет схожий по чтению иероглиф «лопата». — Примеч. ред.

752.5 и 4-39 граммами меди. Уже из-за этого они не могли быть стандартом денежного обращения. Запасы золота резко выросли благодаря захваченной татарами

добыче и так же быстро сократились. Поэтому раньше

золото и серебро встречались очень редко — несмотря на то, что серебряные рудники при определенной

технике добычи оставались пригодны для разработки.1 В повседневном обращении по-прежнему ходили

медные деньги. О гораздо большем обороте благородных металлов на Западе было хорошо известно хронистам, особенно в эпоху Хань. Ежегодно огромное число

караванов с полученным в качестве натуральной дани

шелком возвращались обратно с западным золотом.

(Встречаются римские монеты.) Однако его приток прекратился с концом Римской империи, и лишь во времена Монгольской империи ситуация опять улучшилась.

Изменения произошли лишь с началом сношений

с европейцами после открытия мексиканских и перуанских серебряных рудников, значительная часть

добычи которых шла в Китай в обмен на шелк, фарфор и чай. Несмотря на обесценивание серебра по от-

1

Геомантические суеверия, речь о которых пойдет ниже,

неоднократно (после каждого землетрясения) приводили к сворачиванию добычи. Забавным преувеличением является сравнение этих шахт с шахтами Потоси: Biot E. а. а. О. После Рихтхофена это прояснено окончательно. Добыча шахт в Юньнане

с ?8?? по примерно 1890 год должна была составлять лишь около 13 млн. таэлей (несмотря на относительно низкие отчисления

в размере 15 %). Уже в XVI веке (1556 год) случалось, что затраты

на открытие серебряной шахты составляли зо ооо таэлей, а добыча — около 28 500 таэлей. Многочисленные запреты на добычу свинца препятствовали добыче серебра в качестве побочного

продукта.

Скачать:TXTPDF

Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать бесплатно, Хозяйственная этика мировых религий: конфуцианство и даосизм Даосизм читать онлайн